Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:23, курсовая работа
Перейдя в начале 90-х годов к рыночной экономике, Россия столкнулась с множеством проблем. Одной из них был пробел в изучении политики ценообразования. В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров шир
Введение___________________________________________________________3
1. Сущность цены и анализ проблем ее формирования_____________________6
1.1. Количественный и качественный подход к анализу цены___________6
1.2. Рыночные факторы формирования цены_______________________10
2. Рыночное ценообразование_________________________________________17
2.1. Ценообразование на различных типах рынка ___________________17
2.2. Основы методов ценообразования ____________________________19
2.3. Оценка экономической эффективности ценовой политики предприятия и пути ее совершенствования_________________________________________27
Заключение_____________________________________________________31
Список использованной литературы__________________________
3. Сравнение эластичностей
для товаров, образующих
4. Перекрестные эластичности
позволяют прогнозировать
Агрегатный метод применяют при определении цены на промышленные агрегаты или любые товары, состоящие из разных сочетаний отдельных предметов (сервизы).
Нормативный метод основан на делении затрат на постоянные и переменные, причём себестоимость рассчитывается посредством стандартных (планируемых) затрат. Этот метод на отечественных предприятиях не распространен, поскольку действующая система учета не соответствует группировке затрат на постоянные и переменные.
Метод маржинальных (предельных) издержек заключается в том, что к переменным затратам на единицу продукции прибавляют маржинальные издержки
т.е., сумму, достаточную для возмещения постоянных издержек и получения прибыли.
Предельные затраты – это дополнительные издержки на каждую следующую единицу выпущенной продукции. Они рассчитываются как отношение совокупных затрат к изменению объёма выпуска продукции.
Модель определения цены этим методом имеет вид:
Р = МС + MCxR/100
где Р — цена изделия;
МС — предельные издержки производства;
R — рентабельность продукции, %.
Преимущество метода состоит в том, что обеспечиваются полное возмещение постоянных затрат и максимизация прибыли. Его использование на практике связано с делением затрат (на постоянные и переменные) и необходимостью их расчета в связи с переходом на международную систему финансовой отчетности на предприятиях.
Метод закрытых торгов («запечатанного конверта») используется, когда несколько компаний ведут конкурентную борьбу за получение контракта. Его получает тот подрядчик, чья цена будет самой низкой. Чаще всего этот метод применяется государством при объявлении конкурса на выполнение госзаказа. К пищевой промышленности этот метод имеет непосредственное отношение, поскольку государство периодически делает закупки крупных партий продуктов питания (продовольствие для армии, обновление запасов на случай стихийных бедствий, запасы для труднодоступных территорий и др.).
Метод «снятия сливок» применяется, как правило, для установления цен на товары – новинки. Его суть сводится к установлению предельно высокой цены с начала продвижения нового товара на рынок. Когда первая волна сбыта, замедляется, фирма устанавливает цену ниже начальной, что привлекает новых покупателей. Это позволяет снимать максимальную прибыль благодаря максимальному охвату большинства сегментов рынка.
Рынок не в состоянии обеспечить оптимальное регулирование во всех областях экономики. В этом наша страна убедилась на собственном опыте, когда в первые годы реформирования народного хозяйства государство отстранилось от вмешательства в хозяйственные дела, в результате чего произошёл развал некогда крепких и жизненно важных для страны отраслей промышленности.
В настоящее время нет сомнений в том, что для наилучшего результата рыночное саморегулирование должно быть дополнено различными формами государственного регулирования.
В области ценообразования государственное регулирование может носить законодательный, административный, а иногда и судебный характер. Степень государственного регулирования цен зависит от состояния экономики: оно усиливается в периоды кризиса и ослабевает по мере его преодоления.
Государственное вмешательство в ценообразование реализуется на основе прямых и косвенных методов регулирования. Прямое регулирование – это административное вмешательство государства в действующие цены. Косвенное регулирование касается не самих цен, а факторов, влияющих на них. В основе косвенного регулирования лежат нормативные акты, направленные на формирование конкурентной среды: антимонопольное законодательство, различного рода соглашения о «разумной» политике цен, акты о ценовой дискриминации, ценах и рекламе.
Из вышесказанного видно, что формы и методы регулирования цен очень разнообразны и переход к свободному ценообразованию не означает отказ от государственного регулирования цен.14
2.3. Оценка экономической эффективности ценовой политики предприятия и пути ее совершенствования
Ценовая политика предприятия представляет собой комплекс мер, направленных на формирование оптимальной цены на каждый вид продукции и услуги с целью достижения на этой основе максимального экономического эффекта. Ценовая политика в ресторане «Сахара» представляет собой совокупность и определенную последовательность работ, связанных с формированием цены на каждый вид продукции и услуги, и включает в себя следующие основные составляющие:
- исследование рынка и продукции предприятия;
- формирование ценовой стратегии;
- формирование ценовой тактики;
Ключевым элементом ценовой политики является расчет базисного уровня цен, который предполагает выполнение ряда последовательных этапов в деятельности экономиста по ценам.
1 этап. Постановка целей и задач ценообразования. Цена на продукцию и услуги выполняет исключительно важную для предприятия функцию, которая состоит в получении (для предприятия) выручки от продажи продукции и услуги.
2 этап. Определение спроса. Как известно, цена и спрос находятся в определенной зависимости. Цена может увеличиться, когда спрос велик, и уменьшиться, когда он ослабевает, притом что затраты на производство продукции и услуги в обоих случаях останутся неизменными. Поэтому предприятие должно оценить эластичность спроса по цене, определить вероятное количество продукции и услуги, которое можно продать на рынке в течение определенного времени по ценам разного уровня.
3 этап. Оценка издержек производства. Издержки производства определяют минимальную цену продукции и услуги. Поэтому на данном этапе предприятие определяет постоянные, переменные, валовые издержки производства при различных объемах выпуска.
4 этап. Анализ цен и качества продукции и услуги конкурентов. Если спрос определяет максимальную цену, издержки производства — минимальную цену, то разница между ними и есть «поле игры» для принятия решения об уровне цены.
5 этап. Выбор метода ценообразования. Цену можно определять различными способами, каждый из которых по-разному влияет на уровень цены. Поэтому предприятия стремятся выбрать такой метод, который позволяет более правильно определить цену на конкретные продукции и услуги.
6 этап. Расчет исходной цены. На основе выбранного метода определяется возможный уровень цены. При определении цены необходимо учитывать различные методологические подходы, и, прежде всего в цене должны быть учтены интересы производителя и потребителя. Одни методы (прежде всего затратные) учитывают интересы производителя, который стремится возместить свои затраты и получить гарантированную прибыль без учета, в какой степени такая цена адекватна той пользе, которую дает эта продукция потребителю.
7 этап. Учет дополнительных факторов. Прежде чем определить окончательный уровень цены, предприятие должно учесть ряд дополнительных факторов, влияющих на уровень цены, проверить соблюдение целей ценовой политики, учесть реакцию на уровень цены покупателей, посредников, конкурентов, государства и т. д.
8 этап. Установление окончательной цены. На этом этапе устанавливается окончательный уровень цены, оформляются соответствующие документы.
На протяжении всего процесса ценообразования могут возникать определенные проблемы, что может привести к снижению эффективности цен. Поэтому для предприятия важным является исследование направлений совершенствования механизма ценообразования. 15
В настоящее время
достаточное распространение
1.Совершенствование
2. Совершенствование методов прогнозирования и планирования цен на основе экономико-математического моделирования и методов экспертной оценки.
3. Совершенствование ценовой стратегии и тактики предприятия.
Проведем анализ ценовой политики в ресторане «Сахара». Основными задачами анализа являются следующие задачи:
- изучение установки конкретной цены на продукцию и услуги;
- выявление
недостатков относительно
Основным видом деятельности ресторана «Сахара» является реализация и организация потребления широкого ассортимента блюд сложного изготовления. Также ресторан «Сахара» предоставляет следующие услуги:
1.организацию и обслуживание торжеств, ритуальных мероприятий;
2.организацию питания
и обслуживания участников
3.организацию музыкального обслуживания:
4.организацию проведения концертов, программ варьете;
Наибольшую долю в выручки предприятия составляют услуги, связанные с организацией торжеств и ритуальных мероприятий. Это свидетельствует о том, что этот вид услуги действительно является основным. Более того, в качестве стратегии развития ресторана «Сахара» выбрано именно расширение этого вида деятельности.
Таким образом, ресторан находится на стадии активного роста, что подтверждается увеличением выручки, расширением спектра услуг, повышением прибыли.
В формировании ценовой политики учитываются факторы, которые связаны с сезонностью спроса и сложностью его прогнозирования, проведение проверки за правильностью применения цен на блюда;
Основным недостатком в ценовой политике предприятия является слабый уровень исследования рынка, отсутствие системы скидок тем клиентам, которые пользуются услугами ресторана «Сахара» на постоянной основе.
Предлагается использовать эластичность спроса для оптимизации цен на различные виды услуг, для того, чтобы увеличить объем спроса, т. е. установить цены, которые были бы ниже, чем у основного конкурента и сформировать с коэффициентам эластичности объемы спроса на каждый вид услуг. Таким образом, подобные снижения цен могут привести к увеличению выручки от реализации продукции и услуг. При этом, следует отметить, что снижение цен предполагается не слишком резкое и все цены превышают затраты предприятия на предоставление услуг.
Заключение
Написав курсовую работу,
можно сделать некоторые
Данный вопрос интересным не только с позиции получения прибыли и выживания на рынке данного предприятия, но и важным при определении приоритетов в технической политике в целом. Ведь хотя все технические решения определяются инженерным персоналом предприятий, эффективность всех нововведений проверяется рынком через цену реализации продукции.
Установление цены – один из важных элементов экономики предприятия, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок.
Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими деятельности фирмы. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке. С помощью цен решаются многие задачи, что свидетельствует о том, что в рыночной экономике их значение в управлении хозяйством, регулировании производства, механизме обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает. Экономическая сущность цены активно проявляется в её специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов.
Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая проявляется как в единстве, так и в противоречии. Стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, т.е. способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом, а также взаимодействует с социальной функцией, регулируя объём потребления товаров и услуг, используя ценовые рычаги для социальной защиты отдельных групп населения. Распределительная функция цены взаимосвязана с функцией, способствующей рациональному размещению производства, содействуя переливу капиталов из одного сектора экономики в другой, в котором имеется повышенный спрос на конкретные товары и складывается относительно высокая норма прибыли.
Учетно-измерительная функция цены часто вступает в противоречия со всеми другими функциями, так как в рыночных условиях цены существенно могут отклоняться от издержек производства и реализации товаров.