Человеческий капитал: эволюция подходов и способов оценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение человеческого капитала, эволюции подходов и способы оценки.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие человеческий капитал
Рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала
3. Изучить способы оценки человеческого капитала;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОДХОДОВ К КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 5
1.1. Понятие человеческий капитал 5
1.2 Основные положения концепции человеческого капитала 8
1.3. Теоретические подходы к анализу человеческого капитала 12
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 21
2.1. Измерение человеческого капитала 21
2.2. Методы оценки человеческого капитала 24
2.2.1. Качественная оценка человеческого капитала 24
2.2.2. Оценка человеческого капитала исходя
из направленных инвестиций 25
2.2.3. Оценка человеческого капитала по
аналогии с физическим капиталом 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

    - вклад в развитие отношений с заказчиками;

    - вклад в координацию деятельности подразделений;

    - вклад в успешное выполнение линейных функций [16].

    В рамках экспертного подхода оцениваются  как качественные характеристики конкретного  работника, так и совокупность свойств человеческого (кадрового) потенциала. При большей объективности данной методики используются весовые коэффициенты. Порядок расчета включает в себя три стадии.

    1. Определение ключевых показатели, идентифицирующих вклад работника в капитал знаний компании.

    2. Установление весовых долей (коэффициент значимости) для каждого показателя, исходя из того, насколько часто каждый показатель проявляется у аттестуемого.

    3. Определение бальной шкалы для оценки каждого показателя.

    Далее анализируются полученные результаты и определяется средний бал по каждому работнику. Данные значения сравнивают с эталонными, полученными эмпирическим методом (путем суммирования всех баллов по всем качественным показателям). Экспертный подход включает в себя различные модификации и является необходимым составляющим оценки человеческого капитала.

 

2.2.2. Оценка человеческого капитала исходя из направленных инвестиций 

    Одним из основных конкурентных преимуществ  компании является ее инновационная политика. Любую инновационную политику разрабатывают (создают) и внедряют сотрудники, поэтому эффективность функционирования компании напрямую зависит от того, насколько грамотны и образованы эти сотрудники. Исходя из этого, очевидна необходимость постоянного и непрерывного обучения сотрудников компании. Можно рассматривать сумму затрат в образование, переподготовку, конкретного сотрудника или всех работников компании как долгосрочные инвестиции в капитал знаний данной компании. Однако инвестиции в человеческий капитал являются оправданными, когда прослеживается тенденция повышения эффективности деятельности компании и пролеживается вклад конкретного сотрудника в данной тенденции. Именно эта закономерность положена в основу оценки человеческого капитала метод инвестиций (затрат на образования).

    По  мнению В.В. Лукашевича, процесс инвестирования в человеческий капитал можно  подразделить на восемь этапов затраты  на получения образования, затраты  на поиск и найм персонала, затраты  на персонал в период обучения, затраты  на персонал в период накопления потенциала роста, затраты на персонал в период достижения профессионализма, затраты на персонал в период обучения, повышение квалификации, затраты на персонал в период снижения и "морального старения" профессионализма [9].

    Все затраты в человеческий потенциал условно можно разделить по источникам финансирования:

    - финансирование за счет средств  федерального бюджета – это  затраты на образование в учебных  заведениях (школа, среднеспециальные  учебные заведения, высшие учебные  заведения и др.)

    - финансирование за счет средств компании, сотрудником которой является конкретный человек (затраты на переподготовку, повышения квалификации, дополнительное обучение и др.)

    - затраты складывающиеся за счет  средств и времени конкретного  человека. Самофинансирование или самообразование играет ключевую роль в формировании человеческого капитала. На каждом этапе экономическая эффективность обучения определяется соотношением затрат и результатов. Результатом инвестиций в человеческий капитал следует считать повышение производительности труда. Между этими показателями существует определенная зависимость, которую можно выразить следующей формулой: 

    Э = (В - Вn) *Ц : З,                                  (1) 

    где Э - эффективность инвестиций в человеческий капитал на i-м этапе; Bn- выработка работника до обучения;

    В - выработка работника после обучения;

    Ц - цена единицы продукции;

    З - инвестиции в человеческий капитал. 

2.2.3. Оценка человеческого капитала по аналогии с физическим капиталом 

    Между физическим и человеческим капиталом есть определенные сходства, которые позволяют провести оценку человеческого капитала по аналогии с физическим.

    Во-первых, и человеческий и основной (материальный) капитал участвуют в процессе деятельности хозяйственной деятельности компании, формируют конечные финансовые результаты.

    Во-вторых, как основному капиталу присущ процесс износа, так и человеческий капитал со временем обесценивается, так как часть знания забывается или устаревает. Несомненно, есть весьма существенные различия между данными понятиями. Человеческий капитал является частью капитала знаний, для которого характерен и закономерен мультипликативный эффект, то есть увеличение и развитие каждого компонента капитала знаний приводит не просто к простому суммированию указанных компонентов, а вызывает синегргитический эффект. Кроме того, являясь стратегическим ресурсом компании, человеческий капитал предопределяет развитие, совершенствование и управление материальным или основным капиталом.

    Тем не менее, указанные сходства позволяют провести попытку оценки человеческого капитала на основе модели оценки основного (физического) капитала, для чего необходимо:

    1. Определить «первоначальную стоимость»  конкретного сотрудника. Для этого  можно использовать различные методы тестирования и аттестации сотрудников.

    2. Определить коэффициент «устаревания»  (забывания) знаний, так как человеческому  капиталу со временем утрачивает  часть накопленных знаний, в то  время как основной капитал  подвергается физическому и моральному  износу.

    После определения первоначальной стоимости необходимо определить коэффициент устаревания и забывания знаний человека. Для этих целей необходимо определить срок участия конкретного работника в деятельности компании. В данном случае этот срок можно определить исходя их двух допущений:

     - Срок, указанный в трудовом договоре конкретного сотрудника (в случае, если между работником и работодателем заключен срочный трудовой договор). Во многих западных компаниях, при приеме на работу ключевых сотрудников, оговаривается период, в течение которого работник обязан работать в данной компании, и в случае ухода работника, ранее срока оговоренного в трудовом договоре (контракте), по причинам, не оговоренным в данном контракте, работник обязуется уплатить определенную сумму неустойки, также заранее оговоренную в данном контракте. В этом случае такие контракты с ведущими сотрудниками компания рассматривает как интеллектуальный актив и раскрывает информацию по ним в интеллектуальных отчетах.

      - Если между работником и работодателем заключен бессрочный трудовой договор целесообразно установить срок работы работника в компании исходя из требований законодательства конкретной страны к определению срока полезного использования других видов нематериальных активов.

    3. Определить порядок изменения  «первоначальной стоимости» сотрудника. Основные средства совершенствуются посредством проведения модернизации, реконструкции, в свою очередь, человеческий капитал совершенствуется посредством направленных в его развитие инвестиций.

    При определении коэффициента устаревания знаний (забывания определенных знаний или информации) необходимо использовать статистические данные, отражающие зависимость между усвояемостью новых знаний и процессом забывания имеющихся. Данная величина должна быть скорректирована на поправочный коэффициент, представляющий собой эмпирически полученное значение устаревания знаний применительно к определенной сфере деятельности. Также можно использовать метод, предложенный Ю.В. Козырем при определении запаса знаний с учетом фактора устаревания (4):

    В основе данного метода лежит аналог метода накопления активов. В рамках этого метода при оценке знаний необходимо оценить объем накопленных индивидуумом знаний, сделать поправки на их устаревание  и забывание, и перемножить каждый скорректированный объем знаний определенного вида на стоимость единицы объема знаний этого вида: 

                                                          (2) 

    где P - стоимость накопленных знаний,

    ai – эмпирически определяемые коэффициенты, ставящие в соответствие стоимость и объем накопленных знаний типа i,

    TKi – суммарно накопленные знания типа i,

    k – количество видов (типов) знаний.

    Суммарно  накопленные знания индивидуума  должны определяться с учетом факторов устаревания полученных знаний (морального износа) и забывания: 

                            (3) 

    где tki - накопленные знания i-го типа полученные в j – й период,

    Ai - моральный износ знаний типа i в единицу времени (моральный износ),

    З - забывание в единицу времени знаний индивидуумом,

    b - эмпирический числовой коэффициент, обратный по размерности времени,

    t - время необходимое для получения знаний в объеме TK.

    Совокупность  величины человеческого капитала в  целом, на наш взгляд необходимо определить не простым арифметическим сложением, поскольку в данном случае четко прослеживается синергетический эффект от взаимодействия сотрудников.

    Таким образом, очевиден вывод невозможности  оценки отдельных составляющих интеллектуальных активов, в том числе фундамента капитала знаний компании - человеческого  капитала, в связи с чем оценка капитала знаний должна носить комплексный характер и ориентирована она должна быть в первую очередь на формирование справедливой стоимости компании.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Теория  человеческого капитала является базовой теорией развития современной экономики.

    Именно, она вобрала в себя все другие частные теории экономического, социального, общественного и государственного развития.

    Человеческий  капитал – капитал, представленный в индивидууме потенциальной  способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека. Теория человеческого капитала берет свое начало еще в XVII веке, в работах Уильяма Пети и Адама Смита. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера.

    Таким образом, человеческий капитал - термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту.

    Несмотря  на то, что многие идеи теории человеческого капитала встречаются уже у А. Смита, она сравнительно молода: ее формирование пришлось на 50 — 60-е годы нынешнего столетия. Видные представители школы «человеческого капитала» — Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и др. Ученые школы «человеческого капитала» изучали влияние сроков обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату, эффективность и экономический рост предприятий. Иными словами, их главной задачей было определить экономическую отдачу от инвестиций в человека. Результаты исследований во многом оказались сенсационными. В частности, выяснилось, что экономическая отдача затрат на обучение сотрудников намного превышает инвестиции в новую технику и оборудование.

    Экономические оценки человеческого капитала стали  широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.

    Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора  в экономике и обществе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Человеческий капитал: эволюция подходов и способов оценки