Цели, задачи, функции Центрального банка в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выделение особенностей работы Центрального банка.

В ходе работы поставлены следующие задачи: рассмотрение понятий, напрямую связанных с Центробанком, выделение его основных инструментов и рассмотрение характеристики деятельности Центральных банков различных государств и отдельно Банка России

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3

1 Общая характеристика центральных банков….………………………………………5

1.1 Задачи и функции центральных банков………………………………………5

1.2 Денежно-кредитное регулирование…………………………………………...8

1.3 Инструменты регулирования………………………………………………...10

2 Характеристика деятельности ЦБ РФ………………………………………………..17

2.1 История Банка России. Его функции………………………………………...17

2.2 Система рефинансирования (кредитования) Банка России………………..19

2.3 Кредитно-денежная политика ЦБ РФ на 2003-2006 гг……………………..24

Заключение……………………………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………………………...31

Приложение 1. Динамика объёма предоставляемых кредитов банковским организациям……………………………………………………………………………..32

Приложение 2. Динамика аналитических показателей использования банками внутридневных кредитов и кредитов «овернайт»……………………………………..33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

1 Общая  характеристика центральных банков….………………………………………5

     1.1 Задачи и функции центральных  банков………………………………………5

     1.2 Денежно-кредитное регулирование…………………………………………...8

     1.3 Инструменты регулирования………………………………………………...10

2 Характеристика  деятельности ЦБ РФ………………………………………………..17

     2.1 История Банка России. Его функции………………………………………...17

     2.2 Система рефинансирования (кредитования) Банка России………………..19

     2.3 Кредитно-денежная политика ЦБ РФ на 2003-2006 гг……………………..24

Заключение……………………………………………………………………………….29

Список  использованных источников…………………………………………………...31

Приложение 1. Динамика объёма предоставляемых  кредитов банковским организациям……………………………………………………………………………..32

Приложение 2. Динамика аналитических показателей использования банками внутридневных кредитов и кредитов «овернайт»……………………………………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделённые правом эмиссии банкнот. Несмотря на то, что первым банком, осуществившим эмиссию, был банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству.

     Создание  центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.

     Во  всех развитых странах действует  несколько законов, в которых  сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а  также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.

     Наряду  с законом о центральном банке  взаимодействия между центральным  банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных  институтов по отношению к центральному банку.

     Данная  тема является актуальной, так как  Центральный банк является главным  звеном кредитной системы любого государства.

     Целью работы является выделение особенностей работы Центрального банка.

     В ходе работы поставлены следующие задачи: рассмотрение понятий, напрямую связанных с Центробанком, выделение его основных инструментов и рассмотрение характеристики деятельности Центральных банков различных государств и отдельно Банка России.

     Данная  работа имеет следующую структуру: первая глава состоит из трёх параграфов, в которых рассмотрены общие сведения Центрального банка. Вторая глава состоит также из трёх параграфов, в которых выявлены особенности деятельности Банка России.

     Для написания работы были использованы учебные пособия по экономике, а также ежемесячный экономический журнал «Деньги и кредит».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

     1.1. Задачи и функции центральных банков

     Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и её курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчётов.

     Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

     а) эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

     б) банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

     в) банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчётные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

     г) главным расчётным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчётов, основанных на зачёте взаимных требований и обязательств (клирингов);

     д) органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

     В ряде стран эти задачи центральных  банков закреплены законодательством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы даёт возможность  центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов. В Германии же, например, несмотря на то, что в Законе о Немецком федеральном банке не приводится механизм установления верхней границы роста денежной массы, определяются инструменты регулирования уже обращающихся денег.

     В качестве банка банков центральный  банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При  этом центральный банк вправе по закону ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей (в том числе казначейских); залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платёжными требованиями.

     Важную  роль в функционировании банковской системы страны играет характер осуществления надзора центральным банком. Однако в Великобритании на протяжении десятилетий вплоть до 1979 г. контроль за деятельностью второго уровня банковской системы со стороны Банка Англии не был закреплён законодательно и являлся достаточно либеральным. Немецкий федеральный банк способствует проведению надзора специальным федеральным органом банковского контроля. Поскольку последний не располагает необходимой структурой агентств, то он опирается на филиальную сеть центрального банка [3, с.401]. Английский национальный банк в отличие от Немецкого федерального банка данную функцию выполняет лишь в ограниченном объёме (банковский контроль передан министерству финансов).

     При решении пяти задач центральный  банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

     К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путём сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.

     С регулирующей функцией тесно связана  контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

     Всем  центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке. Так, Немецкий федеральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о развитии кредитной системы. 

     В законе о национальном банке большое  значение отводится информационно-исследовательской функции банка: предполагается, что банк обязан публиковать свои решения в специальном приложении к одной из центральных газет. Например, Австрийский национальный банк наделён значительными правами в плане доступа к информации. Он вправе требовать справки о деятельности отдельных кредитных институтов, предписывать сроки и форму отчётности коммерческих банков. На базе этих данных центральный банк проводит анонимный статистический анализ и при необходимости представляет информацию в высшие инстанции государственной власти и международные организации.

     Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную  информацию о ситуации в денежно-кредитной  сфере, может оперативно реагировать  на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принятие решения о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным управлением центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, с тем, чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.

     Информационно-исследовательская  функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. В порядке информационного обмена, а также с целью консультаций центральными банками проводятся встречи, конференции, в том числе и на международном уровне. Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определённой задачи. 

     1.2. Денежно-кредитное регулирование

     Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создаёт определённые условия  для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.

     Функции контролирующих органов в денежно-кредитной  сфере нередко переплетаются. Например, в США важным органом, контролирующим деятельность банковского сектора, является наряду с Федеральной резервной системой (ФРС) Контролёр денежного обращения. Этот орган был создан задолго до появления ФРС, в 1863 г. в соответствии с Законом «О национальной денежной единице». Контролёр денежного обращения наблюдает за деятельностью всех кредитных инструментов, находящихся в ведении организаций федерального уровня [3, с.404].

     Кроме этого органа правами по банковскому  контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная  Корпорация по страхованию депозитов, которая выдаёт лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам на федеральном уровне.

     При выдаче лицензии проверяются прежде всего «финансовые тылы» вновь  образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использованию капитала, компетентность руководства, а также точность маркетинговых исследований в данной местности. Банкам, которым выдана федеральная лицензия, предписывается обязательное участие в ФРС; им придаётся статус федерального кредитного института, штата и им предоставляется возможность выбора: быть или не быть членом ФРС. Поскольку разные штаты вправе издавать собственные банковские законы, кредитные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регулирования.

Информация о работе Цели, задачи, функции Центрального банка в современных условиях