Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа
Экономическая история свидетельствует, что рост экономики никогда не бывает гладким и равномерным. За несколькими годами оживления деловой активности и процветания следует спад или даже паника, или крах. Регулярно повторяющиеся за определенный промежуток времени колебания в движении общественного производства означают «циклический» характер его развития. Диапазон единичного цикла охватывает движение экономики от одного кризиса к другому, или, считая иначе, от одной точки взлета («бума») к другой.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Экономический цикл и экономический кризис 5
1.2 Фазы цикла и механизм циклического движения развития экономики 6
1.3.Виды экономических циклов. 7
1.4 Особенности в подходах к проблеме циклов 9
2 ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ И КРИЗИСЫ 12
3 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 17
4 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В СТРАНАХ СНГ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2
Мировой
финансовый кризис 2008-го года — это
финансово-экономический
В США, крупнейшей экономике мира, случился ипотечный кризис, затем последовали банкротства банков, страховых компаний и обвал рынка. Государство принялось спешно национализировать финансовую сферу, крупнейшие банки, страховые компании и инвестиционные компании обратились к государству за помощью. В США началась рецессия. Дальше началась цепная реакция, жертвами финансового кризиса в США стали Европа, Япония, Россия. Начался финансовый кризис и на Украине. Рецессия как прямое следствие финансового кризиса началась в большей части мировой экономики. Статистические данные о сокращении ВВП показывают, что мировой финансовый кризис вызвал экономический кризис в России и во многих других странах мира. Начались проблемы в реальном секторе экономики, по всему миру наблюдается падение промышленного производства [20, с. 48 - 51].
Мировой экономический кризис в Республике Беларусь. Государственный долг Республики Беларусь вырос за прошлый год очень существенно. Недавно президентским указом была повышена планка госдолга – с 9,5 млрд долларов до 11 млрд, притом что по состоянию на 1 апреля его размер уже составил 8,5 млрд долларов.
Все это происходит на уровне роста инфляции, снижения курса белорусского рубля, сокращения рынков сбыта, снижении спроса и на внешних рынках, и на внутреннем. Особенно хорошо просматриваются эти тенденции на фоне снижения цен на недвижимость, осваиваемых строительными организациями объемов.
В первом квартале текущего года были подведены итоги по экспорту услуг и выяснилось, что по ряду стабильно прибыльных позиций (строительные услуги, например) республика «вышла в минус». То есть отрицательное сальдо внешней торговли теперь увеличивается не только по товарным группам, но и по услугам.
За вышеуказанный период, согласно данным Национального статистического комитета, чистая прибыль строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций сократилась более чем на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., а более 15% строительных организаций показали чистый убыток. Резко снизилась рентабельность в отрасли, столь же резко выросли убытки, кредиторская и дебиторская задолженность. Растет убыточность предприятий металлургии, ряда других отраслей [26].
В
таблице 2 представлено производство валового
внутреннего продукта в Республике
Беларусь с 2002 по 2009 год. Как видно из таблицы
в 2009 году объём ВВП уменьшился по сравнению
с предыдущим [17].
Таблица 2 – Производство валового внутреннего продукта в Республике Беларусь
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Валовой внутренний продукт в текущих ценах, млрд. руб. | 26138 | 36565 | 49992 | 65067 | 79267 | 97165 | 129791 | 136790 |
Валовой
внутренний продукт в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году |
105,0 | 107,0 | 111,4 | 109,4 | 110,0 | 108,6 | 110,2 | 100,2 |
Валовой
внутренний продукт на душу населения, тыс. руб. |
2634 | 3703 | 5088 | 6656 | 8145 | 10015 | 13407 | 14153 |
Регион СНГ оказался уникальным в смысле влияния на него глобального финансово-экономического кризиса. Здесь находятся как страны, минимально затронутые кризисом, так и страны, пострадавшие более других. Благодаря специализации на углеводородах и относительной закрытости экономик, в первую очередь, низкой интегрированности в мировые финансовые рынки, в кризисном 2009 году сохранили положительные и сравнительно высокие темпы роста (более 5%) Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан. На плаву (с положительными темпами роста, но существенно ниже, чем в первой тройке стран) остались также Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Группу наиболее пострадавших возглавляет Украина, где из-за высокой зависимости от внешнего финансирования, вызвавшей в предкризисные годы перегрев экономики, а также несогласованности действий монетарных и бюджетных властей на острой фазе кризиса, ВВП упал на 15%. Сюда же можно отнести и Россию с падением 7,9% в 2009 году, а также Армению (-14,4%) и Молдову (-9%). В целом, влияние кризиса определялось внешнеторговой специализацией, зависимостью от международных рынков капитала, торговыми связями с Россией, размерами трудовой миграции, качеством внутренней экономической политики и другими факторами [24].
Индексы валового внутреннего продукта в странах СНГ представлены в таблице 3. Как видно из таблицы, среди стран СНГ можно найти самые разнообразные варианты влияния кризиса:
Таблица 3 – Индексы валового внутреннего продукта в странах СНГ (в процентах к предыдущему году)
1995 | 2000 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Азербайджан | 88,2 | 111,1 | 111,2 | 110,2 | 126,4 | 134,5 | 125,0 | 110,8 | 109,3 |
Армения | 106,9 | 105,9 | 114,0 | 110,5 | 113,9 | 113,2 | 113,7 | 106,8 | 85,6 |
Беларусь | 89,6 | 105,8 | 107,0 | 111,4 | 109,4 | 110,0 | 108,6 | 110,2 | 100,2 |
Казахстан | 91,8 | 109,8 | 109,3 | 109,6 | 109,7 | 110,7 | 108,9 | 103,3 | 101,2 |
Кыргызстан | 94,6 | 105,4 | 107,0 | 107,0 | 99,8 | 103,1 | 108,5 | 107,6 | 102,3 |
Молдова | 98,6 | 102,1 | 106,6 | 107,4 | 107,5 | 104,8 | 103,0 | 107,2 | 93,5 |
Россия | 95,9 | 110,0 | 107,3 | 107,2 | 106,4 | 107,7 | 108,1 | 105,6 | 92,1 |
Таджикистан | 87,6 | 108,3 | 111,0 | 110,3 | 106,7 | 107,0 | 107,8 | 107,9 | 103,4 |
Узбекистан | 99,1 | 103,8 | 104,4 | 107,7 | 107,0 | 107,3 | 109,5 | 109,0 | … |
Украина | 87,8 | 105,9 | 109,6 | 112,1 | 102,7 | 107,3 | 107,9 | 102,1 | 85,0 |
Как часто бывает в кризис, толчком к проведению реформ во многих странах становится ухудшение бюджетной ситуации. Многие страны продолжают сотрудничать с МВФ, но согласование программ идет медленно, поскольку Фонд требует проведения политически не популярных структурных реформ. Поэтому страны пытаются использовать Сбербанк России. В наиболее пострадавших от кризиса странах СНГ процесс реформирования, возможно, пойдет быстрее, чем в менее пострадавших.
Исключение составляет Россия, в которой благодаря накопленной в предкризисный период подушке безопасности проблема финансирования бюджета не носит острого характера. Но и в России заметны определенные перемены в экономической политике: прежде всего, меняется политика Банка России, а за ней и бюджетная политика. К последней можно отнести решение Минфина о расширении финансирования бюджетного дефицита за счет внутренних займов. Наконец, постепенно идет работа по снижению административных барьеров для малого бизнеса. Однако кардинального улучшения бизнес-климата не происходит, и вопросы поддержания Социальной стабильности превалируют над вопросами модернизации экономики.
В целом, говорить об устойчивости роста во всех странах пока рано, и многое будет зависеть от ситуации в глобальной экономике. Между тем, кризис еще раз показал, насколько критически важным является качество государственного управления экономикой, в том числе – в финансовой сфере, а также конкурентоспособность несырьевых секторов. Поэтому устойчивость роста в странах СНГ в посткризисный период будет обусловлено тем, в какой степени они смогут приспособиться к новым глобальным реалиям и усовершенствовать внутреннюю политику.
Проблема цикличности экономики за более чем вековую историю её существования стала основанием для исследования многих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на развитие и функционирование системы мирового и национального хозяйства. Выявление причин долгосрочных колебаний социально-экономического развития приобрело исключительно важное значение как способ предотвращения тех негативных влияний, которые влекут за собой периоды спады и рецессии в хозяйственной жизни страны.
Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя экономическую динамику: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.
Таким образом, цикличность выступает как форма движения национальной экономики и мирового хозяйства в целом. Современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.
Особое место занимает сегодня мировой финансово-экономический кризис. Текущий глобальный экономический кризис стал результатом провала сложившейся финансовой системы в результате низкого качества регулирования, из-за чего огромные риски оказались вне должного учёта.
Для значительной части человечества ещё сложнее становится обеспечить комфортное жилье, образование, качественное медицинское обслуживание и даже продовольствие. Из-за кризиса мировой подъём последних лет практически не сказался на улучшении ситуации для наименее обеспеченных слоев населения.
Текущий
глобальный экономический кризис свидетельствует
о необходимости отказа от стандартных
подходов и требует принятия коллективных,
согласованных на международном уровне
решений, направленных, по своей сути,
на создание системы управления процессом
глобализации. Всем странам нужно действовать
максимально решительно, чтобы восстановить
устойчивое экономическое развитие, а
также доверие и стабильность на финансовых
рынках.
1 Агапова, Т. А., Макроэкономика : учеб./ Т. А. Агапова, С. Ф. Серёгина; под общ. ред. А. В. Сидоровича. – 3-е изд. –М . МГУ, Дело и Сервиc, 2000. – 416 с.
2 Базылев Н. И. Макроэкономика / Н. И. Базылев. – Мн. : Современная школа, 2007. – 288 с.
3 Богомолов В. А. Антикризисное регулирование экономики: теория и практика : учеб. пособие / В.А. Богомолов, А.В.Богомолова. – М. : НОРМА, 2003. – 271 с.
4
Большая экономическая
5 Вечканов Г. С. Макроэкономика : учеб. пособие / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 544 с
6 Дорнбуш Р. Макроэкономика / Р. Дорнбуш, С. Фишер, 1997. – 763 с.
7 Замулин О. Концепция реальных циклов и её роль в эволюции макроэкономической теории // Вопросы экономики – 2005, №1 - С. 144-154