Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы исследовать денежную систему России и этапы ее становления. Для поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть экономическое значение и функции денежной системы;
- дать понятие денежной системы и ее типов;

Оглавление

Введение………………………………………………………3
1. Сущность денежной системы……………………………...4
1.1. Понятие денежной системы: определение, структура и элементы………………………………………………………………5
1.2. Типы денежных систем…………………………………..6
2. Основные положения денежной системы России………..9
2.1. Эволюция устройства денежной системы России……..10
2.2. Современное состояние денежной системы России, ее особенности и отличия от денежных систем других стран………..20
2.3. Правовое регулирование отдельных элементов денежной системы РФ. Роль Банка России в регулировании денежной системы РФ……………………………………………………………38
2.4. Перспективы развития денежной системы РФ…………45
Заключение …………………………………………………..50
Список использованной литературы …………………..51

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 316.00 Кб (Скачать)

В согласовании со статьей 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна делать нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Размер обязательных резервов, согласно статьи 38 Федерального закона «О Центральном банке русской Федерации», в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России инсталлируются Советом Директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превосходить 20 процентов обязательств кредитной организации. Размер средств, подлежащих резервированию, определяется ежемесячно и сопоставляется с уже перечисленной суммой. Отличия обязаны быть урегулированы в течении 2-х рабочих дней. Банк России и его территориальные учреждения обеспечивают контроль за своевременностью и полнотой депонирования обязательных резервов кредитными организациями. Этому в значимой мере способствовало введение оперативной пятидневной (а по ряду характеристик каждодневной), а также ежемесячной отчетности о своевременности и полноте формирования обязательных резервов и внедрение данной отчетности для оперативного принятия решений, направленных на четкое соблюдение работающих Положений об обязательных резервах. 

С кредитных организаций, нарушающих установленный порядок формирования обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним используются остальные меры действия, вплоть до отзыва лицензии на воплощение банковских операций.

Принципиальным инвентарем денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке. Методом покупки либо реализации на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центральный банк может осуществлять или вливание резервов в кредитную систему страны, или изымать их оттуда. Когда Центральный банк старается умерить рост денежной массы, он прибегает к продаже имеющихся в его распоряжении государственных обязательств. Последние передвигаются к частным владельцам, а средства, вырученные в итоге таковой операции, извлекаются из обращения. 

Как правило, при продаже государственных ценных бумаг Центральный банк устанавливает льготные курсы по цене ниже рыночной, пытаясь привлечь как можно больше желающих приобрести эти бумаги. В свою очередь выкуп этих ценных бумаг может осуществляться государством в заблаговременно установленные сроки по заблаговременно определенной цене либо по рыночной цене. Либо правительство обязуется скупать ранее выпущенные ценные бумаги по договорной цене, но с условием индексации.
Операции на открытом рынке, в отличие от остальных способов, оказывают быстрое корректирующее действие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Изюминка использования данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Банка России исходя из хотимого прогнозируемого эффекта. Это делает данный инструмент комфортным, гибким и оперативным в применении. С помощью операций на открытом рынке Центральный банк осуществляет централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у банков, денежных и инвестиционных компаний, разных компаний и у населения. Другими словами, это правовое оформление займа страны у тех либо других кредиторов. Полученные таковым образом средства употребляются для неинфляционного финансирования дефицита госбюджета.

Выпуск государственных ценных бумаг отвлекает большие средства с денежного рынка на нужды страны, уменьшает способности использования денежных средств конкретно в сфере хозяйства, поскольку данные операции имеют спекулятивный характер, и это ведет к увеличению стоимости денежных средств, увеличению процентных ставок по кредитам и депозитам и т.д. Поэтому выпуск государственных ценных бумаг обязан согласовываться с общими принципами денежно-кредитной политики.

Необходимы чёткие расчеты главных характеристик выпуска государственных ценных бумаг иным принципиальным денежным инвентарем Банка России является политика рефинансирования, т.е. кредитования им коммерческих банков, предоставления кредитов на пополнение оборотных средств, увеличение ликвидности, преодоление временных затруднений и на остальные цели. Рефинансирование коммерческих банков Банком России до 1996 года практически не практиковалось из-за отсутствия соответствующей базы, неплатежеспособности многих коммерческих банков и по иным причинам. Центральный банк России, проводя политику рефинансирования, предоставляет кредиты коммерческим банкам по собственной учетной ставке. Также Банк России может без помощи других устанавливать процентную ставку по неким видам кредитов. В настоящее время рефинансирование Банком России банков осуществляется методом предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт», а также ломбардных кредитов.

В целях изъятия излишней ликвидности банковской системы Банк России активно употребляет таковой инструмент, как депозитные операции. Эти операции разрешают Банку России оперативно завлекать в депозиты временно свободные денежные средства банков и тем самым фактически мгновенно нейтрализовать их вероятное давление на валютный рынок. 
Следующим инвентарем, при помощи которого ЦБР регулирует денежно-кредитную политику, является процентная политика по операциям Банка России, т.е. политика учетной ставки. Учетная ставка – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем Центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим банкам, а только тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Уменьшение её делает для коммерческих банков займы резервных фондов дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит. При этом растут лишниие резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества средств в обращении. И напротив, увеличение учетной ставки делает займы резервных фондов невыгодными. Более того, некие коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пробуют возвратить их, так как они стают совсем дорогими.

Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Изменение ставки рефинансирования, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизирует платежный баланс, возрастает предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс государственной валюты. Понижение ставки приводит к противоположным результатам.

 

2.4. Перспективы развития денежной системы РФ

 

Рассмотрев проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», Комитет Совета Федерации по бюджету отмечает следующее.

Развитие российской экономики в среднесрочном периоде в значительной степени будет  определяться темпами выхода из кризиса.

За основу составления проекта федерального бюджета на 2010 – 2012 годы принят второй вариант прогноза, базирующийся на росте объема кредитования, относительном улучшении конкурентоспособности российского бизнеса и усилении инновационной и инвестиционной составляющих развития

На фоне стабилизации мировой экономики и благодаря реализации антикризисных мер Правительства РФ ожидается восстановление положительной динамики экономического роста в России. В соответствии с прогнозом после значительного падения ВВП в 2009-2010 году, в 2011-2012 годах намечается его положительная динамика. Если в 2011 году ожидается – 48072 млрд. рублей, в 2012 году – 53712 млрд. рублей при темпах роста соответственно 103,0% и 104,3%. Индекс-дефлятор ВВП составит 108,1% - в 2011 году, 107,1% - в 2012 году. Развитие экономики в 2011-2012 году, в соответствии с представленным прогнозом, будет характеризоваться постепенным восстановлением как внутреннего, так и внешнего спроса. С 2011 года увеличение внутреннего спроса, по мере восстановления инвестиционной активности, становится определяющим фактором среднесрочного роста.

Целевые параметры инфляции на 2011 – 2012 годы определены в следующих пределах: 7% - 8% в 2011 году, 5% – 7% 2012 году. Снижение инфляции в 2011 году, также как и в 2010 году, в значительной степени, обусловлено ограничением потребительского спроса.

Рост инфляции по-прежнему остается одной их главных угроз реализации государственной экономической политики. Несмотря на имеющиеся объективные предпосылки для снижения темпов роста потребительских цен в среднесрочной перспективе, существуют определенные факторы риска, которые могут препятствовать этому снижению. Прежде всего, в связи с неопределенностью дальнейшей динамики курса рубля, которая во многом обусловлена динамикой мировых цен на нефть. Меры, направленные на сокращение инфляции, должны включать в себя не только методы финансового, но и административного регулирования.

Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2009 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется постепенное снижение объема расходов федерального бюджета с 22,9% к ВВП в 2010 году до 19,5% в 2011 году и до 18,0% к ВВП в 2012 году.

Предельный объем расходов федерального бюджета на период 2011 и 2012 годов определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и объема дефицита федерального бюджета с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.

С учетом изложенного, общий объем расходов федерального бюджета на 2011 год определен на уровне – 9 389,8 млрд. рублей (19,5% ВВП), на 2012 год – 9 681,0 млрд. рублей (18,0% ВВП). В номинальном выражении изменение бюджетных расходов к предыдущему году характеризуются снижением в 2011 году на 5,0% и повышением в 2012 году на 3,1%, в реальном выражении снижением соответственно на 12,1% и 3,6 процента.

В 2011-2012 году сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением до 3,0% к ВВП в 2012 году.

На формирование доходов федерального бюджета в 2011-2012 году будут оказывать влияние следующие основные факторы: ухудшение основных показателей социально-экономического развития страны как следствие мирового экономического кризиса, а также изменение норматива зачисления отдельных видов доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

В проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 и 2012 годов» доходы федерального бюджета на 2011 и 2012 годы – 7455,7 млрд. рублей (15,5% к ВВП) и 8069,6 млрд. рублей (15,0% к ВВП) соответственно. При этом темпы прироста доходов будут составлять в 2011 и 2012 годах – 7,3% и 8,2% соответственно.

В качестве основных приоритетов расходов федерального бюджета в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации на 2011-2012 годы определены: финансовое обеспечение пенсионной реформы; безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением  адресности социальной помощи; формирование заделов на будущее (прежде всего, путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения); стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике; реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда; финансовое обеспечение модернизации армии; выполнение принятых Российской Федерацией международных обязательств.

Общий объем расходов федерального бюджета на 2011 год установлен в сумме 9389,8 млрд. рублей, что меньше предыдущего года на 497,1 млрд. рублей или на 5,0%, на 2012 год – 9681,0 млрд. рублей , т.е. с ростом на 291,2 млрд. рублей или на 3,1%. Хотя объем расходов 2012 года останется ниже показателя 2010 года.

Сбалансированность бюджетных расходов, достигаемая за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета, обеспечивает адаптацию всей бюджетной системы к изменившимся макроэкономическим условиям и выполнение в полном объеме расходных обязательств Российской Федерации.

Дефицит федерального бюджета планируется до 1 934,1 млрд. рублей (4,0% ВВП) и 1 611,4 млрд. рублей (3,0% ВВП) в 2011 – 2012 годах.

Согласно проекту федерального бюджета на 2011 - 2012 годы в 2010 году запланирован рост внутреннего и внешнего государственного долга Российской Федерации в 2011 году – до 4 109,7 млрд. рублей и 83,4 млрд. долларов США (всего в рублевом эквиваленте - 7 026,8 млрд. рублей или 14,6% ВВП) и в 2012 году – до 4 344,3 млрд. рублей и 104,3 млрд. долларов США соответственно (всего в рублевом эквиваленте - 8 275,3 млрд. рублей или 15,4% ВВП).

Увеличение государственного долга Российской Федерации будет происходить за счет активных действий Правительства Российской Федерации, как на внутреннем, так и на внешних рынках заемного капитала. Предполагается, в 2011 году сальдо по внутренним долговым обязательствам составит – 748,6 млрд. рублей и 17,6 млрд. долларов США, в 2012 году – 236,5 млрд. рублей и 18,7 млрд. долларов США соответственно.

Несмотря на то, что предлагаемые проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 и 2012 год» характеристики дефицита федерального бюджета обеспечивают сохранение долговой и макроэкономической устойчивости, планируемые уровни государственного долга Российской Федерации и объемы бюджетных ассигнований по процентным платежам в 2011 – 2012 годах, в случае неблагоприятного развития ситуации на международных финансовых и товарных рынках, будут создавать риски для российской экономики, связанные с изменением курса рубля к иностранным валютам в сторону его понижения, уменьшением объемов валютных резервов, ростом процентных ставок на долговом рынке, как для федерального бюджета, так и для предприятий реального сектора экономики, снижением инвестиционной активности.

В случае получения в 2011 – 2012 году федеральным бюджетом дополнительных доходов данные средства должны направляться на сокращение бюджетного дефицита. Финансовое обеспечение принимаемых дополнительных расходных обязательств федерального бюджета, возникающих в процессе его исполнения, должно решаться за счет поиска резервов и роста эффективности и результативности использования бюджетных средств.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В своей работе я попыталась определить основные проблемы развития денежной системы России и способы преодоления проблем. Таким образом, при написании курсовой работы были сделаны следующие выводы.

Информация о работе Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях