Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь и разработка рекомендаций по ее улучшению.
Задачи, которые ставятся в данной работе:
рассмотреть сущность, цели денежно-кредитной политики;
рассмотреть задачи, инструменты, типы денежно-кредитной политики;
выявление изменения показателей денежно-кредитной политики;
определение тенденций изменения денежно-кредитной политики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели, задачи и инструменты проведения. Виды денежно-кредитной политики и их применение………………………………………………………………………...6
Денежно-кредитная политика государства и ее цели……………………..6
Задачи и инструменты проведения денежно-кредитной политики ……..8
1.3 Виды и типы денежно-кредитной политики и ее особенности в Республике Беларусь…………………………………………………………….12
2 Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…..............................................................................................................16
2.1 Курсовая политика Республики Беларусь………………………………...16
2.2 Кредитная политика………………………………………………………..18
2.3 Положительные тенденции в денежно-кредитной политике Республики Беларусь в 2008 году…………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

денежно-кредитная политика и ее осоенности в РБ БАТУ 09.doc

— 217.00 Кб (Скачать)
  • центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, влияя тем самым в нужном направлении на предложение денег;
  • изменения в предложении денег вызывают понижение или повышение ставки процента;
  • изменения процентной ставки приводят к расширению или сокращению плановых инвестиций;
  • изменения плановых инвестиций, в свою очередь, повышают или понижают уровень номинального национального дохода.

     Таким образом, главным объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс считал процентную ставку.

     Согласно  монетаристской концепции, передаточный механизм денежно-кредитной политики короче. Она влияет на экономику следующим образом:

  • центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, воздействуя на предложение денег, увеличивая или сокращая его;
  • изменения денежного предложения вызывают расширение или сокращение совокупного спроса;
  • изменения совокупного спроса приводят к увеличению или к уменьшению уровня национального дохода.

     Следовательно, монетаристы доказывали, что центральный банк должен регулировать предложение денег.

     Различают два основных тина денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, он использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

     В периоды спада производства для  стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам. Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики, исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности [1, с. 608-612].

     Денежная система республики, с точки зрения интегральной концепции, в течение всего существования Беларуси как независимого государства находилась в неравновесном состоянии. Если в 1993-1994 гг. данное состояние сопровождалось ростом инфляционных ожиданий, падением производства и эмиссионной денежно-кредитной политикой, то в последующем началось ужесточение монетарной политики и увеличение размеров денежных суррогатов. Причем в течение 1996-1999 гг. денежная сфера характеризовалась значительной несбалансированностью, которая, главным образом, проявлялась в множественности валютных курсов и являлась составной частью противоречивой общеэкономической системы. Низкая эффективность предприятий «поддерживалась» за счет мягких бюджетных ограничений, искажений в системе ценообразования, постоянным давлением инфляции издержек.

     С переходом к единому валютному курсу белорусского рубля, осуществленным в 2000 г., в совокупности с ужесточением денежно-кредитной политики в 2001-2002 гг., сформировались благоприятные условия для достижения финансово-экономической стабильности и сбалансированности. Однако в долгосрочном аспекте это возможно только при условии проведения активной общеэкономической политики, направленной на переход к благоприятному тину макродинамики. В этом контексте важно обеспечить проведение такой денежно-кредитной политики, которая в необходимой степени отвечала бы макросистемным приоритетам [15, с. 158-159].

     Основные  инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь и их развитие:

     1) Использование монетарных инструментов  будет направлено на достижение целей денежно-кредитной политики.

     Планируется дальнейшая активизация роли процентной ставки как инструмента денежно-кредитной  политики. В условиях преимущественного формирования денежного предложения через кредитный канал усиливается значимость и эффективность данного инструмента в снижении инфляции.

     Общая динамика ставок по операциям Национального  банка определится ставкой рефинансирования, которая задаст минимальный уровень  процентных ставок по аукционным операциям предоставления ликвидности банкам и максимальный  уровень  процентных  ставок  по  аукционным  операциям изъятия ликвидности.

     При реализации монетарной политики Национальный банк отдаст приоритет процентной ставке как основному операционному  инструменту воздействия на денежную сферу. Операционной целью явится ставка однодневного межбанковского кредита в национальной валюте. Пределы ее колебаний зададутся ставками по постоянно доступным инструментам (кредиту овернайт, СВОП и депозитам по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).

     Уровень процентных ставок по постоянно доступным  инструментам будет способствовать большей стабильности и предсказуемости денежных рынков, сужению пределов колебаний стоимости ресурсов на межбанковском рынке, а также усилит влияние сигнала процентных ставок на банковскую систему и в целом на экономику.

     Ставки  по операциям Национального банка  на финансовом рынке обеспечат движение ставки однодневного межбанковского кредита в национальной валюте в необходимом диапазоне (коридоре), а также уменьшат ее ежедневные колебания.

     Основным  инструментом регулирования ликвидности  банковской системы станут аукционные операции, проводимые Национальным банком на регулярной основе на стандартные сроки. Аукционные операции по предоставлению и изъятию ликвидности направлены на снижение колебаний межбанковских ставок в рамках коридора, повышение стабильности и ликвидности внутреннего рынка, формирование ориентиров доходности на различные сроки и на этой основе – на снижение рыночных рисков.

     Кроме того, сохранится возможность поддержки ликвидности банков на неаукционной основе, в том числе за счет увеличения совокупного лимита по постоянно доступным инструментам регулирования ликвидности.

     2) Сохранятся базовые принципы процентной политики – поддержание процентных ставок на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитов для субъектов экономики. Обеспечение привлекательных условий сбережений в национальной валюте содействует достижению целей денежно-кредитной политики по ограничению инфляционных и девальвационных процессов, а повышение доступности кредитных ресурсов выступает в качестве одного из стимулов экономического роста [22]. 

 

     2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
 

     2.1 Курсовая политика Республики  Беларусь 

     Экономическое развитие страны в 2008 г. протекало в  сложных условиях. Наибольшие трудности  в плане достижения целей денежно-кредитной политики возникли во второй половине года и были обусловлены кризисными явлениями на мировых финансовых рынках, спровоцированными проблемами в экономике США. В последующем финансовый кризис перерос в самый глубокий за последние 75 лет мировой экономический кризис. Это отрицательно отразилось на экспорте нашей страны и повлекло за собой снижение поступающей валютной выручки. По оперативным данным, валютная выручка в декабре прошлого года снизилась почти в полтора раза по сравнению с июлем 2008 г.

     Спрос на иностранную валюту начиная с середины 2008 г. существенно превышал предложение. Национальному банку пришлось затратить значительную часть золотовалютных резервов для поддержания на прогнозном уровне курса национальной валюты, обеспечения стабильного функционирования банковской системы и всех секторов экономики.

     Несмотря на неблагоприятные внешнеторговые условия, Республика Беларусь в 2008 г. сохранила высокую динамику экономического роста. Обеспечено достижение большинства важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, за исключением импорта товаров и услуг и сальдо внешней торговли.

     Объем валового внутреннего продукта в 2008 г. составил 128,8 трлн. руб. и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2007 г. на 10%.

     Объем розничного товарооборота в сопоставимых цепах в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом возрос на 20,5%.

     Реальные  денежные доходы населения в январе - ноябре 2008 г. по сравнению с тем же периодом предыдущего года увеличились на 12,3%.

     Инвестиции  в основной капитал в 2008 г. в сравнении с уровнем предыдущего года возросли на 23,1%.

     Свой  вклад в социально-экономическое развитие республики внесла банковская система, денежно-кредитная и курсовая политика Национального банка.

     Курсовая  политика была направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивости белорусского рубля.

     Обменный  курс белорусского рубля к доллару США за 2008 г. снизился на 2,3%. На конец 2008 г. он составил 2200 рублей за 1 доллар США, что соответствовало прогнозному диапазону.

     Стабильность  национальной валюты к доллару США  сохранялась на протяжении четырех последних лет (на 1 января 2005 г. - 2170, на конец 2008 г. - 2200 белорусских рублей за 1 доллар США). Это оказало позитивное влияние на ограничение инфляции, уменьшение инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и субъектов хозяйствования. До августа 2008 г. в целях реагирования на повышение инфляции, снижение курса доллара США на мировом рынке, а также недопущения значительного снижения курса белорусского рубля к валютам стран - основных торговых партнеров Национальный банк осуществлял постепенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к доллару США в рамках утвержденных параметров.

     Однако  с августа 2008 г. на мировых рынках стал значительно укрепляться курс доллара США к евро и российскому  рублю, что могло привести к чрезмерному росту курса белорусского рубля к валютам стран - основных торговых партнеров. Это было нежелательно прежде всего из-за снижения спроса на экспортируемую продукцию и ухудшения условий для внешних заимствований.

     Исходя  из этого, а также для сохранения доверия к проводимой курсовой политике Национальный банк обеспечил постепенное снижение курса белорусского рубля с выходом курса на верхнюю границу установленного коридора - 2200 белорусских рублей за 1 доллар США.

     В 2008 г. курс белорусского рубля относительно евро и российского рубля изменялся с учетом динамики курса данных валют относительно доллара США. В целом по итогам года имело месте укрепление курса национальной валюты относительно евро на 2,8% и относительно российского рубля - на 12,2%.

     Под влиянием кризисных процессов в мировой экономике, которые привели к уменьшению поступления в республику валютной выручки и росту валютных интервенций Национального банка, начиная с августа 2008 г. произошло снижение золотовалютных резервов. Международные резервные активы снизились на 1,33 млрд. долл. США, или на 26,6%, и составили на начало 2009 г. 3,66 млрд. долл. США.

     Банки принимали активное участие в  функционировании внутреннего валютного рынка, обеспечивая его ликвидность и движение валютных ресурсов между различными сегментами валютного рынка. Тем самым они способствовали формированию курсов на рыночных принципах и в экономически обоснованных пределах. Как результат, на рынке не возникли существенные дисбалансы.

     В конце 2008 г. в условиях нарастания мирового финансового кризиса были предприняты некоторые меры административного характера в области валютного законодательства. В частности, в целях недопущения в Республике Беларусь негативных явлений, связанных с оттоком капитала из страны, были ограничены авансовые платежи по импорту резидентов в адрес нерезидентов. По мере стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке эти ограничения смягчаются: так с 15 января 2009 г. Национальный банк разрешил экспортерам, являющимся одновременно импортерами, закупающими на условиях авансовых платежей сырье (материалы, комплектующие, технологическое оборудование и т.п.) для обеспечения производства пользующейся спросом экспортно-ориентированной продукции, проводить авансовые платежи за счет имеющейся на их счетах выручки в иностранной валюте. В стране проводилась работа по обеспечению стабильности цен, для чего использовались как монетарные, так и немонетарные средства. Однако под влиянием неблагоприятных внешнеэкономических факторов рост потребительских цен относительно 2007 г. ускорился. Прирост индекса потребительских цен в 2008 г. составил 13,3%, что в 1,1 раза больше, чем в 2007 г. (12,1%). Ускорение инфляционных процессов было обусловлено преимущественно ростом цен на энергоносители и другие импортируемые товары. 
 

Информация о работе Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь