Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление основного направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования.
При выполнении работы использованы методы: прямого и косвенного воздействия денежно-кредитной политики, таргетирования денежной массы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-
КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.................................................................. 6
1.1 Сущность и характеристика денежно-кредитной
политики........................................................................................... 6
1.2 Цели денежно-кредитного регулирования................................... 9
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики............................... 11
1.3.1 Уровень ставки рефинансирования ЦБ............................... 12
1.3.2 Политика обязательного резервирования........................... 13
1.3.3 Операции на открытом рынке.............................................. 14
1.3.4 Некоторые административные методы
регулирования денежно-кредитной сферы......................... 16
1.4 Основные типы денежно-кредитной политики........................... 17
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ................................................................ 20
2.1 Характеристика денежно-кредитной политики
Республики Беларусь..................................................................... 20
2.2 Контрольные показатели функционирования и
развития денежно-кредитной политики Республики
Беларусь.......................................................................................... 25
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-
КРЕДИТНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ........... 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................... 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................. 38

Файлы: 1 файл

Курсовая Елена.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

В 2011 году параметры денежно-кредитных  показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков  под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24-26 процентов, рублевой денежной массы – 27-29 процентов, широкой денежной массы – 25-28 процентов. При этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4-7,2 трлн.рублей, юридических лиц – на 3,8-4,4 трлн.рублей.

Реализация мер денежно-кредитной, бюджетной и экономической политики позволит увеличить коэффициент  монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,4 процента, по широкой денежной массе – до 26,7 процента.

Улучшение сбалансированности внешнего сектора и состояние  платежного баланса станет основой  для дальнейшего наращивания  международных резервных активов  Республики Беларусь. Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2011 год увеличатся не мене чем на 1,2 млрд. долларов США.

Денежно-кредитные показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год. При изменении макроэкономических параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации, начиная с расчета резервных требований за период с 01.02.2011 по 01.03.2011, не включают в базу резервирования:

- средства в белорусских рублях, учитываемые на счете 3601 "Вклады (депозиты) по средствам бюджета";

- привлеченные за счет выпуска ценных бумаг средства в части облигаций, находившихся в предшествующем расчетном периоде в портфеле Национального банка Республики Беларусь.

Соответствующие изменения  постановлением Правления Национального  банка от 24.02.2011 № 62 внесены в Инструкцию о порядке формирования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями фонда обязательных резервов, размещаемого в Национальном банке Республики Беларусь, от 28.12.2006 № 225.

Данное решение позволит кредитно-финансовым учреждениям не отвлекать в фонд обязательных резервов средства по привлекаемым от Правительства и Национального банка ресурсам, увеличит возможности банков по кредитованию экономики и будет способствовать удешевлению стоимости кредитных ресурсов.

Кроме того, начиная с  расчета резервных требований за период с 01.02.2011 по 01.03.2011, для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций повышаются нормативы обязательных резервов от привлеченных средств юридических лиц в национальной валюте и привлеченных средств в иностранной валюте с 6 до 9 процентов. Норматив обязательных резервов от привлеченных средств физических лиц в национальной валюте не изменяется и по-прежнему будет равен 0 процентов.

Постановлением Правления  Национального банка от 24.02.2011 № 62 внесены соответствующие изменения  в постановление Правления Национального банка "Об установлении и применении нормативов резервных требований, депонируемых в Национальном банке Республики Беларусь" от 28.01.2009 № 7.

Данное решение направлено на снижение эмиссионных последствий  от изменения порядка расчета базы резервирования, а также на стимулирование банков к активизации работы по привлечению рублевых средств физических лиц в депозиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Денежно-кредитная политика -  комплекс мер, предпринимаемых   государством с целью регулирования количества денег в экономике. Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Национальный банк, Министерство финансов и т. д.).

К инструментам, с помощью  которых центральный банк (ЦБ) проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам, относятся:  изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

Выделяют два основных типа денежно-кредитной политики: политику «дешевых» и «дорогих» денег.

В условиях трансформационной  экономики денежно-кредитная политика РБ должна прежде всего содержать  в себе важнейшие черты монетаристской теории. Причем эта политика должна зависеть от конкретно-исторических  условий, быть четко состыкованной с экономической политикой правительства в целом, направленной на перевод административной экономики на рыночный путь.

Основными итогами денежно-кредитной  политики Республики Беларусь в I квартале 2010 г. явились: поддержание курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в пределах установленного коридора допустимых значений, снижение уровня процентных ставок на денежном рынке, расширение кредитной поддержки банками экономики, рост активов и нормативного капитала банковского сектора, надежное и безопасное функционирование платежной системы.

Денежно-кредитная политика 2010 года проводилась с учетом складывающейся макроэкономической ситуации и была направлена на сохранение финансовой стабильности. В результате было обеспечено поддержание курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в пределах установленного коридора, снижен уровень процентных ставок на денежном рынке, расширена кредитная поддержка банками экономики, а также продолжен рост активов и нормативного капитала банковского сектора, обеспечено надежное и безопасное функционирование платежной системы.

За анализируемый период Национальный банк Республики Беларусь неоднократно прибегал к понижению  базовой ставки рефинансирования (с 18 августа 2010 года составляет 11%; на начало года – 13,5%), а также сократил объем операций по рефинансированию банковских учреждений

Банковская система  Республики Беларусь является умеренно капитализированной. Объем балансового  капитала белорусских банков в І  полугодии 2010 года увеличился на 0,81 трлн.рублей – до 14,15 трлн. рублей; нормативный капитал за этот период увеличился на 0,86 трлн.рублей. – до 14,27 трлн. рублей.

Изменение норматива, регламентирующего  структуру резервов банков расширило  возможности банковского сектора  по регулированию собственной ликвидности. Так, несмотря на снижение фиксированной части обязательных резервов (что было следствием снижения норматива с 40% до 10%), существенно увеличились средние ежедневные остатки (Рисунок3). Объем избыточных резервов банков с начала года увеличился более чем на 3,5 трлн. рублей, в том числе за счет приобретения банками ценных бумаг Центробанка.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2011 году направлена на формирование условий стабильного  экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год рост реального валового внутреннего продукта составит 109-110 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения – 108-109,5 процента, инвестиций в основной капитал – 116-117 процентов. Рост индекса потребительских цен составит 107,5-108,5 процента. Рост экспорта сложится на уровне 116-116,4 процента, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составит 8,9-9 процентов к ВВП. Основными источниками обеспечения положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США в 2011 году станут прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долларов США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год: Указ Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. N 595 - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 292, 1/11166.
  2. О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2010 год: Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 14, 2/1625.
  3. Об утверждение основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год: Указ Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. N 591 - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 292, 1/11162.
  4. Об установлении лимитов кредитования государственных программ: Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 15 марта 2010 г. N 352/3 - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 68, 5/31432.
  5. Агапова, Т.А. Макроэкономика / Т.А.Агапова, С.Ф Серегина; под общ.ред. А.В.Сидоровича – Москва: «Дело и Сервис», 2007.- 496 с.
  6. Базылев, Н.И. Макроэкономика / Н.И.Базылев – Минск: «Современная школа», 2007.- 288 с.
  7. Бондарь, А.В. Макроэкономика / А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Л.Н.Новикова - Минск: БГЭУ, 2007.- 516 с.
  8. Борисевич, В.И. Прогнозирование  и  планирование  экономики. / В.И.   Борисевич – Минск: Интерпрессервис, 2008. – 389 с.
  9. В Белоруссии ставка рефинансирования Нацбанка к концу 2010 года составит 9-11% годовых // Минск: Интерфакс-Запад.- 12 мая 2010.
  10. Зенькова, Л.П. Макроэкономика / Л.П.Зенькова – Минск: ИВЦ Минфина, 2009.- 380 с.
  11. Ковалев, И.К. История экономических учений / И.К.Ковалев - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 286 с.
  12. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3) / И.М.Лемешевский – Минск: «ООО «ФУ Аинформ», 2007.- 576 с.
  13. Макконелл, К. Экономикс: принципы, проблемы, политика / К.Макконелл, С.Брю - Москва: ИНФРА-М, 2009. – 635 с.
  14. Морозова, Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Т.Г.Морозова, А.В.Пулькина; под ред. Т.Г. Морозовой - Москва: ЮНИТИ-ДИАНА, 2008. – 205 с.
  15. Нацбанк Беларуси обеспечил выполнение важнейших параметров денежно-кредитной политики в 2010 году // БЕЛТА.- 19 мая 2010
  16. Нацбанк Белоруссии планирует с сентября снизить ставку рефинансирования  с 10% до 9% // Минск: Интерфакс-Запад.- 2 апреля 2010.
  17. Новикова, И.В. Макроэкономика / И.В.Новикова, Ю.М.Ясинский - Минск: Академия управления при Президенте, 2006. – 324 с.
  18. Плотницкий, М.И. Макроэкономика / М.И. Плотницкий - Москва: ООО «Новое знание», 2002. – 457 с.
  19. Селищев, А.С. Макроэкономика / А.С.Селищев – СПб: Питер, 2005.- 230 с.
  20. Сидорович, А.В. Курс экономической теории / А.В.Сидорович - Москва: Дело и сервис, 2008. – 287 с.
  21. Хотько, А.В. Бюджет Республики Беларусь на 2011 г.: задачи и вопросы их реализации / А.В.Хотько // Планово-экономический отдел.- 2011.- № 2. – C.10-11.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

 

 

Динамика клиентских ресурсов БСРБ в 2010 году, млрд. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

 

 

 

Структура обязательных резервов БСРБ, выраженных в денежной форме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

 

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

деятельности Национального  банка и банков

на 2011 год

 

Наименование показателей

Прогноз на 1 января 2012 г.


 

Наименование показателей

стоимости корзины иностранных  валют,

в процентах                                                                                                        плюс 8 - минус 8

Ставка рефинансирования, в процентах                                                        8-10

Прирост

      международных  резервных активов

      Республики  Беларусь в определении 

      Специального  стандарта 

      распространения  данных 

      Международного  валютного фонда, 

      в млрд. долларов США                                                                            не менее 1,2

 

      рублевой  денежной базы, в процентах                                              24 - 26

 

      нормативного  капитала банков, в процентах                       15-21

 

      требований  банков к экономике, в процентах                    24 - 25

 

Доля проблемных активов  банков в активах,

подверженных кредитному риску, в процентах                             не более 8

 

Коэффициент доступности  автоматизированной

системы межбанковских  расчетов для банков,

в процентах от ее дневного фонда рабочего

времени                                                                               не ниже 99,5


Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь