Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:19, курсовая работа
Цель работы: анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь и разработка рекомендаций по ее улучшению.
Задачи, которые ставятся в данной работе:
рассмотреть сущность, цели денежно-кредитной политики;
рассмотреть задачи, инструменты, типы денежно-кредитной политики;
выявление изменения показателей денежно-кредитной политики;
определение тенденций изменения денежно-кредитной политики.
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели, задачи и инструменты проведения. Виды денежно-кредитной политики и их применение………………………………………………………………………...6
Денежно-кредитная политика государства и ее цели……………………..6
Задачи и инструменты проведения денежно-кредитной политики ……..8
1.3 Виды и типы денежно-кредитной политики и ее особенности в Республике Беларусь…………………………………………………………….12
2 Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…..............................................................................................................16
2.1 Курсовая политика Республики Беларусь………………………………...16
2.2 Кредитная политика………………………………………………………..18
2.3 Положительные тенденции в денежно-кредитной политике Республики Беларусь в 2008 году…………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...28
Анализ
состояния и динамики денежно-кредитной
сферы, валютного рынка и банковской
системы показывает, что Национальный
банк совместно с Правительством Республики
Беларусь и банки в целом обеспечили выполнение
Основных направлений денежно-кредитной
политики Республики Беларусь на 2008 год
[13, с. 2-6].
Высокую активность проявляют банки в сфере потребительского кредитования. На 1 января 2009 г. задолженность физических лиц по потребительским кредитам достигла 5,76 трлн. руб., что в 1,66 раза больше, чем на сопоставимую дату прошлого года (рисунок 6}.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целях разрешения проблем развития денежно-кредитного регулирования экономики Республики Беларусь целесообразно сделать следующие выводы и предложения.
1.
Проводимое Национальным
Таким образом, макроэкономическая политика, направленная на получение прогнозного результата за счет одного макроэкономического параметра без привлечения других инструментов, не может способствовать достижению стратегических (экономических) целей денежно-кредитного регулирования. Из этого следует вывод: поставленные и реализованные в средствами денежно-кредитной политики промежуточные цели не соответствуют конечным целям денежно-кредитного регулирования.
2. Конечными целями денежно-кредитного регулирования являются:
Для создания условий по достижению этих целей необходимо средствами денежно-кредитной политики обеспечить:
3. Для достижения стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики, количественных и качественных макроэкономических параметров целесообразно реализовать денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики, который представляет собой концептуальные направления и подходы к достижению стратегических и тактических целей обеспечения темпов роста экономики страны, снижения темпов инфляции и безработицы, недопущения отрицательного сальдо торгового баланса на основе комплексного и гибкого применения инструментов денежно-кредитной политики (учетной ставки, порядка проведения операций на открытом рынке, норм обязательных резервов, поли гики в области валютного курса, обязательных экономических нормативов) и системы мер по повышению эффективности функционирования банковской системы.
Представляется необходимым реализовать систему мер по регулированию двух противоречивых макроэкономических тенденций: с одной стороны - укрощение инфляции, с другой стороны обеспечение роста ВВП и уменьшение безработицы. В отличие от классических западных подходов, которые решают раздельно или проблему инфляции, или проблему роста объема производства и сокращения безработицы, сочетание денежно-кредитной политики «дорогих» денег и селективного подхода к использованию политики «дешевых» денег (только в целях обеспечения инвестиций и воспроизводства) позволяет регулировать процессы увеличения ВВП, снизить безработицу и инфляцию. В итоге денежно-кредитная политика должна быть не жесткой или мягкой, а стимулирующей эффективное производство.
Цели денежно-кредитной политики определяют содержание и структуру денежно-кредитного механизма государственного регулирования экономики, которое включает политику Национального банка в области учетной ставки, операций на открытом рынке в области обязательных резервов, валютного регулирования, установления экономических нормативов для регулирования банковской деятельности.
4.
Операции на открытом рынке как инструмент
денежно-кредитного регулирования в Республике
Беларусь еще не получили должного развития.
При разрешении этой проблемы необходимо
иметь в виду, что рынок
государственных ценных бумаг тесно связан
с процентной политикой Национального
банка, которая должна быть направлена
па поддержание положительных процентных
ставок. Нестабильность процентных ставок,
отсутствие четкого выполнения экономических
программ, в том числе и основных направлений
денежно-кредитной политики, снижает привлекательность
государственных ценных бумаг как вида
активов. Это обусловлено тем, что увеличение
ставки рефинансирования, общего уровня
процентных ставок на финансовом рынке
приводит к фактической неликвидности
ценных бумаг, так как их владельцы, естественно,
не желают фиксировать убытки в результате
продажи ценных бумаг по низким ценам.
5.
В области валютного регулирования для
активизации экспортного потенциала республики,
который является одним из основных факторов
экономического роста, представляется
необходимым постепенное устранение в
ближайшей перспективе множественности
валютных курсов, снижение норм обязательной
продажи валюты вплоть до полной ее отмены,
либерализация межбанковского валютного
рынка. При этом первоначальный инфляционный
шок должен быть погашен за счет внешних
источников финансирования.
6. Существующие законодательные нормы делают весьма затруднительным кредитование государственных предприятий, несмотря на привлекательность и перспективность многих проектов. Длительные и сложные процедуры согласования залогов имущества государственных предприятий, многочисленные ограничения по распоряжению государственным имуществом приводят к финансовой незащищенности банков-кредиторов и рискованности выдачи указанных кредитов. Механизм, исключающий преграды для финансирования государственного сектора, предполагает разработку и принятие Банковского кодекса, который должен определить: систему и статус распорядительных банковских органов, их полномочия в отношении коммерческих банков; статус и степень независимости Национального банка; порядок создания и прекращения деятельности кредитно-финансовых организаций, в том числе порядок формирования уставного фонда; права и обязанности кредитно-финансовых учреждений, их кредиторов, вкладчиков и клиентов; ответственность кредитно-финансовых учреждений; регламентацию процедуры их санации и банкротства; правовые нормы по страхованию вкладов и т. д. Важно определить меру участия Национального банка в бюджетном процессе. Необходимо усилить взаимосвязь кредитной политики с общеэкономической политикой государства, преодолеть дезинтеграцию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной сфер. Бюджет, налоги, кредит, фондовый рынок, цены, приватизацию, целесообразно связать в единый механизм, активно воздействующий на процессы воспроизводства.
Однако
в целом денежно-кредитная
Если эти две основные задачи или цели не будут выполняться, то не удастся избежать переполнения каналов денежного обращения, и, как следствие, повышения инфляции. При этом меры денежно-кредитной политики должны носить долговременный характер воздействия на экономику. Этому фактору Центральный банк должен уделять особое внимание. Повышенное же внимание последнего отдельным, не основным аспектам денежно-кредитной политики не всегда способствует достижению стратегических целей. Так, попытка поддерживать нереальные обменные курсы валют приводит к искажениям в соотношении экспорта и импорта, к дестабилизации в привлечении иностранных инвестиций
В 2008 году международные резервные активы Республики Беларусь увеличатся на 280 млн. долларов США, главным образом за счет притока иностранного капитала по финансовому счету. В то же время при привлечении в экономику республики 2,5 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций прирост золотовалютных резервов государства прогнозируется в размере около 2,2 млрд. долларов США.
При управлении золотовалютными резервами государства Национальный банк будет ориентироваться на обеспечение оптимального сочетания их сохранности, ликвидности и доходности.
Анализ
состояния и динамики денежно-кредитной
сферы, валютного рынка и банковской
системы показывает, что Национальный
банк совместно с Правительством Республики
Беларусь и банки в целом обеспечили выполнение
Основных направлений денежно-кредитной
политики Республики Беларусь на 2008 год.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь