Цикличность развития национальной экономики и особенности её проявления в современных условиях»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая история свидетельствует, что рост экономики никогда не бывает гладким и равномерным. За несколькими годами оживления деловой активности и процветания следует спад или даже паника, или крах. Регулярно повторяющиеся за определенный промежуток времени колебания в движении общественного производства означают «циклический» характер его развития. Диапазон единичного цикла охватывает движение экономики от одного кризиса к другому, или, считая иначе, от одной точки взлета («бума») к другой.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

1 СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5

1.1 Экономический цикл и экономический кризис 5

1.2 Фазы цикла и механизм циклического движения развития экономики 6

1.3.Виды экономических циклов. 7

1.4 Особенности в подходах к проблеме циклов 9

2 ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ И КРИЗИСЫ 12

3 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 17

4 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В СТРАНАХ СНГ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 143.73 Кб (Скачать)

       Хотя  государственные расходы финансируются  из государственного бюджета, это не означает, что они не могут превысить величину поступающих в бюджет средств. В ходе осуществления фискальной политики может возникнуть дефицит или избыток государственного бюджета. Для определения фискальной политики имеет значение, как финансируется бюджетный дефицит и как используется бюджетный избыток. В закрытой экономике финансировать бюджетный дефицит можно из двух источников: заимствовать у населения, продавая ему облигации, и у центрального банка. В последнем случае возрастают активы центрального банка, и соответственно увеличивается денежная база, т.е. происходит монетизация государственной задолженности. При образовании бюджетного избытка государство может направить его на погашение своего долга населению, досрочно выкупая облигации, или на уменьшение задолженности центральному банку. В первом случае количество денег в стране не изменится: просто со счетов государства они перейдут на счета граждан, а во втором случае объем денежной массы сократится вследствие уменьшения активов центрального банка. В долгосрочной перспективе (в длинном периоде) дефицит государственного бюджета всегда сопровождается увеличением количества денег в обращении. Если центральный банк будет препятствовать монетизации бюджетного дефицита, то государству придется увеличить предложение облигаций, что приведет к повышению ставки процента. С повышением последней предложение денег возрастает. Кроме того, повышение ставки процента усиливает эффект вытеснения при проведении экспансионистской фискальной политики. Для ослабления эффекта вытеснения придется прибегнуть к экспансионистской денежной политике. Чтобы проследить за последствиями фискальной политики в «чистом» виде, будем полагать, что Центральному банку РФ запрещено финансировать дефицит государственного бюджета, и поэтому рост государственных расходов непосредственно не ведет к увеличению количества денег.

       Под денежно-кредитной политикой подразумевается  воздействие на экономическую конъюнктуру  посредством регулирования количества находящихся в обращении денег. Поэтому главным проводником этой политики является центральный банк, ответственный за обеспечение страны необходимым для эффективного функционирования экономики количеством денег. Для регулирования количества денег у центрального банка есть три возможности:  проводить операции на открытом рынке ценных бумаг; покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая — сокращает ее; — менять стоимость кредитов коммерческим банкам; при ее снижении объем кредитов, а следовательно, и количество денег возрастает, и наоборот;  определять норму минимального резервного покрытия: чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Какому из перечисленных способов регулирования количества находящихся в обращении денег отдать предпочтение, зависит от структуры денежной базы страны [23, с. 354-356].

       Несмотря  на  такие,  казалось  бы,  существенные различия, есть общее  понимание  этими  концепциями  того  факта,  что,  во-первых, государство в состоянии сглаживать  циклические  колебания,  и,  во-вторых,  государство  должно  это  осуществлять   в   целях   достижения   и поддержания экономической стабильности. Существует и общее  понимание  того, какова должна быть в целом  линия  поведения  государства,  направленная  на преодоление циклических колебаний.

         В фазе спада все мероприятия   государства  должны быть направлены на стимулирование деловой активности.  В  области  налоговой политики это означает снижение ставок,  предоставление  налоговых  льгот  на новые инвестиции,  проведение  политики  ускоренной  амортизации.  При  этом сторонники кейнсианских взглядов  больше  уповают  на  рост  государственных расходов,  которые  рассматриваются  как  стимулятор  накопления.  Налоговые мероприятия  больше  дополняют  бюджетные,  и  в  комплексе  они   ведут   к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете - и производства.

       В обратном случае, то есть в период  подъема экономической  конъюнктуры,  государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений  в хозяйственной  жизни  проводит политику  сдерживания,  включающую противоположные  мероприятия  в области  налогово-бюджетной  и  кредитно-денежной политики.

       Налогово-бюджетная  политика  такого  периода характеризуется  повышением  ставок  налогов,  сокращением   государственных расходов,  ограничениями  в  области  проведения  амортизационной  политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются  теоретики  кейнсианских методов  регулирования.  Фискальные  мероприятия  приводят   к   сглаживанию покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном  счете к некоторому спаду экономической активности [18, с. 45 - 47].

       В любой стране фискальную политику всегда используют, как только начинают разворачиваться чрезвычайные события (войны, депрессии и тому подобное). В этих условиях, особенно когда уже упущено время и экономическая система подвергается опасности дефляционного разрыва, без фискальной политики не обойтись. В этом случае государство вынуждено принять политику снижения налогов и увеличения государственных расходов с тем, чтобы помочь экономике вновь достигнуть полной занятости.

       Но  если экономике угрожает инфляционный разрыв (цены растут, и предприниматели  безудержно соперничают в погоне за рабочими), государство будет обязано повысить налоговые ставки или (и) ограничить государственные расходы для восстановления равновесия при высоком уровне занятости и без инфляции.

       Таким образом, целью фискальной политики, оперирующей налогами и государственными расходами, является экономика высокой  занятости без инфляции и дефляции цен и создание благоприятной  экономической ситуации, при которой динамические силы частной инициативы могут иметь самые широкие возможности для своих действий. Однако разрешая сиюминутные проблемы, фискальная политика, сокращая налоги и увеличивая одновременно государственные расходы, усугубляет перспективу за счёт увеличения государственного внутреннего долга, который так или иначе скажется на ценах в будущем [8, с. 213-215].

       В современных условиях возникает  ряд новых факторов, которые привносят  в экономические циклы оттенки, с которыми необходимо считаться при проведении антициклической политики.

       Первое  – это явление синхронизации  экономических циклов, т.е. совпадение циклических колебаний в разных странах и регионах. Процесс синхронизации объясняется усиливающейся интернационализацией производства, развитием связей между странами и регионами,    распространением      результатов   НТР    и    углублением    научно-технического сотрудничества. При проведении антициклического регулирования правительство должно с этим считаться и стремиться синхронизировать свои мероприятия, направленные на сглаживание циклических колебаний с аналогичными мероприятиями, проводящимися в других странах. Игнорирование этого требования может привести не только к снижению эффективности антициклического регулирования, но даже к нулевым результатам усилий в данной области.

       Второе  – это тот факт, что углублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления, как инфляция, монополизация экономики, нарушение  хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому все те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т.п.) тоже можно рассматривать как элементы регулирования экономического цикла [25, с. 144-145].

       В общем  и  целом  о  политике,  которую  должно проводить государство в  целях  сглаживания  циклических   колебаний,  можно сказать, что в период  спада государство проводит политику активизации  всех хозяйственных  процессов,  а  в  период  «перегрева»   экономики   стремится сдерживать деловую активность.

 

3 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 
---
 

       Цикличность в развитии рыночной экономики наблюдается  уже без малого 200 лет. Первый промышленный кризис разразился в Англии в 1825г., затем в 1836 г. там же, но наблюдался и в США. В 1841 г. США опять пережили кризис. В 1847 г. кризис снова охватывает США, а также Англию, Францию и Германию. Кризис 1857 г. явился первым мировым циклическим кризисом. Затем последовали кризисы 1873, 1882, 1890 гг. Наиболее сокрушительным был кризис 1900-1901 гг.

       В 1929-1933 гг. экономика западных стран  пережила самый тяжелый кризис за всю свою историю - Великую депрессию, приведшую к падению производства на 40-50% и росту уровня безработицы до 25%.

       В последующий период рыночные хозяйства  многократно сталкивались как с кризисами, так и с подъемами экономики, однако характер циклических колебаний, их продолжительность существенно изменились [7, с. 144 - 154].

       Так, анализ 35 циклов, наблюдавшихся в  США с 1834 по 1982 г., показывает, что, во-первых, длительность и структура экономических циклов подвергаются постоянным изменениям.

       После второй мировой войны уменьшилась  амплитуда колебаний экономической  активности: фазы экономического спада стали короче, в то время как фазы подъема производства – продолжительнее.

       Современный кризис претерпел качественные изменения. Существенное влияние на него оказывают ряд особых факторов:

  • монополистическая структура рынков;
  • государственное регулирование экономики;
  • научно-технический прогресс;
  • процесс глобализации (интернационализации) производства [9, с. 325].

       Отличием  современного кризиса от предыдущих является то, что этот кризис не является следствием конкретных управленческих ошибок, которые можно исправить. Многие экономисты  считают, что  глубина разворачивающегося финансово-экономического кризиса недооценивается в связи с игнорированием его фундаментальной причины — исчерпанности модели глобального развития. Это кризис модели мироустройства и образа жизни, такие вещи управленческим решением не перестроишь, тем более быстро.

       Современному  кризису соответствует модель экономики, сложившаяся в результате отмены золотого стандарта и перехода к отрицательной величине национального накопления в США, которые проводили постоянную массированную эмиссию денег, распространяющихся затем по остальному миру. В силу изобилия денег данная модель характеризовалась стабильно высоким и постоянно растущим спросом. В ней невиданное ранее развитие получил наукоемкий сектор экономики, основная часть которого без гигантской подпитки вообще не могла существовать. Собственно, данная модель называется постиндустриальной экономикой. Многие эксперты полагают, что нынешний кризис, является кризисом постиндустриальной модели, вызван в первую очередь американской пустой эмиссией.

       На  форуме в Давосе в январе 2009 г. также  были высказаны мнения, что в остром кризисе находится неолиберальная модель экономики. Ей сопутствовало представление, что глобализация и мировая экономическая интеграция создают основу непрерывного роста экономического благосостояния. На практике это способствовало распространению американского экономического кризиса на весь мир. Именно глобализация стала переносчиком вируса, который сначала поразил экономику США [11, с. 10 - 25].

     Возникновение кризиса связывают со следующими факторами:

  • общей цикличностью экономического развития;
  • перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса;
  • высокими ценами на сырьевые товары (в том числе, нефть);
  • перегревом фондового рынка;

       Предшественником  финансового кризиса 2008 года был  ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме  снижения числа продаж домов и  в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и затронул не только США. Котировки на фондовых рынках резко снизились. Для компаний существенно сократились возможности получения капиталов при размещении ценных бумаг. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы [22, с. 156 - 157].

       Существенным  фактором возникновения кредитного кризиса в США, по мнению ряда экспертов, стало широкое использование с начала 1990-х годов производных финансовых инструментов, деривативов (англ. derivatives) и стремление повысить доходность за счёт увеличения рисков. При этом нет анализа, который бы показал, что именно деривативы приблизили кризис, не наступил ли бы кризис в строительстве ещё раньше, если бы деривативы не способствовали расширению платёжеспособного спроса на недвижимость и дорогие товары [15].

       Таким образом, в этом пункте были рассмотрены  особенности современного кризиса, причины его возникновение и отличие от предыдущих экономических кризисов.  В целом можно сказать, что отличительной чертой этого кризиса является тот факт, что он стал первым кризисом эпохи глобализации. Поэтому важнейшие его причины следует искать в деятельности очень крупных транснациональных корпораций мира, и тех структур, механизмов и инструментов, которые были созданы при их активном участии.

Информация о работе Цикличность развития национальной экономики и особенности её проявления в современных условиях»