Функции 
службы занятости многообразны:
  - Анализ и 
  прогнозирование спроса и предложения 
  на рабочую силу, информирование населения 
  и работодателей о состоянии рынка труда;
 
  - Учет свободных 
  рабочих мест и граждан, обращающихся 
  по вопросам трудоустройства;
 
  - Для эффективного 
  осуществления этих задач необходимо 
  комплексное внедрение автоматизации 
  в процессы управления занятостью. Она 
  позволяет освободить персонал от рутинной 
  работы по переработке информации, оставляет 
  время для разбора различных вариантов 
  принимаемых решений. Основным средством 
  автоматизации является вычислительная 
  техника. 
 
  - Консультация 
  обращающихся в службу занятости трудящихся 
  и работодателей о возможностях получения 
  работы и обеспечения рабочей силой, о 
  требованиях, предъявляемых к профессиям 
  и работникам;
 
  - Оказание 
  помощи гражданам в выборе подходящей 
  работы, а работодателям - в подборе необходимых 
  работников;
 
  - Для граждан, 
  потерявших работу и заработок, подходящей 
  считается работа, соответствующая их 
  профессиональной подготовке, учитывающая 
  возраст, трудовой стаж и опыт работы по 
  прежней специальности, транспортную 
  доступность нового рабочего места. В 
  соответствии с законом граждане имеют 
  право на свободный выбор работы путем 
  прямого обращения на предприятия, а не 
  обязательно через службу занятости.
 
  - Организация 
  профессиональной подготовки, переподготовки 
  и повышения квалификации граждан в учебных 
  центрах службы занятости или других учебных 
  заведениях, оказание помощи в развитии 
  и определении содержания курсов обучения 
  и переобучения;
 
  - В настоящее 
  время уровень профессиональной подготовки 
  занятого населения достаточно низок. 
  При значительном высвобождении с предприятий 
  работников потребуется организация курсов 
  ускоренной их подготовки и переобучения 
  по краткосрочной программе. Служба занятости 
  и соответствующие органы по подготовке 
  кадров, исходя из потребностей административно-территориального 
  деления, анализа и прогноза занятости, 
  будут определять тематическую направленность 
  обучения, перечень учебных заведений, 
  а также набор учебных программ. Центры 
  занятости городов, ориентируясь на свободные 
  учебные места, могут заключать с высвобожденными 
  работниками соглашения и направлять 
  на профессиональную подготовку по избранной 
  ими профессии.
 
  - Оказание 
  услуг в профессиональной ориентации 
  и трудоустройстве высвобождаемым работникам 
  и другим категориям населения. В связи 
  с этим необходима разработка новой концепции 
  развития системы профориентации. Профориентационные 
  услуги должны предоставляться не только 
  учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, 
  желающим сменить профессию. 
 
  - Регистрация 
  безработных и оказание им в пределах 
  своей компетенции помощи. 
 
  - В законе 
  определен статус безработного, которым 
  является вынуждено незанятый человек, 
  по отношению к которому государство не 
  смогло выполнить своих обязательств, 
  то есть не предоставило работы. Однако 
  не всякий незанятый человек, желающий 
  работать, получает статус безработного 
  и может рассчитывать на социальную помощь 
  или поддержку государства. Для этого 
  требуется соблюдать два условия. Во-первых, 
  гражданин должен быть трудоспособного 
  возраста и обладать способностью к систематической 
  работе по какой-либо профессии. Если профессии 
  нет, то он обязан принять предложение 
  службы занятости о предварительной профессиональной 
  подготовке. Во-вторых, необходима его 
  готовность трудиться, то есть желание 
  и обязанность принять предложение о подходящей 
  работе.
 
  - Оплата стоимости 
  профессиональной подготовки, переподготовки 
  граждан, трудоустройство которых требует 
  получение новой профессии, установление 
  им на весь период обучения стипендии; 
 
  - Выдача в 
  установленном законе порядке гражданам 
  пособия по безработице и приостановление 
  выплаты этих пособий;
 
  - Подготовка 
  предложений и заключений об использовании 
  труда иностранных рабочих, привлекаемых 
  в РФ на основе межправительственных соглашений 
  и лицензий;
 
  - Разработка 
  республиканских и региональных программ 
  занятости, включая финансовое обеспечение 
  и мероприятия по социальной защищенности 
  различных групп населения.
 
     Таким 
образом, функции Государственной 
службы занятости значительно расширились 
по сравнению с функциями ранее 
действовавшей системы трудоустройства 
населения. 
 
    
Заключение 
Исходя 
из вышеизложенного, можно утверждать, 
что проблема безработицы является 
одним из ключевых вопросов в рыночной 
экономике, и, не решив ее, невозможно 
наладить эффективную экономическую 
деятельность. 
 Безработица 
– явление, присущее всем странам 
мира, Россия не является исключением. 
В настоящее время уровень 
безработицы в нашей стране 7%, 
но официальные данные, к сожалению, 
не отражают истинного положения 
в сфере занятости в России. 
В то же время масштабы безработицы 
в стране не следует преувеличивать. 
Необходимо иметь в виду существование 
значительной «теневой» занятости, 
не учитываемой официальной статистикой 
(люди, занятые мелкорозничной торговлей; 
сотрудники незарегистрированных 
охранных структур; лица, вовлеченные 
в нелегальный бизнес (проституция, 
наркотики и т.д.); криминальные 
структуры). Также существует немало 
видов деятельности (репетиторство, 
ремонт жилья и автомобилей, 
строительство дач и др.), которая 
нередко осуществляется без регистрации. 
Остро ощущается отсутствие информации 
по вопросам использования рабочей 
силы в негосударственных (коммерческих) 
предприятиях и организациях, развития 
на них процессов подготовки 
и переподготовки кадров, совершенствования 
условий и оплаты труда.
 Если 
до недавнего времени правительство 
России не обращало должного 
внимания на проблему безработицы 
и занятости населения, то в 
настоящее время этот вопрос 
стал одним из самых обсуждаемых. 
Государством разрабатываются различные 
программы социальных реформ, в 
которых делается упор на совершенствование 
рыночных механизмов регулирования 
занятости:
 - программы 
по стимулированию роста занятости 
и увеличению числа рабочих 
мест;
 - программы, 
направленные на подготовку и 
переподготовку рабочей силы;
 - программы 
содействия найму рабочей силы;
 - программы 
по социальному страхованию безработицы 
[13].
 Забота 
государства о достижении в 
стране наиболее полной и эффективной 
занятости является важнейшим 
аспектом государственного регулирования 
рынка труда, механизм формирования 
которого будет постоянно совершенствоваться 
применительно к новым условиям 
развития экономики, структурной 
перестройки производства, эффективной 
социальной политики.
 
Список 
литературы
  - Бондаренко 
  Л. Состояние социально-трудовой сферы. 
  // Вопросы экономики, 2007.- № 6.- С.67-75.
 
  - Брайер К.Х. 
  Безработица и неполная занятость // Социологические 
  исследования. - 2007. - №10
 
  - Борисов Е.Ф. 
  Экономическая теория. – М., 2008 г.
 
  - Булатов А.С. 
  Экономика - Москва, 2008.
 
  - Васильев 
  А.В. Безработица // Человек и труд. 2006. № 
  5. С.18-17
 
  - Волгин Н.А. , 
  Одегов Ю.Г.  «Экономика труда, социально-трудовые 
  отношения» - 2006 г.
 
  - Генкин Б.М. 
  «Экономика и социология труда» М.:2009
 
  - Добрынин 
  А.И, Журавлева П.Г. «Экономическая теория», 
  М.:ИНФРА- М, 2009.-485с. 
 
  - Кэмпбелл 
  Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю “Экономикс”, 
  М.:ИНФРА-М, 2008г.
 
  - Кибанов 
  А.Я. «Экономика и социология труда». – 
  М.: ИНФРА-М, 2009. – 584с.
 
  - Липсиц И.В. 
  «Экономика: учебник для вузов». – М.: Омега-Л, 
  2006. – 656с. 
 
  - Маркс К. 
  «Капитал: Том II, III». – М.: Государственное 
  издательство политической литературы, 
  1954. – 530с., 932с.
 
  - Носова С.С. 
  Экономическая теория. – Москва, 2010 г.
 
  - Николаева 
  И.П. «Экономика в вопросах и ответах: учеб. 
  пособие». – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 
  2006. – 336с.
 
  - Октябрьский 
  П.Я. «Статистика: Учебник». – М.: ТК Велби, 
  Изд-во Проспект, 2008.-328с.
 
  - Остапенко 
  Ю.М. «Экономика труда: Учеб. пособие». 
  – М.: ИНФРА-М, 2006– 268с.
 
  - Попов А.Д. 
  «Государственная служба занятости как 
  помощник в трудоустройстве: 2000-2007 годы», 
  // «Вопросы статистики», №2-2009г.
 
  - Российский 
  статистический ежегодник. М., 2006.
 
  -  Российская 
  экономическая академия им. Г.В. Плеханова. 
  Экономическая теория: Учебник. – М.: Инфра 
  – М, 2007. – 671 с.
 
  - Официальный 
  сайт Министерство экономического развития.
 
  - Официальный 
  сайт Министерство социального развития.
 
  - www.gks.ru— Федеральная 
  служба государственной статистики.