Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа
Современная экономика представляет собой очень сложную систему, а одну из важнейших ролей играет денежная система, обеспечивающая нормальное функционирование всей экономики в целом. Государство должно быть готово в любой момент использовать механизм монетарной политики для моментального воздействия на экономику путем использования действенного механизма денежно кредитного регулирования. Этим обуславливается актуальность данной курсовой работы, в которой основное внимание сосредоточено на механизмах формирования и функционирования системы денежно-кредитной политики.
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики
1.1. Понятие, сущность и цели денежно-кредитной политики
1.2. Виды и типы денежно-кредитной политики
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики
1.3.1 Изменение учетной ставки
1.3.2 Политика обязательных резервов
1.3.3 Операции на открытом рынке
1.4 Создание банковской системой «новых денег». Банковский и денежный мультипликатор
1.5 Передаточный механизм денежно-кредитной политики
Глава 2. Особенности современного механизма денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
Глава 3. Реализация денежно-кредитной политики в РБ
Повышение
эффективности финансового
Т.е.,
реализация в 2009 году намеченных целей,
задач и мероприятий монетарной политики,
адекватных развитию экономики, обеспечит
единство проводимой экономической политики.
ГЛАВА 3.
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ В РБ
В январе – июне 2008 г. макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным периодом 2007 года характеризовалась поддержанием высоких темпов экономического роста, сохранением высокой инвестиционной активности в большинстве отраслей экономики, ростом реальных денежных доходов населения, а также ускорением инфляционных процессов, существенным отрицательным сальдо внешнеторговых операций.
В
первом полугодии 2008 г. монетарная политика
проводилась в соответствии с
Основными направлениями
Курсовая политика. Официальный курс белорусского рубля к доллару США на 1 июля 2008 г. составил 2 125 рублей за 1 доллар США и с начала 2008 года укрепился на 1,2 процента.
Процентная политика. Динамика процентных ставок по операциям Национального банка определялась ставкой рефинансирования, которая в первом полугодии 2008 г. не изменялась и оставалась равной 10 процентам годовых, что на 0,8 процентного пункта ниже, чем в январе – июне 2007 г.
В целях стимулирования роста рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц, повышения доходности сбережений населения ставка рефинансирования с 1 июля 2008 г. установлена на уровне 10,25 процента годовых.
Для
регулирования ставки межбанковского
рынка Национальным банком использовались
как постоянно доступные
Ставка рефинансирования и ставки межбанковского рынка оказывали влияние на формирование процентных ставок по кредитам и депозитам в национальной валюте. В январе – июне 2008 г. средняя процентная ставка по новым рублевым кредитам банков составляла 13,2 процента годовых, что на 0,9 процентного пункта ниже, чем в январе – июне 2007 г.; по новым срочным рублевым депозитам юридических и физических лиц – 9,5 процента годовых, что на 2,2 процентного пункта ниже, чем в аналогичном периоде 2007 года.
Денежно-кредитные показатели. В первом полугодии 2008 г. Рублевая денежная масса возросла на 14,4 процента (на 2,41 трлн. рублей) и на 1 июля 2008 г. достигла 19,18 трлн. рублей, широкая денежная масса соответственно – на 15,4 процента (на 3,78 трлн. рублей) и 28,29 трлн. рублей.
Коэффициент монетизации экономики по широкой денежной массе увеличился с 19,9 процента на начало 2008 года до 21,1 процента на 1 июля 2008 г., по рублевой денежной массе – с 13,5 до 14,1 процента.
В январе – июне 2008 г. рублевая денежная база приросла на 12 процентов (на 822,1 млрд. рублей) и на 1 июля 2008 г. составила 7,74 трлн. рублей.
На 1 июля 2008 г. международные резервные активы Республики Беларусь (золотовалютные резервы страны) в национальном определении оценивались в 5,55 млрд. долларов США и увеличились с начала 2008 года на 555,1 млн. долларов США, в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда – 4,62 млрд. долларов США и на 435,3 млн. долларов США соответственно.
Параметры развития банковского сектора. В январе – июне 2008 г. активы банков возросли на 22,3 процента (на 9,31 трлн. рублей), требования банков к экономике – на 24,6 процента (на 7,47 трлн. рублей), в том числе в национальной валюте – на 24,4 процента (на 4,57 трлн. рублей).
На 1 июля 2008 г. доля проблемных активов в активах банков, подверженных кредитному риску, составила 1,8 процента, доля проблемной задолженности в задолженности заемщиков по кредитам и иным активным операциям банков – 0,71 процента.
По итогам работы за первое полугодие 2008 г. рентабельность капитала банковского сектора сложилась на уровне 11,9 процента, прибыль банков достигла 402,1 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в аналогичном периоде 2007 года.
Функционирование
платежной системы.
В январе – июне 2008 г. В автоматизированной
системе межбанковских расчетов проведено
27,9 млн. платежей на сумму 295 трлн. рублей,
что на 11,6 процента по количеству и на
17,9 процента по сумме выше, чем в аналогичном
периоде 2007 года. Несвоевременно выполненные
(аннулированные) платежи в отчетном периоде,
как и в аналогичном периоде 2007 года, отсутствуют.
Случаев несанкционированного доступа
в платежную систему не допущено.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе исследования, проведенного в данной курсовой работе, можно сделать следующие выводы.
1. Денежно-кредитный механизм регулирования экономики рассматривается важнейшее направление государственного регулирования экономики.
Высшая цель денежно-кредитного механизма государственного регулирования заключается в обеспечении стабильности цен. Для достижения поставленной цели органы денежно-кредитного регулирования формулируют промежуточные цели, которые включают в себя изменение денежной массы, денежной и кредитной эмиссий, уровень цен денежного рынка, в том числе процентные ставки и валютный курс.
2. В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяют два основных типа денежно-кредитной политики: рестрикционную и экспансионистскую. Первая направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, повышение уровня процентных ставок, увеличение налогов. Она может сопровождаться другими мерами - по ограничению инфляции, а в ряде случаев – по оздоровлению платежного баланса. При этом рестрикционная политика может быть направлена как на борьбу с инфляцией, так и на сглаживание циклических колебаний деловой активности. Экспансионистская ДКП связана, как правило, с расширением объёмов кредитования, ослабления контроля над приростом количества денег в обращении, понижением налоговых и процентных ставок. В Республике Беларусь сочетаются следующие мероприятия: для стимулирования экономического роста используется кредитная экспансия (дешёвый и доступный кредит, низкие процентные ставки); а для сдерживания инфляции – кредитная рестрикция (общее ограничение денежной массы).
3. В течение последних десяти лет формируется современная денежно-кредитная система Беларуси. Выработка и проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь является основной задачей Национального банка Республики Беларусь. Ежегодно в соответствии с существующим законодательством Национальный банк представляет в Верховный Совет Республики Беларусь основные направления денежно-кредитной политики на очередной год.
В заключении следует отметить, что несмотря на то, что в последние годы в экономике республики наметились некоторые положительные тенденции, однако продолжает наблюдаться рост дефицита внешней торговли, снижение рентабельности в промышленности, долларизация экономики. Все это позволяет сделать вывод, что весьма актуальна проблема совершенствования денежно-кредитного механизма республики: определения краткосрочных, среднесрочных и стратегических целей и задач денежно-кредитной политики, рациональной организации денежно-кредитной системы. Так, предусмотренные Основными направлениями денежно-кредитной политики целевые ориентиры, параметры и мероприятия могут быть в полной мере реализованы только при условии проведения скоординированных действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка, а также мер других составляющих экономической политики (ценовой, бюджетно-налоговой, таможенной, внешнеэкономической, институциональной и структурной).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Информация о работе Денежно-кредитная политика и особенности ее эффективность