Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:31, курсовая работа
Цель работы - изучение человеческого капитала, эволюции подходов и способы оценки.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие человеческий капитал
Рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала
3. Изучить способы оценки человеческого капитала;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОДХОДОВ К КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 5
1.1. Понятие человеческий капитал 5
1.2 Основные положения концепции человеческого капитала 8
1.3. Теоретические подходы к анализу человеческого капитала 12
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 21
2.1. Измерение человеческого капитала 21
2.2. Методы оценки человеческого капитала 24
2.2.1. Качественная оценка человеческого капитала 24
2.2.2. Оценка человеческого капитала исходя
из направленных инвестиций 25
2.2.3. Оценка человеческого капитала по
аналогии с физическим капиталом 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОДХОДОВ К КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 5
1.1. Понятие человеческий капитал 5
1.2 Основные положения
концепции человеческого
1.3. Теоретические подходы к анализу человеческого капитала 12
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 21
2.1. Измерение
человеческого капитала
2.2. Методы оценки
человеческого капитала
2.2.1. Качественная оценка человеческого капитала 24
2.2.2. Оценка человеческого капитала исходя
из направленных инвестиций 25
2.2.3. Оценка человеческого капитала по
аналогии
с физическим капиталом
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Понятие «человеческого капитала» - ключевое для понимания основных тенденций в развитии современного общества, государства и экономики.
Когда-то
воспитание, образование и фундаментальная
наука считались затратным
Актуальность
Цель работы - изучение человеческого капитала, эволюции подходов и способы оценки.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
3. Изучить способы оценки человеческого капитала;
Объект исследования - человеческий капитал.
Предмет исследования: эволюция подходов к изучению человеческого капитала и способы его оценки.
В процессе написания работы были использованы следующие методы: сравнения, анализа, рассуждения.
Методологической
основой написания работы послужили
теоретические разработки отечественных
авторов в области
При написании курсовой работы использовалась учебная литература, сборники научных трудов, статистические сборники, обзоры и публикации периодической печати, официальные электронные ресурсы, в которых изложены вопросы по теме исследования.
ГЛАВА
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
ПОДХОДОВ К КОНЦЕПЦИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
1.1.
Понятие человеческий
капитал
Человеческий
капитал (ЧК) - это интенсивный
Например, в криминализированной и коррумпированной стране ЧК не может функционировать эффективно по определению. Даже если это «ввезенный» внешний высококачественный ЧК, обеспеченный за счет его притока. Он либо деградирует, ввязываясь в коррупционные схемы, как это было в т.ч. с иностранными и прочими советниками, приведшими РФ к дефолту. Либо «работает» неэффективно.
Человеческий капитал как запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапливаться в процессе инвестирования, но морально и материально изнашиваться.
Человеческий капитал формируется, прежде всего, за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения (рис.1). В том числе - в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие (рис.1). Формируется ЧК и за счет притока из других стран. Или убывает за счет его оттока.
ЧК
- не простое количество людей, работников
простого труда. ЧК - это профессионализм,
знания, информационное обслуживание,
здоровье и оптимизм, законопослушность
граждан, креативность и эффективность
элиты и т. д.
Положительный человеческий капитал - ЧК, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций в процессы развития и роста. В частности, от инвестиций в повышение и поддержание качества жизни населения, в рост инновационного потенциала и институционального потенциала. В развитие системы образования, рост знаний, развитие науки, улучшение здоровья населения. В повышение качества и доступности информации [12].
Отрицательный человеческий капитал - ЧК, не обеспечивающий какой-либо полезной отдачи от инвестиций в процессы развития, роста, в качество жизни населения.
Отрицательный накопленный человеческий капитал формируется на базе негативных сторон менталитета нации, низкой культуре населения, включая ее рыночные составляющие (в частности, этику труда и предпринимательства). Вносят в него свой вклад негативные традиции государственного устройства и функционирования государственных институтов на базе несвободы и неразвитости гражданского общества, на базе инвестиций в псевдовоспитание, псевдообразование и псевдознания, в псевдонауку и псевдокультуру. Особо значительный вклад в отрицательный накопленный человеческий капитал способна вносить активная часть нации - ее элита, поскольку именно она определяет политику и стратегию развития страны, ведет за собой нацию по пути либо прогресса, либо стагнации (застоя) или даже регресса.
Отрицательный человеческий капитал требует дополнительных инвестиций в ЧК для изменения сущности знаний и опыта для изменения образовательного процесса, для изменения инновационного и инвестиционного потенциалов, для изменения в лучшую сторону менталитета населения и повышения его культуры. В этом случае требуются дополнительные инвестиции для компенсации накопленного в прошлом отрицательного капитала.
Значительный
вклад в накопленный
Накопленный отрицательный человеческий капитал в полной мере начинает проявлять себя в периоды бифуркаций - в условиях сильно неравновесных состояний. В этом случае имеет место переход в другую систему координат (в частности, в другое экономическое и политическое пространство), и ЧК может изменить свой знак и величину. В частности, при переходе страны в другую экономическую и политическую систему, при резком переходе на другой, значительно более высокий технологический уровень (для предприятий и отраслей). Это означает, что накопленный человеческий капитал, прежде всего в виде накопленных менталитета, опыта и знаний, а также имеющегося образования, не пригоден для решения новых задач более сложного уровня, задач в рамках другой парадигмы развития. И при переходе в другую систему координат, к кардинально другим требованиям к уровню и качеству человеческого капитала, накопленный старый становится отрицательным, становится тормозом в развитии. И нужны новые дополнительные инвестиции для его модификации и развития.
Человеческий капитал является инерционным производительным фактором. Инвестиции в него дают отдачу только через некоторое время. Величина и качество человеческого капитала зависят, прежде всего, от менталитета, образования, знаний и здоровья населения. В исторически короткие сроки можно получить существенную отдачу от инвестиций в образование, знания, здоровье, но не в менталитет, который формируется веками. В то же время менталитет населения может существенно снижать коэффициенты трансформации инвестиций и даже делать полностью неэффективными инвестиции в человеческий капитал [15, 4].
Важнейшей
составляющей ЧК является труд, его
качество и производительность. Качество
труда в свою очередь определяется
ментальностью населения и
Теория человеческого капитала базируется на достижениях институциональной теории, неоклассической теории, неокейнсианства и других частных экономических теориях. Ее появление стало ответом экономической и смежных с ней наук на востребованность реальной экономики и жизни. Возникла проблема углубленного понимания роли человека, его ментальности, знаний, условий и качества труда и накопленных результатов его интеллектуальной деятельности на темпы и качество развития общества и экономики.
Толчком к созданию теории человеческого капитала стали статистические данные роста экономик развитых стран мира, которые превышали расчеты, базирующиеся на учете классических факторов роста. Анализ реальных процессов развития и роста в современных условиях и привел к утверждению человеческого капитала в качестве основного производительного и социального фактора развития современной экономики и общества.
Теория и практика человеческого капитала как фактора развития экономики и общества является быстро развивающим разделом экономической науки, напрямую связанным с инновационной экономикой (экономикой знаний) и информационным обществом.
Оформление теории человеческого капитала приходится на конец 50-х и начало 60-х годов в США. На правах особого раздела она вошла во все западные учебники по экономике. У истоков ее стояли известные американские экономисты, представители так называемой «чикагской школы», – лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен. Позднее большой вклад в ее разработку внесли Марк Блауг, С. Боулс, Йорам Бен-Порэт, Ричард Лэйард, Дж. Псахаропулос, Ф. Уэлч, Б.Чизвик и другие [11].
В
целом эта концепция лежит
в русле неоклассического направления,
но набор аналитических
Центральная методологическая установка «чикагской школы» человеческого капитала – объяснять экономические процессы на основе принципа максимизирующего поведения индивидуумов – перенесена на самые различные сферы внерыночной деятельности человека. При этом упор делается на количественном анализе. Концепция “чикагской школы” предполагает, что вложения средств в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности производятся на рациональной основе – ради получения больших доходов в будущем.
Эти затраты, или инвестиции, на производство человеческого капитала являются исключительно важными для семьи и для всего общества.
К
ожидаемой отдаче от инвестиций в
человеческий капитал относятся
более высокий уровень
Информация о работе Человеческий капитал: эволюция подходов и способов оценки