Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 17:18, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть основные монополии в России.
Задачи работы:
1. Определить сущность понятия естественная монополия в рамках современной теории.
2. Определить роль естественной монополии в современной экономике.
3. Рассмотреть реформирование естественных монополий.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теория монополий……………………………………………………….6
1.1 Понятие монополии. Виды монополий и их характеристика…………...6
1.2 Естественная монополия. Характеристика……………………………….7
1.3 Роль, значение естественных монополий………………………………...8
1.4 Способы регулирования естественных монополий…………………….11
Глава 2 Естественные монополии в России……………………………………14
2.1 Возникновение и развитие монополий в России……………………….14
2.2 Естественные монополии в современной экономике………………….17
2.2.1 Электроэнергия……………………………………………...17
2.2.2 Нефтегазовая промышленность…………………………….24
2.2.3 Железнодорожный транспорт………………………………29
2.3 Реформирование естественных монополий в России…………………30
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………36
Экономический факультет
Кафедра экономики и финансов
Естественные монополии в современной Российской экономике
курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теория монополий………………………………………………………
Глава 2 Естественные монополии в России……………………………………14
Заключение…………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Существует
огромное количество различных рыночных
состояний, что позволяет говорить о несовершенстве
рынков и рассматривать монополистическую
составляющую в качестве причины этого
несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо
продавцы принимают в расчет свою способность
воздействовать на рыночную цену, являются
несовершенно конкурентными.
Монопольное положение является желанным
для каждого производителя (предпринимателя),
т.к. позволяет избежать целого ряда проблем
и рисков, связанных с конкуренцией. А
также монопольное положение дает возможность
производителю (предпринимателю) самостоятельно
ограничивать конкуренцию на рынке определенного
товара и влиять на процесс ценообразования,
добиваясь выгодных цен для получения
более высокой прибыли.
Монополия представляет собой крайний
случай несовершенной конкуренции, где
имеется один-единственный продавец и
отсутствует возможность для вхождения
других. Но существуют рынки, на которых
конкуренция нежелательна или даже невозможна,
поскольку наличие более чем одного продавца
приводило бы к росту издержек.
Если производство любого объема продукции
одной фирмой обходится дешевле, чем его
производство двумя или более фирмами,
то отрасль называется естественной
монополией.
Естественные монополии играют огромную
роль в жизни любой страны. Электро-, газо-
и водоснабжение, железнодорожный транспорт,
предприятия, обеспечивающие чистоту
в городах - всё это естественные монополии.
Они обеспечивают получение гражданами
различных государств средств первой
необходимости (воды, газа, электричества).
От их правильной и скоординированной
работы зависят условия проживания людей.
Естественные
монополии – это необходимый элемент
в жизни любой страны, ведь они позволяют
значительно уменьшить расходы государства
и помогают более эффективно использовать
ограниченные природные ресурсы. Но, несмотря
на такой положительный эффект, естественные
монополии - это предприятия, за которыми
нужен постоянный присмотр государства,
ведь если не вмешиваться в их дела, они
могут превратиться в настоящие монополии,
диктующие на рынке услуг свои условия.
По тому, насколько развиты в стране естественные
монополии, можно судить о состоянии экономики
в государстве, ведь если государство
не может обеспечить гражданам получение
средств первой необходимости, что уже
говорить об остальных отраслях?
Сферы естественных монополий подвижны:
они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются
вовсе в зависимости от природных факторов
(например, наличия или отсутствия, увеличения
или уменьшения разведанных полезных
ископаемых и иных природных богатств),
от спроса на товары и других причин. Поэтому
постоянное исследование и реформирование
естественных монополий является необходимым.
Бесконтрольное функционирование и развитие
естественных монополий может привести
к ряду неблагоприятных последствий, таких
как: завышение тарифов, нарушение прав
потребителей, ухудшение экономического
состояния страны, потому как с точки зрения
государственных интересов, естественные
монополии рассматриваются как важнейший
бюджетообразующий и структурообразующий
фактор развития экономики.
На мой взгляд, эта проблема является одной из наиболее актуальных в современной Российской экономике, в связи с тем, что естественные монополии оказывают огромное влияние на экономику страны.
Цель работы: рассмотреть основные монополии в России.
Задачи работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ МОНОПОЛИЙ
1.1 Понятие монополии. Виды монополий и их характеристика.
Термин монополия пришел из греческого языка и означает «продаю один». В этом случае вся торговля одним товаром ли услугой находится в одних руках. Однако при анализе монополии важно учитывать неоднозначность термина «монополия», так как в реальности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один – единственный производитель товаров, не имеющих субститутов. В использовании термина «монополия» всегда присутствует известная доля условности. Монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определённой сфере национального хозяйства. Но есть и другая трактовка понятия «монополия» – это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель – монополист, производящий основную массу продукции определённого вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие.
Отсутствие конкурентов, которое характеризует монополию, в значительной степени объяснимо с точки зрения барьеров для вступления в отрасль. В случае монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. К реальным барьерам, препятствующим вступлению в отрасль относятся:
· эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства, в состоянии на некоторое время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурентов;
· исключительные права. В ряде стран мира правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца. Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий;
· патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новых продуктов и производственных технологий, что на определённый промежуток времени обеспечивает фирмам монопольные позиции на рынке и гарантирует их исключительные права;
· собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами, благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монопольного продукта.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: административная, экономическая и естественная.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонная связь и т.д.
1.2 Естественная монополия. Характеристика.
Естественная, или чистая, монополия – такая модель рынка, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет заменителей.
Известны её характерные черты:
Чистая монополия может также иметь географическое измерение. Небольшой город подчас обслуживается только одной авиалинией или железной дорогой. Местный банк, кинотеатр или книжный магазин может относиться к чистой монополии в маленьком населенном пункте.
Таким образом, естественная монополия (монополия в узком смысле) – это монополия на редкие и невоспроизводимые факторы производства (земля, газ, нефть, редкие металлы и др.) Естественный монополист производит уникальный продукт – для него нет заменителя. Например, газовое отопление дома. Нет газа – и тепла нет. И получается: являясь единственным производителем газа, монополист занимает господствующее положение на рынке. Будет ли он чинить произвол – «взвинчивать» цены до невероятных размеров или менять режим подачи газа по своему усмотрению? Может быть, ему так хотелось бы, но это не так. И все потому, что большинство естественных монополистов создаются правительством. Правительство может выдать патент на один из уникальных продуктов, авторское право на какую-то вещь или же лицензию на право заниматься бизнесом на определенном рынке, не имея конкуренции. Кроме того, муниципалитеты дают лицензии компаниям, владеющим электростанциями, газовыми компаниям и компаниям, ведающим коммуникациями, чтобы предотвратить дублирование эксплуатации мощностей. Эти компании очень строго контролируются в их деятельности и установлении цен.
Естественную монополию характеризует отсутствие конкуренции. Можно сказать: естественная монополия вне конкуренции. Причиной тому являются высокие барьеры для вступления в отрасль. И такие барьеры возникают в связи с тем, что естественная монополия – это регулируемая, или государственная, монополия. Она предназначена для того, чтобы достичь низких издержек и обеспечить потребителям выгоду от экономии на издержках. Поэтому государство нередко создаёт легальные барьеры для вступления в отрасль, выдавая патенты и лицензии. В связи с этим полностью блокирована вся потенциальная конкуренция.
Естественные монополии имеют низкие предельные издержки и, следуя правилу MR=MC, считают выгодным расширять производство. Чтобы избавить общество от неблагоприятных ситуаций, скажем, ценовой конкуренции, правительство предоставляет исключительную привилегию одной фирме поставлять электричество, воду, природный газ, телефонные услуги или осуществлять автобусные перевозки. Правительство сохраняет за собой право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать.
1.3
Роль, значение естественных
В условиях свободной конкуренции фирмы постоянно находятся под давлением со стороны конкурентов, которые вынуждают их быть внутренне эффективными, чтобы просто выжить. Конкурирующий монополист считает выгодным продавать меньший объем продукции, но по более высокой цене. Другими словами, монополист считает выгодным ограничить выпуск и, следовательно, использовать меньше ресурсов, что, с точки зрения общества, является оправданным.
Но естественные монополии защищены от конкурентных сил, что является благоприятным условием для неэффективности. К сожалению, но это так: чем меньше конкурентов, тем больше неэффективность. В связи с этим ценность естественной монополии, с точки зрения общества, отрицательная. Но общество не может отказаться от её услуг, так как естественная монополия обеспечивает необходимые общие условия для эффективного производства и нормальной повседневной жизни населения. В этом смысле ее общественная ценность положительна и велика.
Естественная монополия способствует научно-техническому прогрессу.
Вопрос: насколько естественная (чистая) монополия способствует научно-техническому прогрессу? Ответ на данный вопрос неоднозначен: имеются две точки зрения.
Первая: чистая монополия более прогрессивна, чем чистая конкуренция, потому что ее способность постоянно получать прибыль обеспечивает устойчивое финансирование научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Вторая точка зрения: отсутствие конкурентных фирм ослабляет стимул монополиста к нововведениям. При анализе данных позиций возникают следующие вопросы: Действительно ли, что естественные монополии разрабатывают более эффективную технику? Допустимо ли, что неконкурирующие монополии больше совершенствуют технологию производства, чем конкурирующие производители? Имеют ли чистые монополии достаточно средств и стимулов, чтобы улучшить свою продукцию и удовлетворить потребительский спрос? Ответы на поставленные вопросы можно получить при исследовании различных моделей рынка. Рассмотрим их подробнее.
Информация о работе Естественные монополии в современной Российской экономике