Человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей состояния человеческого капитала в белорусской экономике и выявление возможных путей его дальнейшего развития.
Поставленные задачи:
исследовать сущность категории человеческого капитала, его структуру, показатели оценки;
проанализировать состояние человеческого капитала в РБ и его влияние на уровень социально-экономического развития;
разработать программные решения, обеспечивающие дальнейшее накопление человеческого капитала, а, следовательно, и эффективное функционирование национальной экономики.

Оглавление

Введение 4
1. Сущность категории человеческого капитала и эволюция научных подходов к исследованию. 6
2. Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки. 10
3. Состояние человеческого капитала в рб и его влияние на уровень социально-экономического развития. 17
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 93.41 Кб (Скачать)
n="justify">     Решение данных задач в образовательной сфере в значительной мере связано с процессами мировой глобализации и региональной интеграции, которые, с одной стороны, раскрывают возможности и обусловливают необходимость приобщения к мировому образовательному пространству, а с другой - обостряя условия не только межстрановой, но и межблоковой конкуренции, ставят перед странами довольно жесткие условия вхождения в него.

     Весьма  важным представляются проблемы модернизации, содержательного и структурного обновления системы образования. Ключевыми  для современного образования являются две группы вопросов: обеспечение  соответствия содержания образования  требованиям динамичного развития современного общества и предоставление равных стартовых возможностей доступа  к качественному образованию. В  сфере образования важное значение имеет не просто стремление к получению  образования как можно большим  числом населения страны, а стимулирование постоянного повышения квалификации в течении всего трудоспособного возраста.

     Особую  важность в структуре человеческого капитала «новой экономики» приобретает научно-исследовательский потенциал нации. Вложения в его развитие, как известно, являются не издержками, а возвратными, высокоэффективными инвестициями. В этой плоскости следует рассматривать и рост заработной платы научных работников. Экономия на ней чревата, по крайней мере, двумя очевидно негативными последствиями. Во-первых, сокращением притока одаренных, молодых людей в науку. Во-вторых, вымыванием высококвалифицированных кадров из нее в результате нарастания объемов как внешней, так и внутренней интеллектуальной миграции. В результате не только сдерживаются процессы интенсивного накопления наиболее ценной части человеческого капитала, но и происходят его количественные и качественные потери. Вместе с тем рост заработков должен быть строго дифференцированным по критериям личного вклада, научной и практической значимости результатов научно-исследовательской деятельности.

     Динамика  человеческого капитала зависит и от расширенно воспроизводящихся предпринимательских способностей. Общеизвестно, что предпринимательский талант - это не массовое явление, и его сохранение и приумножение, особенно в условиях транзитивной экономики, в первую очередь, требует развития соответственно ориентированной национальной системы государственной инновационной и финансовой инфраструктуры. Необходима также поддержка предпринимательства путем строительства инновационных центров, научно-технологических парков и инкубаторов малого и среднего предпринимательства, создания бюджетных, внебюджетных, венчурных и иных фондов, способствующих предпринимательской деятельности.

     Интенсивное развитие и внедрение на производстве высоких технологий, являющееся одним из ключевых процессов становления «новой экономики», предполагает укрепление отраслевой и заводской науки, кадровый потенциал которой на сегодняшний день весьма и весьма недостаточен.

     С одной стороны, это внедрение новых, научно обоснованных идей в производство, а с другой стороны - формирование планов научных исследований и подготовки соответствующих кадров исходя из потребностей реальной экономики.

     Человеческий  капитал неотделим от человека, как  его носителя, поэтому сохранение и эффективное использование человеческого капитала предопределяется биосоциальной сущностью человека. В свете этого особое значение приобретают не только и, возможно, даже не столько развитие и укрепление лечебной, сколько профилактической медицины, усиление просветительской и образовательной деятельности по утверждению ценности человеческой жизни и укреплению физического, психологического и социального здоровья населения, повышение эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с целью его физического совершенствования. Представляется, что решение этих задач требует приближения физкультурно-оздоровительных мероприятий к месту жительства, учебы и работы населения.

     Важно иметь ввиду и то, что чем с более ранних лет и более последовательно государство будет инвестировать средства в здоровье каждого человека, а последний в этом процессе будет не сторонним наблюдателем, а активным субъектом, тем более продолжительным и экономически плодотворным будет жизненный цикл индивидуального человеческого капитала как составной части совокупного человеческого капитала.

     Сформированный, пусть и самый высокоразвитый человеческий капитал, станет мертвым грузом, если он не найдет себе адекватного применения. Для того чтобы его использование способствовало продвижению страны по пути становления «новой экономики», необходимо создать соответствующие институциональные, правовые, социальные и экономические условия. В институциональном плане не вызывает сомнения важность укрепления институтов социального партнерства, частной собственности, предпринимательства. В правовом аспекте необходима четко отработанная, стабильная нормативно-правовая база, регулирующая все стадии воспроизводства человеческого капитала, обеспечивающая гарантированную обществом правовую устойчивость его носителей. В сфере социальных отношений следует укреплять престиж интеллектуального труда и социальную защищенность собственников человеческого капитала. В экономических отношениях наряду с укреплением позиций собственников человеческого капитала необходимо оптимизировать организационно-экономические отношения в части распределения человеческого капитала по сферам и отраслям народного хозяйства, максимального соответствия квалификации работников требованиям рабочих мест, соотношения трудовых доходов и производительности труда, рыночного признания его результатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Человеческий  капитал - капитал, представленный в  индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека.

     Теории  «человеческого капитала» стало  придаваться большое значение, так  как она позволяет с общих  позиций изучать многие явления  рыночных отношений, выявлять эффективность  вложенных в человеческий фактор финансовых средств.

     В настоящее время она предполагает, что умение работника или группы работников добиться лучшего результата приводит к повышению их заработной платы.

     Экономическая мощь государства во все большей  степени зависит не только от величины валютного запаса, уровня модернизации производственной сферы и потенциальной  способности удовлетворять широкий  круг потребностей самых разных слоев  населения, но и от накопленного каждым человеком потенциала знаний и навыков. Актуальным следует признать суждение А.Маршалла о значимости человека, о том, «что богатство – это лишь средство поддержания жизни человека, удовлетворения его потребностей и развития его сил – физических, умственных, нравственных. Но сам человек – главное средство производства этого богатства, он же служит конечной целью богатства». Человек, обладающий определенными навыками труда и интеллектуальным потенциалом, определяет динамику экономического развития, являющегося основой для повышения уровня жизни населения страны [5, с.32-33].

     В результате стал очевиден процесс инвестирования в человеческий капитал, что является долгосрочным фактором конкурентоспособности  и развития предприятия. Недостаточное  внимание к поддержке развития человеческих ресурсов в настоящем может дорого обойтись в будущем. Ограниченность вложений в человеческий капитал  по причине отсутствия средств является неоправданной и может привести к социальной нестабильности. Способность  человека к труду выступает в  качестве товара на рынке труда, критерием  же оценки стоимости его рабочей силы выступает человеческий капитал, способами формирования которого являются повышение уровня образования, финансирование и развитие здравоохранения и др. Все эти факторы развития человеческого капитала были рассмотрены в работе, было выявлено каким образом они влияют на качество человеческого капитала, а также они были проанализированы в контексте именно белоруской экономики.

     В соответствии с оценкой традиционных показателей, в нашей стране тенденции  их развития аналогичны мировым. Проводится соответствующая политика, и в  первую очередь непосредственно  на предприятии, предполагает следующие направления: определение потребности в кадрах по количеству и по качеству, подготовка новых специалистов, адекватных рыночным условиям, и непрерывная переквалификация имеющихся; создание условий работникам для реализации полученных знаний и навыков; активизация инвестиций в человеческий капитал.

     В качестве вывода можно сказать, что  разработка и реализация концептуальных программных решений, обеспечивающих условия для реализации человеческого потенциала и дальнейшего накопления человеческого капитала в Беларуси, будут способствовать повышению конкурентоспособности и эффективности функционирования национальной экономики как основы обеспечения устойчивого социально-экономического развития нашего общества и движения ключевых целей человеческого развития.

     Таким образом, новый век отличает изменение  отношений между человеком и  обществом. Личностные черты, накопленный  потенциал знаний и навыков, способность  к освоению новой техники и  динамическая адаптация к быстро меняющейся ситуации на рынке труда  и капитала образуют некое единство, которое становится одной из доминант социального прогресса. Механизм рыночных отношений стимулирует релятивность стратегии развития республики, от реализации которой зависит благосостояние людей разных социальных групп. Экономический  подъем во все большей степени  зависит от уникальности субъекта, способности к решению стоящих  перед ним задач, от накопленного социального капитала, аккумулирующего  интеллектуальный потенциал каждого  отдельного человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
     
  1.   «Республика»  № 197 (4620), вторник, 21 октября 2008 г.
  2. Базылева, М.Н. Человеческий, социальный и интеллектуальный капитала:  соотношение понятий и роль в развитии трудовых отношений. – Журнал «Экономика и управление», 2008. №2
  3. Бондарь, А.В., Корневец, И.В. «Человеческий капитал: содержание, методология исследования и условия развития. – Журнал «Белорусский экономический журнал», 2008, №3.
  4. Верещагина, А.Л., Франческо, П., Гелигов, А.М. Роль экономического капитала в формировании доходов населения РБ. – БЭЖ, 2005. - № 3, с.101.
  5. Губарев, Н.И. Возрастание роли человеческого капитала – неотъемлемый признак современной эпохи // Новая экономика. – 2007. - №1-2. – С. 25-33.ББК 65.240
  6. Доклад ПРООН о развитии человека 2010
  7. Жулина, Е.Г. Экономика труда. Курс лекций: учебное пособие для вузов / Е.Г. Жулина – М.: Издательство «экзамен», 2006. – 157, [3] с.
  8. Инвестиции в человеческий капитал: предпосылки и перспективы / С. Н. Лебедева, Малашенко Т.В.,Петрович Э.И. // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2000. - N7.-С.35-40.
  9. Корнеевец, И.В. Система здравоохранения как фактор формирования и развития человеческого капитала //Вестник БГЭУ. – 2008. - №3. – с.5-11.ББК 5+67.401.124(4Беи)
  10. Морозова Н.Н. Механизм управления трудовым потенциалом в Республике Беларусь/Н.Н. Морозова. – Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2005. – 312 с.
  11. Смирнов В.Т., Скоблякова И.В. Классификация и виды человеческого капитала в инновационной экономике. Журнал «Креативная экономика» от 05.12.2006
  12. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010
  13. Удовенко, И. М. Человеческий капитал как основной источник экономического роста Беларуси в ХХI веке / И. М. Удовенко; И. М. Удовенко // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2005. - N 5. - С. 13-19.
  14. Удовенко, И.М. Показатели оценки воспроизводства качественного человеческого капитала и их пороговые значения // Бел. Экономика. – 2003. - №4. – с.2-13ББК 65.9(4Беи)-96
  15. Экономическая теория : учеб. пособие / А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Л.Н.Новикова [и др]. – Минск: БГЭУ, 2007.
  16. Экономическая теория: Учебник / Куликов Леонид Михайлович. - М.: Велби: Проспект, 2004. - 428 с.
  17. Эффективность использования человеческого капитала на предприятиях / О. Ерофеева // Агроэкономика. - 2005. - N 3. - С. 19-21.

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

     Таблица 1. Основные показатели высшего образования.

       1990 1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009
  Число учреждений, обеспечивающих получение высшего образования 33 59 57 55 55 55 53 53 53
В них студентов, тыс. человек 188,6 197,4 281,7 362,9 383,0 396,9 413,7 420,7 430,4
На 10000 человек населения, студентов 185 194 282 370 393 409 427 435 445
Принято студентов в учреждения, обеспечивающе  получение высшего образования, тыс. человек 37,5 49,1 68,4 89,1 90,5 86,6 95,4 91,5 97,8
Выпущено специалистов учреждениями, обеспечивающими получение высшего образования, тыс. человек 28,6 32,5 38,7 51,1 53,6 61,4 66,9 68,8 74,0
На 10000 человек населения, специалистов 28 32 39 52 55 63 69 71  

Информация о работе Человеческий капитал