Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 09:49, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теории человеческого капитала и проблемы «утечки умов» из России.
Поставленные задачи:
1. Понятие человеческого капитала
2. Изучить анализ инвестиции в человеческом капитале
3. Изучить сущность проблемы «утечки умов» и ее содержание;
4. Описать основные причины интеллектуальной миграции;
5. Исследовать состояние миграции квалифицированных специалистов из России;
6. На основе данных исследования предложить мероприятия по сдерживанию «утечки умов».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Человеческий капитал…………………………………………………………...
1.1. Понятие человеческого капитала. Основные теории человеческого капитала …………………………………………………………………………...5
1.2. Анализ инвестиции в человеческом капитале……………………...10
2. Проблема “утечки умов”………………………………………………………..
2.1. Сущность проблемы и её содержание………………………………14
2.2. Основные причины “утечки умов” из России. Последствия……..27
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиография…………………………………………………………………….34
Источник: Численность и миграция населения Российской Федерации: Статистические бюллетени за соответствующий год. М., 1994, 1995, 1996, 1997 гг.
Из таблицы видно,
что в 1995 году наблюдался рост
эмиграционной активности
Заметим, что в 1996 г. произошло некоторое уменьшение эмиграционных потоков по всем специальностям, причем почти в 2 раза именно специалистов по информационным технологиям и преподавателей, а также медработников.
Таким образом, процесс «утечки умов» характеризуется, прежде всего, эмиграцией с «обогащенной» образовательной прослойкой и его следствием является процесс поляризации численности высококвалифицированных кадров между страной «утечки умов» и странами – их получателями.
2.2. Основные причины “утечки умов” из России. Последствия.
Негативное развитие ситуации в российской экономике ведёт к тому, что наука становится всё менее востребованной. Причины эмиграции научной интеллигенции тесно связаны с кризисом науки в России, который вызван снижением финансирования её. За 1990 – 1999 гг. доля расходов у нас сократилась в 12 раз. Опыт развитых в научно-техническом отношении стран показывает, что доля государственных ассигнований на науку не может быть ниже 2% от валового национального продукта. У нас государственные ассигнования на науку равны 0,53%. Между тем ещё недавно такой показатель, как доля государственных ассигнований на неё в нашей стране был одним из самых высоких в мире. Однако тот путь развития России, который радикальные реформаторы предложили обществу, привёл к тому, что стратегия развития науки сменилась стратегией её поддержки на минимально возможном уровне.
Сегодня в развитых странах мира наука является сферой особой ответственности государства и основным источником её финансирования. Не вмешиваясь в научную деятельность, оно обеспечивает значительную часть расходов на научные исследования. В Китае, ориентирующемся на модель общества устойчивого развития, руководство понимает, что без фундаментальной науки страна не сможет занять достойное место на мировом рынке высоких технологий. Поэтому оно вкладывает огромные средства в развитие науки.
Одной из важных причин эмиграции научной интеллигенции является политика в области заработной платы. В связи с рыночными реформами в результате имущественной дифференциации не только резво снизились уровень и качество жизни научной интеллигенции, но и поставлено под вопрос само её существование, не говоря уже о создании приемлемых условий для активной творческой работы. Поэтому основные усилия подавляющей части интеллигенции направлены нередко на поиск путей выживания.
Если сравнивать качество жизни большинства российской научной интеллигенции и интеллигенции ведущих индустриальных стран с развитой рыночной экономикой, то там интеллектуалы являются уважаемой частью общества. В США и Японии средний размер оплаты труда в науке в два раза выше, чем по народному хозяйству в целом. Даже в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы с переходной экономикой, которых с нами сближает общность тенденции исторического развития, социально-политического устройства, уровень жизни и реальная заработная плата интеллигенции, занятой в науке выше, чем в России.
У нас же заработная плата в науке ниже прожиточного минимума и отстаёт от средней в промышленности на 15-20%. А по сравнению с развитыми странами Запада оплата труда российских учёных в 40-50 раз меньше. Необходимо учитывать при этом, что для многих представителей отечественной научной интеллигенции заработная плата является основным источником дохода, следовательно, одним из главных факторов, определяющих благосостояние. В большинстве своём научная интеллигенция получает заработную плату, которая не обеспечивает ей соответствующего уровня жизни и социального положения.
Рассмотрение проблем, связанных с интеллектуальной эмиграцией, затруднено из-за отсутствия статистики, которая фиксировала бы уровень образования и специальность лиц, покидающих Россию. Согласно некоторым данным, Россию уже покинуло свыше 70 тыс. работников науки. Предполагают, что в ближайшее время из России может эмигрировать ещё 1,5 млн. учёных и специалистов. Единственно, что можно сказать твёрдо, так это то, что эмиграция продолжается и останется актуальной и в начале XXI в. За границу в основном эмигрируют учёные, занятые в тех областях, в которых научные школы у нас были на мировом уровне. Это-информатика, вычислительная математика, генетика, биотехнология. Причём, если раньше Россию покидали отдельные учёные, то ныне – целые сложившиеся научные коллективы. Сегодня в университетах Израиля и США работают такие математические группы, полностью состоящие из выходцев нашей страны.
По признанию мирового сообщества, наука в России во многих областях превышала научный уровень ряда стран Запада. Система нашего образования по многим показателям считалась одной из лучших в мире. Образование было на уровне развитых стран мира, а по многим позициям его опережало, что позволяло российской интеллигенции быть конкурентоспособной на мировом рынке. Наша система образования несмотря на изъяны и пороки отличалась глубиной и основательностью.
Системный кризис, поразивший наше общество, привёл к кризису ценностного сознания. Он выразился в том, что в общественном сознании произошло снижение престижа интеллектуального труда. Характерным для кризисного сознания российского общества рост антинаучных настроений, сформировавшихся в отечественной культуре, способствовал тому, что занятие наукой стало малопрестижным.
Как свидетельствует российская история, в XVIII в., на протяжении всего XIX в. И в начале XX в. Занятие наукой не являлось у нас особенной популярностью. На это обратил внимание английский исследователь Л. Грэхэм, который полагает, что учёными у нас становились в основном выходцы «из семей скромного достатка», в то время как «устремления отпрысков российской элиты были связаны с приближением ко двору в Санкт-Петербурге, с имевшимися там социальными и карьерными возможностями»
Мероприятия по сдерживанию «утечки умов.
Если сотрудники уезжают, то надо попытаться их собрать и объединить в совместных исследованиях с соотечественниками, создавая на территории России “исследовательские институты без границ”. Разделы такой программы могут быть следующими:
Заключение.
Наконец, хотелось бы сделать общий вывод всему выше сказанному.
Поставленные во введении цели, на мой взгляд, в работе раскрыты. Подведя итоги, можно сделать некоторые выводы.
Человеческий капитал – капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека.
Теории «человеческого капитала» стало придаваться большое значение, так как она позволяла с общих позиций изучать многие явления рыночных отношений, выявлять эффективность вложенных в человеческий фактор финансовых средств.
Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем "обычные" капиталовложения. Т.Шульц, Э.Денисон, Дж.Кендрик и др. произвели количественную оценку вклада образования в экономический рост. Было установлено, что на протяжении 20 века накопление человеческого капитала опережало темпы накопления физического капитала.
Но к сожалению Россия уделает очень мало внимания развитию человеческого капитала. В связи с этим, многие учёные уезжают за границу. Данная миграция была названа: «утечка умов».
В результате слова “научная интеллигенция” в стране за эти годы стали унизительной кличкой. Городам науки самим приходилось искать способы выживания. “Утечка умов” - это один из ответов научных сотрудников на сложившееся отношение к ним со стороны государства.
Последствия “утечки умов” трудно подсчитать в рублях. Однако очевидно, что этот процесс ведет к ослаблению научного потенциала страны, распаду научных школ, свертыванию ряда фундаментальных исследований в России. Из-за отсутствия жилья приток молодых ученых не восполняет потерь за счет миграции. С точки зрения экономических рисков "утечка умов" представляет собой серьезную проблему для России. Получая хорошую базу, выпускники университетов и аспирантур уезжают на Запад продолжать свое образование. Зачастую они получают предложения о работе, остаются, и в этом заключается очевидный экономический ущерб для нашей страны, так как основа для дальнейшего профессионального роста за рубежом обеспечивается именно здесь, в России.
Но говорить о поглощении западной наукой наших специалистов было бы неверно. Например, в последние годы в США в связи с общим экономическим спадом происходит ужесточение миграционной политики в сфере науки и высоких технологий, поэтому имеет место общее сокращение квот на импорт, например, компьютерщиков. Это приводит к уменьшению притока иностранных, в том числе российских специалистов в США. Помимо этого, если раньше США представляли собой основной рынок для устройства российских математиков и программистов, сейчас лидирующее положение в этой отрасли занимают индусы.
Все эти тенденции, как
и некоторые позитивные сдвиги в
экономическом положении нашей
науки позволяют в целом
Следует отметить, что большинство позитивных последствий интеллектуальной миграции и эмиграции проявляются с благом в 10-15 лет. За этот срок национальная безопасность может быть ослаблена настолько, что плюсы уже не смогут возместить минусы. Упущенное время и выгоду очень трудно наверстать. Кстати, аналогичная ситуация может, в принципе, иметь место и на личностном уровне, поскольку далеко не всегда адаптация эмигрантов в стране въезда бывает успешной.
Действенная защита безопасности самих ученых, общества и государства может быть обеспечена лишь при наличии гибкой и эффективной системы регулирования интеллектуальной миграции.
Развитые индустриальные страны привлекают иностранных специалистов в количестве, намного превышающем их реальные потребности. Все это способствует снижению оплаты труда и повышению интенсивности труда иностранных специалистов. Кроме того, оставшаяся невостребованная часть ученых и специалистов вообще не используется в соответствии с их профессией. Многие артисты, врачи, ученые, инженеры – не могут устроиться по специальности и работают таксистами, сторожами, официантами. Печальный опыт ряда соотечественников, тем не менее, не служит фактором, сдерживающим дальнейшую эмиграцию из России и стран бывшего СССР. Но даже такая работа в чужой стране часто оплачивается выше, чем физик–ядерщик, врач, инженер, профессор получали у себя на родине. Поэтому поток квалифицированных работников уходит за границу и имеет тенденцию увеличиваться в связи со снятием ограничений на выезд и по мере обострения социально–экономических противоречий внутри страны.
Таким образом, совершенно
очевидно, что назрел вопрос о разработке
целостной системы
Библиография
2. А.Ф. Лысков. Человеческий
капитал: понятие и
3. Статья из журнала: «Проблемы прогнозирования», том 3, Стрепетова М.П. «Утечка умов - проблемы миграции России», Москва 1993. с. 138.
4. Статья из журнала: «Социально – гуманитарные знания». Наумова Т.В. ««Утечка умов» из российской науки» 5'2000. с. 54.
Информация о работе Человеческий капитал. Проблема «утечки умов» из России