Денежно-кредитная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Деньги представляют собой неотъемлемый элемент нашей повседневной жизни. Современный человек не может представить себе рыночную экономику без денежного обращения. Однако деньги – это продукт исторического развития. Они возникли на определенном этапе хозяйственной жизни общества, и их появление стало огромным шагом вперед по преодолению узости бартерного обмена.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…….3
1. Социально – экономическое содержание кредитно – денежной системы…………………………………………………………………………….…..4
1.1. Сущность и значение кредитно – денежной системы…………….……4
1.2. Элементы кредитно – денежной системы…………………………….….7
1.3. Кредитно – денежное регулирование экономики………………….......10
2. Особенности кредитно – денежной системы в переходной экономики России……………………………………………………….……………………..…15
2.1. Сущность и содержание переходной экономики. Ее особенности в России………………………………………………………………………………...15
2.2. Необходимость государственного регулирования кредитно – денежной системы в переходной экономике России………………………...….17
2.3. Современное состояние кредитно – денежной системы России и пути ее развития…………………………………………………………………….……..28
Заключение………………………………………………………………….…..37
Библиографический список…………………………………………………..39
Приложения……………………………………………………………………..42

Файлы: 1 файл

gotovyy_kursach (1).doc

— 203.00 Кб (Скачать)

- вытеснение суррогатных  орудий обращения;

- продолжение процесса  ремонетизации экономики;

- профицит бюджета;

- положительный платежный  баланс;

- значительность золотовалютных  резервов Банка России и , наконец, - продолжавшийся рост экономики,  правда, далеко не адекватный  ее потребностям.

В негативе остаются:

- сверхпрограммная инфляция –  1 - 3 процентных пункта против уровня, заложенного в расчетах бюджета на 2002 год;

- низкая кредитная составляющая  роста (18,7 %  ВВП на 1 января 2003 г.);

- значительные размеры вывоза  национального капитала;

- внутренняя эмиграция российского  воспроизводственного потенциала в объемы налично-долларовой составляющей финансовых активов населения;

- продолжение тенденции сжатия  объема финансовых активов домашних хозяйств;

- отрицательный относительно инфляции (15,1 %), уровень процентных ставок  по рублевым депозитам физических лиц (4,9 – 6,1 % годовых по всем срокам привлечения по итогам за январь – декабрь 2002 г.) и государственным ценам бумагам (до 14 % по срокам погашения до одного года).

В свете сказанного представляется важным анализ разработанной Банком России стратегии развития денежно-кредитной сферы до 2004 г. При формальной, казалось бы, безупречности ее исходных позиций ( снижение инфляции, предсказуемость, нацеленность на рост реального сектора) в целом она скорее академична и, главное, лишена своего рода приводных ремней достижения целей, а именно: программно-инструментального обеспечения реализации поставленных задач и на этой основе их предметного мониторинга. Сказалось, по-видимому, бытующая на период разработки программы недооценка роли государства в осуществлении названной стратегии, непреодоление иллюзий по поводу возможностей механизма самонастройки экономики.

Следует выделить некоторые  резервы активизации денежно- кредитной  политики. Во-первых, думается, речь должна идти о возвращении к первоосновам всякой политики: она должна иметь стержень не в самой себе, а в программной структуре целей развития общества. Куда мы движемся, чего желаем достичь и какой ценой? Вопросы отнюдь не идеологии, а именно эффективной политики. Иначе даже шаги вперед могут оказаться движением в никуда, а потому назад.

Во-вторых, выбор системы  целей, их ранжирование по приоритетности, определение потенциальных возможностей на каждом данном этапе развития должны быть дополнены системой программ, достаточно жестко увязанных организационно сбалансированных по источникам финансирования и их субъектам. Рыночная сфера мобилизации ресурсов кроме организационно-программного обеспечения должна быть подкреплена системой стимулов, налоговых, процентных льгот, особых кредитных условий, финансовых субсидий и т. п., т. е. настройкой собственно рыночного инструментария.

В-третьих, особое место  в системе подобных мер следует  отвести программам социальным, через  которые должна реализовываться, на наш взгляд, основная часть ресурсов, привлекаемых от населения. Важно соединить интересы реализации избранных целей государства с особой социальной природой мобилизуемых средств населения. Подобная социальная взаимосвязь уже сама по себе может выступать самостоятельно резервом роста эффективности денежно-кредитной политики.

Необходимо учитывать, что теоретически и практически  мобилизация средств населения  должна рассматриваться как своеобразная форма их использования на рыночных началах, обязывающая субъект мобилизации  исходить из приоритета расходования этих средств в интересах развития социальной инфраструктуры, партнерства с людьми, начинающими малый и средний бизнес и просто нуждающимися в поддержке, в организации семейного бюджета. Не случайно сберегательные банки за рубежом занимают ведущие позиции в сфере потребительского кредитования. Важную роль они играют и в финансировании жилищного строительства.

В-четвертых, на базе системы  подобных программ станет предметным и эффективным мониторинг их исполнения. Здесь возникают огромные возможности  для совершенствования информационной базы и методологии. К сожалению, многое оказалось забытым и безвозвратно утраченным. Не разрабатывается должным образом финансово-кредитный блок системы национальных счетов, забыта общегосударственная система опросов населения, крайне обеднена статистика формирования активов семей, требуется построение более содержательной системы индикаторов финансово-кредитной сферы и т.д. Упущены эксклюзивные возможности переписки населения как инструмента информации для регулирования финансово-денежной и сберегательной сфер.

Особо следует сказать  о необходимости восстановления такого рода программных инструментов, как сводный финансово-кредитный  баланс, включающий потоки не только финансов и кредита, но и реального сектора  и домашних хозяйств, а также баланса денежных доходов и расходов населения. [26 стр. 50]

В-пятых, использование  международного опыта и тенденций  развития финансово-кредитной сферы должно сопровождаться обязательной проверкой их по принципу соответствия месту и времени, особенностям этапа развития нашей страны и общества. Все используемые мировые технологии и схемы должны быть адаптированы в соответствии с конкретными текущими потребностями страны.

Решающая  роль в решении этих задам принадлежит Банку России. Рассматривая эту роль, следует, как представляется, исходить из того теоретического постулата, что определяющим признаком любого банка как понятия являются не кредит или расчеты, а деньги. Именно они неотделимый от банка, специфический механизм его современного функционирования. Из посредников в кредитовании и расчетах, из помощников в товаропродвижении банки в ходе эволюции превратились в собственно механизм производства денег или, по крайней мере, нечто по своим экономическим следствиям весьма близкое к созданию законных платежных средств и способное привести к созданию реального капитала1. Все дело в том, что привлеченные банком средства сегодня: при кредитовании уже не даются взаймы в плане передачи права на использование денег их вкладчиками.

Исходя из этого, банк имеет право на самостоятельное институциональное существование: это не предприятие и не учреждение, а нечто третье - банк, статус которого сохраняется и в современных информационно изменившихся условиях.

Так, в процессе развития интернет-технологий можно предполагать движение к превращению банковской структуры в единый механизм, с функциями центрального банка, главной задачей которого является обеспечение устойчивости денежного обращения на началах его кредитной рационализации.

Отправляясь от такого понимания  роли банка, следует отметить, что потенциал Банка России в качестве макроаналитического центра государства, на наш взгляд, используется далеко недостаточно. Он не выигрывает сравнения с реальной ролью центральных банков стран, отдающих должное макропрограммированию как функции государства, во многом предопределяющей эффективность собственно рыночного регулирования (Япония, Франция, Германия и т. д.).

Банк России не осуществляет активной разработки макропрограмм развития, а без них Основные направления денежно-кредитной политики носят во многом формализованный характер, лишены целей, определяющих должную активную воспроизводственную настройку банковского инструментария.

Между тем макроаналитические возможности Банка России достаточно велики. В их ряду можно выделить:

А. Классические:

централизация информации о денежных потоках (от первичных через посекторные к элементам общего оборота денег);

построение и мониторинг контрольных макро-показателей: денежная база, агрегаты денежной массы, посекторные объемы и структура финансовых активов;

объем и структура  кредитных вложений, финансирование государственных программ, государственный долг, посегментная структура финансового рынка;

статистическое обеспечение  пабот в области СНС, макропрограммирования  денежного оборота, финансово-кредитного баланса страны;

центр раннего  предупреждения об отклонениях в  макропрограммной стратегии, пропорциях, состоянии денежно-кредитной сферы;

координатор разработки и осуществления макроанализа в денежно-кредитной и сберегательной сферах.

Б. Специально организуемые:

альтернативный  Госкомстату России контроль за покупательной способностью национальной валюты через официальную сеть Сбербанка России;

мониторинговые системы  контроля за своевременностью выплаты заработной платы.

Возможности эти используются недостаточно, вследствие, на наш взгляд:

недооценки, как отмечалось, роли макропрограммирования, активной роли Банка России в государственном регулировании;

недооценки  роли научен в единстве ее академического и прикладного аспектов.

Для изменения сложившейся  практики необходимо образовать научный совет при Председателе Банка России как центр периодических мозговых атак и (или) Научный экспертный совет как малое структурное звено для разработки актуальных проблем по специально утверждаемому плану работ;

повысить  роль НИИ банков. Сегодня он не имеет ярко выраженного лица, затерялся среди отраслевых институтов. Необходимо его организационное и кадровое укрепление, усиление координирующих исследования функций; внедрение в практику временных исследовательских групп с привлечением специалистов смежных направлений;

желательно, чтобы Банк России начал регулярно проводить и полноценно использовать конференции и «круглые столы» по проблемам прикладных исследований в области денег, кредита, сбережений и банков 
с последующей публикацией исследовательских материалов. [26 стр.51] 

2.3. Современное  состояние кредитно – денежной  системы России и пути ее развития.

В ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов. Общемировая тенденция существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения. Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов. Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции. Одновременно с сокращением участия Банка России в курс о образовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики. При разработке денежно-кредитной политики на период 2009-2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса, и даже образование его дефицита. Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики. Ожидаемое сокращение валютных интервенций может существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как основного источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. [25 стр. 21]

Кредитная система и  ее важнейшая составляющая – коммерческие банки играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Через  нее проходит огромный объем денежных расчетов и платежей предприятий, организаций  и населения; она мобилизует, и превращает в активно действующий капитал временно свободные денежные средства, выполняет различные кредитные, расчетные, гарантийные, инвестиционные и иные операции.

Банковский кредит самым  тесным образом связан со всеми стадиями расширенного воспроизводства. Объем, направление и структура банковских операций определяются потребностью в финансировании капиталовложений и текущего производства, масштабами хозяйственного оборота. Трудно представить современное крупное производство без развитого механизма безналичных расчетов, разветвленной сети банковских и специальных кредитных учреждений. Особенно велика роль кредита и банков в международных расчетах.

Кредитная система представляет собой совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения.

Финансовая глобализация создает новые вызовы для национальной денежно-кредитной политики, ограничивая пространство ее независимого проведения. Это связано с усилением воздействия внешней среды на национальную экономику в целом и денежно-кредитную сферу в частности. По мере все большего включения экономик в систему мирохозяйственных связей усиливается их взаимозависимость. Так, отношение объема внешней торговли к мировому ВВП выросло с 19% в 1980-1989 гг. до 25% в 2000-2004 гг. В результате национальные центральные банки при принятии своих решений должны учитывать большее число факторов, находящихся за пределами их прямого контроля: динамику глобальной экономики и экономик соседних стран; состояние основных мировых товарных и финансовых рынков; решения других центральных банков, прежде всего ключевых игроков на мировом рынке (Федеральной резервной системы, Европейского 1 центрального банка и Банка Японии). [27 стр. 23]

Действие  внешних факторов ограничивает национальную денежно-кредитную политику по нескольким направлениям: непосредственно, сужая возможности центральных банков по использованию отдельных инструментов и установлению различных целей, и опосредованно, когда центральные банки вынуждены реагировать на последствия внешних негативных шоков.

Из-за отказа от инструментария валютного регулирования, в частности отмены ограничений на трансграничные операции с капиталом, снижается степень независимости центрального банка при определении целей денежно-кредитной политики и использовании процентных ставок как ее инструмента. Из экономической теории известно, что одновременно можно достигать лишь двух целей из трех: полная мобильность капитала, фиксированный валютный курс и независимая денежно-кредитная политика. То есть в современных условиях проведение независимой денежно-кредитной политики уже не может сочетаться с какой-либо формой фиксации валютного курса (в отличие, скажем, от ситуации 1960-х годов).

Информация о работе Денежно-кредитная система России