Человеческий капитал. Проблема «утечки умов» из России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 09:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение теории человеческого капитала и проблемы «утечки умов» из России.
Поставленные задачи:
1. Понятие человеческого капитала
2. Изучить анализ инвестиции в человеческом капитале
3. Изучить сущность проблемы «утечки умов» и ее содержание;
4. Описать основные причины интеллектуальной миграции;
5. Исследовать состояние миграции квалифицированных специалистов из России;
6. На основе данных исследования предложить мероприятия по сдерживанию «утечки умов».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Человеческий капитал…………………………………………………………...
1.1. Понятие человеческого капитала. Основные теории человеческого капитала …………………………………………………………………………...5
1.2. Анализ инвестиции в человеческом капитале……………………...10

2. Проблема “утечки умов”………………………………………………………..
2.1. Сущность проблемы и её содержание………………………………14
2.2. Основные причины “утечки умов” из России. Последствия……..27

Заключение……………………………………………………………………….31
Библиография…………………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа).doc

— 263.00 Кб (Скачать)
    1. Поиск инвестиционных концепций.
    2. Предварительная подготовка проекта.
    3. Окончательная формулировка проекта и оценка его технико-экономической и финансовой пригодности.
    4. Этап финального рассмотрения проекта и принятия по нему решения.

Важнейшая задача проектного анализа обычно заключается в  оценке согласованности проекта со всеми имеющимися ограничениями.

Для оценки эффективности  инвестиционных вложений в человеческий капитал можно использовать целый  ряд критериев и показателей. Традиционно в экономической  литературе используются следующие  критерии, или показатели, эффективности инвестиций в человеческий капитал:

      1. Максимизация разности между прибылью и издержками.
      2. Период окупаемости инвестиций.
      3. Чистая текущая стоимость.
      4. Соотношение разности предельных доходов у разности предельных издержек.
      5. Отношение разности предельных доходов к разности предельных издержек.
      6. Ежегодный чистый доход.
      7. внутренняя норма отдачи.

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей,

отличающих их от других видов инвестиций.

        1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя. Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект.
        2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться. Износ человеческого капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа человеческого организма и присущих ему психофизиологических функций, а во-вторых, степенью морального износа вследствие устаревания знаний или изменения ценности полученного образования. Накопление человеческого капитала осуществляется в процессе периодического переобучения работника и накопления им производственного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования человеческого капитала его качественные и количественные характеристики улучшаются и увеличиваются.
        3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определённого предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности, потом резко снижается.
        4. При формировании человеческого капитала имеет место «обоюдный множительный эффект». Его суть заключается в том, что в процессе обучения улучшаются и возрастают характеристики и способности не только у обучаемого, но и у того, кто обучает, что впоследствии приводит к росту заработков как первого, так и второго.
        5. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.
        6. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями. Так, уровень образования и выбор профессии детьми в значительной мере зависят от семейных традиций и уровня образования от родителей.
        7. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются найболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

Все инвестиции в человеческий капитал можно классифицировать по следующим группам расходов:

          1. Здравоохранение в широком понимании, включая все расходы, воздействующие на длительность жизни, силу, выносливость людей.
          2. Обучение на производстве, включающее в себя ученичество, организованнее фирмой.
          3. Официальной образование (начальное, среднее, высшее)
          4. Миграция людей и семей в целях изменения условий трудоустройства
          5. Поиск экономически важной информации

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными

являются вложения в  здоровье и в образование.  Инвестиции в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высокопроизводительный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.  Особо следует выделить группу расходов на обучение на производстве. Сегодня – это один из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах мира.  По данным О. Нордхога, в любом обучающем проекте до 80% знаний приходится к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок других людей.

Наряду с образованием наиболее важным являются капиталовложения в здоровье человека. Инвестиции в здоровье, его охрана, сокращая заболевания и смертность, продлевают трудоспособную жизнь человека, а следовательно, время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является  наследственной, а другая – приобретено  в результате затрат самого человека и общества. В течении жизни человека происходит постепенный износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.

Интересно, что результаты последних исследований свидетельствуют  о том, что здоровье человека лишь на 8-10% зависит от здравоохранения, ещё на 20% - от экологических условий, ещё 20% определяются генетическими  факторами и на 50% здоровье человека зависит от образа жизни самого человека. Таким образом, расходы, связанные с ведением здорового образа жизни, по нашему мнению, также необходимо относить к инвестициям в человека.

В России доля расходов федерального бюджета на социальные цели начала сокращаться с 70-х годов. В 90-х годах стали сокращаться социальные расходы и в расчёте на душу населения.

Можно привести следующую  таблицу соотношения инвестиций в человека в США

 

2. Проблема  «утечки умов» из России

2.1 Сущность  проблемы и ее содержание

 

До недавнего времени проблема эмиграции интеллигенции была актуальна для стран дальнего зарубежья. Между тем социально-экономическая , политическая и культурная ситуация в России привела к тому, что проблема эмиграции научной интеллигенции стала весьма актуальна  и для нас. Сейчас к обсуждению различных аспектов этой важной для российской общественной теории и практики темы привлечено внимание филологов, демографов, экономистов, историков.

Эмиграция как явление  имеет давнюю историю. Она служит активизации различных связей между странами, обмена идеями, опытом, содействует интеграции той или иной страны в мировое сообщество.

Из истории России можно убедиться, что раньше за границу  уезжали те, кого царь посылал получить первоклассное научное образование. Эта практика особенно усилилась во времена Петра I, когда в разных городах Европы молодые люди постигали азы западной науки и устанавливали отношения с зарубежной научной элитой. В XIX в. Россия на равных входила в интеллектуальное сообщество ведущих стран мира – Великобритании, Германии, Франции, США.

Развивались научные  связи России и с США. Российские учёные активно посещали европейские  центры для участия в научных  съездах и конференциях, совместных исследованиях. Общепризнанной практикой  являлись стажировки учёных в ведущих научных центрах мира. Тогда же появилось такое явление, как «невозвращение». Основная причина – неблагоприятная политическая обстановка на родине, затруднявшая развитие научного таланта. Меньшую роль в дореволюционной эмиграции интеллигенции играли административные притеснения, царившие в учебных заведениях, нерешённость национальных проблем, религиозная нетерпимость.

В первые послереволюционные годы XX в. Сотни тысяч представителей русской интеллигенции, придерживающейся разных политических взглядов, разных по воспитанию и культуре, эмигрировали или были высланы из России. То была «первая волна» эмиграции, самая массовая и самая основательная по её вкладу в русскую и мировую науку, по её месту в истории XX в.

Оказавшись в эмиграции, интеллигенция проявила себя носителем социальной и духовной жизни России, сохранив её многовековую культуру, традиции. Вместе с тем она адаптировалась в инонациональной культуре, сделала культурное российское наследие частью духовной и материальной мировой культуры, обогатив своими знаниями западный мир.  В среде российской эмиграции «первой волны» было немало талантливых людей, пользовавших высоким авторитетом и уважением в тех странах, где они оказались. Труды лучших представителей отечественной интеллектуальной элиты, относящиеся к науке, актуальны и сегодня. В результате эмиграции цвета интеллигенции Россия оторвалась от собственного великого наследия. Это повлияло на снижение культурного, научного потенциала России, осложнило процесс передачи профессиональных знаний и навыков, этических норм.

«Вторая волна» эмиграции, менее всего изученная, пришлась отнюдь  не по своей вине в германском плену, посчитали, что путь на родину для них закрыт, и после окончания  войны не вернулись в свою страну. Остаётся неизвестной доля интеллигенции среди них. Все последующие годы эмиграция интеллигенции была крайне незначительной. Однако со второй половины 80-х гг. она приняла массовый характер, главным образом этнический. В значительной мере этому способствовал рост националистических настроений. В этот период эмиграция интеллигенции была наиболее выражена у учёных. Среди них преобладали евреи и немцы. В связи с этим следует заметить, что согласно сложившейся традиции, начиная с Петра I, российские учёные эмигрировали в Германию. Ибо развитие русской науки было тесно связано с этой страной. Благодаря немецким учёным в России была создана сильная наука. В период становления Академии наук у нас официальным языком был немецкий язык, да и членами её в большинстве своём были учёные-немцы. В Германии учёных прельщала близость к родине, дешевизна жизни, возможность заработка.

С начала 90-х гг. усиливается  эмиграция интеллигенции в Финляндию, Канаду, Швецию и даже Австралию. В  последние годы возникла эмиграция  интеллигенции в Латинскую Америку, в Юго-Восточную Азию, в ряд арабских стран. Это связано с ростом их потребности в квалифицированных специалистах. Важное значение имеют специфические особенности российского стиля мышления, имеющего немало общего со стилем мышления, характерным для традиционной восточной науки с её особенностями. Речь идёт о первенстве наук о человеке, о приоритете духа над материей.

Эмиграция 70 - 80-х гг. принимает  в основном политический характер. За рубежом оказались многие видные представители интеллигенции, немало среди них было и учёных. Эти люди составили «третью волну» эмиграции. Встретившись за пределами своей родины с иной культурой, они интегрировались в неё, стали частью западной культуры. В то же время благодаря своей профессиональной деятельности эти люди распространяли на Западе ценности российской культуры, культурно оставаясь русскими, сохраняя духовные связи с родиной.

Общее статистическое сопоставление  иммиграционных и эмиграционных  волн дает возможность наглядно продемонстрировать и оценить положение интеллектуальных кадров страны.     

 Итак, рассмотрим динамику  международной эмиграции и иммиграции  высококвалифицированных кадров  в России с 1993-2003 гг. (Табл. 1, Табл.2).

Таблица 1. Эмиграция  из Российской Федерации, в том числе  высококвалифицированных кадров в 1993-2003 г.

Эмиграция всего

В т.ч. лиц с  высшим образованием

% эмиграции  с в/о от всей эмиграции

Кандидатов  наук

Докторов наук

1993

64593

13015

20,2 %

11

2

1994

66995

12908

19,3 %

2

4

1995

73525

14057

19,1 %

6

0

1996

65095

13424

20,6 %

20

2

1997

149461

28697

19,2 %

1998

133017

25539

19,2 %

1999

129704

24903

19,2 %

2000

83438

16020

19,2 %

2001

62548

12009

19,2 %

2002

89589

16479

18,4 %

83

22

2003

79380

14463

18,2 %

59

14


Источник: Численность и миграция населения Российской Федерации: Статистические бюллетени за соответствующий год. М., 1994 – 2004 гг.      

Из таблицы 1 ясно видно, что до 1996 г. наблюдалась стабильность в эмиграционных потоках, которые колебались в незначительных пределах 5-10% от среднего уровня эмиграции за период с 1993 – 1996 г. А затем, в 1997 г. произошел беспрецедентный взрыв эмиграции из России увеличившись в 2,3 раза по сравнению с предыдущим годом.    

 Возможно, это было  связано с политической ситуацией  в России в тот период. В связи с переизбранием Б.Ельцина на второй президентский срок, курс правительства в глазах большинства людей оставался в целом неизменным, а значит, возникало недоверие, что правительство способно к борьбе с кризисом. Кроме того, эту ситуацию подхлестнул дефолт 1998 г., который привел к искусственному занижению курса рубля к иностранным валютам. Произошло обесценивание рубля примерно в 4 раза, что привело к снижению заработной платы в 4 раза. Вследствие кризиса и возможной экономической нестабильностью в России произошел всплеск эмиграции в Израиль, когда численность выехавших увеличилась почти в 2 раза, а затем в 2000 г. сменился новым снижением до докризисного уровня. Проанализируем данные Таблицы 2.

Таблица 2. Международная  иммиграция в Российскую Федерацию  
высококвалифицированных кадров в 1993-2003 гг.

Иммиграция всего

В т.ч. лиц с высшим образованием

% иммиграции с в/о  от всей иммиграции

Кандидатов наук

Докторов наук

1993

319925

58659

18,3 %

1994

499465

93415

18,7 %

1995

692050

130193

18,8 %

1996

817494

153904

18,8 %

1997

92379

18002

19,5 %

1998

84913

15234

18 %

1999

57131

9979

17,5 %

2000

42293

7533

17,8 %

2001

31086

5548

17,8 %

2002

158505

28561

18 %

206

40

2003

111883

22185

19,8 %

161

29

Информация о работе Человеческий капитал. Проблема «утечки умов» из России