Долгосрочный режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:28, контрольная работа

Краткое описание

В долгосрочном периоде запасы любых ресурсов возможно увеличить или уменьшить. Значит, предприятие для приспособления к рыночному спросу может варьировать свой масштаб производства, пропорционально изменяя все используемые ресурсы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3
1. Издержки фирмы в долгосрочном периоде……………………...4
2. Положительный и отрицательный эффекты масштаба…………8
Заключение…………………………………………………………..13
Контрольные тестовые задания…………………………………….14
Задача…………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………………….16

Файлы: 1 файл

контрольная работа по экономической теории.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

          В-третьих,  экономия, обусловленная масштабами производства, во многом связана и с возможностями развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства. И здесь крупномасштабное производство располагает более широкими возможностями, чем небольшое производство [5; стр.112].

          К основным преимуществам крупных предприятий, определяющим действие положительного эффекта можно отнести и наличие скидок на закупки, а так же экономия транспортных расходов.

          Таким образом, в условиях положительного эффекта масштаба производства увеличение объема применяемых ресурсов, например, на 20% приводит к увеличению выпуска продукции на 30 или более процентов. В результате средние общие издержки снижаются, и возникает экономия. Экономия на затратах - один из источников экономической прибыли фирм. Наличие ее делает продукцию крупных фирм более конкурентоспособной, а положение фирмы на рынке стабильным и устойчивым.

          Положительный эффект масштаба проявляется в различных отраслях неодинаково. В одних средние общие издержки уменьшаются при расширении масштабов производства до объемов, удовлетворяющих рыночных спрос, и возникает естественная монополия — единственная крупная фирма, способная удовлетворить существующие потребности при минимальных средних общих затратах. Поэтому целесообразно, чтобы одна фирма, а не несколько мелких, поставляла газ, воду, энергию и оказывала                другие услуги населению среднего и даже крупного города. Наличие положительного эффекта масштаба производства является причиной существования естественных монополий и отраслей с высоким уровнем концентрации производства.

          Однако расширение производства сопровождается снижением средних общих издержек лишь до некоторого конкретного объема. Дальнейшее увеличение выпуска вызывает повышение издержек производства на единицу продукции. Например, затраты ресурсов увеличиваются на 20%, а выпуск — на 15%. Появляется отрицательный (снижающийся) эффект масштаба производства [3; стр.175-176].

          Основная причина возникновения отрицательного эффекта масштаба связана с нарушением управляемости чрезмерно крупного производства. По мере роста производство все больше и больше попадает в зависимость от иерархических методов координации деятельности его персонала. С ростом иерархии увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия деловых решений. Для разветвленных организационных структур свойственна и тенденция ослабления стимулов к проявлению личной инициативы и возникновения локальных групповых интересов, отличных от интересов производства в целом. Человек, лишенный возможности реализовать свой творческий потенциал, не будет трудиться эффективно. Так, на многих российских автозаводах не удается укомплектовать добросовестными рабочими сборочные конвейеры никто не хочет годами завинчивать одну и ту же гайку [1; стр.241]. В результате, требуются все большие и большие затраты для поддержания должного уровня мотивации персонала. На чрезмерно крупных производствах снижается эффективность взаимодействия между его отдельными подразделениями, теряются гибкость и поворотливость, затрудняется контроль над реализацией решений, принимаемых руководством.

         Трудно согласовать работу слишком большого числа разнообразного оборудования, возникают узкие места, простои. Возникают трудности с реализацией большого объёма продукции.

          Вследствие действия отрицательного эффекта масштаба управление фирмой по мере ее роста становится все более трудным делом. Поэтому основным способом борьбы с ним является искусственное разукрупнение предприятия и предоставление его отдельным составляющим большей самостоятельности [6; стр.140-141].

          Положительный и отрицательный эффекты масштаба проявляются в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают своего минимума при очень большом объеме выпускаемой продукции. В этих отраслях положительный эффект масштаба является относительно продолжительным, а отрицательный - отдаленным. Кривая средних долгосрочных издержек производства этих отраслей понижается на протяжении продолжительного отрезка выпуска продукции (рис.4).

Рис.4 Изменение  средних издержек в долгосрочном периоде.

          В некоторых отраслях долгосрочные средние издержки достигают минимума при относительно малом объеме производства и затем достаточно долго остаются неизменными. Положительный эффект масштаба в этом случае исчерпывается довольно быстро, а отрицательный - не вступает в действие до тех пор, пока не будут достигнуты значительные масштабы производства. Кривая средних долгосрочных издержек этих отраслей будет иметь отрезок, на протяжении которого средние долгосрочные издержки не будут изменяться и который соответствует постоянной отдаче от роста масштабов производства [5; стр.113-114], (рис.5).

 

Рис.5 Положительный  эффект масштаба производства.

     Существуют  отрасли, где долгосрочные средние  издержки достигают своего минимального значения при относительно малых объемах производства и затем довольно быстро растут. Технологические особенности этих отраслей позволяют достигать максимально положительного эффекта масштаба при относительно малых объемах производства. Примером таких отраслей могут быть некапиталоемкие производства в самых разных формах. Положительный эффект масштаба в таких отраслях быстро исчерпывается и незамедлительно уступает место отрицательному эффекту масштаба. Кривая долгосрочных средних издержек в этих отраслях будет довольно быстро понижаться, а по достижении минимального значения сразу начинает ускоренно расти [4; стр.122-123], (рис.6).

      Рис.6 Кривая долгосрочных средних издержек с относительно непродолжительным положительным эффектом масштаба, который незамедлительно уступает место отрицательному эффекту масштаба.          
 

                                             Заключение 

          Жизненный опыт каждого из  нас подсказывает, что не бывает  выгод без потерь, а результатов без затрат. Производство товаров и услуг непременно сопряжено с издержками, которые состоят в затратах ресурсов.

          Анализ краткосрочных и долгосрочных издержек является основой поиска оптимальных размеров выпуска продукции и структуры производства отрасли. Оптимальный объем производства соответствует минимальным средним общим издержкам и определяет точку технологического оптимума. Проблема оптимального выпуска продукции связана с поиском технологически оптимального соотношения переменного и постоянного ресурсов. Оптимальная структура производства отрасли предполагает минимизацию средних долгосрочных издержек. Поиск оптимальной структуры производства отрасли определяет достижение оптимального  соотношения  положительных  и  отрицательных  эффектов в отрасли, обеспечивающих минимальные средние долгосрочные издержки.

          Управление издержками производства представляет собой необходимое условие достижения оптимальности как обособленного, так и отраслевого производства. Его основу определяет четкое представление об особенностях поведения основных форм издержек производства как и краткосрочном, так и в долгосрочном временном интервале [4; стр.125].

          Освоение технологий массового  производства на основе использования  положительного эффекта масштаба привело в начале 20 века к революции в деятельности фирмы как субъекта рынка, а именно к появлению во многих отраслях крупных предприятий. 
 
 
 

                            Контрольные тестовые  задания 

     1. Смещать кривую предложения влево будет:

а) увеличение спроса на товар;

б) удешевление  технологии производства товара;

в) рост стоимости оборудования для изготовления товара;

г) снижение заработной платы рабочих.

Правильный  ответ: в), так как рост стоимости  оборудования повлечет за собой увеличение издержек и сокращение предложения. Уменьшение предложения вследствие действия неценового фактора означает смещение кривой предложения влево.

     2. Олигополистическая структура рынка наиболее характерна для:

а) производства одежды и обуви;

б) производства сельскохозяйственной продукции;

в) автомобилестроения;

г) бытовых  услуг населению.

Правильный  ответ: в), так как олигополией  называют тип рынка, на котором несколько  фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм производят более половины всей выпускаемой продукции.

                 
 
 
 

3. Задача. На совершенно конкурентном рынке функционирует 1000 фирм. В таблице представлена зависимость общих издержек ТС от объема выпуска продукции Q:

Q 4 5 6 7 8 9
TC 10 12 15 20 29 40

     Чему  будет равен рыночный объем выпуска  продукции, если рыночная цена единицы  продукции равна 3 долларам?

Решение: В начале определим объем продукции, который предложит одна фирма. Фирма будет продолжать наращивать производство до тех пор, пока предельный доход не будет равен предельным издержкам. В условиях совершенной конкуренции: MR (предельный доход) = P (цена) = MC (предельные издержки). Найдем предельные издержки по формуле:

МС(n-ой)= ТС(n) – ТC(n-1)

Q 4 5 6 7 8 9
TC 10 12 15 20 29 40
MC ? 2 3 5 9 11

Р=МС=3 при  Q=6, значит Q(оптим.1фирмы)=6, а Q(рыноч.)= 6×1000=6000.

Ответ: Рыночный объем выпуска продукции, если рыночная цена единицы продукции равна 3 долларам, будет равен 6000. 
 
 
 
 

Список использованной литературы 

          1.   Микроэкономика. Теория и российская практика. Под ред. А.Г.                       

                Грязновой и А.Ю. Юданова, М., ИТД «КноРус», 2000г.

          2.   Экономическая теория в вопросах и ответах. Учебное пособие.    

                И.П.Николаева, М, 2002г.

          3.   Экономическая теория. Под ред. Н.Г. Кузнецова, Москва – Ростов- 

                на-Дону, 2004г.

          4.   Экономическая теория. Под ред. И.П. Николаевой, М., 2008г.

          5.   Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П. Николаевой, М.,  

                2000г.

    1. Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П. Николаевой, М.,

          2002г.

Информация о работе Долгосрочный режим