Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа
Современная экономика представляет собой очень сложную систему, а одну из важнейших ролей играет денежная система, обеспечивающая нормальное функционирование всей экономики в целом. Государство должно быть готово в любой момент использовать механизм монетарной политики для моментального воздействия на экономику путем использования действенного механизма денежно кредитного регулирования. Этим обуславливается актуальность данной курсовой работы, в которой основное внимание сосредоточено на механизмах формирования и функционирования системы денежно-кредитной политики.
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики
1.1. Понятие, сущность и цели денежно-кредитной политики
1.2. Виды и типы денежно-кредитной политики
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики
1.3.1 Изменение учетной ставки
1.3.2 Политика обязательных резервов
1.3.3 Операции на открытом рынке
1.4 Создание банковской системой «новых денег». Банковский и денежный мультипликатор
1.5 Передаточный механизм денежно-кредитной политики
Глава 2. Особенности современного механизма денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
Глава 3. Реализация денежно-кредитной политики в РБ
денежная масса↑ Þ процентная ставка↓ Þ инвестиции↑ Þ выпуск↑.
Таким образом, главным объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс считал процентную ставку.[15, c.42]
Наконец,
можно выделить отдельно монетаристский
канал, который описывает прямой
эффект воздействия денежного
денежная масса↑ Þ резервы↑ Þ цены финансовых активов↑ Þ кредиты↑ Þ совокупный спрос↑ Þ выпуск↑
Следовательно, монетаристы доказывали, что Центральный банк должен регулировать предложение денег.
Кроме перечисленных, каждый центральный банк разрабатывает свои собственные специфические каналы, учитывающие национальные особенности экономики. [15, c.43]
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МЕХАНИЗМА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В Республике Беларусь кредитную политику определяет прежде всего Национальный банк. Он совместно с Правительством вырабатывает Основные направления денежно-кредитной политики страны. Данный нормативный документ определяет цели, задачи, приоритеты и целевые параметры денежно-кредитной политики на текущий год (ст.4 Банковского кодекса). Основные направления денежно-кредитной политики, вместе с законом о бюджете Республики Беларусь и указом Президента об утверждении прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, в совокупности определяют государственную экономическую политику страны на текущий год.
Национальный банк ежеквартально информирует Президента и Правительство об объеме эмиссии денег и о выполнении основных направлений денежно-кредитной политики.
Статьи 28 и 32 Банковского кодекса указывают на два инструмента денежно-кредитной политики, которые может использовать Национальный банк: объемы совокупной эмиссии безналичных денег, банкнот и монет, общий объем выдаваемых кредитов. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики перечислены также в ст. 28, устанавливающей права Национального банка в области эмиссии (рефинансирование банков сроком до одного года; операции на открытом рынке; ставка и объем рефинансирования), а также в ст. 33,определяющей права Национального банка в области валютного регулирования.
В то же время наука и практика знают более широкий перечень инструментов осуществления денежно-кредитной политики. В частности, в Законе “О Центральном банке Российской Федерации”, определены восемь основных инструментов и методов его денежно-кредитной политики: процентные ставки, нормативы обязательных резервов, операции на открытом рынке, ставка рефинансирования банков, валютное регулирование, установление ориентиров роста денежной массы (таргетирование), прямые количественные ограничения, выпуск облигаций от своего имени.[10, с.30]
Банковский кодекс несколько ограничивает самостоятельность Национального банка Республики Беларусь в частности определения денежно-кредитной политики. Это выражается в том, что единая денежно-кредитная политика страны разрабатывается и проводится Национальным банком совместно с Правительством (ст.26 Банковского кодекса). Иными словами, Национальный банк осуществляет денежно-кредитную политику исключительно в рамках общей экономической политики, проводимой Правительством, и строго по согласованию с ним.
Денежно-кредитная политика РБ имеет особенности, которые во многом определяются реализуемой в стране моделью экономического развития, и характеризуется:
– наличием значительной доли государственной собственности в экономике в целом и в банковской системе в частности;
– использованием административных методов управления экономикой и банковской системой;
– высоким уровнем монополизации экономики;
– отсутствием развитого финансового рынка;
– отсутствием масштабных трансграничных перемещений капитала.
На
механизм осуществления денежно-
Механизм денежно-кредитной политики очень чувствителен к долларизации. Ориентация на инвалюту вызывает изменения в структуре цен, статьях платежного баланса, технологиях финансового и банковского сектора, ожиданиях субъектов, а также негативно влияет на динамику и направленность экономики. Масштабное использование в экономике Республики Беларусь иностранных валют как средства проведения сделок деформирует стратегию и тактику денежно-кредитной политики. Долларизация сокращает влияние Национального банка на денежные агрегаты, искажает связь между денежной массой и инфляцией, повышает уязвимость финансового и реального сектора экономики к изменениям валютного курса.
Долларизация не позволяет в должной мере регулировать денежную массу, процентные ставки и объемы банковского кредитования. В долларизованной экономике высок уровень оттока капитала, что не позволяет наращивать объемы кредитования и сохранять банковскую ликвидность на высоком уровне.
Канал кредитования также имеет большое значение, поскольку Национальный банк строго регулирует процентные ставки, а государство доминирует на рынке кредитов. Правительству и Национальному банку РБ следует неуклонно сокращать масштабы административного вмешательства на кредитном рынке, поскольку эти меры сыграли свою стабилизирующую роль. В то же время экономика Беларуси в значительной мере контролируется государством и отличается высоким уровнем концентрации, поэтому неизбежно будет испытывать влияние нерыночных инструментов регулирования. Однако основные помехи при осуществлении эффективной денежно-кредитной политики связаны с рисками несбалансированного экономического роста. К числу таких рисков можно отнести:
– повышение реального курса белорусского рубля;
– рост цен и заработной платы более высокими темпами, чем в странах-партнерах;
– несбалансированность экономической политики;
– рост объемов целевого кредитования;
– низкий уровень валютных резервов банковской системы.
Опасения ряда финансовых аналитиков, в том числе иностранных, касающихся ухудшений экономической конъюнктуры, условий торговли, роста цен на энергоносители и др., имеют под собой основу, но вряд ли окажут разрушительное влияние на экономику Беларуси.
Для
повышения эффективности
Денежно-кредитную политику следует ориентировать также на укрепление функционирования каналов ее трансмиссии. Должна повыситься роль процентных ставок, так как усиление инфляционного давления практически неизбежно. Вероятно, потребуется повышение процентных ставок введение системы плавающих валютных курсов.
Следует также повысить устойчивость банковской системы, поскольку рентабельность банковского сектора низка, а быстрый рост объемов кредитования в последнее время вызывает опасения по поводу возврата ненадежных ссуд.
И, наконец, для повышения стабильности валютного курса белорусского рубля должно быть обеспечено проведение взвешенной политики в бюджетной сфере, а также увеличены валютные резервы.[10, с.31]
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2009 году, как и в предыдущие годы, направлена на создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
Социально-экономическое развитие страны в 2009 году охарактеризуется высокими темпами роста основных макроэкономических показателей и увеличением спроса на деньги. С учетом внутренних и внешних условий индекс потребительских цен прогнозируется на уровне 109 – 111 процентов.
В 2009 году монетарная политика
будет направлена на
Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля. Предусматривается привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). При этом колебания обменного курса белорусского рубля к доллару США оцениваются в пределах плюс/минус 5 процентов.
Процентная политика. К концу 2009 года при прогнозируемом уровне инфляции и изменении курса белорусского рубля ставка рефинансирования составит 10 – 12 процентов годовых.
Для
регулирования денежного
Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2009 года процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору составят 13 – 15 процентов годовых, по новым срочным депозитам в банках – 10 – 12 процентов годовых.
Денежно-кредитные показатели. В 2009 году с учетом роста ВВП (на 110 – 112 процентов) и изменения других факторов спроса экономики на деньги увеличение рублевой денежной базы оценивается на уровне 28 – 34 процента, рублевой денежной массы – на 32 – 40 процентов, широкой денежной массы – на 32 – 39 процентов. При этом планируется, что депозиты физических лиц возрастут на 4,2 – 5,2 трлн. рублей, юридических лиц – на 4,8 – 5,7 трлн. рублей.
Реализация
мер денежно-кредитной и
Прогнозируется, что международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении на 1 января 2010 г. достигнут 5,87 – 7,75 млрд. долларов США. В 2009 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь, Российской Федерации и других государств – участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.
Таким образом, в 2009 году денежно-кредитная политика направлена на содействие устойчивым темпам экономического роста и выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития страны. Предусмотренная привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют позволит обеспечить большую стабильность номинального эффективного курса национальной валюты. Для обеспечения устойчивости национальной валюты предполагается использовать различные монетарные инструменты. Развитие банковской системы в 2009 году будет осуществляться на основе расширения ресурсной базы банков.
Информация о работе Денежно-кредитная политика и особенности ее эффективность