Деятельность государства в сфере социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 07:25, реферат

Краткое описание

Международная организация труда, членом которой является Казахстан, определяет систему социальной защиты как комплекс мер, включающий в себя:
стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизмов социального страхования;
предоставление механизмов социальной помощи, предназначенной для уязвимых групп населения, не являющихся участникам системы социального страхования;
доступ граждан к основным правам и услугам, таким как образование и медицинская помощь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Системы социальной защиты 4
2. Современное состояние системы социальной защиты населения Республики Казахстан 6
3. Направления совершенствования правового и информационного обеспечения системы социальной защиты 7
4. Направления совершенствования финансового и институционального обеспечения системы социальной защиты 8
4.1 Основные механизмы социальной защиты при наступлении социальных рисков 10
4.2 Социальная защита в случав потери трудоспособности и потери кормильца 10
4.3 Реформирование системы социальной защиты в случае потери трудоспособности и потери кормильца предусматривает следующую структуру. 11
4.4 Социальная защита в случав потери работы 12
4.5 Социальная защита при наступлении старости 13
4.6 Социальная защита малообеспеченных граждан 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

социальная защита в деятельности государства.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Введение обязательных видов социального страхования  предполагает создание специализированных институтов для аккумулирования  отчислений граждан, участвующих в  системе. Учитывая международный опыт развития систем социального страхования, основанных на принципе ограниченной солидарности, в целях обеспечения полноты охвата населения и надежности всей системы, сокращения административных расходов предполагается создать государственный фонд социального страхования (далее - Фонд) в виде закрытого акционерного общества со 100-процентным участием государства. Фонд с индивидуальным учетом участия и размера отчислений позволит за короткий срок охватить социальным страхованием формальный сектор труда, в том числе малоинтересные для частных организаций отдаленные сельские районы. Параллельно будут внедрены действенные механизмы контроля, исключающие возможность нецелевого использования финансовых средств Фонда. Будут законодательно определены рамки инвестиционной деятельности Фонда, процедуры по управлению и инвестированию средств, права и обязанности фонда по хранению и учету активов. Предполагается инвестировать средства Фонда преимущественно в государственные ценные бумаги. Учитывая тесную взаимосвязь Государственного центра по выплате пенсий с системой социального страхования, будут расширены его функции и обязанности. Обязательства Фонда будут являться обязательствами государства только как акционера в рамках действующего законодательства об акционерных обществах. В то же время в перспективе можно предусмотреть участие частных институтов при организации выплат из системы обязательного социального страхования. При изменении социально-экономических условий будут своевременно вноситься коррективы в основные параметры обязательного социального страхования. 

4.1 Основные механизмы социальной защиты при наступлении социальных рисков 

Все работники, занятые в организациях, уплачивающих социальный налог, станут участниками  системы социального страхования  по случаю потери кормильца, потери трудоспособности и работы. Запуск системы социального страхования будет учитывать особенности этапа внедрения. Финансирование системы социального страхования будет осуществлено на первом этапе за счет отчислений работодателя, а в перспективе также и за счет средств работника. 

4.2 Социальная защита в случав потери трудоспособности и потери кормильца 

При оценке степени  инвалидности граждан трудоспособного  возраста предполагается учитывать  не только степень ограничения жизнедеятельности, но и степень ограничения трудоспособности. Будут предприняты меры по регламентации процедуры присвоения статуса инвалидности и определения степени потери трудоспособности, а также разграничения ответственности медицинских работников и экспертов медико-социальных экспертных комиссий.

4.3 Реформирование системы социальной защиты в случае потери трудоспособности и потери кормильца предусматривает следующую структуру.

Первый уровень: предоставление всем гражданам за счет средств бюджета пособий на одинаковом уровне (в зависимости от видов социальных рисков).

Второй уровень: предоставление работникам формального  сектора дополнительных выплат из системы  обязательного социального страхования  до наступления пенсионного возраста или прекращения обстоятельств, послуживших основанием для страховых выплат.

Размер выплаты  из системы социального страхования  будет рассчитываться на основе коэффициента замещения к средней заработной плате за определенный промежуток времени, продолжительности отчислений и  в зависимости от степени утраты трудоспособности или количества иждивенцев. С выплат из системы социального страхования будут удерживаться обязательные пенсионные взносы. Законодательно будет определен максимальный предел доходов работника, из которого будут производиться отчисления взносов и назначаться выплаты.

Третий уровень: в случае потери трудоспособности и  потери кормильца в результате несчастного  случая и профессионального заболевания  при исполнении трудовых обязанностей предусматривается дополнительная социальная защита в виде выплат из страховой организации до наступления пенсионного возраста или прекращения обстоятельств, послуживших основанием для страховых выплат. Будет внедрена система обязательного страхования ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей. Страхование будет осуществляться за счет обязательных отчислений работодателя в страховую организацию на условиях заключенного договора страхования между работодателем и страховой организацией. В случае потери трудоспособности и потери кормильца при исполнении трудовых обязанностей гражданин имеет право на получение пособия за счет средств бюджета по соответствующему виду социального риска, выплаты из системы социального страхования и выплаты из страховой компании. Кроме того, страховая компания будет покрывать расходы пострадавшего на протезирование, лечение и реабилитацию, восстановление трудоспособности и т. п. С выплат из страховой организации будут также удерживаться обязательные пенсионные взносы.

Законодательно  будут установлены минимальные  размеры выплат из страховых компаний и внедрена система штрафных санкций  в отношении работодателей за несвоевременное заключение договоров  страхования. Введение данного вида страхования послужит работодателям стимулом для соблюдения и улучшения условий безопасности труда.

Для работников государственных учреждений, финансируемых  за счет республиканского и местных  бюджетов, будет определен особый порядок возмещения вреда жизни  и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей в виде единовременных компенсаций за счет сметы государственных учреждений. Размер компенсаций будет регулироваться соответствующим законодательством.

Кроме того, будет  стимулироваться добровольное страхование граждан за счет собственных средств по случаю потери трудоспособности и потери кормильца. 

4.4 Социальная защита в случав потери работы

Реформирование  системы социальной защиты граждан  в случае потери работы предусматривает  внедрение ее двухуровневой структуры.

Первый уровень: социальная защита всех безработных  граждан путем содействия в трудоустройстве, профессиональной переподготовке, предоставлении оплачиваемых общественных работ за счет местных бюджетов.

Второй уровень: предоставление работникам формального сектора выплат из системы обязательного социального страхования в течение определенного периода времени.

Право гражданина на получение выплаты из системы  социального страхования будет  возникать в случае, если гражданин  в установленном законодательством порядке признан безработным и занят активным поиском работы, а также при наличии определенного вклада в систему. Размер выплаты будет зависеть от уровня заработной платы и продолжительности страховых отчислений. С выплат из системы социального страхования будут удерживаться обязательные пенсионные взносы. Будет установлен максимальный предел доходов, из которого будут исчисляться взносы в систему социального страхования и назначаться выплаты.

Будет применена  система дисквалификации различной  степени за отдельные правонарушения, что может отсрочить, уменьшить либо отменить выплату, например, за отказ от подходящей работы, если она соответствует специальности и квалификации, увольнение по собственному желанию и т.д.

Внедрение системы  обязательного страхования от безработицы значительно улучшит и расширит систему обеспечения граждан в период потери работы. Потенциальные получатели будут знать предполагаемый размер пособия и, исходя из ограниченности периода выплаты пособия, будут стимулированы к активному поиску работы. В целях информационной поддержки безработных граждан будет создана централизованная база данных спроса и предложения на рынке труда в разрезе специальностей и регионов.  
 
 
 

4.5 Социальная защита при наступлении старости 

Будут совершенствоваться параметры солидарной пенсионной системы. При повышении размеров пенсионных выплат будет учитываться период выхода на пенсию. Размер пенсий из солидарной системы будет поэтапно повышаться с учетом роста потребительских цен и ограничений по выплатам, установленным законодательством о пенсионном обеспечении.

Предполагается  активизация пропаганде и разъяснения  положений накопительной пенсионной системы. Предусматриваются меры по расширению охвата населения, прежде всего  сельских жителей, услугами накопительных пенсионных фондов с использованием возможностей почтово-сберегательной службы, Государственного центра по выплате пенсий и других институтов.

Будут ужесточены меры со стороны налоговых органов  по контролю за полнотой и своевременностью перечисления предприятиями обязательных пенсионных взносов. Кроме того, будут внесены дополнения в Кодекс об административных правонарушениях в части увеличения штрафных санкций за неперечисление предприятиями обязательных пенсионных взносов.

Будет продолжено совершенствование механизма пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов с учетом достаточности выплат из солидарной пенсионной системы и наличия государственных гарантий в виде доплат до размеров минимальной пенсии при недостаточности пенсионных накоплений. Будут предложены меры по развитию рынка пенсионных аннуитетов, в том числе стимулирование покупки супружескими парами совместных аннуитетов с целью обеспечения граждан ежемесячными выплатами из накопительной пенсионной системы в размере не менее минимальной пенсии (пенсионный аннуитет - это вид личного Страхования, предусматривающий осуществление периодических страховых выплат в виде пенсии или ренты в случаях достижения застрахованным пенсионного возраста).

Будут внесены  изменения в действующее пенсионное законодательство в части исключения функции Государственного накопительного пенсионного фонда как "фонда по умолчанию", предоставления накопительным пенсионным фондам права самостоятельного инвестирования пенсионных активов при соблюдении требований, установленных законодательством.  

4.6 Социальная защита малообеспеченных граждан 

Снижение потенциала бедности будет достигнуто путем  создания новых рабочих мест и  повышения размеров заработной, платы. Адресная государственная социальная помощь будет предоставляться гражданам в денежной и натуральной форме, а также в виде предоставления оплачиваемых общественных работ. Будет продолжено совершенствование как механизмов предоставления адресной социальной помощи, так и методики оценки уровня доходов.

В натуральной форме социальная помощь будет предоставляться только нетрудоспособным гражданам: детям, пенсионерам, инвалидам. Трудоспособному населению социальная помощь будет оказываться также через финансирование общественных работ, программ переобучения и содействия в трудоустройстве. Уровень оплаты общественных работ не будет стимулировать длительное участие в них граждан, подталкивая к активному поиску постоянной работы.

Предлагается  развивать наряду с традиционными  формами институциональной помощи, к которым относится. например, содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, такие виды адресной институциональной помощи, как открытие домов для граждан без определенного места жительства, социальных гостиниц, столовых для малообеспеченных и пр. Предоставление помощи через социальные институты в виде натуральной помощи нуждающимся будет применяться там, где не будет возможности ее накапливать, подменять или перепродавать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные направления  развития системы социальной защиты базируются на анализе международного опыта и современного состояния. Построена система, которая соответствует рыночным условиям и способствует формированию стимулов к стабильной оплачиваемой трудовой деятельности с более высоким уровнем охвата населения при минимальных затратах на администрирование.

Система смешанная и включает в себя элементы как солидарной, так и персонифицированной систем, как обязательного, так и добровольного страхования и предназначена для обеспечения социальной защиты населения от основных рисков, с которыми может столкнуться человек в течение своей жизни.

Основополагающие цели и задачи системы социальной защиты содержат элементы по поддержанию экономического роста: справедливость в предоставлении защиты при наступлении рисковых случаев всем гражданам; эффективное функционирование и максимально полный охват населения.

Законодательство, регулирующее социальную сферу, сформировано на основе социальных рисков.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Концепция социальной защиты населения Республики Казахстан 2004г.
  2. http://www.vkp.ru/

Информация о работе Деятельность государства в сфере социальной защиты населения