Финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы курсовой работы также определяется необходимостью рассмотрения направлений развития финансовой системы Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста.
Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
1 Финансовая система страны как основа национальной экономики 5
1.1 Финансовая система государства и ее структура 5
1.2 Звенья финансовой системы страны 7
1.3 Сфера финансовой системы страны 12
2 Финансовая система РФ 17
2.1 Этапы развития ФСРФ 17
2.2 Современное состояние финансовой системы РФ 26
2.3 Проблемы ФС РФ 32
3 Существующие рекомендации по совершенствованию финансовой системы РФ 34
3.1 Направления совершенствования финансовой системы в РФ 34
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России 36
Заключение 42
Список использованных источников 45

Файлы: 1 файл

ФС государства.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

В кратко- и среднесрочном плане массовое финансирование возможно, на наш взгляд, на основе банковского кредита. Должная финансовая трансформация силами финансового рынка в современных российских условиях проблематична.

Развитие доступного банковского кредитования также ограничивается действием целого ряда факторов, для элиминирования которых (в условиях ограниченных возможностей ускоренной капитализации банковского сектора) необходима в первую очередь корректировка сложившегося режима денежного предложения и создание механизмов рефинансирования коммерческих кредитов, а также государственная поддержка элементов инфраструктуры рынка, облегчающих структуризацию долга реальной экономики.

Акцент на развитие банковского кредита не отрицает внимания к проблемам финансового рынка. Во-первых, крупнейшие российские компании и отчасти новые высокотехнологичные производства могут и должны получать финансирование с рынка, кроме того, для них важна его индикативная функция. Во-вторых, есть большая группа финансовых агентов, изначально ориентированных на рынок, это, прежде всего, финансовые институты с иностранным капиталом и нарождающийся слой российских институциональных инвесторов. И наконец, в-третьих, в рамках долгосрочной стратегии рынок, действительно, - основа финансового перераспределения [31].

Формирование основных характеристик федерального бюджета на 2008-2010 годы основывалось на изложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах» положениях бюджетной стратегии на среднесрочную перспективу, ориентированной на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов [35].

Появление одной из основных особенностей федерального бюджета на 2008-2010 годы вызвано сильной зависимостью экономики и бюджета от сырьевого сектора, которая создает серьезные макроэкономические риски. Поступления из нефтегазового сектора обеспечили в 2005 году около 38% от доходов консолидированного бюджета и 50% от доходов федерального бюджета (без учета погашения налоговой задолженности). Перед началом финансового кризиса благодаря благоприятной конъюнктуре на мировом рынке нефти в Стабилизационном фонде продолжалось накопление средств – на начало 2007 года его объем составил 8,7% ВВП. Механизм Стабилизационного фонда может служить страховым резервом. Для этого действующему в настоящее время Стабилизационному фонду недостает более полного зачисления конъюнктурных доходов бюджета: в первую очередь, вывозных пошлин на нефтепродукты и вывозных пошлин на природный газ. Для обеспечения долгосрочной сбалансированности создается Фонд будущих поколений. Общая величина таких доходов в долгосрочной перспективе по своей природе ограничена [34].

Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.

Важный фактор, который необходимо учитывать при оценке принципов бюджетной политики на долгосрочную перспективу, составляет предстоящее снижение бюджетных поступлений из нефтегазового сектора в результате следующих тенденций:

1) В ближайшие несколько десятилетий физический объем добычи и экспорта нефти и газа будет намного уступать темпам роста ВВП, составляя не более 2% в год. Это приведет к сокращению доли нефтегазового сектора в ВВП. По оценкам Минэкономразвития России, указанная доля сокращается с 21% в 2006 году до 14,9% в 2010 году. Тенденция сокращения нефтегазового сектора в ВВП продолжится и в последующие годы.

2) Продолжение в среднесрочной  перспективе повышения курса  рубля (хотя и более медленными  темпами, чем в предыдущие годы).

3) Прогнозируемое снижение цен на нефть с 61 долл. США в 2006 году и 55 долл.США в 2007 г. до 50 долл.США в 2010 году.

В результате существенно сокращаются нефтегазовые доходы федерального бюджета. Так, если в 2007 году нефтегазовые доходы бюджета оцениваются в размере 8,2% ВВП, то в 2010 г. по прогнозам - они сокращаются до 5,3% ВВП.

Согласно долгосрочному прогнозу, к 2025 году поступления в федеральный бюджет могут сократиться за счет перечисленных факторов (даже при сохранении относительно высоких цен на нефть 40-50 долл. США в ценах 2006 года) до уровня менее 4%ВВП. Выпадающие доходы будут лишь в незначительной степени компенсироваться увеличением базы ненефтегазовых доходов и планируемым повышением собираемости налогов. Таким образом, ожидаемые доходы федерального бюджета при нынешнем налоговом законодательстве упадут с нынешнего уровня к 2020 г. примерно на 4,5 п.п. ВВП, для чего потребуется комплекс мер, связанных с повышением налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного долга. Использование концепции «ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость [29].

Величина Резервного фонда составляет 10% ВВП, что позволит обеспечить выполнение бюджетных обязательств при снижении цены на нефть с 45 до 30 долл. США в течение трех лет.

Величина Фонда будущих поколений на начало 2011 года составит 1,3% ВВП.

Формирование доходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года осуществлялось на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 и на период до 2010 года, основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2008 год и на период до 2010 года и оценки поступлений доходов в федеральный бюджет в 2007 году. Доходы федерального бюджета в 2007 году оказались на уровне 6249,2 млрд. рублей или 20,38% к ВВП. Изменение основных макроэкономических показателей 2007 года приведены в Приложении Е.

При формировании проекта бюджета учитывалось налоговое законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, вступающие в действие с 2008 года.

Формирование доходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года осуществлялось на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации и планируемых изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, учитывало преобразование Стабилизационного фонда Российской Федерации в Резервный фонд и Фонд будущих поколений, исходя из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд будущих поколений будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета [30].

Указанное выше разделение потребовало иного структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы.

При формировании нефтегазовых доходов на 2008 год и на период до 2010 года были учтены следующие перечисления: от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (в части доходов федерального бюджета); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти.

Планируемые нефтегазовые доходы федерального бюджета составили: в 2008 году – 2 465,7 млрд. рублей (7,07% к ВВП), в 2009 году и 2010 году ожидаются 2385,8 млрд. рублей (6,04% к ВВП) и 2378,2 млрд. рублей (5,35% к ВВП) соответственно.

Изменение макроэкономических факторов в целом приводит к снижению доходов федерального бюджета на 469,6 млрд. рублей

Оценивая перспективы среднесрочного развития российской экономики в целом, следует отметить, что если парадигма современной экономической политики не изменится, то это неизбежно повлечет за собой резкое снижение темпов роста российской экономики (2,5-3,0% в год) вследствие исчерпания потенциала восстановительного роста и отсутствия импульсов для механизмов самодействия. Остаточный потенциал восстановительного роста, оцениваемый авторами в 5-6%, и 2-3-процентный потенциал, генерируемый сделанными инвестициями, будут исчерпаны в течение ближайших 1,5-2 лет. В лучшем случае, к этому может добавиться 3-4% потенциального прироста за счет снижения налогового бремени, что, впрочем, далеко не очевидно, поскольку в российской экономике до сих пор отсутствуют механизмы трансформации дополнительных доходов в эффективный спрос.

В итоге 3 главы можно сказать, что преодоление кризисных явлений в финансовой системе может быть достигнуто на основе роста промышленного и сельскохозяйственного производства. Для решения этой глобальной проблемы необходима корректировка курса экономического развития страны, разработка плана восстановления народного хозяйства.

 

Заключение

 

Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы.

Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.

Как показал проведенный в работе анализ основных параметров действующей в настоящее время в Российской Федерации финансовой системы, по своим основным — внешним — характеристикам она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации — это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Что же касается внутреннего устройства и основных принципов действия финансовой системы Российской Федерации, то они мало изменились со времени господства командно-административных методов управления и, как представляется, не полностью соответствуют задачам эффективной финансовой деятельности государства в условиях рыночной экономики. Подтверждением тому могут служить финансовые кризисы 1996 и 1998 годов, внедрение в экономическую практику государства всевозможных «нетрадиционных» способов расчетов субъектов бюджетно-финансовых отношений с федеральным бюджетом и т.п.. Появление последних, кстати, говорит о том, что государственная власть, во-первых, создает неравные условия для конкуренции, что недопустимо с точки зрения цивилизованного рынка, а во-вторых, сама признает неэффективность действующей системы налогообложения, кредитования и т.п., не позволяющей предпринимателям спокойно работать в заданных условиях.

Среди существенных недостатков действующей финансовой системы можно назвать, в частности, следующие:

— ориентацию кредитно-финансовой политики государства не на интересы населения России, повышение его благосостояния, а на интересы самого государства и безубыточность работы кредитных организаций.

Так, в стране не созданы условия для увеличения накоплений, которые могли бы составить основной финансовый резерв экономики, для укрепления доверия масс к стабильности банковской системы, для повышения производительности труда. В результате реальный сектор экономики, т.е. тот, в котором, собственно, и происходит создание прибыли (национального дохода) остается заложником финансово-кредитной политики Правительства и Центрального Банка РФ;

— отсутствие сбалансированности и достаточной прозрачности в расходовании бюджетных ресурсов (в частности, средств, направляемых на «военные» расходы, на кредитование зарубежных государств и др.. Соответствующие приложения к федеральному бюджету остаются засекреченными);

— нерешенность двойственной проблемы: сохранения достаточно высокого уровня инфляции, систематического повышения цен на товары и услуги для населения — с одной стороны, и насыщения реального сектора экономики денежной массой, — с другой стороны.

Следовательно, все названные проблемы еще требуют своего осмысления и соответствующего решения в рамках цивилизованного финансово-экономического и правового регулирования.

 

Список использованных источников

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ // ИПС Консультант Плюс
  2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ // ИПС Консультант Плюс
  3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 395-1 URL: http://www.rg.ru/1996/02/10/o-bankax-dok.html//ИПС Консультант Плюс

4.Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 394-1.текст с изм. и доп. на 2008 г. - М.: Эксмо, 2008. – 90 с 5.Бабич А.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит.А.М. Бабич, Л.Н. Павлова – М., 2010. – 340 с.

6.Базылева Н.И. Экономическая теория.Н.И. Базылева, С.П. Гурко – М.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2006. – 240 с.

7.Блуцевская, Ю.А. Финансовые потоки между основными секторами экономики.Ю.А. Блуцевская - М.: «Юрайт» 2008.-230с.          

8.Дробозина Л.А. Финансы – М: Просвещение, 2009г.-527 с.

9.Дробозина Л.А. Финансы. Л.А. Дробозина - М., 2007.- 140 с.

10.Казак А.Ю. Сергеев Л.И. Финансы. А.Ю.Казак, Л.И. Сергеев - М.: «Дело и Сервис», 2008. – 210 с.

Информация о работе Финансовая система РФ