Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 23:12, курсовая работа
Цель данной работы – изучение сущности права собственности на землю.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
Дать общую характеристику права собственности на землю в России и за рубежом
Исследовать специфику права частной собственности на землю в России.
Объект исследования – регулирование оборота земли в России и за рубежом.
Предмет исследования – право частной собственности на землю в России и за рубежом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ 5
1.1 МИРОВОЙ ОПЫТ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ 5
1.2 СПЕЦИФИКА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В РОССИИ 8
1.3 РЫНОК ЗЕМЛИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ 16
ГЛАВА 2. ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ. 19
2.1 СУБЪЕКТ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ 19
2.2 ОБЪЕКТ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ 20
2.3 ВИДЫ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ. 21
2.4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ. 22
2.5 ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННИКА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Особенностью права собственнос
Таким образом, определен круг субъектов, обладающих правом собственности и имущество, а также установлено, что в зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.
Субъект права собственности на землю - это лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение земельным участком на основании закона. Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом. К субъектам правовых отношений, связанных с возникновением права собственности на землю, относятся также лица, вступающие в отношения по поводу приобретения этого права. Граждане и юридические лица как субъекты объединены содержанием права частной собственности на землю, которое им предоставлено законодательством. Субъектами права государственной и муниципальной собственности являются государственные и муниципальные территориальные образования: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Участие перечисленных субъектов в отношениях по поводу собственности на землю следует отличать от их роли в управлении земельными ресурсами. В первом случаи (через соответствующие государственные органы) они выступают в качестве сторон в договорах купли-продажи или аренды земельного участка, которые регулируются гражданским законодательством. Во втором случае данные субъекты выполняют установленные законодательством функции по контролю за использованием земельных ресурсов, организации землеустройства и т.д. Органы государственной власти и управления и муниципальные органы осуществляют управление и распоряжение землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности. Право частной собственности служит для удовлетворения интересов собственников - физических и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность на землю обеспечивает интересы больших групп людей: народа Российской Федерации в целом: населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации; лиц, проживающих на территории муниципального образования.
Особенности приобретения
и прекращения права
Земельному участку, выступающему в качестве объекта права собственности, присущи признаки объекта, установленные гражданским правом:
Земельный участок крестьянского хозяйства, именно в соответствии с законодательством является неделимым имуществом, поскольку Закон о крестьянском хозяйстве установил, что земельный участок является “единым целом”. На то же обстоятельство указывает и ГК РФ, установивший, что земельный участок при выходе одного из членов хозяйства разделу не подлежит. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации;
Еще одним признаком следует считать то, что объектом права собственности земля выступает в качестве ограниченного в пространстве земельного участка. Для него характерно то, что границы участка и его местоположение устанавливаются в порядке, закрепленном законодательством о землеустройстве.
Однако для земли характерны и те признаки, которые отличают ее от иного имущества. Это, прежде всего, те из них, которые определяют землю как объект земельного права как таковой. Данные признаки выявляют важное государственное, экономическое и экологическое значение земли. Поскольку каждый земельный участок неотделим от всего земельного пространства, то на него распространяется определенная часть общественных и государственных интересов, которые существуют в отношении земли как таковой. Это не может не влиять на регулирование земельных отношений всеми правовыми отраслями.
Здесь хотелось бы подчеркнуть именно экологические значения земли. Земля как часть природы и основа развития всего живого на планете объективно не может иметь число потребительское значения, как это можно сказать о здании или автомобиле. Поэтому в правовое регулирование земельных отношений включены нормы, ограничивающие действия собственника в целях охраны природы и земли как объекта природы. Эти нормы опираются на положения Конституции РФ, которая утвердила, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Этой норме соответствует положение Конституции о том, что каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
В этом смысле специфика земли как объекта выразилась в определенном перечне ограничений в использовании земельного участка, в регулировании вопросов приобретения и прекращения права собственности.
В соответствии с ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Таким образом, владение, пользование и распоряжение - это неотъемлемые составляющие (или правомочия) одного права - права собственности.
Основной смысл каждого из этих правомочий является общим для всех видов имущества, а значит, и для имущества земельного. Земельное законодательство ввело нормы, определяющие специфику реализации этих правомочий в земельных отношениях. Поэтому вслед за определением правомочия далее разговор пойдет о том, как они могут быть реализованы именно собственниками земли.
Правомочие владения дает возможность обладать землей на основании закона: т.е. числить ее и на балансе, определять земельный участок как часть своего хозяйства, просто “иметь” его в наличии.
Кроме того, собственник на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения. Например, это может быть арендодатель, которому арендатор не возвращает земельный участок после истечения срока аренды.
С правомочием владения тесно связано другое правомочие - пользование.
Пользование дает возможность извлекать из земли ее полезные свойства.
И в отличие от иных видов имущества, возможные варианты, использования которых определяют сами собственники, пользование земельным участком, точнее сказать, виды пользования перечислены земельным законодательством.
Существует и еще одно условие при использовании земельного участка, находящегося в собственности. Дело в том, что собственник может использовать землю так, как посчитает нужным, но в рамках целевого назначения земельного участка. Самовольно собственник земли изменить целевое назначение использования не имеет права. Например, на основании Указа Президента Российской Федерации “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” есть возможность изменить целевое назначение сельскохозяйственных угодий при продаже земельного участка. Но это может быть только по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - республики, области, края.
Правомочие распоряжения проявляется в том, что собственник по своему усмотрению может продать, подарить, обменять, завещать, сдать в аренду, заложить земельный участок, т.е. на основании и в порядке, предусмотренном законом, определить его судьбу. После известного, закрепленного прежней редакцией Конституции десятилетнего запрета продавать земельные участки, находящиеся в собственности граждан, и принятие новой редакции Конституции, Указом Президента Российской Федерации “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” собственники земли получили право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе и с иностранными инвестициями. Кроме того, собственники земельных участков могут образовать совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных паев. Кроме этих законодательных актов распоряжение земельной собственностью регулируется теперь и частями первой и второй ГК РФ.
В плане практического осуществления мероприятий по формированию рынка земли на первичном земельном рынке в 1998 году было передано за плату гражданам и юридическим лицам для жилищного строительства, предпринимательской деятельности, личного подсобного хозяйства, садоводства 26,2 тыс. гектара на сумму 3058 млн рублей. В 2011 году госорганами было предоставлено за плату 146,0 тыс. гектаров земель на сумму 6812,3 тысяч рублей (см. таблицу 1).
Таблица 1
Динамика передачи земельных
участков в собственность за плату | ||||||
Наименование |
1998 г. |
2003 г. |
2011 г. | |||
Кол-во |
Пло- |
Кол-во |
Пло- |
Кол-во |
Пло- | |
Гражданам для идивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства: |
||||||
вне населенных пунктов |
86 |
8,4 |
243 |
16,0 |
1091 |
85,4 |
в сельских населенных пунктах |
54 |
6,8 |
169 |
20,8 |
269 |
39,7 |
в городах и поселках |
112 |
7,6 |
106 |
9,3 |
157 |
15,1 |
Итого |
252 |
22,8 |
518 |
46,1 |
1577 |
145,0 |
Гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности: |
||||||
вне населенных пунктов |
4 |
1,6 |
1 |
0,5 |
- |
- |
в сельских населенных пунктах |
9 |
0,6 |
1 |
0,2 |
- |
- |
в городах и поселках |
12 |
0,8 |
12 |
1,0 |
3 |
0,6 |
Итого |
25 |
3,0 |
14 |
1,7 |
3 |
0,6 |
Приватизированным предприятиям: |
||||||
вне населенных пунктов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
в сельских населенных пунктах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
в городах и поселках |
3 |
0,4 |
- |
- |
- |
- |
Итого |
3 |
0,4 |
- |
- |
- |
- |
Всего |
280 |
26,2 |
532 |
47,8 |
1523 |
146,0 |
Информация о работе Частная собственность на землю: мировой опыт и специфика реализации в России