Денежно-кредитная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Деньги представляют собой неотъемлемый элемент нашей повседневной жизни. Современный человек не может представить себе рыночную экономику без денежного обращения. Однако деньги – это продукт исторического развития. Они возникли на определенном этапе хозяйственной жизни общества, и их появление стало огромным шагом вперед по преодолению узости бартерного обмена.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…….3
1. Социально – экономическое содержание кредитно – денежной системы…………………………………………………………………………….…..4
1.1. Сущность и значение кредитно – денежной системы…………….……4
1.2. Элементы кредитно – денежной системы…………………………….….7
1.3. Кредитно – денежное регулирование экономики………………….......10
2. Особенности кредитно – денежной системы в переходной экономики России……………………………………………………….……………………..…15
2.1. Сущность и содержание переходной экономики. Ее особенности в России………………………………………………………………………………...15
2.2. Необходимость государственного регулирования кредитно – денежной системы в переходной экономике России………………………...….17
2.3. Современное состояние кредитно – денежной системы России и пути ее развития…………………………………………………………………….……..28
Заключение………………………………………………………………….…..37
Библиографический список…………………………………………………..39
Приложения……………………………………………………………………..42

Файлы: 1 файл

gotovyy_kursach (1).doc

— 203.00 Кб (Скачать)

5. Структура денежной  массы – рассматривается либо  как соотношение между наличной  и безналичной денежной массой, либо как покупюрное строение массы денежных знаков.

6. Механизм денежно-кредитного  регулирования – представляет  собой совокупность инструментов  денежно-кредитного регулирования  (прямых и косвенных), права и  обязанности органов денежно-кредитного регулирования.

7. Порядок установления  валютного курса. Валютный курс  определяется на основании котировки.  Котировка – определение и  установление курса иностранной  валюты к национальной. Котировка  валют позволяет определить соотношение  двух денежных единиц, предложенных для обмена. Это соотношение не может быть постоянным, т.к. меняются спрос и предложение на валютном рынке. Котировку проводят центральные (национальные) банки и крупнейшие ком. банки.

8. Порядок кассовой  дисциплины – отражает набор  общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться хозяйствующие субъекты при организации наличного денежного оборота, проходящего через их кассы. 

Кредитная система - это  совокупность кредитных отношений  и институтов, которые реализуют эти отношения. Т.е. кредитную систему можно характеризовать с двух сторон:

1) как совокупность  кредитных отношений, т.е. как  совокупность экономических отношений,  которые возникают между кредитором  и заемщиком при передаче ссудного капитала на принципах платности, возвратности, срочности, обеспеченности, целевого характера и дифференцированного подхода.

2) как совокупность  институтов, с помощью которых  эти кредитные отношения функционируют,  т.е. как совокупность банков, специализированных кредитно-финансовых институтов, которые осуществляют мобилизацию денежных ресурсов и предоставляют их в ссуду.

Необходимость кредитной  системы вызвана такими объективными потребностями:

- необходимостью аккумуляции временно свободных денежных средств и передачей их в ссуду разным субъектам экономических отношений

- необходимостью управления денежными потоками в экономике и обеспечения их сбалансированности

- необходимостью технической организации движения денежных средств в экономике

В структуре кредитной системы выделяют:

- банковскую систему

- небанковские кредитно-финансовые  учреждения.

Главным звеном кредитной  системы в любой стране является банковская система, которая осуществляет основную массу кредитных и финансовых операций. Поэтому в узком смысле кредитную систему отождествляют с банковской системой. Банковская система является организационной совокупностью разных видов банков в их взаимосвязи. [3 стр. 5-7]

 

1.3. Кредитно  – денежное регулирование экономики.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной  экономической политики. Государственная  экономическая политика должна предусматривать  меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную  систему. Воздействуя на кредитные  институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики. [5 стр. 157]

Функции контролирующих органов в денежно-кредитной сфере  нередко переплетаются. Например, в  США важным органом, контролирующим деятельность банковского сектора, является наряду с Федеральной резервной  системой (ФРС) Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго до появления ФРС, в 1863 г. в соответствии с Законом «О национальной денежной единице». Контролер денежного обращения наблюдает за деятельностью всех кредитных инструментов, находящихся в ведении организаций федерального уровня.

Кроме этого органа правами  по банковскому контролю в США  наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная Корпорация по страхованию депозитов, которая  выдает лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам на федеральном уровне.

При выдаче лицензии проверяются  прежде всего «финансовые тылы»  вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использованию капитала, компетентность руководства, а также  точность маркетинговых исследований в данной местности. Банкам, которым выдана федеральная лицензия, предписывается обязательное участие в ФРС; им придается статус федерального кредитного института и они называются национальными. Банки, получившие лицензию от правительства штата, имеют статус кредитного института, штата и им предоставляется возможность выбора: быть или не быть членом ФРС. Поскольку разные штаты вправе издавать собственные банковские законы, кредитные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регулирования.

Специфические условия  сложились в денежно-кредитной  системе Великобритании. Банк Англии предпочитает организацию контактов  с банковской системой через группу специализированных кредитных институтов - через дисконтные дома. Последние представляют собой существенную институционную особенность английской банковской системы, так как играют важную роль в осуществлении денежной политики Банка Англии. К ним относятся восемь институтов, занимающих как бы промежуточное положение между центральным банком и прочими кредитными институтами. Такое особенное положение определяется тем, что только эти кредитные институты в английской банковской системе имеют привилегию рефинансирования в центральном банке. За это дисконтные дома обязаны еженедельно принимать на себя от Банка Англии казначейские векселя в полном объеме, что очень выгодно последнему, так как в Великобритании задача размещения казначейских ценных бумаг возлагается на центральный банк. [16 стр. 24-23]

Дисконтные дома выступают в роли посредника между Банком Англии и банковской системой, на которую центральный банк не может непосредственно влиять, поскольку другие кредитные институты не имеют прямого доступа к рефинансированию центрального банка, как это происходит в других странах мира.

Примером конструктивного  сотрудничества между банковской системой страны и центральным банком служат отношения между двумя уровнями банковской системы Нидерландов, где  активно развиваются контакты центрального банка с руководством национальных кредитных институтов. Законодательством страны центральному банку предписывается проведение регулярных консультаций с представителями кредитно-финансовых учреждений с целью разъяснения основных направлений политики центрального банка, а также с целью выработки совместными усилиями стабилизационных, антиинфляционных мероприятий. Практика подобного рода способствует установлению хороших контактов и взаимопониманию между двумя уровнями кредитной системы. Подобно Центральному банку Нидерландов тесные контакты с кредитной системой стремится поддерживать и Австрийский национальный банк.

Немецкий федеральный  банк строит свои контакты с национальной кредитной системой не только через  филиальную сеть, но и через крупные  немецкие банки. Основная задача филиалов Немецкого федерального банка - контроль за соблюдением коммерческими банками установленных требований по минимальным резервам, обеспечение кредитных институтов, расположенных на соответствующей территории, наличностью, а также выполнение функций контор национального клирингового центра. Филиалы Немецкого федерального банка выступают в качестве промежуточного звена между кредитными институтами и центральным банком.

Большинство центральных  банков ряда ведущих стран мира наиболее тесно сотрудничают с рядом крупных институтов, которые представляют собой ядро банковской системы.

Инструменты регулирования. Центральные банки развитых стран  располагают определенными методами воздействия на экономику. Традиционно  к ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика; политика минимальных резервов: операции на открытом рынке; депозитная политика; валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов и сочетание их применения банками разных стран зависят от ряда предпосылок. [21 стр. 640]

Попытки подвести современные стратегии центральных банков разных стран под традиционные концепции денежной политики показали, что ни монетаризм, ни теории государственного регулирования в чистом виде не находят своего выражения в практике воздействия на экономику страны. В перспективе можно рассчитывать на компромиссный вариант выбора стратегии центрального банка. При этом в настоящее время все больше приоритет отдается рыночным механизмам по сравнению с административными методами регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности кредитно – денежной системы в переходной экономике России.

2.1. Сущность  и содержание переходной экономики,  ее особенности в России.

На рубеже третьего тысячелетия  ряд стран, по убеждению большинства  экономистов и политиков, находятся  в некоем переходном состоянии, в движении от централизованного хозяйства к системе современной рыночной экономики. Если вначале преобладала точка зрения, что этот период займет лишь годы, то теперь становится ясно, что такой переход растянется на десятилетия, а поэтому еще долго будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система или переходная экономика.

Современная концепция  переходной экономики сложилась  в последней четверти XX столетия. Ранее она появиться не могла. Достаточно вспомнить, что политическая экономия (экономическая теория, экономика как наука) появилась в период первоначального капитализма (рыночной индустриальной системы). Монетаристы, физиократы и классики рассматривали анализируемые ими явления развивающегося буржуазного общества как естественный порядок, оставляя в большей, как, например, Д. Рикардо, или меньшей (А. Смит и др.) степени за рамками теоретического анализа все иные отношения. О теории переходной экономики здесь не могло быть и речи. Переходная эпоха понималась в какой-то мере как известная случайность, от которой была возможна дорога и вперед (Сен-Симон) и назад (Мирабо, Сисмонди). [23 стр. 672]

Историческая школа  позднее стала выделять эпохи  индивидуального, переходного и  социального хозяйства, рассматривая переходную эпоху как своеобразную трансформацию индивидуального хозяйства в социальное.

Марксистская концепция  переходной экономики основана на формационном подходе, исходит из неизбежности смены  капитализма социализмом. Необходимость  переходного периода, суть которого — постоянная борьба между старым частнокапиталистическим и новым социалистическим укладом на основе развития адекватной или материально-технической базы. Данная теория предполагала экономическую политику государства в форме диктатуры пролетариата, направленную на формирование и обеспечение победы социалистического уклада. Уклад здесь рассматривался как форма хозяйства.

Концепция «естественного»  порядка сменяется в конце XIX в. критикой капиталистической рыночной системы хозяйствования, постановками о возможной замене ее другим строем уже не только марксизмом, впитавшим и преобразовавшим идеи социалистов-утопистов, но и рядом виднейших экономистов Запада. Такие идеи высказываются Т. Вебленом (1857—1929), В. Зомбартом, И. Шумпетером. Новые явления в развитии капиталистической экономики подробно показывает в своей работе «Империализм» Д. Гобсон. XX век показал дальнейшее развитие новых тенденций, получивших выражение в концепциях постиндустриального общества.

Социализм, победивший в XX столетии в ряде стран, входящих в мировую социалистическую систему, по общему признанию, оказался неподлинным (казарменным, квазигосударственным, «мутантным» и т.д.), завел экономики этих стран в тупик. Возникла необходимость существенных изменений в системах хозяйствования. Появляются новые концепции содержания переходной экономики: или как процесса устранения недостатков (деформаций, мутаций) социализма, или как процесса перехода от «плохого» социализма к «хорошему», или, наконец, как перехода от социализма к капитализму. При этом остается открытым вопрос — к какому капитализму: свободной конкуренции или современной рыночной экономике, характеризуемой целым рядом качественных изменений в механизме ее функционирования? Отдельные экономисты сегодня не склонны рассматривать преобразования в экономиках бывших «социалистических» стран как состояние переходной экономики, предпочитают говорить об этапе формирования рыночной экономики. [13 стр. 18-20]

Несмотря на обилие концепций  переходной экономики, сегодня можно  выделить то общее и главное, что в них имеется, а именно определение переходной экономики.

Переходная экономика (иногда называемая транзитивной) —  это такая экономика, в отличие  от любой «ставшей» зрелой экономики, где важнейшее значение имеет  не простое функционирование сложившихся связей и элементов, а «отмирание» старых и становление новых связей и элементов. Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Переходная экономика в ряде бывших социалистических стран представляет собой некую смесь элементов (отношений, связей, институтов) централизованной и современной рыночной систем. Сюда иногда добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.

Следует различать концепцию  и реальное развитие социально-экономических  процессов в переходный период, однако важность концепции в том и  состоит, что она в значительной мере влияет на это развитие.


2.2. Необходимость  государственного регулирования   кредитно денежной системы в  переходной экономике России.

Кредит является одной  из сложных форм экономического оборота. Классической политэкономией, как известно, обосновано четкое разграничение сфер этого оборота:

- общее товарно-денежное обращение;

- обращение капитала;

- кредитный оборот, происходящий из товарных авансов деловых людей в ранее названных сферах и призванный опосредовать временной разрыв в движении товара и денег;

- финансовые потоки как выражение отношений, связанных с мобилизацией денежных доходов государством и его органами;

- оборот денежных средств  населения.

Субординация денежных отношений в последние десятилетия, предшествующие формированию в стране новой экономической системы координат, все более стала оборачиваться своей отрицательной стороной – упрощенностью, не позволяющей в полной мере реализовать возможности, заложенные в каждой форме денежных отношений, а именно в обороте денег в корпоративной сфере, в кредитном обороте финансовых средств, в обороте денежных средств населения. [26 стр. 47]

Предельное сужение  фондов, образуемых на корпоративной  основе, сопровождаемое не вполне правомерным  расширением финансовых источников обеспечения оборота хозяйственных  звеньев, в теории отозвалось своеобразной эйфорией: попытками распространения финансов не только на внешнюю сферу отношений с государством и другими органами власти, но и во внутрь – в сферу образования фондов денежных средств в самих предприятиях ( объединениях) за счет собственных средств. Прибыль и ее внутреннее распределение, проблемы реализации продукции, формирования амортизационного фонда, а нередко заработной платы и выручки – все эти формы денежных отношений зачастую стали трактоваться как собственно финансовые. Сложилась даже подотрасль финансов – финансы предприятий (объединений). Так, исподволь к финансам стали относить все фонды денежных средств. К сожалению, оказалось забытым то обстоятельством, что классики политэкономии, раскрывая все богатства отношений, возникающих в процессе оборота капитала (фондов), денежных отношений «между деловыми людьми», вообще абстрагировались от финансов, рассматривая эту специфическую сферу в связи с проблематикой государства, влиянием надстройки на первичные отношения товарно-денежной сферы.

Несколько слов о количественных характеристиках, индикаторах состояния  денежно-кредитной сферы. С позитивной стороны обычно называются:

Информация о работе Денежно-кредитная система России