Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 17:18, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть основные монополии в России.
Задачи работы:
1. Определить сущность понятия естественная монополия в рамках современной теории.
2. Определить роль естественной монополии в современной экономике.
3. Рассмотреть реформирование естественных монополий.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теория монополий……………………………………………………….6
1.1 Понятие монополии. Виды монополий и их характеристика…………...6
1.2 Естественная монополия. Характеристика……………………………….7
1.3 Роль, значение естественных монополий………………………………...8
1.4 Способы регулирования естественных монополий…………………….11
Глава 2 Естественные монополии в России……………………………………14
2.1 Возникновение и развитие монополий в России……………………….14
2.2 Естественные монополии в современной экономике………………….17
2.2.1 Электроэнергия……………………………………………...17
2.2.2 Нефтегазовая промышленность…………………………….24
2.2.3 Железнодорожный транспорт………………………………29
2.3 Реформирование естественных монополий в России…………………30
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………36
1998–2004 гг. Хорошая ресурсная база, эффективные мощности по переработке сырья и профессиональное руководство определили высокие темпы развития компании. Руководство «Сибнефти» проделало значительную работу по модернизации производства, внедрению современных технологий и оптимизации бизнес-процессов. Благодаря реализации активной политики по наращиванию активов была значительно расширена география добычи (Томская, Омская области) и сбытовая сеть в регионах России (Свердловская область, Тюменская область, Красноярский край, Санкт-Петербург, Москва). Среди крупнейших приобретений компании в этот период — покупка 49,9% акций ОАО «НГК «Славнефть», ведущей добычу нефти и газа на территории Западной Сибири и Красноярского края.
2005 г. Контрольный пакет акций ОАО «Сибнефть» (75,68%) приобретен Группой «Газпром». 13 мая 2006 года компания была переименована в Открытое акционерное общество «Газпром нефть». На первый план в развитии компании вышли стратегические задачи завоевания позиций глобальной компании, обладающей регионально диверсифицированным пакетом активов по всей цепочке создания стоимости.
2006 г. «Газпром нефть» вышла на розничный рынок Средней Азии, учредив дочернее общество «Газпром нефть Азия» , реализующее нефтепродукты компании в Кыргызстане, Таджикистане и Казахстане.
2007 г. В структуре компании созданы бизнес-единицы по отдельным направлениям деятельности: «Газпромнефть Марин Бункер», «Газпромнефть — смазочные материалы» и «Газпромнефть-Аэро». В целях дальнейшего расширения ресурсной базы в декабре 2007 года «Газпром нефть» приобрела 50% акций компании «Томскнефть» (ВНК), осуществляющей добычу нефти и газа на территории Томской области и Ханты-Мансийского автономного округа.
2008 г. ОАО «Газпром нефть», ОАО «Роснефть», ОАО «Лукойл», ТНК-ВР и ОАО «Сургутнефтегаз» подписали Меморандум о взаимопонимании, который предусматривает сотрудничество и совместное участие в проектах в Венесуэле и на Кубе в рамках «Национального нефтяного консорциума».
2009 г. «Газпром нефть» наращивает ресурсную базу и мощности по переработке нефти за счет приобретения новых активов: компании «Нефтяная индустрия Сербии» (NIS) и контрольного пакета акций Sibir Energy, увеличив долю владения Московским нефтеперерабатывающим заводом и получив доступ к разработке Салымских месторождений. В апреле 2009 года компания закрыла сделку по приобретению у Chevron Global Energy завода по производству масел и смазок Chevron Italia S.p.A. в городе Бари (Италия). Значительным событием в жизни Компании становится запуск масштабной программы ребрендинга сети АЗС «Газпромнефть».
2010 г. «Газпром нефть» активно расширяет свое присутствие на глобальном нефтегазовом рынке. Подписан контракт на разработку месторождения Бадра в Ираке, приобретена доля в геологоразведочном проекте на шельфе Кубы. Кроме того, в 2010 году «Газпром нефть» назначена компанией-лидером проекта «Хунин-6» в Венесуэле. Также компания продолжила выход на новые топливные рынки за пределами России — была приобретена розничная сеть из 20 АЗС и 9 земельных участков в Казахстане. Компания увеличивала и свое присутствие на российском рынке, став участником проекта по разработке перспективных месторождений на севере ЯНАО, лицензии на разработку которых принадлежат ООО «СеверЭнергия». В феврале завершена сделка по приобретению компании «СТС-Сервис» — подразделения шведской компании Malka Oil, осуществляющей деятельность в Западно-Лугинецком, Нижнелугинецком и части Шингинского месторождений Томской области.
2011 г. «Газпром нефть» существенно увеличила производственные показатели за счет повышения эффективности разработки существующих месторождений и приобретения новых активов. Компания выкупила 5,15% акций сербской NIS, доведя свою долю в ней до 56,15%, стала единственным акционером Sibir Energy и приобрела первые активы в Оренбургской области — Царичанское и Капитоновское месторождения, а также Восточную часть Оренбургского месторождения. Было начато бурение на месторождении Бадра в Ираке. Компания наладила выпуск топлив 4-го экологического класса на своих НПЗ, запустила в продажу новое моторное топливо премиум-класса под брендом G-Drive через собственную сеть АЗС. За счет выхода на рынок Южного федерального округа России была расширена география присутствия АЗС «Газпромнефть».
2012 г. «Газпром нефть» занимает лидирующие позиции в России по темпам роста добычи углеводородного сырья и переработки нефтепродуктов, а также лидирует по ряду показателей эффективности. Компания начала добычу нефти в рамках опытно-промышленной эксплуатации крупных новых месторождений на севере ЯНАО — Восточно-Мессояхском и Новопортовском. Введена в промышленную эксплуатацию первая очередь Самбургского НГКМ, принадлежащего российско-итальянской компании «СеверЭнергия», где «Газпром нефть» контролирует 25%. Продолжилось формирование и развитие нового добывающего кластера в Оренбургской области. Также компания вошла в новые проекты по разведке и разработке запасов углеводородов на территории Ирака. Московский НПЗ перешел на производство автомобильных бензинов 4-го экологического класса, на Омском НПЗ начато производство бензинов классов Евро-4 и Евро-5, а также дизтоплива класса Евро-5. «Газпром нефть» приступила к развитию сбытовой сети под брендом «Газпромнефть» на территории Украины, а также в Европе (Сербии и Румынии) — под брендом GAZPROM.
В структуру «Газпром нефти» входят более 70 нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и сбытовых предприятий в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Компания перерабатывает порядка 80% добываемой нефти, демонстрируя одно из лучших в российской отрасли соотношений добычи и переработки. По объему переработки нефти «Газпром нефть» входит в тройку крупнейших компаний в России, по объему добычи занимает четвертое место.
«Газпром нефть» ведет работу в крупнейших нефтегазоносных регионах России: Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Томской, Омской, Оренбургской областях. Основные перерабатывающие мощности компании находятся в Омской, Московской и Ярославской областях, а также в Сербии. Кроме того, «Газпром нефть» реализует проекты в области добычи за пределами России — в Ираке, Венесуэле и других странах.
Продукция «Газпром нефти» экспортируется в более чем 50 стран мира и реализуется на всей территории РФ и за рубежом через разветвленную сеть собственных сбытовых предприятий. В настоящее время сеть АЗС компании насчитывает почти 1750 станций в России, странах СНГ и Европы.
Доказанные запасы углеводородов по классификации SPE (PRMS) компании составляют 1,34 млрд тонн нефтяного эквивалента (н.э.), что ставит «Газпром нефть» в один ряд с 20 крупнейшими нефтяными компаниями мира.
«Газпром нефть» в цифрах
(по данным на 31 декабря 2013 г.)
Показатель |
2013 |
Изменение |
Чистая прибыль, млрд руб. |
177,92 |
+0,9% |
Доказанные запасы углеводородов по классификации PRMS (SPE), млн тонн н.э. |
1 343 |
+11,9% |
Воспроизводство запасов |
333% |
|
Добыча углеводородов (с учетом доли в добыче зависимых обществ), млн тонн н.э. |
62,26 |
+4,3% |
|
||
Переработка нефти, млн тонн |
42,6 |
-1,6% |
Реализация нефтепродуктов в РФ, млн тонн |
25,8 |
+2,7% |
|
||
Объем продаж через премиальные каналы сбыта - мелкий опыт и собственная сеть АЗС, реализация авиакеросина и бункеровка, млн тонн |
24,0 |
+4,8% |
|
| |
Объем продаж через АЗС, млн тонн |
9,22 |
+13,7% |
Среднесуточная реализация через одну АЗС по России, тонн в сутки |
19,0 |
+7,8% |
Экспорт нефтепродуктов, млн тонн |
16,8 |
+2,5% |
Среднесписочная численность персонала, тыс. человек |
56 |
+2% |
2.2.3 Железнодорожный транспорт.
Главным предприятием в сфере железнодорожного транспорта является ОАО «РЖД». Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:
Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в евро-азиатскую транспортную систему.
Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
Стратегические цели компании:
2.3 Реформирование естественных монополий в РФ
С необходимостью реформирования
основных субъектов естественных монополий
– Газпрома, РАО «ЕЭС», Министерства путей
сообщения – согласны все. Эти гигантские
организации, контролирующие значительную
часть природного и экономического потенциала
страны и огромные активы, унаследованные
ими с советского периода, отличаются
крайне малой прозрачностью, низкой эффективностью
и высокими ценами на производимые ими
продукты и услуги.
Финансы этих гигантских компаний (на
самом деле это своего рода гиперкомпании-холдинги,
в принципе неспособные реально контролировать
хозяйственную деятельность своих низовых
подразделений и дочерних структур) остаются
крайне непрозрачными не только для внешних
наблюдателей, но и для совладельцев-акционеров.
Это касается как издержек, так и финансовых
потоков, анализ которых затруднен сложной
и во многом запутанной системой внутреннего
учета, перекрестным субсидированием,
большим количеством дочерних и аффилиированных
структур, непрофильных активов и т.д.
Многое остается неясным и в части мотивов
принимаемых инвестиционных решений.
Например, при огромных трудностях в привлечении
инвестиционных ресурсов в электроэнергетику
в рамках РАО «ЕЭС» миллиарды рублей закачиваются
в проекты, сроки окупаемости которых
уходят за пределы 2030 г.
В то же самое время мы наблюдаем постоянное
давление со стороны этих монополий, направленное
на регулярное и значительное повышение
цен и тарифов на их продукцию. Это вызывает
ползучий, а в отдельные периоды – и скачкообразный
рост агрегатных ценовых индексов, причем
в последние годы вклад этого фактора
в общую инфляцию не уступает по значимости
факторам монетарного характера.
Учитывая, что естественные монополии
с их инвестиционными программами так
или иначе контролируют финансовые потоки,
сопоставимые с достаточно крупными статьями
федерального бюджета, вопрос о законности
и эффективности использования этих средств
имеет далеко не второстепенное значение
для экономической политики государства
и для экономики в целом.
Основное направление реформирования
этих суперкомпаний-монополий в принципе
определено – это вычленение из их состава
той части, которая, собственно, и заключает
в себе элемент естественной монополии
(это, главным образом, транспортные артерии),
и создание конкурентной среды во всех
остальных областях, которые сейчас объединены
одной организационной крышей с собственно
монопольной сферой.
Однако несмотря на кажущуюся очевидной
всем необходимость радикальных мер в
этой области, реформы застопорились на
стадии обсуждения, и в течение ближайших
года-полутора реальных изменений (по
крайней мере, в лучшую сторону) ожидать
мы не можем. Кроме того, вызывает большую
тревогу тот факт, что, несмотря на многолетнее
обсуждение планов реформирования естественных
монополий, их содержание по-прежнему
остается неясным в силу туманности формулировок
по многим ключевым вопросам, формулировок,
оставляющих нынешнему руководству этих
компаний неоправданно большую свободу
решений и действий.
Почему это происходит? Во-первых, в силу
какой-то совершенно абсурдной логики
разработку проектов преобразований естественных
монополий фактически поручили руководству
самих этих монополий. Реформу газового
хозяйства, то есть самого себя, разрабатывает
«Газпром», железных дорог – Министерство
путей сообщения, электроэнергетики –
руководство РАО «ЕЭС». Дело даже не в
личностях – есть объективный конфликт
интересов, который недопустим на государственной
службе. Если правила и условия реорганизации
государственной компании, распродажи
ее активов и т.п. устанавливают ее наемные
управляющие, даже при самом жестком контроле
со стороны правительства государственные
интересы окажутся в числе наименее учитываемых
при определении этих условий, а при отсутствии
такого контроля наносимый ущерб может
принять колоссальные размеры.
Во-вторых, позиция самой государственной
власти, которая и должна проводить соответствующие
преобразования, что называется, неоднозначна.
С одной стороны, в долгосрочном плане
она, конечно, заинтересована в повышении
эффективности и отдачи от соответствующих
сфер, но в краткосрочном плане всегда
есть неотложные нужды, удовлетворение
которых легко можно профинансировать
из непрозрачных бюджетов этих монополий.
Да и укоренившаяся в государственном
аппарате система «кормлений», которая
стала одним из кирпичей фундамента современного
российского капитализма, требует для
своего существования большого количества
именно таких мест, как наши нынешние «естественные
монополии». С этой точки зрения, власть
в данном вопросе оказывается в совершенно
двусмысленном, двойственном положении:
с одной стороны, она и хотела бы навести
в этой сфере порядок, но, с другой – рискует
остаться без столь необходимых ей возможностей
платить «нужным» людям реальные, а не
символические зарплаты; финансировать
свои предвыборные кампании. Поэтому вполне
естественно, что начало реформы перманентно
откладывается «до лучших времен» даже
при понимании того, что реформирование
монополий в известном смысле является
условием наступления этих самых «лучших
времен».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках данной курсовой работы мы определили понятие естественной монополии на основе современной теории, а также её роль в экономике, также были рассмотрены основные естественные монополии в России и способы их реформирования.
Монополии – явление, существующее в экономике каждой страны, подразделяется на несколько видов: экономическую, административную и естественную. Монополии - явление отрицательное. Однако естественные монополии – это явление ,необходимое в современной экономике. Они появляются в тех отраслях промышленности, где по экономическим или другим соображениям, наиболее эффективным является наличие одного крупного производителя, нежели нескольких небольших; чаще всего причиной возникновения естественных монополий является капиталоемкость производств. Существует шесть основных признаков естественной монополии: экономия на масштабах производства, субаддитивность издержек, экономическая эффективность, высокие входные барьеры, низкая эластичность спроса, сетевой характер организации рынка. Естественные монополии относятся к разряду регулируемых монополий, так как их регулирование и реформирование необходимо, поскольку естественные монополии несут в себе все отрицательные последствия монополий. Существует три основных формы (структурное регулирование, регулирование поведения, регулирование через систему стандартов) и пять основных методов (эффективное ценообразование, справедливое ценообразование, ценообразование с нормальной прибылью, предельные цены, предельная норма отдачи на капитал) регулирования.
В России естественные монополии появились давно, их место в экономике России всегда было неоднозначно. В последнее десятилетие XX века естественные монополии стали привлекать к себе все больше внимания правительства. Стало понятно, что эта отрасль экономики нуждается в реформировании. Закон «О естественных монополиях» положил основу правовому регулированию этой сферы экономики в России. Создаются законопроекты, способствующие наиболее эффективному регулированию с учетом специфических особенностей Российской Федерации.
Существует множество способов эффективного регулирования естественных монополий, разрабатываются правительственные программы, каждый последующий законопроект исправляет ошибки предыдущего. Покамест нет такого универсального закона и метода для создания стабильности в отраслях естественных монополий. Но эта проблема не оставлена без внимания, и в сравнительно скором времени можно ожидать улучшение ситуации и решение многих проблем. Одна из проблем, мешающих осуществлению реформ и законопроектов,- это недостаток финансирования, из-за которого невозможно применение законопроектов в полную силу.
Информация о работе Естественные монополии в современной Российской экономике