Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление основного направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования.
При выполнении работы использованы методы: прямого и косвенного воздействия денежно-кредитной политики, таргетирования денежной массы.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-
КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.................................................................. 6
1.1 Сущность и характеристика денежно-кредитной
политики........................................................................................... 6
1.2 Цели денежно-кредитного регулирования................................... 9
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики............................... 11
1.3.1 Уровень ставки рефинансирования ЦБ............................... 12
1.3.2 Политика обязательного резервирования........................... 13
1.3.3 Операции на открытом рынке.............................................. 14
1.3.4 Некоторые административные методы
регулирования денежно-кредитной сферы......................... 16
1.4 Основные типы денежно-кредитной политики........................... 17
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ................................................................ 20
2.1 Характеристика денежно-кредитной политики
Республики Беларусь..................................................................... 20
2.2 Контрольные показатели функционирования и
развития денежно-кредитной политики Республики
Беларусь.......................................................................................... 25
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-
КРЕДИТНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ........... 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................... 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................. 38
В качестве основных инструментов ДКП РБ могут выступать: ставки рефинансирования НБ, нормы обязательных резервов. Процентная политика направлена на стимулирование сбережений и расширение доступности кредитов для субъектов экономики. С одной стороны сохраняется положительный уровень процентных ставок, с другой – НБ проводит снижение номинальных процентных ставок в целях стимулирования экономического роста [9, c. 147].
1. Уровень ставки рефинансирования НБ.
Как сообщало управление информации Нацбанка, снижению общего уровня процентных ставок способствует складывающаяся в стране стабильная экономическая ситуация, в том числе невысокая интенсивность инфляционных процессов.
При этом сохраняется положительный в реальном выражении уровень процентных ставок банков по рублевым вкладам, который существенно выше доходности от хранения денежных средств в иностранной валюте.
В результате последовательного снижения ставки банки также начали снижать ставки как по депозитам, так и по кредитам.
Кстати, основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси в 2010 год стало снижение ставки рефинансирования к концу года до 9-12% годовых, а ставок по кредитам - до 12-15% годовых.
«Низкий уровень инфляции позволил снизить ставку рефинансирования», как пояснил декан экономического факультета БГУ, доктор экономических наук, профессор, экономист Михаил Ковалев. «Причем, ее снижение не зависит от мирового экономического кризиса. Например, В США ставку рефинансирования специально снижали во время кризиса, чтобы встряхнуть и простимулировать экономику».
Эксперт отметил, что Национальный банк Беларуси в данной ситуации действует верно. Снижение ставки позволило сделать более доступными кредиты для юридических и физических лиц.
«Правда, с уменьшением ставки, уменьшаются и депозиты по вкладам. Но, тут надо отметить, что в отличие от европейских стран у нас несколько завышенный процент».
Независимый финансовый аналитик Сергей Чалый считает, что снижение ставки рефинансирования - это административное решение, которое продиктовано нормативами Основных направлений денежно-кредитной политики, утвержденных, кстати, еще в прошлом году.
«Поэтому это решение не имеет особого отношения к происходящему с инфляцией, - рассказал эксперт. - Основная цель снижения ставки рефинансирования заключается в том, чтобы сделать более доступными кредиты для предприятий».
Обычно при планировании ставки рефинансирования она увязывается с неким прогнозируемым размером инфляции таким образом, чтобы ее величина была хотя бы приблизительно положительной, т.е. больше, чем инфляция.
Напомним, в Республике Беларусь в 2010 году инфляция была запланирована в 9-11%.
Однако, по мнению Сергея Чалого, этот показатель вряд ли будет выполнен. Дело в том, что планы по инфляции, которые принимались на 2010-й год, во многом ориентировались на низкую инфляцию прошлого кризисного года, когда падали основные цены на экспортные и импортные товары. Сейчас же экономическая ситуация несколько иная.
За анализируемый период Национальный банк Республики Беларусь неоднократно прибегал к понижению базовой ставки рефинансирования (с 18 августа 2010 года составляет 11%; на начало года – 13,5%), а также сократил объем операций по рефинансированию банковских учреждений (Приложение1). На начало ІІ полугодия 2010 года удельный вес кредитов и депозитов НБРБ в обязательствах банковской системы составил 15% (на начало года – 12%). С учетом достаточного уровня ликвидности банковского сектора, а также принятых страной обязательств (в частности, в отношении регулирования финансового рынка) в рамках сотрудничества с МВФ, агентство не исключает, что в будущем объем финансирования Центробанком страны банковского сектора будет снижаться.
По состоянию на 01.07.2010 г. средства клиентов составляют около 60% обязательств банковской системы, и позволяют фондировать почти 70% кредитного портфеля банков. В І полугодии их объем увеличился на 2,9 трлн.рублей. Прирост клиентских ресурсов был обеспечен за счет депозитов граждан (несмотря на снижение средних процентных ставок привлечения), тогда как динамика других составляющих ресурсов была несущественной.
Динамика клиентских ресурсов банковской системы Республики Беларусь (БСРБ) представлена в Приложении А.
2. Политика обязательного резервирования.
Банковская система Республики Беларусь является умеренно капитализированной. Объем балансового капитала белорусских банков в І полугодии 2010 года увеличился на 0,81 трлн.рублей – до 14,15 трлн. рублей; нормативный капитал за этот период увеличился на 0,86 трлн.рублей. – до 14,27 трлн. рублей. Динамика основных составляющих собственных средств банковской системы Республики Беларусь отражена в таблице 2.1.
Показатели достаточности нормативного капитала остаются высокими (19,76% по состоянию на 01.07.2010 г.), что обусловлено как структурой и размером нормативного капитала системы, так и высоким удельным весом ликвидных активов. По состоянию на 01.07.2010 г. нормативный капитал банковского сектора в 3,7 раза превышает проблемную задолженность по кредитам (на начало 2010 года – в 4,4 раза). Текущий уровень капитализации позволяет банковской системе абсорбировать потенциальные убытки в случае ухудшения экономической ситуации.
Таблица 2.1 - Собственный (балансовый) капитал БСРБ, млрд. рублей.
Показатель |
01.01.2009 |
01.10.2009 |
01.01.2010 |
01.04.2010 |
01.07.2010 |
Уставный фонд |
8 677 |
8 757 |
9 508 |
9 595 |
9 643 |
Эмиссионный доход |
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
Резервный фонд |
356 |
530 |
525 |
648 |
814 |
Накопленная прибыль |
1 492 |
1 950 |
2 252 |
2 413 |
2 524 |
Фонд переоценки счетов баланса |
834 |
1 024 |
1 024 |
1 135 |
1137 |
КАПИТАЛ |
11 392 |
12 295 |
13 343 |
13 825 |
14 152 |
Капитал к активам, % |
17,39 |
15,95 |
15,84 |
16,00 |
14,64 |
В І полугодии 2010года прирост обязательств банковской системы Республики Беларусь составил 16%, что, прежде всего, было обусловлено привлечением средств за счет эмиссии долговых ценных бумаг крупнейшими банками страны, стабильной положительной динамикой клиентских ресурсов, а также дополнительным финансированием со стороны Центробанка и нерезидентов. Около 70% пассивов банковской системы номинировано в национальной валюте, поэтому умеренная девальвация рубля не оказала существенного влияния на динамику пассивной базы.
Чистые активы банковской системы в І полугодии 2010года увеличились на 15%, что было обусловлено, прежде всего, кредитованием предприятий и населения, ростом инвестиционных вложений, а также накоплением значительного объема средств (включая специальные резервы) на счетах в НБРБ. Активы, подверженные кредитному риску, за указанный период увеличились на 12%.
Изменение норматива, регламентирующего структуру резервов банков (Постановление НБРБ № 47 от 10.03.2010г.) расширило возможности банковского сектора по регулированию собственной ликвидности. Так, несмотря на снижение фиксированной части обязательных резервов (что было следствием снижения норматива с 40% до 10%), существенно увеличились средние ежедневные остатки (Рисунок3). Объем избыточных резервов банков с начала года увеличился более чем на 3,5 трлн. рублей, в том числе за счет приобретения банками ценных бумаг Центробанка.
В анализируемый период банковские учреждения наращивали объем ликвидных активов, доля которых в общих активах банковского сектора на начало ІІ полугодия текущего года составила 28,4%.
Структура обязательных резервов БСРБ, выраженных в денежной форме, представлена в Приложении Б.
Глава 3
направление регулирования денежно-кредитных процессов в республике беларусь
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2011 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
Социально-экономическое развитие страны в 2011 году в значительной мере будет определяться динамикой воздействия внешнеэкономических условий и предпринимаемыми мерами по структурным преобразованиям и модернизации экономики на основе ее перехода на инновационный путь развития.
В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год рост реального валового внутреннего продукта составит 109-110 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения – 108-109,5 процента, инвестиций в основной капитал – 116-117 процентов. Рост индекса потребительских цен составит 107,5-108,5 процента. Рост экспорта сложится на уровне 116-116,4 процента, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составит 8,9-9 процентов к ВВП. Основными источниками обеспечения положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США в 2011 году станут прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долларов США.
В 2011 году денежно-кредитная политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь.
Приоритетная цель денежно-кредитной политики – обеспечение устойчивого белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.
Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен.
В 2011 году сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора плюс/минус 8 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года (Приложение В).
Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к корзине иностранных валют за счет увеличения ежедневных колебаний позволит более оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.
Применение и развитие инструментов денежно-кредитной политики будет направлено на достижение приоритетной цели монетарной политики.
Процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивости ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8-10 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору -11-13 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках 9-11 процентов годовых.
Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).
Операциями на денежном рынке Национальный банк обеспечит движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.
Предоставление ликвидности в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.
Дальнейшее совершенствование
системы регулирования
Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь