Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление основного направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования.
При выполнении работы использованы методы: прямого и косвенного воздействия денежно-кредитной политики, таргетирования денежной массы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-
КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.................................................................. 6
1.1 Сущность и характеристика денежно-кредитной
политики........................................................................................... 6
1.2 Цели денежно-кредитного регулирования................................... 9
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики............................... 11
1.3.1 Уровень ставки рефинансирования ЦБ............................... 12
1.3.2 Политика обязательного резервирования........................... 13
1.3.3 Операции на открытом рынке.............................................. 14
1.3.4 Некоторые административные методы
регулирования денежно-кредитной сферы......................... 16
1.4 Основные типы денежно-кредитной политики........................... 17
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ................................................................ 20
2.1 Характеристика денежно-кредитной политики
Республики Беларусь..................................................................... 20
2.2 Контрольные показатели функционирования и
развития денежно-кредитной политики Республики
Беларусь.......................................................................................... 25
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-
КРЕДИТНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ........... 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................... 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................. 38

Файлы: 1 файл

Курсовая Елена.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

Также ЦБ может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также ЦБ может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими  банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов ЦБ может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование  административного воздействия  со стороны ЦБ по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

 

1.4 Основные  типы денежно-кредитной политики 

 

Выделяют два основных типа денежно-кредитной политики: политику «дешевых» и «дорогих» денег.

Политику дешевых денег  применяют, когда экономика страны сталкивается с безработицей и со снижением цен. Для решения данных проблем необходимо увеличить предложение денег. Политика дешевых денег заключается в следующих мерах.

Во-первых, ЦБ должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно увеличить нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения  денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость [6, c. 393].

В ситуации, когда экономика  сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, ЦБ должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. ЦБ должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму. Третья мера заключается  в  поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у ЦБ. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем.  Скорость обращения денег имеет тенденцию  меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег [16, c. 224].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Анализ денежно-кредитной  политики Республики Беларусь

 

2.1. Характеристика  денежно-кредитной политики Республики  Беларусь

 

В условиях трансформационной экономики денежно-кредитная политика (ДКП) РБ должна прежде всего содержать в себе важнейшие черты монетаристской теории. Причем эта политика должна зависеть от конкретно-исторических  условий, быть четко состыкованной с экономической политикой правительства в целом, направленной на перевод административной экономики на рыночный путь.

Монетаризм – это наука о деньгах  и их роли в процессе воспроизводства. Это целостная теория, представляющая собой специфический подход к регулированию экономики с помощью денежно-кредитных инструментов.

На первый план в теории монетаризма выдвигается стабильная эмиссия денег независимо от экономического положения и состояния конъюнктуры. Объем денежной массы становиться главным объектом денежно-кредитной политики. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремиться к стабильности, самоналаживанию. Если имеет место диспропорция, то это происходит, прежде всего, в результате внешнего вмешательства. Также необходимо сокращение до минимума государственных регуляторов, исключение или снижение роли налогового, бюджетного регулирования. В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, должны служить «денежные импульсы», денежная эмиссия.

 

Денежно-кредитная политика в I квартале 2010 г. проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. N 591 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 292, 1/11162) (далее - Основные направления) [1], с учетом складывающейся макроэкономической ситуации. Монетарная политика была направлена на сохранение финансовой стабильности и достижение параметров экономического и социального развития страны, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. N 595 "Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 292, 1/11166) [2], Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. "О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2010 год" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 14, 2/1625) [3]. Важнейшие мероприятия денежно-кредитной политики в I квартале 2010 г. вырабатывались и осуществлялись Национальным банком Республики Беларусь (далее - Национальный банк) совместно с Правительством Республики Беларусь.

Основными итогами денежно-кредитной политики Республики Беларусь в I квартале 2010 г. явились: поддержание курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в пределах установленного коридора допустимых значений, снижение уровня процентных ставок на денежном рынке, расширение кредитной поддержки банками экономики, рост активов и нормативного капитала банковского сектора, надежное и безопасное функционирование платежной системы.

В связи с появлением в последнее время провокационных слухов о возможной резкой девальвации  национальной валюты, получивших широкое распространение благодаря отдельным средствам массовой информации и сети Интернет, Национальный банк сообщает, что данные слухи никоим образом не соответствуют действительности. Кроме того, изменения обменного курса белорусского рубля, выходящие за рамки параметров, установленных Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год, не планируются и производиться не будут.

Национальный банк будет  осуществлять политику курсообразования строго в пределах установленного коридора допустимых изменений курса белорусского рубля к корзине иностранных валют – плюс/минус 8 процентов по отношению к значению курса, сложившемуся на начало 2011 года (1057,04 рубля), обеспечивая при этом плавность и предсказуемость динамики курса.

При этом двухсторонние  курсы белорусского рубля по отношению  к иностранным валютам, входящим в состав корзины (доллар США, евро и  российский рубль), будут также изменяться несущественно под влиянием взаимных изменений курсов этих валют на мировых рынках.

В настоящее время  для обеспечения устойчивости национальной валюты Национальный банк обладает как  всеми необходимыми монетарными  инструментами, так и золотовалютными  резервами. Их уровень вполне достаточен для поддержания стабильности белорусского рубля и позволяет в полном объеме удовлетворять спрос на иностранную валюту со стороны населения, оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса на внутреннем валютном рынке, гарантировать платежи по внешним обязательствам.

Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2010 г. и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации, а также развитие системы инструментов Национального банка по регулированию текущей ликвидности банков были рассмотрены 28 апреля на расширенном заседании Правления Национального банка, которое провел его Председатель Петр Прокопович [2].

Заседание проходило  с участием представителей Администрации  Президента, Национального собрания, Комитета государственного контроля, заинтересованных министерств и ведомств, структурных подразделений центрального аппарата, Главных управлений и организаций Национального банка, Ассоциации белорусских банков и банков.

Как отмечалось в выступлениях, денежно-кредитная политика 2010 года проводилась с учетом складывающейся макроэкономической ситуации и была направлена на сохранение финансовой стабильности. В результате было обеспечено поддержание курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в пределах установленного коридора, снижен уровень процентных ставок на денежном рынке, расширена кредитная поддержка банками экономики, а также продолжен рост активов и нормативного капитала банковского сектора, обеспечено надежное и безопасное функционирование платежной системы.

С учетом фактической ситуации в национальной экономике, динамики валютного и депозитного рынков Национальный банк предпринял меры по дальнейшему удешевлению кредитных ресурсов. Так, в марте 2010 года ставка по новым срочным депозитам в рублях сложилась на уровне 16,1 процента годовых, что на 1,6 процентного пункта ниже, чем в январе. Объявленная средняя процентная ставка по новым кредитам банков в белорусских рублях сложилась на уровне 19,6 процента годовых, снизившись по сравнению с январем на 0,9 процентного пункта.

За январь – декабрь текущего года банки выдали кредитов экономике в белорусских рублях и иностранной валюте на сумму почти 86,4 трлн. рублей, что на 38 процентов больше, чем в прошлом году.

Объем привлеченных денежных средств населения за 2010 год возрос на 6,28 трлн. рублей, или на 8,4 процента. По состоянию на 1 декабря 2010 г. он составил 81,32 трлн. рублей. В среднем на одного жителя республики на 1 декабря 2010 г. приходилось 8576,4 тыс. рублей сбережений, размещенных в банковских вкладах и сберегательных сертификатах, что эквивалентно 2880 долларам США. Относительно сопоставимой даты прошлого года данный показатель возрос на 2162,8 тыс. рублей, или в 1,34 раза.

Продолжал развиваться  потенциал национального банковского  сектора. Объем уставного фонда  банков на 1 декабря 2010 г. составил 38,4 трлн. Рублей. Активы банковского сектора возросли на 4,2 процента, или на 14 трлн. рублей, и составили 347,04 трлн. рублей.

В Национальном банке  при активном участии банков создана  эффективная система инструментов регулирования текущей ликвидности банков. Данная система обеспечивает решение ряда задач. Это содействие бесперебойности проведения расчетов на основе поддержки необходимого уровня текущей ликвидности, сглаживание колебаний и повышение предсказуемости краткосрочных ставок денежного рынка, формирование экономических ожиданий участников рынка в соответствии с целями монетарной политики, содействие развитию различных сегментов финансового рынка.

Как отмечалось на заседании, в условиях развития позитивных тенденций в национальной и зарубежной экономике и в дальнейшем важнейшие задачи денежно-кредитной политики сосредотачиваются на ускорении темпов экономического роста нашей страны.

Курсовая политика по-прежнему будет направлена на поддержание  стабильного курса белорусского рубля к корзине иностранных валют с целью обеспечения благоприятных условий внешней торговли и повышения конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках.

Процентная политика будет ориентирована на снижение общего уровня процентных ставок в экономике при условии обеспечения финансовой стабильности. В течение 2011 г. предполагается снижение ставки рефинансирования до ее верхней границы, предусмотренной Основными направлениями (12 процентов годовых). Это повысит доступность кредитных ресурсов для хозяйствующих субъектов и создаст условия для ускорения роста экономики.

Одновременно с максимальным содействием экономическому развитию страны, подчеркивалось на заседании, банковский сектор в 2011 году должен сохранить и, более того, укрепить устойчивость своего функционирования. Также на протяжении всего года должна постоянно вестись работа по дальнейшему наращиванию нормативного капитала.

Участники заседания  сошлись во мнении, что успешная реализация денежно-кредитной политики во 2011 г. будет способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию страны, повышению благополучия ее граждан.

 

2.2 Контрольные  показатели функционирования и  развития денежно-кредитной политики  Республики Беларусь 

 

Как было сказано в  первой главе настоящей курсовой работы, в любом государстве используются несколько основных инструментов денежно-кредитной политики. Рассмотрим применение данных инструментов в РБ.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь