Цели, задачи, функции Центрального банка в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выделение особенностей работы Центрального банка.

В ходе работы поставлены следующие задачи: рассмотрение понятий, напрямую связанных с Центробанком, выделение его основных инструментов и рассмотрение характеристики деятельности Центральных банков различных государств и отдельно Банка России

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3

1 Общая характеристика центральных банков….………………………………………5

1.1 Задачи и функции центральных банков………………………………………5

1.2 Денежно-кредитное регулирование…………………………………………...8

1.3 Инструменты регулирования………………………………………………...10

2 Характеристика деятельности ЦБ РФ………………………………………………..17

2.1 История Банка России. Его функции………………………………………...17

2.2 Система рефинансирования (кредитования) Банка России………………..19

2.3 Кредитно-денежная политика ЦБ РФ на 2003-2006 гг……………………..24

Заключение……………………………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………………………...31

Приложение 1. Динамика объёма предоставляемых кредитов банковским организациям……………………………………………………………………………..32

Приложение 2. Динамика аналитических показателей использования банками внутридневных кредитов и кредитов «овернайт»……………………………………..33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

     Специфические условия сложились в денежно-кредитной системе Великобритании. Банк Англии предпочитает организацию контактов с банковской системой через группу специализированных кредитных институтов – через дисконтные дома. Последние представляют собой существенную институционную особенность английской банковской системы, так как играют важную роль в осуществлении денежной политики Банка Англии. К ним относятся восемь институтов, занимающих как бы промежуточное положение между центральным банком и прочими кредитными институтами. Такое особенное положение определяется тем, что только эти кредитные институты в английской банковской системе имеют привилегию рефинансирования в центральном банке. За это дисконтные дома обязаны еженедельно принимать на себя от Банка Англии казначейские векселя в полном объёме, что очень выгодно последнему, так как в Великобритании задача размещения казначейских ценных бумаг возлагается на центральный банк.

     Дисконтные  дома выступают в роли посредника между Банком Англии и банковской системой, на которую центральный банк не может непосредственно влиять, поскольку другие кредитные институты не имеют прямого доступа к рефинансированию центрального банка, как это происходит в других странах мира.

     Примером  конструктивного сотрудничества между  банковской системой страны и центральным банком служат отношения между двумя уровнями банковской системы Нидерландов, где активно развиваются контакты центрального банка с руководством национальных кредитных институтов. Законодательством страны центральному банку предписывается проведение регулярных консультаций с представителями кредитно-финансовых учреждений с целью разъяснения основных направлений политики центрально банка, а также с целью выработки совместными усилиями стабилизационных, антиинфляционных мероприятий. Практика подобного рода способствует установлению хороших контактов и взаимопониманию между двумя уровнями кредитной системы. Подобно Центральному банку Нидерландов тесные контакты с кредитной системой стремится поддерживать и Австрийский национальный банк.

     Немецкий  федеральный банк строит свои контакты с национальной кредитной системой не только через филиальную сеть, но и через крупные немецкие банки. Основная задача филиалов Немецкого федерального банка – контроль за соблюдением коммерческими банками установленных требований по минимальным резервам, обеспечение кредитных институтов, расположенных на соответствующей территории, наличностью, а также выполнение функций контор национального клирингового центра. Филиалы Немецкого федерального банка выступают в качестве промежуточного звена между кредитными институтами и центральным банком.

     Большинство центральных банков ряда ведущих  стран мира наиболее тесно сотрудничают с рядом крупных институтов, которые  представляют собой ядро банковской системы. 

     1.3. Инструменты регулирования

     Центральные банки развитых стран располагают  определёнными методами воздействия  на экономику. Традиционно к ним  относятся:

     а) Дисконтная (учётная) и залоговая  политика центрального банка.

     Кредитные институты имеют возможность получать при необходимости кредиты центрального банка путём переучёта векселей или под залог ценных бумаг. Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы методом изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. Практически во всех странах Европейского Сообщества кредитные институты имеют возможность рефинансирования непосредственно в национальном банке. Исключение составляют Италия и Португалия. При этом рефинансирование может происходить как под залог ценных бумаг, так и без залога.

     Рефинансирование  в рамках дисконтной политики определяется следующими параметрами: требованиями к качеству принимаемых к переучёту  векселей; контингентом переучёта, т.е. максимально возможным объёмом  переучёта векселей для одного кредитного института; учётной ставкой центрального банка. В рамках залоговой политики к таким параметрам относятся требования к качеству принимаемых в залог ценных бумаг, ставка по залоговым кредитам; при необходимости количественное ограничение или временное приостановление выдачи залоговых кредитов.

     При осуществлении дисконтной и залоговой  политики центральный банк может селективно воздействовать на определённые отрасли народного хозяйства путём поощрения или ограничения приёма к переучёту или в залог векселей определённого рода путём изменения требований к качеству принимаемых в залог и к переучёту векселей. Селективное воздействие нередко сопровождается общеэкономическими последствиями. Так, при ограничении объёма определённых ценных бумаг, принимаемых в залог или к переучёту, центральный банк снижает в целом кредитный потенциал коммерческих банков.

     Поэтому в настоящее время общеэкономический  эффект воздействия путём проведения дисконтной или залоговой политики выступает по своему значению на первый план. Макроэкономический эффект регулирования учётной ставки подтверждается наличием определённой взаимосвязи между изменением её величины и темпом роста валового национального продукта.

     б) Политика обязательных резервов.

     В развитых странах, кроме Великобритании, Канады и Люксембурга, к коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов. Однако в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Центральными банками используются различные структура минимальных резервов, амплитуда и частота колебаний их величины, специфика начисления процентов, условия, предоставляемые кредитным институтам при их рефинансировании.

     Требования  минимальных резервов появились  как страховка ликвидности кредитных  институтов, как гарантия по вкладам  клиентов. Этот мотив использования  минимальных резервов существует и  сегодня. Поддерживая ликвидность банков, центральный банк выполняет свою задачу «кредитора последней инстанции».

     Как инструмент денежной политики минимальные  резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности  на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Во многих странах минимальные резервы практически уже не используются как инструмент «жёсткого» регулирования, так как центральные банки предпочитают им более гибкую политику открытого рынка.

     В качестве компенсации за необходимость держать в центральном банке беспроцентные резервы для коммерческих банков существует ряд льгот:

     1) бесплатное совершение безналичного платёжного оборота через Немецкий федеральный банк;

     2) причисление наличных средств  коммерческих банков, находящихся у них в избытке, к выполнению обязательств по минимальным резервам, а также тот факт, что минимальные резервы могут служить рабочими активами.

     Кроме приведённых выше «компенсирующих  мер», дополнительно используется субвенционное  рефинансирование путём переучёта векселей. В некоторых случаях резервные обязательства могут быть выполнены путём приобретения государственных ценных бумаг, что преследует ещё одну цель – финансирование государственного бюджета. Теми же мотивами руководствуется центральный банк, устанавливая высокий уровень минимальных резервов при относительно небольшом проценте. Такую политику чаще всего проводит центральный банк, вынужденный финансировать дефицит государственного бюджета.

     При установлении ставок по минимальным резервам большую роль могут играть непосредственные переговоры между центральным и коммерческими банками.

     В механизме расчёта ставок, а также  в критериях, по которым они дифференцируются, в разных странах наблюдаются  существенные различия. Резервные обязательства ориентируются, как правило, по состоянию или росту определённой части обязательств кредитных институтов. Резервы, учитываемые на активной стороне банковского баланса, величина которых должна согласовываться с величиной выданных кредитов (при соблюдении коэффициента ликвидности), составляют исключение. Основной статьёй при расчёте минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений по пассивной стороне баланса. В некоторых случаях учёту при определении величины минимальных резервов подлежат и межбанковские обязательства.

     Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных  категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, центральный  банк уменьшает возможность обхода своих требований со стороны кредитных институтов. Например, в обязательства, облагаемые минимальными резервами в Германии, включаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады сроком до четырёх лет, а также привлечённые средства на межбанковском денежном рынке и долговые обязательства – именные и на предъявителя – сроком до двух лет. По закону о банковской деятельности ставки по минимальным резервам имеют верхнюю границу, при этом для разных видов вкладов границы неодинаковы. Ставки по обязательным резервам классифицируются не только по видам обязательств, но и по величине, срокам и происхождению (относительно резидентов и нерезидентов).

     в) Политика открытого рынка.

     Такая политика представляет собой выполнение операций по покупке или продаже  твёрдопроцентных ценных бумаг центральным банком за свой счёт на открытом рынке. Здесь к основным ценным бумагам относятся: казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги и др.

     Традиционными средствами проведения политики открытого  рынка являются операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке, характерные для Великобритании, Германии, Греции, Италии и Франции. Операции на первичном рынке с  государственными ценными бумагами осуществляются в строго определённых рамках в Великобритании. Для Банка Англии политика открытого рынка выступает ведущим инструментом экономического регулирования. Прочие инструменты используются нерегулярно. При проведении политики открытого рынка Банк Англии концентрируется на двух основных операциях: в рамках долгосрочной политики – на операциях с облигациями государственного займа, а в краткосрочной – на операциях с казначейскими векселями. Эта политика осуществляется через дисконтные дома путём установления для них твёрдых ставок по купле-продаже ценных бумаг. Таким образом, на денежном рынке создаётся дефицит ликвидных ресурсов, что способствует успешному проведению учётной политики. Операции на первичном рынке с негосударственными ценными бумагами не находят широкого распространения в рамках политики открытого рынка.

     Для оживления экономики центральный  банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при  достижении которого он скупает любой  предлагаемый объём, либо приобретает определённое количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения.

     Напротив, если целью центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке  на стороне предложения, проводя контрактивную политику. В этом случае у центрального банка есть две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при достижении которого центральным банком будет предложено любое количество ценных бумаг, либо предложить определённое количество ценных бумаг дополнительно.

     Контрактивная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов от государственных  ценных бумаг и к потере кредитными институтами части своих резервов.

     При всех существующих различиях в осуществлении  политики открытого рынка можно определить общую тенденцию, которая выражается в том, что центральные банки разных стран уделяют всё большее внимание развитию данного инструмента; это связано со стремлением к регулированию экономики рыночными, а не административными методами.

     г) Депозитная политика.

     Депозитная  политика регулирует движение потоков  денежных средств между коммерческими  банками и центральным банком и тем самым оказывает влияние  на состояние резервов кредитных  институтов.

     Если  проводится экспансивная депозитная политика, денежные средства государственного сектора экономики, размещённые в центральном банке, уменьшаются (например, на величину b). Соответственно на эту величину возрастают резервы второго уровня банковской системы. При проведении экспансивной депозитной политики необходимо учитывать и обратный эффект, который вызывает рост резервов кредитных институтов. Если допустить, что размещённые в результате проведения депозитной политики в кредитных институтах денежные средства государственного сектора состоят на долю c из наличных денег, то общий объём резервов коммерческих банков увеличивается на (1-c)∙b. При увеличении резервов коммерческих банков путём притока депозитов из государственного сектора сумма минимальных резерв при ставке r возрастает на r∙(1-c)∙b. Тогда резервы кредитных институтов увеличивается на разницу между двумя вышеприведёнными данными [3, с.416].

Информация о работе Цели, задачи, функции Центрального банка в современных условиях