Частная собственность на землю: мировой опыт и специфика реализации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение сущности права собственности на землю.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
Дать общую характеристику права собственности на землю в России и за рубежом
Исследовать специфику права частной собственности на землю в России.
Объект исследования – регулирование оборота земли в России и за рубежом.
Предмет исследования – право частной собственности на землю в России и за рубежом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ 5
1.1 МИРОВОЙ ОПЫТ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ 5
1.2 СПЕЦИФИКА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В РОССИИ 8
1.3 РЫНОК ЗЕМЛИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ 16
ГЛАВА 2. ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ. 19
2.1 СУБЪЕКТ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ 19
2.2 ОБЪЕКТ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ 20
2.3 ВИДЫ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ. 21
2.4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ. 22
2.5 ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННИКА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

 

Частная собственность на землю краеугольный камень российской политической арены всего постсоветского периода. Не только не утихают, но и разгораются с повышенной силой общественные споры и политические дебаты относительно того, быть частной собственности на землю или не быть, а если быть, то в какой форме должна осуществляться передача прав на земельные участки, каков должен быть механизм взаимоотношений государства и новоиспеченных землевладельцев. Рассмотрим аргументы за и против.

В мировой практике под  частной собственностью на землю  понимается право полного распоряжения данным участком, включая определение самим собственником целевого назначения участка, интенсивности и эффективности его использования. Конечно, возможны ограничения со стороны государства, но в большинстве случаев они ограничиваются перечнем недопустимых форм использования участка, а не разрешенных, как предлагается. Также часто присутствует требование не нарушать права собственности соседей. В остальном вы можете делать с участком все, что пожелаете. В том числе и совсем его не использовать.

Однако, в последние  годы в странах, где господствует частная собственность на землю, сложилась развитая система ограничения вышеуказанных прав, содействующая рациональному использованию земли. И она столь широка, что по существу право собственности на землю низведено до права пользования. В связи с этим в мировой практике земельные участки как объект хозяйствования, то есть аренды, часто больше привлекают фермеров, чем как объект собственности. Противники частной собственности используют данный факт в качестве аргумента, подтверждающего ненужность ее введения. Для того, чтобы крестьянин чувствовал себя хозяином, чтобы относился к ней по-хозяйски, чтобы земля стала товаром и государство получало от этого прибыль, по их мнению, отдать землю в частную собственность - не единственный выход. Вместо этого землю следует отдавать или продавать в бессрочную аренду с правом передачи её по наследству. Это также принесёт деньги в бюджет и побудит к хозяйскому отношению к земле. Кроме того, государство, как арендодатель, будет иметь право и обязанность выкупить у нерадивого хозяйственника право на аренду и продать другому, удержав с него за нанесённый ущерб.

Цель данной работы –  изучение сущности права собственности на землю.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

    1. Дать общую характеристику права собственности на землю в России и за рубежом
    2. Исследовать специфику права частной собственности на землю в России.

Объект исследования – регулирование оборота земли в России и за рубежом.

Предмет исследования – право частной собственности на землю в России и за рубежом.

 

 

Глава 1. Сущность права собственности на землю

1.1 Мировой опыт частной  собственности на землю

 

В мировой практике управления земельной собственностью накоплен значительный опыт регулирования земельных отношений, что дает возможность учета существующей методики при формировании основ и экономических механизмов управления земельными ресурсами в условиях становления в России экономики смешанного типа.

Во всем мире сформировалось твердое убеждение, что свод законов о землевладении, землепользовании, землеустройстве в виде Земельного кодекса должен существовать в каждой стране как один из столпов законодательства и инструментов выражения земельной политики.

Практически во всех цивилизованных государствах фундаментальной основой организации управления земельными ресурсами является государственное регулирование правоотношений на землю, хотя принципы, формы и подходы к правовому решению этой проблемы в разных странах существенно различаются.

В частности, в Германии право на существование имеют все формы собственности на землю притом, что в частной собственности находится более 90% земель. Германское земельное право устанавливает законодательное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, предусматривающего запрет на дробление лесных и сельскохозяйственных участков, их отчуждение с изменением целевого назначения и обеспечивающее развитие высокоэффективного агропромышленного производства в интересах общества. Сельхозпроизводителям предоставляется приоритетное право на приобретение сельскохозяйственных угодий по сравнению с лицами, не занятыми в сельском хозяйстве. Кроме того, в Германии законодательно установлены условия договора аренды сельскохозяйственных земель. Особое внимание при этом уделено контролю за рациональным использованием земель, недопустимостью введения ограничений их хозяйственного оборота в целях перераспределения между "эффективными правообладателями", выполнением землевладельцами правовых обязательств, в том числе по налоговым платежам, для чего функционируют специальные сельскохозяйственные суды.

Аналогичные условия  по продаже земель сельскохозяйственного  назначения в собственность исключительно  под цели развития сельхозпроизводства и профессиональные требования к собственникам земель действуют в Швеции, Франции, Италии, Испании, Норвегии.

Кроме того, во Франции  государство регулирует приобретение земельных участков, поступающих на рынок с целью последующей перепродажи, что содействует консолидации земель и сохранению сельскохозяйственного использования земель. С целью предотвращения спекуляции землей (особенно в пригородных зонах) действуют высокие налоги на прибыль от ранних продаж сельскохозяйственных участков.

В Италии государственный  контроль за земельным оборотом сводится к возможности принудительной сдачи в аренду (продажи) участка более эффективным пользователям, если фермер не обеспечивает ведение хозяйства должным образом (включая поддержание плодородия земли и использование по целевому назначению), что обеспечивает эффективное сельскохозяйственное использование земли. Существуют ограничения на приобретение земли в собственность иностранными лицами в приграничных зонах, что обеспечивает национальную безопасность страны.

Введены жесткие условия целевого использования земель различных категорий, в том числе экологического характера, определяемые с учетом зонирования территорий, санкции за нарушение установленных правил землепользования.

В Дании, где преобладают  небольшие хозяйства семейного типа, законодательно установлен максимальный размер хозяйства: например, при превышении 150 га разрешение на укрупнение хозяйства дается только в случае, если фермер докажет, что ему необходима дополнительная земля для использования органических удобрений, и если не один из соседних фермеров не имеет приоритетных прав на покупку. Существует требование постоянного проживания в хозяйстве, как для собственника, так и для арендатора.

Официальное разрешение на раздел хозяйства выдается только, если создаваемые в результате раздела хозяйства рассматриваются как жизнеспособные.

В Бразилии ограничения  на операции с землей действуют в  отношении иностранных лиц. Например, существенно ограничен размер земельных участков в иностранной собственности и на приобретение земли в собственность иностранными лицами в приграничных зонах.

Однозначные процедуры  продажи федеральных земель и  управления землевладением в США. Например, в штате Миннесота действует запрет для юридических лиц, товариществ с ограниченной ответственностью на покупку, владение или присвоение права на недвижимость, используемую или пригодную для использования в сельскохозяйственном производстве. Имеются ограничения на размер земельных участков в иностранной собственности.

Несколько иные принципы регулирования земельных отношений существуют в штате Новый Южный Уэльс (Австралия), где акцент в правоотношениях на землю смещен к правам на владение ею, ограничиваемым штатом, как условиями целевого использования, так и формами разрешенного земельного оборота, сроками владения, сервитутами и обременениями, порядком изъятия для государственных нужд.

В Новой Зеландии требуется  официальное разрешение на совершение сделок по покупке или аренде более 2 га сельскохозяйственных земель.

Особо выделяется практика решения вопроса о собственности на землю в Китае, где в процессе экономического реформирования хотя и была продекларирована возможность получения земли в собственность, но превалирующей формой регулирования земельных отношений является аренда.

При этом законодательно установлена как форма частной собственности лишь коллективная собственность на землю сельхозназначения крестьян, проживающих в деревнях, провинциях и объединенных в сельскохозяйственные кооперативы; земли же городов остаются в государственной собственности.

Несмотря на то, что  подавляющее большинство стран  характеризуется значительным разнообразием экономических и географических условий, общие требования к поддержанию эффективного функционирования земельного ранка у них есть: это обязательная государственная регистрация земельных сделок и прав на землю.

Анализ мирового опыта  регулирования земельных отношений  позволяет заключить, что при законодательном закреплении частной собственности на земли различных категорий и введение правил и условий их использования и хозяйственного оборота, в большинстве экономически развитых стран государство всемерно стимулирует внедрение аренды как вторичной формы земельного права.

1.2 Специфика права собственности на землю в России

Современная правовая ситуация в России характерна тем, что земельные проблемы, и в особенности проблемы права собственности на землю, вызывают повышенный интерес.

Право собственности на землю, дорогу которому положил Закон РСФСР  “О земельной реформе” от 23 ноября 1990 г. и которое было закреплено Конституцией РФ, оказалось одной из наиболее сложных правовых конструкций для внедрения в российскую правовую деятельность.

Пожалуй, единственным более или  менее бесспорным и ощутимым результатом современных земельных преобразований является утверждение кроме государственной также муниципальной и частной собственности на землю. Конституцией установлена возможность существования и “иных” форм собственности, но земельное законодательство останавливается пока только на трех перечисленных, а иных не знает.

С этими изменениями российское общество оказалось перед необходимостью пересмотра содержания правовых институтов, отношений и даже мировоззрений.

Сейчас, в иных экономических и политических условиях, оказывается не всегда просто преодолеть прежнюю односторонность, как в развитии права, так и правосознании. Для права собственности на землю, как и для иных институтов земельного права, современный период следует считать переходным периодом, когда установлены основные положения, но многие нормы, в том числе и процедурного характера, делающие применение этого института вполне полноценным и адекватным, находятся в стадии формирования.

Российское государство  не отрицало значение права собственности  на землю практически никогда (за исключением короткого периода  начала советской власти, когда делались попытки ввести доктрину отмены права собственности на землю, в том числе и государственной). Но благодаря уникальности для мировой истории всего политического строя предыдущего времени это право было облечено в одну-единственную форму - право государственной собственности на землю. В правовом смысле оно получило непревзойденное до сих пор развитие. Однако не в том, что касается именно право собственности и его реализации, а в вопросах управления государственным земельным фондам из единого государственного центра.

Сейчас все три формы  собственности на землю (в том  числе и государственная) являются институтами не только земельного, но и гражданского права. И это закономерно и естественно для конституции права собственности вообще.

Следствием “проникновения”  гражданского права в регулирование  отношений земельной собственности оказывается, в том числе усложнение роли государственных и муниципальных органов в распоряжении земельными ресурсами.

Если посмотреть на проблему с точки зрения развития правосознания, то можно заметить следующее. Несмотря на то, что возвращение земли в гражданско-правовой оборот порождает значительное количество проблем, современная ситуация не способствует тому, чтобы отказываться от взгляда на землю как имущество.

Мировое правовое и общественное развитие сформировало данный институт и отшлифовало отношение к нему многовековой историей права. Практически во всех государствах (исключая, может быть, некоторые мусульманские) право частной собственности на землю составляет ограниченную часть вещных прав и всех мыслимых общественных и экономических отношений. Сознание мировой общественности сформировано таким образом, что присутствие в праве права собственности на землю - показатель “нормального”, “цивилизованного” правового общества. Так же как показателем этого является не только констатация этого права, но и искусство регулировать его, с тем чтобы оно не наносило ущерба самому обществу, природе и государству.

Общественные настроения России сейчас обострены тем, что право частной собственности на землю тесно связано в сознании людей с проблемами политических и экономических прав человека. И эта связь, возможно, не настолько органичная, как, например, связь. Со свободой слова, диктует многие умонастроения, имеющие выражения в столкновениях противников и защитников права собственности на землю. Эти столкновения находят выражение в правовом регулировании права собственности современного периода, о чем не следует забывать при изучении вопроса.

Информация о работе Частная собственность на землю: мировой опыт и специфика реализации в России