Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:19, курсовая работа
Цель работы: анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь и разработка рекомендаций по ее улучшению.
Задачи, которые ставятся в данной работе:
рассмотреть сущность, цели денежно-кредитной политики;
рассмотреть задачи, инструменты, типы денежно-кредитной политики;
выявление изменения показателей денежно-кредитной политики;
определение тенденций изменения денежно-кредитной политики.
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели, задачи и инструменты проведения. Виды денежно-кредитной политики и их применение………………………………………………………………………...6
Денежно-кредитная политика государства и ее цели……………………..6
Задачи и инструменты проведения денежно-кредитной политики ……..8
1.3 Виды и типы денежно-кредитной политики и ее особенности в Республике Беларусь…………………………………………………………….12
2 Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…..............................................................................................................16
2.1 Курсовая политика Республики Беларусь………………………………...16
2.2 Кредитная политика………………………………………………………..18
2.3 Положительные тенденции в денежно-кредитной политике Республики Беларусь в 2008 году…………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...28
2.2
Кредитная политика
Кредитная политика, осуществляемая национальной банковской системой, была направлена на максимально допустимое удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах.
Требования банков к экономике на 1 января 2009 г. составили 47,1 трлн. руб.
За 2008 г. требования банков к экономике увеличились на 16,6 трлн. руб., или на 54,5%, в том числе:
В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2008 год прирост требований банков к экономике должен был составить 36-41%. Фактически достигнутый результат, как уже было упомянуто, - 54,5%., или в 1,33 раза выше верхней границы прогнозного коридора.
В 2008 г. темп наращивания кредитования опережал темп роста ВВП. Так, прирост требований банков к экономике в белорусских рублях и в иностранной валюте в реальном выражении за истекший год относительно 2007 г. составил 24,5% при увеличении реального ВВП на 10%, то есть темп наращивания кредитования превышал темп роста ВВП почти в 2,5 раза.
Задолженность по долгосрочным кредитам на начало 2009 г. достигла 32,6 трлн. руб. Ее прирост за истекший год составил 10,7 трлн. руб., или 48,6% .
Доля долгосрочных кредитов в кредитных вложениях банков на 1 января 2009 г. составила 72,8%.
Основными
направлениями денежно-
Фактически за указанный год банки выдали инвестиционные кредиты на сумму 9,53 трлн. руб., или 173,3% от задания (5,5 трлн. руб.), установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2008 г. № 178.
Банки активно участвуют в оказании кредитной, поддержки субъектам хозяйствования в ходе реализации отдельных государственных программ и мероприятий по решениям Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь. На цели, определенные в государственных программах, в 2008 г., по оперативным данным, банки выдали кредиты на сумму 11 трлн. руб., что на 4,9 трлн. руб., или в 1,8 раза, больше по сравнению с предыдущим годом.
Расширяется льготное кредитование банками жилищного строительства. К 1 января 2009 г. задолженность физических лиц по льготным кредитам на строительство и приобретение жилья составила почти 1,7 трлн. руб., что в 1,5 раза больше, чем на начало прошлого года.
Наряду с льготным кредитованием населения банковская система активно осуществляет выдачу кредитов физическим лицам на строительство и приобретение жилья на общих основаниях. По состоянию на 1 января 2009 г. задолженность физических лиц по кредитам на строительство и приобретение жилья, выданным на общих основаниях, достигла 2 трлн. руб., что в 1,6 раза больше, чем на сопоставимую дату прошлого года.
Задолженность физических лиц по кредитам на строительство жилья на общих основаниях составляет 30,3% от общей суммы задолженности по кредитам физических лиц на финансирование недвижимости (6,7 трлн., руб.). Указанный показатель имеет тенденцию к росту.
Высокую активность проявляют банки в сфере потребительского кредитования. На 1 января 2009 г. задолженность физических лиц по потребительским кредитам достигла 5,76 трлн. руб., что в 1,66 раза больше, чем на сопоставимую дату прошлого года (рисунок 6}.
Высокую активность проявляют банки в сфере потребительского кредитования. На 1 января 2009 г. задолженность физических лиц по потребительским кредитам достигла 5,76 трлн., руб., что в 1,66 раза больше, чем на сопоставимую дату прошлого года.
Работа банков с государственными ценными бумагами поддерживалась на высоком уровне. Требования банков к Правительству Республики Беларусь, выраженные в ценных бумагах, за 2008 г. увеличились на 1,8 трлн., руб. по балансовой стоимости, или па 73,3% , и к началу 2009 г. достигли почти 4,4 трлн., руб.
Рассматривая кредитование в настоящих условиях, следует отметить проявившиеся в последние месяцы 2008 г. признаки снижения качества активов банков. За ноябрь - декабрь 2008 г. объем проблемных активов вырос на 125 млрд. руб.
Требуется
пристальное внимание банков к этой
проблеме, особенно учитывая происходившее
в 2007-2008 гг. снижение объема сформированных
банками специальных резервов по отношению
к активам, подверженным кредитному риску
(с 1,5% на 1 января 2007 г. до 1,2% на 1 января
2008 г. и 1% на 1 января 2009 г.). Банки должны
со всей ответственностью подходить к
классификации активов для создания специальных
резервов и формировать эти резервы в
полном объеме.
Складывающаяся
экономическая и финансовая ситуация
потребовала определенной корректировки
процентной политики. Учитывая более высокий
уровень инфляции, чем прогнозировалось,
Национальный банк с согласия Главы государства
с середины 2008 г. начал постепенно повышать
ставку рефинансирования, доведя ее с
17 декабря 2008 г. до уровня
12% годовых, а с 8 января текущего года -
до 14% . Параллельно росли ставки депозитно-кредитного
рынка.
Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальной валюте в декабре 2008 г. сложилась на уровне 15,2% годовых, что на 5,1 процентного пункта выше по сравнению с декабрем 2007 г. (10,1%).
Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2008 г. составила 17,5% годовых, что на 4,4 процентного пункта выше уровня декабря 2007 г. (13,1%).
Средняя
процентная ставка по вновь выданным
кредитам банков в СКВ в декабре
2008 г. Составляла 13,4% годовых, увеличившись
на 2,4 процентного пункта относительно
декабря 2007 г. (11%) [12, с.5-13].
2.3
Положительные тенденции в денежно-кредитной
политике Республики Беларусь в 2008 году
Достижение
целей денежно-кредитной
Продолжала
развиваться и укрепляться
Объем нормативного (собственного) капитала банковского сектора по состоянию на 1 января 2009 г. составил 11,3 трлн. руб., увеличившись за истекший год почти на 4,8 трлн. руб., или на 73,3%, что существенно выше прогнозного прироста (17—21%). Основными источниками роста собственного капитала явились инвестиции в уставные фонды банков, увеличение прибыли и фондов, сформированных за счет прибыли банков.
Показатель достаточности нормативного (собственного) капитала в целом по системе на начало 2009 г. составил 21,8%, что в 2,7 раза превышает установленный для отдельного банка норматив (8%).
Важный параметр потенциала банковской системы - ресурсная база. На 1 января 2009 г. банками страны было привлечено ресурсов в объеме 63,1 трлн. руб. За 2008 г. сумма привлеченных ресурсов увеличилась на 21,4 трлн. руб., или на 51,3%, что в 1,4 раза выше прогнозной оценки (37%).
Средства физических лиц - основной привлеченный ресурс белорусских банков. На 1 января 2009 г. их объем достиг 13,6 трлн. руб., или 21% от всех пассивов банков.
Если на начало 2008 г. в среднем на одного жителя республики приходилось 1119 тыс. руб. сбережений, размещенных в банковских вкладах, сберегательных сертификатах и облигациях, то на 1 января 2009 г. - 1 102 тыс. руб. За 2008 г. сумма вкладов в расчете на одного жителя республики возросла в эквиваленте белорусских рублей в 1,25 раза.
Вторым по объему ресурсом банков являются средства субъектов хозяйствования. Их величина к началу текущего года составила почти 13 трлн. руб., или 20,5% от пассивов банков.
Особенностью прошедшего года стал ускоренный рост средств, размещенных в банках центральным правительством. Их объем увеличился в 2,3 раза, достигнув 10,7 трлн. руб., а доля в ресурсной базе возросла с 11,1 до 17%.
Однако в связи с кризисными явлениями в мировой экономике несколько замедлились темпы привлечения средств нерезидентов. В целом за 2008 г. они увеличились в 1,27 раза, составив на начало 2009 г. 6,8 трлн. руб., но их доля в пассивах банков сократилась начиная с середины истекшего года с 13,9 до 10,8%.
Прибыль, полученная банками за 2008 г., составила почти 730 млрд. руб., что в 1,2 раза больше, чем за предыдущий год.
В
истекшем году банки проводили
Параметры денежного предложения в белорусских рублях в 2008 г. формировались на уровне, обеспечивающем решение задач денежно-кредитной политики с учетом складывающихся макроэкономических условий. Широкая денежная масса на начало 2009 г. составила 31 трлн. руб., что на 6,5 трлн. руб., или на 26,3%, больше, чем на начало 2008 г. Вместе с тем в ее структуре на 2 процентных пункта увеличилась доля валютной составляющей, достигнув 33,6%. При этом удельный вес срочных депозитов в рублевой денежной массе увеличился за 2008 г. на 2,7 процентного пункта и достиг 44,4%. Таким образом, в 2008 г. продолжилась позитивная тенденция роста доли срочных рублевых депозитов. Монетизация экономики, рассчитанная по среднегодовой широкой денежной массе, за отчетный год повысилась с 19,7 до 21,3%, по рублевой денежной массе - с 13,4 до 14,4%.
Продолжалось совершенствование методологии и практики банковского надзора. В рамках дистанционного (документального) надзора осуществлялся мониторинг выполнения банками норм безопасного и ликвидного функционирования с целью раннего выявления и предупреждения негативных тенденций и проблемных ситуаций в работе банков.
В сентябре 2008 г. по приглашению Национального банка экспертами Всемирного банка и Международного валютного фонда в рамках Программы оценки стабильности финансового сектора была проведена внешняя экспертная оценка соответствия национального надзорного законодательства и практики его применения новой редакции Основных принципов эффективного банковского надзора. В представленном предварительном отчете по итогам внешней оценки эксперты Всемирного банка и МВФ отметили существенный прогресс, достигнутый Национальным банком в сфере банковского надзора с момента предыдущей оценки (4 года назад).
Продолжалось развитие системы безналичных расчетов с использованием платежных карт. К началу 2009 г. в обращении находилось 6,1 млн. карточек международных и внутренних систем расчетов, прирост которых составил за год 25,1%. Из указанного числа карточек 93,4% -карточки международных платежных систем, 6,6% - карточки системы "Бел-Карт".
Количество функционирующих банкоматов достигло 2452 единиц (прирост 21%), инфокиосков 2083 (прирост 53%), платежных терминалов в организациях торговли и сервиса - свыше 13,6 тыс. (прирост 48%). Число организаций торговли (сервиса), оснащенных платежными терминалами, составило почти 9 тыс. (прирост 35%).
Активно
развивалось международное
Углублялось сотрудничество с международными финансовыми организациями - Международным валютным фондом и Всемирным банком. В Национальном банке работали миссии указанных организаций. В июне 2008 г. в Минске было проведено 9-е заседание бельгийской группы стран -членов МВФ и Всемирного банка на уровне заместителей управляющих, на котором рассматривались насущные вопросы мирового экономического развития. Большая работа была проведена в целях подготовки и подписания представителями Республики Беларусь и МВФ финансовых документов для начала реализации программы «стенд-бай».
Информация о работе Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь