Деятельность государства в сфере социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 07:25, реферат

Краткое описание

Международная организация труда, членом которой является Казахстан, определяет систему социальной защиты как комплекс мер, включающий в себя:
стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизмов социального страхования;
предоставление механизмов социальной помощи, предназначенной для уязвимых групп населения, не являющихся участникам системы социального страхования;
доступ граждан к основным правам и услугам, таким как образование и медицинская помощь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Системы социальной защиты 4
2. Современное состояние системы социальной защиты населения Республики Казахстан 6
3. Направления совершенствования правового и информационного обеспечения системы социальной защиты 7
4. Направления совершенствования финансового и институционального обеспечения системы социальной защиты 8
4.1 Основные механизмы социальной защиты при наступлении социальных рисков 10
4.2 Социальная защита в случав потери трудоспособности и потери кормильца 10
4.3 Реформирование системы социальной защиты в случае потери трудоспособности и потери кормильца предусматривает следующую структуру. 11
4.4 Социальная защита в случав потери работы 12
4.5 Социальная защита при наступлении старости 13
4.6 Социальная защита малообеспеченных граждан 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

социальная защита в деятельности государства.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Республики Казахстан 
 
 

    Реферат 

    по  дисциплине: государственное регулирование  экономики

    на  тему: «Деятельность государства  в сфере социальной защиты населения». 
 
 
 
 
 
 
 

    г. Усть – Каменогорск 2007г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Системы социальной защиты 4
2. Современное  состояние системы социальной  защиты населения Республики  Казахстан 6
3. Направления  совершенствования правового и  информационного обеспечения системы  социальной защиты 7
4. Направления  совершенствования финансового и институционального обеспечения системы социальной защиты 8
4.1 Основные  механизмы социальной защиты  при наступлении социальных рисков  10
4.2 Социальная  защита в случав потери трудоспособности  и потери кормильца  10
4.3 Реформирование  системы социальной защиты в случае потери трудоспособности и потери кормильца предусматривает следующую структуру. 11
4.4 Социальная  защита в случав потери работы 12
4.5 Социальная  защита при наступлении старости 13
4.6 Социальная  защита малообеспеченных граждан 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 17
 

 

ВВЕДЕНИЕ

Социальная защита - это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к  жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые  в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы и иные законные основания) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

Международная организация труда, членом которой  является Казахстан, определяет систему социальной защиты как комплекс мер, включающий в себя:

  • стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
  • предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизмов социального страхования;
  • предоставление механизмов социальной помощи, предназначенной для уязвимых групп населения, не являющихся участникам системы социального страхования;
  • доступ граждан к основным правам и услугам, таким как образование и медицинская помощь.

 

    1. Системы социальной защиты

Количественные  показатели системы социальной защиты в значительной степени определяются уровнем экономического развития, а  степень солидарности между лицами, участия государственных институтов и уровень стимулирования находятся во взаимосвязи с выбранной социально-экономической моделью.

В силу исторических, культурных, политических и иных факторов в государствах одинакового уровня развития существуют разные степени  солидарности в организации систем социальной защиты и разные степени участия государственных институтов. 

Полная солидарность предполагает отсутствие взаимосвязи  между взносом и выплатой, когда  право на получение зависит не от взноса, а определяется с момента  наступления рискового случая. Финансовая нагрузка ложится на всех налогоплательщиков, а право на получение социальной защиты имеют все граждане. В такой системе механизмом перераспределения доходов и единственным источником финансирования является государственный бюджет, а в качестве регулятора выступает государство. Системы, основанные на принципе полной солидарности, обычно предоставляют одинаковый, как правило, минимальный, уровень социальной защиты всем гражданам.

При ограниченной солидарности право на получение  выплат зависит от взноса человека. Как правило, такая система финансируется за счет отчислений работников и работодателей, а право на получение выплат в зависимости от взноса имеют только те граждане, которые производили отчисления (или за которых они производились работодателем). Такие системы обычно предоставляют дополнительную защиту определенной группе населения, например, работникам формального сектора или конкретного трудового коллектива.

Кроме того, существуют системы, в которых солидарность отсутствует (нулевая солидарность), где каждый гражданин отчисляет персонифицированные взносы, от которых напрямую зависят выплаты при наступлении социальных рисков.

На основе анализа  международного опыта можно сделать  вывод, что наиболее эффективные  и комплексные системы социальной защиты обычно включают в себя следующие основные элементы:

1) государственные  пособия; 

2) обязательное  социальное страхование; 

3) накопительное  пенсионное обеспечение; 

4) социальную  помощь. 

Государственные пособия предназначены для обеспечения  всех граждан гарантированными выплатами на определенном уровне в случае наступления обстоятельств, подлежащих социальной защите.

Обязательное  социальное страхование, финансируемое  за счет отчислений работодателей и  работников, предназначено для дополнительной защиты работников формального сектора, которая зависит от уровня взносов плательщика.

Накопительное пенсионное обеспечение предназначено  для регулирования процессов  создания пенсионных накоплений каждым гражданином.

Социальная помощь предназначена для предоставления дополнительной защиты отдельным категориям граждан за счет средств бюджета.

Кроме того, гражданин  имеет право осуществлять добровольное страхование на случай наступления  социальных рисков.

Такая комбинированная  система позволяет сочетать преимущества как солидарных, так и персонифицированных систем. 
 
 
 

2. Современное состояние системы социальной защиты населения Республики Казахстан 

Действующая система  социальной защиты характеризуется  преобладанием принципа полной солидарности, высоким уровнем государственного участия и низкими стимулами.

На принципе полной солидарности организовано социальное обеспечение по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной защите безработных  граждан и по возрасту. Все физические лица - граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан (далее - граждане), при наступлении рисковых случаев получают государственные пособия на одинаковом уровне вне зависимости от участия в трудовой деятельности и взноса, если иное не предусмотрено законами и международными договорами. Кроме того, из-за отсутствия экономически обоснованных нормативов исчисления социальных выплат и взаимосвязи с системой оплаты труда потеряна адекватная связь между уровнем доходов работающего населения и получаемыми социальными выплатами. В результате часть работающего населения получает заработную плату меньшую, чем размеры социальных пособий даже тех граждан, которые не имели вклада в систему.

В республике отсутствует  система, основанная на принципе ограниченной солидарности, то есть не существует системы дополнительной защиты работающих граждан при наступлении социальных рисков с зависимостью выплат от размеров отчислений.

Солидарная пенсионная система частично учитывает трудовой вклад гражданина. Накопительная пенсионная система - единственный вид обеспечения при наступлении старости, основанный на принципах сбережения без солидарности между участниками, имеющий действенные стимулы для участия в системе.

Действующим законодательством  предусмотрено осуществление добровольного страхования на случай наступления социальных рисков, которое в силу ряда факторов не получило пока должного распространения.

Основным источником финансирования и общим регулятором  системы социальной защиты является государство. В соответствии с законодательством отдельным категориям граждан предоставляется социальная помощь за счет средств государства. Стимулы по участию в системе, за исключением накопительной пенсионной системы, минимальны.

Основными недостатками действующей системы социальной защиты, препятствующими ее эффективному функционированию, являются:

  • несовершенное законодательство - законодательство, регулирующее социальную сферу, сформировано в основном по видам выплат, а не по социальным рискам и основаниям для выплат;
  • недостаточная справедливость и низкие стимулы - отсутствие преимуществ работников формального сектора экономики, осуществляющих налоговые отчисления, перед теми, кто не отчисляет, при реализации права на получение социальных пособий;
  • недостаточная прозрачность - на стадии становления находится система индивидуальной идентификации для отслеживания процесса получения социальных выплат.

Сохранение действующей  системы может привести к углублению имеющихся недостатков, дальнейшему  ослаблению связи между объемом  выплат и вкладом в систему и, как следствие, к увеличению числа граждан, избегающих уплаты налогов и обязательных взносов в накопительную пенсионную систему. 

3. Направления совершенствования правового и информационного обеспечения системы социальной защиты 

Поскольку реформирование системы социальной защиты затрагивает интересы всего населения республики, особое значение необходимо придать обеспечению населения достоверной и полной информацией по всем интересующим вопросам. Будет проведена необходимая разъяснительная работа среди населения с участием социальных партнеров.

Учитывая возрастающую роль социального страхования в  реформируемой системе социальной защиты, важным вопросом станет информационное обеспечение и учет в системе  социальной защиты населения.

Планируется построение модели, согласно которой получение гражданином социальных выплат будет осуществляться посредством единого регистрационного кода физического лица, базой для которого станут уже существующие идентификаторы различных ведомств. Ключевым элементом такой системы будет являться государственная база данных "Физические лица", что позволит снизить административные расходы на содержание инфраструктуры, создать связь между уплатой страховых отчислений и правом на получение социальных выплат. Будут приняты меры по совершенствованию методологической базы актуарных расчетов для нужд системы социальной защиты (актуарные расчеты - экономико-математические расчеты размеров обязательств по договорам страхования и перестрахования в целях обеспечения необходимого уровня платежеспособности и финансовой устойчивости страховой организации). 

4. Направления совершенствования финансового и институционального обеспечения системы социальной защиты 

Предполагается, что до завершения реформ государство  будет оставаться основным источником финансирования системы социальной защиты населения. Такое положение будет постепенно меняться по мере снижения государственного участия и развития механизмов социального страхования. Государство обеспечит полноту и своевременность всех социальных выплат из бюджета.

Финансирование  системы социального страхования  будет осуществлено за счет снижения ставки социального налога на 3% и  введения обязательных страховых отчислений в размере 3% от доходов работника. При этом плательщиками отчислений на первом этапе будут являться работодатели. Персонификация отчислений на социальное страхование повысит мотивацию работника, профсоюзов и объединений работников контролировать процесс перечисления средств. Внедрение персонифицированного учета отчислений на социальное страхование является одним из важнейших условий реформирования системы социальной защиты.

Государственное регулирование системы социального  обеспечения является основным принципом  осуществления новой политики социальной защиты в Республике Казахстан. Роль государства будет ведущей даже в случае высокого уровня развития системы социального страхования и накопительной пенсионной системы, финансируемой не из государственного бюджета, так как контроль за деятельностью участников системы будет оставаться за государством. Уполномоченным государственным органом по вопросам социальной защиты населения будет усилен актуарный потенциал для принятия мер по изменению социальных параметров в области накопительной пенсионной системы, системы социального страхования и возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника.

Информация о работе Деятельность государства в сфере социальной защиты населения