Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, а также финансовых органов и институтов, которые осуществляют управление денежными потоками в стране. Поэтому, финансовая система рассматривается с двух сторон:
1) по внутреннему устройству и 2) организационной структуре.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Необходимость, содержание, структура и функции финансов……….….......5
2. Финансовая система…………………………………………………….……….7
3. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг...12
4. Теория налогообложения…………………………………………………….....17
Вывод……………………………………………………………………………….22
Задача №1…………………………………………………………………………..24
Задача №2…………………………………………………………………………..25
Задание №1…………………………………………………………………………26
Задание№2………………………………………………………………………….31
Литература………………………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

курсовая экономика 28.10.2011.docx

— 74.97 Кб (Скачать)

    – Межбанковская валютная биржа;

    – Фондовые биржи;

    – Финансовые посредники на рынке ценных бумаг.

     Финансовые органы и институты сгруппированы в 4 блока:

     1-й блок – это органы, которые функционируют в сфере бюджета государства.

(Министерство  финансов, КРС, налоговая служба).

     2-й блок  – это контрольно- регулирующие органы – Счетная палата и др.

     3-й блок  – это финансовые институты, которые работают на финансовом рынке (НБУ, коммерческие банки, МВБ, фондовые биржи и финансовые посредники, страховые компании).

     4-й блок – органы управления целевыми фондами.

   Финансовая система – сеть финансовых посредников и финансовых рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляется передача денег, кредитование и заимствование денежных средств.

   Функция финансовых систем состоит в согласовании различных целей сберегателей и заемщиков, что способствует росту сбережений и инвестиций. Сберегатели прежде всего стремятся к надежному и относительно безрисковому помещению своих денег, когда известная степень ликвидности (т. е. легкость доступа к своим деньгам) сочетается с получением долгосрочного дохода на вложенные средства, что позволяет им сохранять реальную ценность своего богатства и обеспечить себе текущий доход. Заемщикам в основном нужен доступ к различным суммам денег для осуществления текущих, среднесрочных и долгосрочных финансовых и капитальных вложений в условиях неустранимой неопределенности и высокой степени риска.

   Финансовые институты помогают согласовать различные потребности сберегателей и заемщиков, используя следующие способы:

    - объединение сбережений большого числа индивидов, что делает возможным предоставлением крупных займов,

    - создание диверсифицированного портфеля активов и выдача кредитов под разные цели с тем, чтобы добиться экономии от разнообразия, распределяя риск и в то же время поддерживая высокую прибыльность,

    - сочетание ресурсов множества сберегателей таким образом, чтобы дать отдельному индивиду возможность получить свои деньги назад по первому требованию ив то же время обеспечить стабильность вкладов как основу для долгосрочного кредитования.

    На рисунке 1. Показана роль  финансовой системы в макро  экономическом кругообороте (на  схеме не показан блок  “государство”,  который есть на рисунке 2.).  Из рисунка видно, что домохозяйства  обменивают текущую ценность  ссудного капитала на поток  будущих доходов в форме ссудного  процента. Фирмы, наоборот, получают  крупную сумму денег в обмен  на поток процентных выплат  финансовому посреднику. 
 
 
 

             Фирмы

        Кредит                               Процентные

        Расходы                                                        выплаты Доходы

домохозяйств домохозяйств

         Финансовая система                   

 
 Ссудный                             Ссудный

                                 капитал                                  процент     

                       Домохозяйства

       
 
 

 

         Рис. 1. Финансовая система в макроэкономическом  кругообороте.

   При анализе представленной схемы кругооборот следует иметь в виду, что на ней не показаны:

    а) возврат кредита фирмой и возврат ссуды домохозяйству. Считается, что кредит возвращается частями вместе с процентами, выплатами, а ссуда возвращается частями вместе со ссудным процентом;

    б) случай, когда фирма является кредитором, а домохозяйство – заемщиком (это случается нечасто);

    в) случай, когда ссудная сделка заключена между фирмой и домохозяйством без участия финансовых посредников. Например, когда физическое лицо непосредственно покупает у корпорации обыкновенную акцию – сертификат долевого участия в собственности корпорации.

  В схеме кругооборота с финансовой системой, в отличие от схемы кругооборота благ (см. рис. 2), денежные поступления и расходы каждого отдельного субъекта экономики могут существенно различаться. Так, для субъектов, возвращающих долги, они будут меньше расходов.

                                 

      Фирмы

 

 
  Расходы               Доходы                                             Расходы          Доходы

домохозяйств государств                           государств      домохозяйств

   Государство         
 

Домохозяйства
 

 

    Рис. 2. Схема кругооборота благ

  Принципы построения финансовой системы. Совокупность финансовых отношений и соответствующих им учреждений образует финансовую систему. К финансовым учреждениям относятся национальные и коммерческие банки, финансово – кредитные учреждения и финансовые не банковские посредники и др.

   Финансовая система включает следующие звенья: государственный и местный бюджеты, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные средства предприятий, организаций, фирм, различные специальные денежные фонды. Различают систему государственных (централизованных) и муниципальных (нецентрализованных) фондов. К первым относят финансы госбюджета, государственного имущественного и личного страхования, государственного социального страхования, государственно банковский кредит; ко вторым - денежные средства негосударственных фондов имущественного и личного страхования, финансовых предприятий (фирм, организаций, отраслей).

   Основными принципами построения финансовой системы государства являются принципы демократического централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти права на мобилизацию и использование преобладающей части финансовых средств национальной экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечивать общенациональные цели (оборону, космос, внешние государственные отношения). Источником их финансирования является государственный бюджет. Местные органы власти осуществляют финансирование школ, жилищного строительства, охрану общественного порядка и т.д.

   Мероприятия государства по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию составляют финансовую политику. Она включает фискальную политику, т. е. деятельность государства в области регулирования государственных расходов и налогообложения, и бюджетную политику, направленную на регулирование бюджета. Финансовая политика осуществляется с помощью различных финансовых инструментов: субсидий, дотаций, трансфертов, налогов, таможенных пошлин.

   Направление финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Общей тенденцией сегодня является повышения роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему. Это связанно с ростом расходов на поддержание уровня доходов, на программы по социальному обеспечению и т. д. 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг. 

    Центральное место государственных  финансов занимает государственный  бюджет.

   Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания правительственного аппарата, вооруженных сил, также выполнения необходимых социально – экономических функций. Прежде всего, в бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются: на расходы по государственному управлению; на военные расходы; расход  на социально – экономические цели; расходы на хозяйственную деятельность государства; расходы по осуществлению внешнеэкономической деятельности.

    К числу важнейших статей государственных  расходов относятся затраты, связанные  с созданием наиболее благоприятных  предпосылок для функционирования  производственных секторов экономики.  Все более значительное место  занимают и расходы на создания  объектов социальной инфраструктуры, в первую очередь – на образование  и здравоохранение.

    Значительный удельный вес продолжают  занимать военные расходы. Рассматривая  военные расходы, необходимо учитывать  не только прямые, но и косвенные  затраты, к числу которых относятся  выплаты процентов по военным  долгам, пенсии и пособия инвалидам  воин, ветеранам и т. д. 

    Основным звеном финансовой системы  является государственный бюджет. Как экономическая категория  он представляет собой совокупность  финансовых отношений, возникающих  между государством и физическими  лицами по поводу формирования, распределения, перераспределение  и использования фонда денежных  средств государства.

      По внешней форме госбюджет – это ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства, его основной финансовый план.

     Сущность госбюджета наиболее полно проявляется в следующих функциях:

    1) перераспределение национального дохода. Через госбюджет происходит перераспределение более половины национального дохода и 3/4денежных средств.  Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и обеспечивать выполнения программ экономического и социального развития страны; 

      2)вмешательство в процесс воспроизводства, в результате чего государство поддерживает отдельные отрасли национальной экономики;

    3)осуществление государственной социальной политики, направленной на поддержание социальной справедливости в обществе;                                                                  

     4)обеспечение внутренней и внешней безопасности;

      5)содержание аппарата управления.

     Структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности и зависит от уровня социально-экономического развития государства, его административно-территориального устройства, принципов функционирования экономической системы других факторов. 

     Доходы государства в количественном выражении представляют собой долю  государства созданном национальном доходе. На их абсолютную величину и удельный вес оказывают влияние, как объём национального дохода так и задачи, стоящие перед государством. 

      Основным источником формирования финансовых ресурсов государства являются денежные доходы сферы материального  производства и так часть, которая выступает в форме чистого дохода предприятий. Способы аккумуляции этих доходов различны и зависят от задач, стоящих перед государством.

        Доходная часть складывает преимущественно  за счёт налоговых поступлений  от юридических и физических  лиц. Основное место занимают  налог на добавленную стоимость,  акцизы, налог  на доходы и  прибыль, Чрезвычайный налог,  таможенные пошлины, сборы и другие налоги, неналоговые поступления. Первые три вида налогов формируют госбюджет более чем 80%.

Информация о работе Финансовая система