Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 09:49, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теории человеческого капитала и проблемы «утечки умов» из России.
Поставленные задачи:
1. Понятие человеческого капитала
2. Изучить анализ инвестиции в человеческом капитале
3. Изучить сущность проблемы «утечки умов» и ее содержание;
4. Описать основные причины интеллектуальной миграции;
5. Исследовать состояние миграции квалифицированных специалистов из России;
6. На основе данных исследования предложить мероприятия по сдерживанию «утечки умов».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Человеческий капитал…………………………………………………………...
1.1. Понятие человеческого капитала. Основные теории человеческого капитала …………………………………………………………………………...5
1.2. Анализ инвестиции в человеческом капитале……………………...10
2. Проблема “утечки умов”………………………………………………………..
2.1. Сущность проблемы и её содержание………………………………14
2.2. Основные причины “утечки умов” из России. Последствия……..27
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиография…………………………………………………………………….34
Важнейшая задача проектного анализа обычно заключается в оценке согласованности проекта со всеми имеющимися ограничениями.
Для оценки эффективности инвестиционных вложений в человеческий капитал можно использовать целый ряд критериев и показателей. Традиционно в экономической литературе используются следующие критерии, или показатели, эффективности инвестиций в человеческий капитал:
Инвестиции в человеческий
капитал имеют ряд
отличающих их от других видов инвестиций.
Все инвестиции в человеческий капитал можно классифицировать по следующим группам расходов:
Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными
являются вложения в здоровье и в образование. Инвестиции в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высокопроизводительный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста. Особо следует выделить группу расходов на обучение на производстве. Сегодня – это один из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах мира. По данным О. Нордхога, в любом обучающем проекте до 80% знаний приходится к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок других людей.
Наряду с образованием наиболее важным являются капиталовложения в здоровье человека. Инвестиции в здоровье, его охрана, сокращая заболевания и смертность, продлевают трудоспособную жизнь человека, а следовательно, время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретено в результате затрат самого человека и общества. В течении жизни человека происходит постепенный износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.
Интересно, что результаты последних исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека лишь на 8-10% зависит от здравоохранения, ещё на 20% - от экологических условий, ещё 20% определяются генетическими факторами и на 50% здоровье человека зависит от образа жизни самого человека. Таким образом, расходы, связанные с ведением здорового образа жизни, по нашему мнению, также необходимо относить к инвестициям в человека.
В России доля расходов федерального бюджета на социальные цели начала сокращаться с 70-х годов. В 90-х годах стали сокращаться социальные расходы и в расчёте на душу населения.
Можно привести следующую таблицу соотношения инвестиций в человека в США
2. Проблема «утечки умов» из России
2.1 Сущность проблемы и ее содержание
До недавнего времени проблема эмиграции интеллигенции была актуальна для стран дальнего зарубежья. Между тем социально-экономическая , политическая и культурная ситуация в России привела к тому, что проблема эмиграции научной интеллигенции стала весьма актуальна и для нас. Сейчас к обсуждению различных аспектов этой важной для российской общественной теории и практики темы привлечено внимание филологов, демографов, экономистов, историков.
Эмиграция как явление имеет давнюю историю. Она служит активизации различных связей между странами, обмена идеями, опытом, содействует интеграции той или иной страны в мировое сообщество.
Из истории России
можно убедиться, что раньше за границу
уезжали те, кого царь посылал получить
первоклассное научное
Развивались научные связи России и с США. Российские учёные активно посещали европейские центры для участия в научных съездах и конференциях, совместных исследованиях. Общепризнанной практикой являлись стажировки учёных в ведущих научных центрах мира. Тогда же появилось такое явление, как «невозвращение». Основная причина – неблагоприятная политическая обстановка на родине, затруднявшая развитие научного таланта. Меньшую роль в дореволюционной эмиграции интеллигенции играли административные притеснения, царившие в учебных заведениях, нерешённость национальных проблем, религиозная нетерпимость.
В первые послереволюционные годы XX в. Сотни тысяч представителей русской интеллигенции, придерживающейся разных политических взглядов, разных по воспитанию и культуре, эмигрировали или были высланы из России. То была «первая волна» эмиграции, самая массовая и самая основательная по её вкладу в русскую и мировую науку, по её месту в истории XX в.
Оказавшись в эмиграции, интеллигенция проявила себя носителем социальной и духовной жизни России, сохранив её многовековую культуру, традиции. Вместе с тем она адаптировалась в инонациональной культуре, сделала культурное российское наследие частью духовной и материальной мировой культуры, обогатив своими знаниями западный мир. В среде российской эмиграции «первой волны» было немало талантливых людей, пользовавших высоким авторитетом и уважением в тех странах, где они оказались. Труды лучших представителей отечественной интеллектуальной элиты, относящиеся к науке, актуальны и сегодня. В результате эмиграции цвета интеллигенции Россия оторвалась от собственного великого наследия. Это повлияло на снижение культурного, научного потенциала России, осложнило процесс передачи профессиональных знаний и навыков, этических норм.
«Вторая волна» эмиграции, менее всего изученная, пришлась отнюдь не по своей вине в германском плену, посчитали, что путь на родину для них закрыт, и после окончания войны не вернулись в свою страну. Остаётся неизвестной доля интеллигенции среди них. Все последующие годы эмиграция интеллигенции была крайне незначительной. Однако со второй половины 80-х гг. она приняла массовый характер, главным образом этнический. В значительной мере этому способствовал рост националистических настроений. В этот период эмиграция интеллигенции была наиболее выражена у учёных. Среди них преобладали евреи и немцы. В связи с этим следует заметить, что согласно сложившейся традиции, начиная с Петра I, российские учёные эмигрировали в Германию. Ибо развитие русской науки было тесно связано с этой страной. Благодаря немецким учёным в России была создана сильная наука. В период становления Академии наук у нас официальным языком был немецкий язык, да и членами её в большинстве своём были учёные-немцы. В Германии учёных прельщала близость к родине, дешевизна жизни, возможность заработка.
С начала 90-х гг. усиливается
эмиграция интеллигенции в
Эмиграция 70 - 80-х гг. принимает в основном политический характер. За рубежом оказались многие видные представители интеллигенции, немало среди них было и учёных. Эти люди составили «третью волну» эмиграции. Встретившись за пределами своей родины с иной культурой, они интегрировались в неё, стали частью западной культуры. В то же время благодаря своей профессиональной деятельности эти люди распространяли на Западе ценности российской культуры, культурно оставаясь русскими, сохраняя духовные связи с родиной.
Общее статистическое сопоставление иммиграционных и эмиграционных волн дает возможность наглядно продемонстрировать и оценить положение интеллектуальных кадров страны.
Итак, рассмотрим динамику
международной эмиграции и
Таблица 1. Эмиграция из Российской Федерации, в том числе высококвалифицированных кадров в 1993-2003 г.
Эмиграция всего |
В т.ч. лиц с высшим образованием |
% эмиграции с в/о от всей эмиграции |
Кандидатов наук |
Докторов наук | |
1993 |
64593 |
13015 |
20,2 % |
11 |
2 |
1994 |
66995 |
12908 |
19,3 % |
2 |
4 |
1995 |
73525 |
14057 |
19,1 % |
6 |
0 |
1996 |
65095 |
13424 |
20,6 % |
20 |
2 |
1997 |
149461 |
28697 |
19,2 % |
… |
… |
1998 |
133017 |
25539 |
19,2 % |
… |
… |
1999 |
129704 |
24903 |
19,2 % |
… |
… |
2000 |
83438 |
16020 |
19,2 % |
… |
… |
2001 |
62548 |
12009 |
19,2 % |
… |
… |
2002 |
89589 |
16479 |
18,4 % |
83 |
22 |
2003 |
79380 |
14463 |
18,2 % |
59 |
14 |
Источник: Численность и миграция населения Российской Федерации: Статистические бюллетени за соответствующий год. М., 1994 – 2004 гг.
Из таблицы 1 ясно видно, что до 1996 г. наблюдалась стабильность в эмиграционных потоках, которые колебались в незначительных пределах 5-10% от среднего уровня эмиграции за период с 1993 – 1996 г. А затем, в 1997 г. произошел беспрецедентный взрыв эмиграции из России увеличившись в 2,3 раза по сравнению с предыдущим годом.
Возможно, это было
связано с политической
Таблица 2. Международная
иммиграция в Российскую Федерацию
высококвалифицированных кадров в 1993-2003 гг.
Иммиграция всего |
В т.ч. лиц с высшим образованием |
% иммиграции с в/о от всей иммиграции |
Кандидатов наук |
Докторов наук | |
1993 |
319925 |
58659 |
18,3 % |
… |
… |
1994 |
499465 |
93415 |
18,7 % |
… |
… |
1995 |
692050 |
130193 |
18,8 % |
… |
… |
1996 |
817494 |
153904 |
18,8 % |
… |
… |
1997 |
92379 |
18002 |
19,5 % |
… |
… |
1998 |
84913 |
15234 |
18 % |
… |
… |
1999 |
57131 |
9979 |
17,5 % |
… |
… |
2000 |
42293 |
7533 |
17,8 % |
… |
… |
2001 |
31086 |
5548 |
17,8 % |
… |
… |
2002 |
158505 |
28561 |
18 % |
206 |
40 |
2003 |
111883 |
22185 |
19,8 % |
161 |
29 |
Информация о работе Человеческий капитал. Проблема «утечки умов» из России