Денежно-кредитная политика и особенности ее эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика представляет собой очень сложную систему, а одну из важнейших ролей играет денежная система, обеспечивающая нормальное функционирование всей экономики в целом. Государство должно быть готово в любой момент использовать механизм монетарной политики для моментального воздействия на экономику путем использования действенного механизма денежно кредитного регулирования. Этим обуславливается актуальность данной курсовой работы, в которой основное внимание сосредоточено на механизмах формирования и функционирования системы денежно-кредитной политики.

Оглавление

Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики
1.1. Понятие, сущность и цели денежно-кредитной политики
1.2. Виды и типы денежно-кредитной политики
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики
1.3.1 Изменение учетной ставки
1.3.2 Политика обязательных резервов
1.3.3 Операции на открытом рынке
1.4 Создание банковской системой «новых денег». Банковский и денежный мультипликатор
1.5 Передаточный механизм денежно-кредитной политики
Глава 2. Особенности современного механизма денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
Глава 3. Реализация денежно-кредитной политики в РБ

Файлы: 1 файл

Kursach.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

    1.3.3. Операции на открытом рынке

 
 

     Постепенно  два вышеописанных инструмента  денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

     Этот  метод заключается в том, что  центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод денежно-кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

     По  форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования.

     Таким образом, операции на открытом рынке, как  метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие – это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности [18, c.326].

 

    

    1.4. Создание банковской системой «новых денег». Банковский и денежный мультипликатор

 

     Объем денежной массы (денежное предложение) формируется 3-мя субъектами экономики:

     1.Центральным  банком

     2.Коммерческими  банками

     3.Эконономическими  субъектами (фирмы, домохозяйства).

     Коммерческие  банки способны создавать «новые деньги».

       Количество денег, производимое  банковской системой из каждого  доллара резервов, называется банковским  мультипликатором. В нашей гипотетической  экономике, в которой из $100 резервов  образовалось $1000, банковский мультипликатор равен 10.

     Величина  банковского мультипликатора обрата значению резервной нормы. Если обозначить буквой (r) норму обязательных резервов, то банковский мультипликатор (m) равен:

      

     Общее количество денег (предложение денег (MS)), которое создает банковская система в результате появления нового депозита D равно:

      

     Банковский  мультипликатор не учитывает множество  обстоятельств. Так он не учитывает  то, что банки могут хранить  резервы большие, чем обязательные.

     Если  обозначить объем хранимых банками резервов через R, то соотношение между банковскими резервами и депозитами (норма резервирования) равно:

      

     На  предложение денег влияет и соотношение  между наличными деньгами и депозитами. Оно зависит от решений, которые принимают экономические субъекты: «Хранить деньги в банке или нет?»

     Если  обозначить через CU наличные деньги, то отношение наличных денег к депозитам (коэффициент депонирования) равен:

      

     Чтобы определить денежный мультипликатор с учетом коэффициентов, введем понятие денежной базы.

     Денежная  база MH (деньги высокой эффективности, сильные деньги) равна сумме наличных денег, находящихся в обращении и банковских резервов.[19, С.363]

      

     Денежная  база (MH) меньше предложения денег (MS), так как банки способны создавать новые деньги. Для определения денежного мультипликатора (mm) разделим предложение денег на денежную базу.

      

     Функция предложения денег (MS) будет иметь следующий вид:

      

     Центральный банк может полностью контролировать денежную базу, но он не в состоянии  контролировать соотношение cd и rd и поэтому может влиять на мультипликатор, но не может прогнозировать, каким точно он будет.

     Поэтому центральный банки не в состоянии точно определить предложение денег.

 

     1.5. Передаточный механизм денежно-кредитной политики

 

     Монетарная  политика имеет довольно сложный  передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность  политики в целом.

     Можно выделить 4 звена передаточного механизма кредитно-денежной политики:

     1)Изменение  величины реального предложения  денег MS в результате проведения Центральным Банком соответствующей политики;

     2)изменение  ставки процента на денежном  рынке;

     3)реакция  совокупных расходов (в особенности инвестиционных расходов) на динамику ставки процента;

     4)изменение  объема выпуска в ответ на  изменение совокупного спроса (совокупных  расходов). [1, С.167]

     Между изменением предложения денег и  реакцией совокупного предложения  расположены еще две промежуточные ступени, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат (см. рис.2.1.)

            

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.1. Передаточный механизм денежной политики[1.С.168] 

     Изменение рыночной ставки процента (2) происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как в результате, скажем, расширительной денежной политики Центрального Банка на руках у них оказалось больше, денег, чем им необходимо. Следствием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита, то есть в итоге - снижение ставки процента (см. рисунок. 2.2а).

     Однако  реакция денежного рынка зависит  от характера спроса на деньги, т.е. от крутизны кривой MD. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению ставки процента, то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки процента. И наоборот: если спрос на деньги слабо реагирует на ставку процента (крутая кривая MD), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению процентной ставки (рисунок. 2.2б,2.2в).  

                
 
 
 
 

          

              Рисунок 2.2а                       Рисунок 2.2б                       Рисунок 2.2в 

      [1, стр.169]

     Следующим шагом является корректировка совокупного  спроса (совокупных расходов) в связи с изменением ставки процента. Обычно считается, что, больше других на динамику ставки процента реагируют инвестиционные расходы (хотя можно говорить и о реакции потребления, расходах местных органов государственного управления, но они, менее значительны). Если предположить, что на денежном рынке произошло существенное изменение ставки процента, то далее встанет вопрос о чувствительности инвестиционного спроса (или совокупного спроса в целом) к динамике ставки процента. От этого, при прочих равных условиях, будет зависеть величина мультипликативного расширения совокупного дохода [1, С.169]

     Отметим также необходимость учитывать  и степень реакции совокупного  предложения на изменения совокупного  спроса, что связано с наклоном кривой AS.

     Очевидно, что нарушения в любом звене  передаточного механизма могут  привести к снижению, или даже отсутствию каких-либо результатов денежной политики. Например, незначительные изменения  ставки процента на денежном рынке  или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько со ставкой процента на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов[15, c.41].

     Помимо  качества работы передаточного механизма  существуют и другие сложности в осуществлении денежной политики. Поддержание Центральным Банком одного из целевых параметров, скажем ставки процента, требует изменения другого в случае колебаний на денежном рынке, что не всегда благоприятно сказывается на экономике  в целом.[1, С.170]

     При неизменном предложении денег ставка процента будет расти, а значит, чтобы  удержать ее на прежнем уровне, Центральный  Банк должен увеличить предложение  денег. Это, в свою очередь, создаст  дополнительные стимулы роста ВВП  и к тому же может спровоцировать инфляцию.

     В случае спада и сокращения спроса на деньги Центральный Банк для предотвращения снижения ставки процента должен уменьшить  предложение денег. Но это приведет к падению совокупного спроса и только усугубит спад в экономике.            

     Кредитно-денежная политика, имеет значительный внешний  лаг (время от принятия решения до его результата), так как влияние  ее на размер ВВП в значительной степени связано через колебания  ставки процента с изменением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом. Это также осложняет ее проведение, так как запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Скажем, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме, и вызовет нежелательные инфляционные процессы.[1, С.171]

     Эффективность кредитно-денежной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике Центрального Банка, а также степенью независимости Банка от исполнительной власти. Последний фактор с трудом поддается точной оценке и определяется на основе некоторых критериев: частоты сменяемости руководства Центрального Банка, границ участия банка в кредитовании государственного сектора, решении проблем бюджетного дефицита и других официальных характеристик банка, зафиксированных в уставе и других. В развивающихся странах, а также странах с переходной экономикой часто просматривается следующая закономерность: чем больше независимость Центрального Банка, тем ниже темпы инфляции и дефицит бюджета.

     Как известно, основными промежуточными целями денежно-кредитной политики являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определенных целей, ибо, как следует из анализа равновесия денежного рынка, каждой ставке процента соответствует определенная денежная масса и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать: ставку процента или объем денежной массы.

     Существуют  разные точки зрения по этому поводу.

     Процентный  канал денежно-кредитной политики, указанный еще в работах Дж. М. Кейнса, традиционно считается  главным каналом трансмиссионного механизма и описывает влияние центрального банка на экономику через регулирование процентных ставок [15, c. 41]. Данный механизм основан на предположении о том, что денежные власти используют объем ликвидных средств в экономике для контроля над процентными ставками и, следовательно, для стимулирования инвестиций и других компонентов совокупного спроса. Основная идея, заложенная в нем, заключается в следующем: увеличение номинальной денежной массы снижает процентную ставку вследствие эффекта ликвидности, а это, в свою очередь, стимулирует рост инвестиций и совокупных расходов в целом, что приводит к увеличению реального выпуска. Схема функционирования процентного канала денежной трансмиссии может быть представлена в следующем виде:

Информация о работе Денежно-кредитная политика и особенности ее эффективность