Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 17:18, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть основные монополии в России.
Задачи работы:
1. Определить сущность понятия естественная монополия в рамках современной теории.
2. Определить роль естественной монополии в современной экономике.
3. Рассмотреть реформирование естественных монополий.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теория монополий……………………………………………………….6
1.1 Понятие монополии. Виды монополий и их характеристика…………...6
1.2 Естественная монополия. Характеристика……………………………….7
1.3 Роль, значение естественных монополий………………………………...8
1.4 Способы регулирования естественных монополий…………………….11
Глава 2 Естественные монополии в России……………………………………14
2.1 Возникновение и развитие монополий в России……………………….14
2.2 Естественные монополии в современной экономике………………….17
2.2.1 Электроэнергия……………………………………………...17
2.2.2 Нефтегазовая промышленность…………………………….24
2.2.3 Железнодорожный транспорт………………………………29
2.3 Реформирование естественных монополий в России…………………30
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………36
Конкурентная модель. Выживание конкурентных фирм зависит от эффективности их деятельности. Однако конкуренция может лишать фирмы прибыли – основного источника для разработки новой техники или новой продукции. Прибыли от НТП могут быть недолговечными для осуществляющего нововведения конкурирующего производителя. Фирма в конкурентной отрасли, внедряющая нововведения, нередко становится свидетелем того, что многие её конкуренты вскоре начинают дублировать или копировать любую техническую новинку. Практически они будут считать вознаграждения, но не затраты на НТП.
Монополистическая модель. Благодаря барьерам для вступления в отрасль монополист может постоянно получать значительные экономические прибыли. Отсюда чистый монополист будет иметь больше финансовых ресурсов для НТП, чем конкурентные фирмы. Но как насчет стимулов чистого монополиста к техническому прогрессу?
Существует довод, который указывает на то, что вследствие отсутствия конкурентов у чистой монополии нет автоматического стимула к НТП. Следовательно, монополист может позволить себе быть неэффективным и вялым. Острое соперничество конкурентного рынка наказывает неэффективных. Неэффективный чистый монополист не встречает этого наказания просто потому, что у него нет конкурентов. У монополий есть все основания довольствоваться существующим положением.
Монополии, обогащаясь за счет остальной части общества, имеют меньше стимулов для НТП, но больше капитала для его осуществления.
Чтобы лучше понять естественные монополии и их роль в рыночной экономике, рассмотрим:
Ценовая дискриминация имеет место, когда данный продукт продается по более низкой или высокой цене, и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках. Экономические последствия ценовой дискриминации, по существу, двойственны. Первое: Неудивительно, что монополист будет способен увеличивать свои прибыли, занимаясь ценовой дискриминацией. Второе: при всех остальных равных условиях дискриминирующий монополист будет производить больший объём продукции, чем не занимающийся дискриминацией монополист.
1.4 Способы регулирования
Естественная монополия должна быть однозначно отнесена к разряду регулируемых монополий, поскольку уникальная ситуация естественной монополии не является социально – благоприятной, содержит в себе все опасности присущие в целом монопольной организации рынка (ограничение выпуска продукции и установление более высоких цен, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов; снижение жизненного уровня населения; замедление НТП и другие и, следовательно, требует государственного вмешательства в целях достижения баланса интересов естественного монополиста и неопределенного множества потребителей его продукции.
Большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию. Цена (тариф), которую назначают коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электричества, называется общественно оптимальной ценой. Она определяется правительственными регулирующими комиссиями или управлениями. Если целью регулирующей комиссии является достижение эффективности распределения ресурсов, то ей следует попытаться законодательно установить эту (максимальную) цену, равную предельным издержкам. Это цена, при которой достигается эффективность распределения ресурсов. Вероятно, что цена, которая равняется предельным издержкам, будет такой низкой, что средние валовые издержки не покрываются. Неизбежным результатом являются убытки. Причина этого заключается в основной черте услуг, или продукта естественных монополий. Так как они необходимы, чтобы удовлетворять «пиковые» требования (как ежедневно, так и посезонно) на их продукт или услугу, они имеют тенденцию располагать значительной избыточной производственной мощностью, когда спрос является относительно «нормальным». Высокий уровень инвестирования в эти отрасли означает, что издержки производства на единицу будут снижаться в долговременном периоде. Поэтому просто навязать общественно оптимальную цену регулируемому монополисту означало бы убытки в краткосрочном периоде – банкротство. Что же делать? Одним из вариантов является субсидия, достаточная для того, чтобы покрыть убыток, который повлек бы за собой ценообразование на основе предельных издержек. Другим – ценовая дискриминация, в результате которой дополнительный доход, полученный таким образом, позволит фирме покрыть издержки. На деле регулирующие комиссии придерживаются третьего варианта: они склонны отступать от цели достижения эффективности распределения ресурсов и ценообразования на основе предельных издержек и устанавливать цены, обеспечивающие «справедливую прибыль». Цена, обеспечивающая «справедливую прибыль» равна средним издержкам. Общественно-оптимальная цена устанавливается там, где кривые спроса и предельных издержек пересекаются: цена, обеспечивающая «справедливую прибыль», устанавливается там, где пересекаются кривые спроса и средних издержек. Подобно конкурентному продавцу чистый монополист будет максимизирвать прибыли путем уравнивания предельного дохода и предельных издержек. В результате регулирования цен можно одновременно снизить цену, увеличить объем производства и сократить экономические прибыли монополий.
Подход самого государства к вопросу о том, требуют ли и оправдывают ли определенные условия введение регулирования, имеет тенденцию меняться не только в результате развития рынка, но и в зависимости от происходящих политических, экономических и технологических сдвигов. Согласно теоретическим разработкам в области экономической теории, регулирование может принимать различные формы. Ключевое различие происходит между прямым и косвенным регулированием. Прямое регулирование включает любую меру или действие, непосредственно направленное на рыночного агента, в то время как косвенное регулирование охватывает все, что влияет на экономические и рыночные условия, общие для всех реальных и потенциальных участников.
Существует разделение на способы и формы регулирования. Рассмотрим эти два вида классификации регулирования.
Наиболее распространены три формы государственного регулирования:
· структурное регулирование. Определяет, каким компаниям предоставляется право, или на какие компании накладывается обязательство участвовать в определенных видах деятельности; устанавливает потребности в создании новых инфраструктур; распределяет лицензии на введение распределения и прочие;
· регулирование поведения. Осуществляется напрямую – через установление цен или тарифов или косвенно – через налоговую политику и политику субсидий. В целом данная форма регулирования включает меры, принимаемые государством для контроля за поведением фирмы;
· регулирование через систему стандартов. Используется в таких вопросах, как социальная политика, охрана окружающей среды, безопасность, которые не могут найти прямого разрешения через рынок.
Отрасль естественной монополии требует от государства определенных мер для обеспечения эффективности производства и размещения ресурсов. Центральным и наиболее сложным в экономическом и политическом отношении было и остается регулирование цен. Основные способы регулирования:
1) эффективное ценообразование.
Предполагает установление цены на уровне предельных издержек, должно имитировать условия равновесия при совершенной конкуренции. При этом на рынке складывается парето – эффективное равновесие. Недостаток этого способа состоит в том, что поскольку из-за субаддитивности издержек естественного монополиста цена, равная предельным издержкам, всегда оказывается ниже средних издержек производства. Это приводит к убыткам монополиста и к необходимости его субсидирования со стороны государства;
2) справедливое ценообразование.
Принципом установления социально справедливой цены служит максимизация выигрыша потребителей при условии безубыточной деятельности естественной монополии. Этому соответствует установление цены на уровне средних издержек. Естественный монополист не получает прибыли, но и не несет убытков. Недостатки: непрозрачность информации об уровне издержек и невозможность расширения воспроизводства;
3) ценообразование с нормальной прибылью.
Государство определяет для естественного монополиста норму рентабельности к издержкам на уровне определенной доли m от затрат. Недостаток: монополист перестает минимизировать издержки, и весь предельный анализ перестает работать, так как предельные и средние издержки, на основе которых строились принципы регулирования, теряют смысл;
4) предельные цены.
Установление предельной цены выше средних издержек, теоретически это поможет избежать недостатков предыдущего метода. Этот способ является одним из многообещающих с точки зрения эффективности использования ресурсов;
5) предельная норма отдачи на капитал.
Прямое или косвенное регулирование цен на продукцию естественной монополии может быть заменено контролем над нормой отдачи на капитал. Этот метод оказывает существенное побочное воздействие на инвестиционные решения регулируемой естественной монополии.
Как мы видим, ни один из рассмотренных методов регулирования не может считаться однозначно приводящим к росту общественного благосостояния. Это побуждает к пересмотру традиционных подходов и поиску новых схем функционирования естественных монополий.
Способы регулирования естественных монополий изменяются и с течением времени. Меняется экономическая и политическая политика, изменяются и методы регулирования. Так же хотелось бы отметить, что способы регулирования естественных монополий в разных странах несколько разнятся, что объясняется различным уровнем экономического развития и разными социально-экономическими курсами стран.
ГЛАВА 2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ
2.1 Возникновение и развитие монополий в России.
В России, как и в каждой стране, издавна существовали регалии или государственные монополии, на производство важных групп товаров – соляная монополия, монополия на выделку пороха, тиражирование календарей и т. п. В 1895 г. в виде опыта в четырех сибирских губерниях была введена винная монополия, распространившаяся затем на всю Россию. Кроме нее, к началу XX в., осталась лишь специальная монополия на игральные карты.
Но "недостаток" государственных монополий вполне дополнялся заботой правительства о крупном частном капитале.
Так, в начальный период развития крупной русской промышленности, когда перед правительством стояла задача создания в стране новых производств, распространенной мерой поощрения фабрикантов было предоставление им (зачастую – иностранцам) монополии производства на определенный период. Особенно характерна была подобная практика для правления Елизаветы I . Например, по просьбе Чемберлина и Козенса, учредителей первой петербургской ситцевой фабрики, в 1753 г. на 10 лет было запрещено устройство ситцевых фабрик во всей Империи. В том же году аналогичную привилегию получил купец Федотов, устроивший в Москве фабрику сусального золота и серебра. В некоторых случаях влиятельные фабриканты добивались даже закрытия ранее устроенных фабрик, конкурировавших с их собственными.
Однако уже при Екатерине II промышленная политика значительно изменилась. Императрица неоднократно указывала устно и письменно на вред монополий и преимущества мелкой промышленности перед крупной. И правительственная программа уже была нацелена на поощрение кустарной промышленности и уничтожение фабричных монополий.
Но с начала XIX в. со стороны российского правительства наблюдается определенная двойственность в отношении крупной промышленности: с одной стороны, резкое ее порицание в экономических трактатах и официальных документах (особо резко высказывался, например, граф Е. Ф. Канкрин, министр финансов в 1823-1844 гг.), а с другой стороны, поощрение на практике. Так, введенный при Николае I запретительный тариф (тем же самым Канкриным), крупные денежные субсидии фабрикантам, строительство дорогостоящих "образцовых заведений" и т. п., несомненно шло на пользу крупным промышленникам.
С 1878 г. до конца XIX в. практически во всех основных отраслях русской промышленности наблюдалась сильная концентрация производства. К этому времени и относится образование первых отечественных монополистических объединений.
Особенно заметно процесс
концентрации и образования
С 1906 г. в России существовал так называемый "Совет съездов представителей промышленности и торговли", самая сильная и влиятельная экономическая организация крупной буржуазии, имевшая обширные связи как в правительстве, так и в Государственной думе.
Вообще говоря, в российском
дореволюционном
По существу, политика ограничения
производства и роста цен, проводимая
русскими монополиями, поддерживалась
самим правительством. Так, в самом
начале XX в. был учрежден специальный
комитет по распределению
Информация о работе Естественные монополии в современной Российской экономике