Человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей состояния человеческого капитала в белорусской экономике и выявление возможных путей его дальнейшего развития.
Поставленные задачи:
исследовать сущность категории человеческого капитала, его структуру, показатели оценки;
проанализировать состояние человеческого капитала в РБ и его влияние на уровень социально-экономического развития;
разработать программные решения, обеспечивающие дальнейшее накопление человеческого капитала, а, следовательно, и эффективное функционирование национальной экономики.

Оглавление

Введение 4
1. Сущность категории человеческого капитала и эволюция научных подходов к исследованию. 6
2. Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки. 10
3. Состояние человеческого капитала в рб и его влияние на уровень социально-экономического развития. 17
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 93.41 Кб (Скачать)
    • общеобразовательной школе;
    • профессионально-техническом училище;
    • среднем специальном учебном заведении;
    • высшем учебном заведении;
  • средняя продолжительность обучения населения, лет;
  • численность учителей и профессорско-преподавательского состава в общей численности занятых в экономике, чел.

     На  современном этапе экономического развития мирового сообщества принято  говорить о таком социальном показателе в области образования, как уровень функциональной грамотности, представляющий собой минимальный уровень знаний, способностей, умений, позволяющих человеку вступать в любые типы общественных отношений. Это компьютерная, языковая (знание, помимо родного, двух иностранных языков), полипрофессиональная (умение водить машину, вступать в финансовые и иные контакты), гражданско-правовая грамотность и др.

     Показатель  социальной безопасности в сфере  образования - государственные расходы  на образование (% от ВВП). Опыт развитых стран свидетельствует: если расходы  на образование не превышают 5% от ВВП, то страна не может рассчитывать на дальнейшее развитие.

     В блоке «Показатели, характеризующие труд и занятость» ведущие общие показатели: трудовые ресурсы, экономически активное население, в том числе занятые, безработные. Частные показатели:

  • удельный вес женщин, работающих в экономике, %;
  • занято в отраслях материального производства, тыс. чел.;
  • занято в непроизводственной сфере, тыс. чел.;
  • удельный вес работающих в неблагоприятных условиях труда, всего, %, в том числе женщин;
  • удельный вес работающих, занятых тяжелым физическим трудом, всего, %, в том числе женщин;
  • зарегистрировано в службе занятости безработных, тыс. чел., в том числе мужчины, женщины;
  • зарегистрировано безработных на одну вакансию, чел.

     Показатель  социальной безопасности в сфере  трудовых отношений - уровень безработицы к экономически активному населению. Пороговое значение уровня безработицы оценивается в 7%.

     В блоке «Показатели доходов и расходов населения» ведущие общие показатели: ВВП на душу населения; доля фонда оплаты труда в ВВП, %; денежные доходы в среднем на душу населения, руб.; бюджет прожиточного минимума; минимальный потребительский бюджет; минимальная заработная плата; покупательная способность среднемесячной заработной платы одного работника, единиц набора МПБ.

     В блоке «Показатели качества окружающей среды» ведущие обобщающие показатели: выброс вредных веществ в атмосферный воздух на душу населения, т/в год, в том числе от стационарных источников и от автотранспорта; удельные сбросы загрязненных сточных вод на территории государства, млн м3/км2; удельный вес населения, обеспеченного чистой питьевой водой, %; доля расходов на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС в госбюджете страны, %.

     Если  принять очерченную выше совокупность показателей за исходную модель воспроизводства качественного человеческого капитала, то задача субъектов социальной политики будет заключаться в прогнозировании и отслеживании тенденций развития по каждому показателю, выявлении проблем, подлежащих решению в перспективном периоде, с использованием для этих целей различных методов государственного регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РБ И ЕГО ВЛИЯНИЕ  НА УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
 

     Следует отметить, что по рейтингу развития человеческого потенциала в отчете на 2010 год Беларусь занимает 61 место среди 182 стран и находится в группе стран с высоким уровнем ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала), опережая по этому показателю Россию (65) и другие страны СНГ [6]. Однако по удельному весу расходов на образование наша страна уступает лишь 15 странам из группы стран с высоким уровнем человеческого развития. Анализ структуры индексов ИРЧП свидетельствует о том, что наиболее благоприятными и находящимися на уровне стран мира с высоким уровнем развития человеческого потенциала в Беларуси являются индексы уровня образования и уровня грамотности взрослого населения. Показательно, что Республика Беларусь опережает многие страны СНГ по показателю грамотности взрослого населения (99,6%) и подросткового населения (99,8%). Это безусловное преимущество человеческого капитала Беларуси [6].

     С точки зрения развития сети учебных  и научных учреждений и динамики контингента образовательной сферы, наша страна, несомненно, имеет высокие показатели. Как следует из таблицы «Основные показатели высшего образования» (приложение А), за последние годы в Республике Беларусь значительно увеличилось количество специалистов с высшим образованием, что способствовало увеличению насыщенности экономики страны высококвалифицированными кадрами.

     В последнее десятилетие XX века в научный оборот входит термин «новая экономика», появляются научные статьи и монографии, раскрывающие суть данного феномена. Однако до настоящего времени еще не сложилось его единого толкования. Наиболее распространенный подход – рассмотрение «новой экономики» как порождения информационной эпохи, представляющей отрасли народного хозяйства, где производится компьютерное и коммуникационное оборудование и их программное обеспечение, а также всю систему формирования, хранения, распространения и получение информации, в значительной мере основанной на сети Интернет. Учитывая, что «новая экономика» характеризуется не просто знаниями, а знаниями, способными воплощаться в новейших разработках, инновациях во всех сферах экономики, особая роль принадлежит исследователям и ученым высшей квалификации. Всего в экономике в настоящее время насчитывается 20571 исследователей, [12]. Если проанализировать их возрастную структуру, то при имеющихся темпах подготовки этой кагорты ученых вполне можно ожидать убывающего воспроизводства. Следует заметить, что за последнее десятилетие на 23% уменьшилась численность работников, выполняющих научные исследования и разработки. Причем ухудшение качественных характеристик занятого в науке персонала происходит прежде всего за счет более интенсивного оттока лиц младших и средних возрастов, старения научных кадров, что ведет не только к снижению показателей исследовательской продуктивности, но и к угрозе нарушения непрерывности и преемственности воспроизводства научных знаний, научных кадров и развития науки в целом. Если не принять необходимых кардинальных мер, то разрыв поколений может стать реальностью для белорусской науки.

     Наряду  с прямой потерей высококвалифицированного персонала в науке замедлился процесс воспроизводства научных кадров. За период 1995 - 2009 гг. заметно снизилась численность (с 150 до 110 человек) и результативность подготовки докторантов, причем крайне низкими являются показатели выпуска из докторантуры с защитой диссертации. Вместе с тем в эти годы наблюдался значительный рост числа организаций, ведущих подготовку докторантов (с 20 до 39). В составе докторантов преобладают исследователи и преподаватели вузов. Среди них значительно меньше практических работников (управленцев, бизнесменов и др.), которые защищали докторские диссертации в качестве соискателей [12].

     В последнее время активизировалась деятельность аспирантуры по подготовке научных кадров. И как позитивное явление следует отметить увеличение подготавливаемой к научной деятельности молодежи. Наблюдается рост численности аспирантов научных и высших учебных заведений за период с 1990 по 2009 г., а также количества организаций, ведущих их подготовку. Вместе с тем следует обратить внимание, что выпуск меньше приема, т. е. аспиранты покидают обучение, не закончив образование. Это свидетельствует о необходимости кардинального роста результативности деятельности докторантуры и аспирантуры, а также повышения престижа научной деятельности в целом (приложение Б).

     Как уже отмечалось выше, «новая экономика» живет нестандартными идеями и решениями, которые генерирует высокоразвитый человеческий капитал. Этим во многом определяются наши возможности и место в «новой экономике».

     О том, что в стране достаточно идей, говорит отраженная на рисунке 1 (приложение В) динамика патентной деятельности: наблюдается устойчивый рост не только поданных патентных заявок, но и выдачи патентов, а также количества используемых патентов. Это в определенной мере связано с абсолютным ростом финансирования науки.

     Вместе  с тем следует отметить довольно негативную тенденцию падения доли расходов в ВВП на финансирование науки в Республике Беларусь, что можно увидеть на рисунке 2 (приложение В).

     Так же в республике наблюдается так  называемая миграция-циркуляция научных  кадров. К сожалению, в стране отсутствует  достоверная официальная информация о численности белорусских ученых и специалистов, выехавших за границу  на постоянное место жительства или  находящихся там на временной  основе. Поэтому реально оценить  масштабы данного явления сложно. И все же некоторые цифры известны. За десятилетие, в период с 1996-го по 2006 год, из Беларуси в основном в  Россию, Польшу, США, Израиль и Германию уехали 767 человек, из которых 52 доктора наук и 295 кандидатов. Таким образом, ежегодно эмигрировали и не возвращались на Родину от 70 до 90 научных работников и преподавателей вузов [1]. По данным мониторинга, в Беларуси с 2000 года наблюдается устойчивая тенденция к снижению ежегодной численности эмигрантов.  Но это официальные данные, и они, скорее всего, не отражают реальную картину интеллектуальной миграции. Специалисты утверждают, что утечка умов – это всегда следствие имеющегося уровня развития национальной науки, ее ресурсной и технологической базы. По большому счету я считаю, что ученые - люди творческие, в какой бы сфере они не специализировались — точных или гуманитарных знаний. Для такого специалиста важна возможность самосовершенствования, свободной организации деятельности, развития контактов с зарубежными коллегами. Понятно, что и невысокий престиж труда ученого, зарплата, слабая интегрированность в мировую науку могут заставить профессионала искать пути к «лучшей доле». Неприятно отмечать, что «уходить на сторону» стали сегодня так же и молодые ученые, аспиранты и даже студенты. Молодая поросль, оценивая уровень оплаты научного и высококвалифицированного труда за рубежом и в Беларуси, видит, что разрыв в большинстве сфер значителен.

     В последние годы Президентом и  правительством принят ряд мер, направленных на качественное улучшение организации  научной, научно-технической и инновационной  деятельности, предотвращение неоправданных  потерь высококвалифицированных кадров.  К примеру, существует так называемый банк данных одаренной молодежи, в котором содержатся сведения о тех, кто поощрялся специальным фондом президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов — лауреаты или стипендиаты фонда, победители (призеры) международных и республиканских предметных олимпиад, конкурсов, конференций и чемпионатов. Этих молодых людей не выпускают за границу. Такое регулирование проблемы может вызвать некоторые споры, так как вместо того, чтобы повышать престиж нашей научно-исследовательской деятельности, мы просто ограничиваем возможности молодых специалистов. Однако я считаю, что на сегодняшний день это один из вариантов решения данной проблемы, хотя и не самый лучший. Так как наши специалисты должны оставаться в нашей стране и развивать научно-техническую сферу, чтобы повысить уровень развития национальной науки, ее ресурсной и технологической базы, что, в свою очередь, постепенно уменьшит миграцию научных кадров.

     По-прежнему актуальной остается проблема финансирования здравоохранения, в значительной мере определяющая качество и доступность медицинской помощи. Сравнивая Республику Беларусь со странами с высоким уровнем развития человеческого потенциала, следует отметить, что по количеству врачей на 10 тыс. населения (49) наша страна находится выше уровне таких стран, как Норвегия (39), США (27), Швейцария (40), Швеция (36) и других стран с уровнем развития человеческого потенциала выше, чем у Республики Беларусь. Однако пока еще остается довольно низким показатель ожидаемой продолжительности жизни, который, по данным Доклада ПРООН о развитии человека за 2010 г. составил в Республике Беларусь 69,6 года, что почти на 14 лет ниже данного показателя в Японии (83,2 года) и более чем на 11 лет в Швейцарии (82,2 лет), Исландии (82,1), Австралии (81,9 года), Италии (81,4лет), Швеции (81,3 года), Канаде (81,0 года) [6].

     Стратегическая  роль человеческого капитала в поступательном движении нашей страны к «новой экономике» обусловливает ряд задач по его интенсивному воспроизводству. От их успешного решения в значительной мере зависят: возможность реализации этой роли и, как следствие, перспективы и темпы вхождения в кагорту государств, вставших на путь «новой экономики».

Информация о работе Человеческий капитал