Цены на нефть

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Нефть - важнейший энергоресурс для большинства стран мира, Евросоюза и США, Индии и Туниса, Румынии и России. С каждым годом с недр Земли добывается всё больше "чёрного золота" в связи с всё возрастающим спросом на него.

Оглавление

Введение. 3
Мировой рынок нефти (Причины роста цены на нефть) . 4
Динамика среднемесячных цен на импортируемую в США нефть .10
Мировые тенденции цен на нефть. 11
Перспективы цен на 2011 год . 12
Товарные рынки влияют на цену энергоресурсов. 15
Цена тонны нефти в золоте в исследовании Бориса Борисова. 17
Список литературы . 20

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 804.50 Кб (Скачать)

Отношение к ОПЕК со стороны основных потребителей нефти — промышленно развитых стран на протяжении последних более  чем сорока лет менялось, причем кардинально. Вначале на Западе к  ней отнеслись скептически, настороженно и даже весьма враждебно. Ведь формировалась эта организация в период бурных перемен в мировой экономической системе, во времена распада колониальных систем, перехода контроля над важнейшими источниками стратегического сырья от международных нефтяных монополий к национальным правительствам и компаниям. Авторитет ОПЕК существенно окреп, прежде всего в борьбе с пресловутыми «семью сестрами», входившими в Международный нефтяной картель.

В Советском  Союзе в 60-е годы отношение к  ОПЕК было изначально благосклонное  — организация служила реальным противовесом нефтяным монополиям «империалистов» в условиях активизации борьбы развивающихся стран за национальную независимость. Советские лидеры тогда считали, что если бы не некий тормоз в лице «реакционных монархических режимов» ряда ближневосточных государств, то страны — члены ОПЕК вообще могли бы пойти чуть ли не по социалистическому пути. Этого, как показало будущее, не произошло. Впервые ОПЕК была вынесена на вершину мировой политики в ходе первого энергетического кризиса 1973—74 гг. Этот кризис вспыхнул в результате нефтяного эмбарго, которое ввели нефтедобывающие арабские страны против западных стран — союзников Израиля, и ОПЕК эту акцию активно поддержала. Тогда мировые цены совершили резкий троекратный скачок и вывели мировой рынок нефти на новый этап своего развития.

В то время  СССР, уже находясь в числе крупнейших мировых экспортеров нефти, даже рассматривал возможность прямого  вступления в ОПЕК, где его тогдашние  «друзья» Ирак, Алжир и Ливия играли не последние роли. Правда, до вступления дело не дошло, и этому, скорее всего, помешал «неудобный» Устав ОПЕК. Во-первых, стать членом «первого сорта» СССР не мог, поскольку не числился в «основателях». Во-вторых, в Уставе имелись отдельные положения, которые тогда были абсолютно неприемлемы для закрытой плановой экономики. Так, например, члены организации должны были обеспечивать свободу инвестиций в свою нефтяную промышленность для потребителей нефти (читай — для стран Запада), а также гарантировать доходы и возврат капиталов.

ОПЕК быстро завоевала авторитет, и в первые 20 лет ее существования оба противоборствующих в то время политических лагеря, на которые тогда четко был разделен мир, не оставляли усилий по привлечению этой организации в качестве политического союзника. На самом деле ОПЕК создавалась в первую очередь не как политический союз, а как международная товарная организация, призванная блюсти экономические интересы своих членов, что четко записано в ее Уставе. Там же обозначено, что цель организации — координации и унификации нефтяной политики участников, с тем чтобы наилучшим образом способствовать стабильности цен на мировом рынке.

Казалось  бы, объединение стран, производящих 1,3—1,4 млрд т нефти в год и  обеспечивающих две трети экспортных поставок на мировой рынок, в состоянии  эффективно регулировать цены. Но жизнь показала, что на самом деле не все так просто. Довольно часто, особенно в последнее время, усилия ОПЕК по корректировке цен или не дают желаемого эффекта или даже приводят к неожиданным негативным последствиям.

Еще в 60-х  годах началась трансформация мирового нефтяного рынка, переход от старой классической монополистической структуры к современной свободной системе. Закончилась эта эволюция только к середине 80-х годов. Переход привел не просто к нестабильности — он сопровождался рядом серьезных кризисных потрясений, которые задели и ОПЕК. В декабре 1985 г. мировая цена на нефть была около 28 долл. за баррель, а через полгода, в середине 1986 г., она упала до 8 долл.

Столь резкий обвал мировых цен побудил  ОПЕК провести серьезную реорганизацию и отказаться от прежней схемы, когда ее члены продавали столько нефти, сколько могли производить, а балансировкой спроса и предложения на рынке занималась практически одна Саудовская Аравия. С сентября 1986 г. ОПЕК вернулась к практике ограничения собственной нефтедобычи путем жесткого установления квот для каждого ее члена. Правда, как показала практика, далеко не всегда страны — члены ОПЕК этих квот строго придерживались. Тогда же ОПЕК провозгласила свое намерение добиваться стабилизации цен на уровне 20—22 долл. за баррель.

В марте 2000 г. уже на своей конференции в  Вене ОПЕК опять вернулась к идее ценового коридора, но обозначила его  границы в рамках 22—28 долл. за баррель. И это вполне оправданно, поскольку  с учетом инфляции сегодняшние 28 долл. практически равны 22 долл. пятнадцатилетней давности. В настоящее время считается, что наиболее приемлемым для основных мировых производителей и потребителей нефти диапазоном цен является уровень 20—25 долл. за баррель. С одной стороны, этого вполне достаточно для стимулирования воспроизводства, поиска и разведки новых месторождений нефти. С другой стороны, цена не столь велика, чтобы позволить новым конкурентам задействовать нефтяные месторождения с очень высокой стоимостью добычи и транспортировки. Кроме того, считают, что при цене нефти ниже 30 долл. все-таки не появляется серьезного соблазна активно заменять ее альтернативными источниками энергии, как правило, еще более дорогостоящими. Совершенно очевидно при этом, что страны ОПЕК даже при этих умеренных ценах будут чувствовать себя гораздо комфортнее, чем нефтяники Северного моря или России из-за большой разницы в себестоимости добычи.

Кризисные ситуации на мировом рынке имели  место и в 90-е годы. Можно привести в качестве примера войну в  Заливе в 1991 г., когда кратковременно североморский Брент «зашкаливал» за 35 долл. за баррель, или экономический кризис 1998 г., в результате которого к началу 1999 г. цена на баррель одного из самых дорогих сортов — американского WTI, напротив, резко упала до 10 долл.

Экспертами  скептически был оценен и принятый ОПЕК новый механизм корректировки  цен, который призван загонять их в обозначенные границы (22—28 долл. за баррель нефти т. н. «корзины цен  ОПЕК»13) с помощью изменения объемов добычи. Предполагалось, что если цена этой «корзины» в течение 20 дней будет выходить за рамки этого ценового коридора, добыча стран — членов организации будет увеличена или уменьшена на 500 тыс. барр. в день. Пока этот механизм никак себя не проявил, поскольку на практике еще не применялся, но в ОПЕК уже появились заметные разногласия относительно трактовки условий, при которых этот механизм вообще следует включать.

В известной  степени ОПЕК, принимая то или иное решение о регулировании уровня добычи, на самом деле лишь намечает желательное направление для движения мировых цен, тогда как многочисленные игроки на финансовых рынках, прежде всего те, кого относят к разряду «спекулянтов», активно содействуют и используют к своей выгоде колебания цены на нефть, тем самым серьезно искажая эффект, на который были рассчитаны мероприятия ОПЕК.

В декабре 1985 г. Саудовская Аравия была вынуждена  отказаться от роли замыкающего поставщика. Страны ОПЕК провозгласили отход от политики прямого поддержания высоких цен на нефть путем ограничения добычи, сменив ее курсом на восстановление «справедливой» доли стран ОПЕК на рынке нефти. В течение первого полугодия 1986 года ближневосточные страны ОПЕК резко увеличили добычу. В условиях нарастающего избытка предложения борьба стран ОПЕК за увеличение своей доли на рынке вылилась в «войну цен» и привела к их дальнейшему обвалу в 1986 г.

В последующие  год-два произошла в каком-то смысле «техническая коррекция» цен и, как  отмечалось выше, в течение десятилетия 1988—1998 гг. (за исключением короткого периода «Войны в Заливе») большая часть ценовых колебаний происходила в относительно умеренном диапазоне 15—21 долл./барр.

Мировой рынок  нефти в целом характеризуется  высокой степенью концентрации и монополизации: на долю 24-х крупнейших нефтяных компаний в последние годы приходится около 61% мировой добычи и 45% — переработки нефти. Данный факт неслучаен: гигантские компании в нефтедобыче и нефтепереработке не только историческое наследство. Немаловажно также то, что крупнейшие компании имеют несравненно больше возможностей для осуществления необходимых крупномасштабных капиталовложений, финансируя их как за счет собственных средств, так и за счет привлеченного капитала. Можно утверждать, что сама специфика нефтедобычи требует от компаний укрупнения (которое, кстати, можно наблюдать в свете происходивших в последнее десятилетие слияний и поглощений), поскольку в противном случае, вследствие отсутствия возможности осуществления крупных капиталовложений, такие компании не в состоянии расширять свой бизнес (осваивать новые месторождения, модернизировать инфраструктуру и т. д.)

***

На начало 21 века нефть остается важнейшим  мировым энергетическим ресурсом и  крупнейшим объектом международной  торговли. Вместе с тем нефть является исчерпаемым ресурсом и по имеющимся относительно новым прогнозам при текущем уровне добычи мировая обеспеченность нефтью составляет по крайней мере порядка 40—50 лет. Эти оценки, сделанные в последние 5—10 лет, несравненно более оптимистичные, чем те, что имели место в 50—70 гг. истекшего столетия. Новые представления о степени обеспеченности мировыми запасами нефти обусловлены тем, что вследствие продолжающегося открытия все новых месторождений, а также использования достижений научно-технического прогресса, позволяющих увеличить степень извлекаемости нефти из недр и обеспечивающих возможность добычи нефти из месторождений, расположенных в отдаленных пока еще малоосвоенных районах, а также на мировом шельфе, на обозримую перспективу не предвидится острого дефицита нефти в мире вследствие абсолютного истощения ее геологических запасов. По показателю обеспеченности нефтяными ресурсами лидируют страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, Иран), а также Россия.

Мировая добыча нефти неуклонно растет, среднегодовые темпы роста за период 1970—2002 гг. составили порядка 1,6%, причем этот показатель существенно меньше среднегодовых темпов роста ВВП. Лидерство по объемам добычи нефти делят Саудовская Аравия, Россия и США, причем в последние годы из-за истощения природных запасов добыча нефти в США неуклонно снижается. Наиболее высокие темпы прироста добычи нефти в рассматриваемый период отмечены в России, Мексике, Норвегии.

Мировой рынок  нефти традиционно характеризуется  высокой степенью монополизации: на 18 крупнейших нефтедобывающих компаний приходится около 60% мировой добычи нефти, причем только 5 из них являются частными компаниями, а остальные — государственные. Характерно при этом, что крупнейшие государственные нефтедобывающие компании имеют, как правило, существенно более высокий уровень обеспеченности нефтяными запасами, тогда как у крупных частных компаний уровень обеспеченности составляет 8—13 лет, который является с их точки зрения экономически более оправданным.

Потребление нефти в мире на протяжении последних 30 лет в абсолютном выражении  также неуклонно росло, среднегодовые  темпы прироста за период с 1970 по 2002 г. составили около 1,6%. Крупнейшими  потребителями нефти являются США, страны Западной Европы и Япония. При этом следует отметить, что наблюдается постепенное, но неуклонное снижение удельного потребления нефти на единицу ВВП как промышленно развитыми, так и развивающимися странами, вследствие все более интенсивного использования новейших энергосберегающих экологически чистых технологий и увеличения использования других альтернативных источников энергии. В то же время наиболее вероятно, что в обозримую перспективу не предвидится сколько-нибудь существенного падения спроса на нефть за счет использования других углеводородов и альтернативных источников энергии.

Объемы международной  торговли нефтью за последние 30 лет  также неуклонно росли, причем вследствие уменьшения собственной добычи и  увеличивающейся потребности импорт нефти в США только за последние 10 лет увеличился более чем на 65%. Крупнейшими мировыми странами-экспортерами являются Саудовская Аравия, Россия, Норвегия, Иран, суммарная доля которых в поставках нефти на мировой рынок составляет чуть менее 40% и в последние годы оставалась практически неизменной.

В течение  последней трети прошлого и начала текущего столетия мировой рынок  нефти существенно изменялся  по своему характеру. Так, по результатам  анализа трансформации форм и  методов мировой торговли нефтью, изменения принципов ценообразования  на мировом рынке нефти можно выделить четыре характерных этапа его развития: первый (до 1973 г.) — главенства нефтяных компаний — «Семи сестер», который характеризуется наличием практически полного контроля над ценами с их стороны (типичное трансфертное ценообразование); второй (1973—1986 гг.) — резкого возрастания влияния ОПЕК в результате национализации ее странами-членами нефтедобывающих компаний, который характеризовался резким ростом мировых цен на нефть; третий (1986—2001 гг.) — снижения влияния ОПЕК вследствие появления на рынке новых крупных экспортеров (Россия, Норвегия, Мексика), постепенного увеличения объемов биржевой торговли нефтью; четвертый (с 2001 г.) — повсеместной либерализации международной торговли нефтью, который характеризуется резким увеличением объемов биржевой торговли «бумажной нефтью», при этом исключительно большое влияние на ценовую динамику начинают оказывать спекулятивные сделки и операции по хеджированию. Кроме того, в дополнение к сказанному, трагические события 11 сентября 2001 г. явились мощным стимулом к серьезному изменению направлений и масштабов мировых товарных потоков: промышленно развитые страны, заинтересованные в стабильных и долговременных поставках нефти, стремительно воплощают в жизнь политику их диверсификации путем сокращения поставок из проблемных и политически неустойчивых стран Ближнего Востока и, напротив, увеличения поставок из России и стран Африки.

ОПЕК продолжает играть исключительно важную роль на мировом рынке нефти, хотя деятельность этой организации за время ее существования постоянно трансформировалась. С момента создания вплоть до 1973 г. ОПЕК практически не играла сколько-нибудь важной роли в ценообразовании, хотя ее страны-члены и обеспечивали около 70% мировой добычи нефти, однако позднее, в период 1973—1986 гг. ОПЕК, напротив, обеспечивала практически полный контроль над ценами, хотя после этого из-за появления новых крупных производителей и экспортеров нефти — Великобритании, Норвегии — роль ОПЕК заметно снизилась, и на начало 2003 г. доля стран — ее членов — на мировом рынке нефти уже составляла менее 40%. 

Информация о работе Цены на нефть