Функции
службы занятости многообразны:
- Анализ и
прогнозирование спроса и предложения
на рабочую силу, информирование населения
и работодателей о состоянии рынка труда;
- Учет свободных
рабочих мест и граждан, обращающихся
по вопросам трудоустройства;
- Для эффективного
осуществления этих задач необходимо
комплексное внедрение автоматизации
в процессы управления занятостью. Она
позволяет освободить персонал от рутинной
работы по переработке информации, оставляет
время для разбора различных вариантов
принимаемых решений. Основным средством
автоматизации является вычислительная
техника.
- Консультация
обращающихся в службу занятости трудящихся
и работодателей о возможностях получения
работы и обеспечения рабочей силой, о
требованиях, предъявляемых к профессиям
и работникам;
- Оказание
помощи гражданам в выборе подходящей
работы, а работодателям - в подборе необходимых
работников;
- Для граждан,
потерявших работу и заработок, подходящей
считается работа, соответствующая их
профессиональной подготовке, учитывающая
возраст, трудовой стаж и опыт работы по
прежней специальности, транспортную
доступность нового рабочего места. В
соответствии с законом граждане имеют
право на свободный выбор работы путем
прямого обращения на предприятия, а не
обязательно через службу занятости.
- Организация
профессиональной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации граждан в учебных
центрах службы занятости или других учебных
заведениях, оказание помощи в развитии
и определении содержания курсов обучения
и переобучения;
- В настоящее
время уровень профессиональной подготовки
занятого населения достаточно низок.
При значительном высвобождении с предприятий
работников потребуется организация курсов
ускоренной их подготовки и переобучения
по краткосрочной программе. Служба занятости
и соответствующие органы по подготовке
кадров, исходя из потребностей административно-территориального
деления, анализа и прогноза занятости,
будут определять тематическую направленность
обучения, перечень учебных заведений,
а также набор учебных программ. Центры
занятости городов, ориентируясь на свободные
учебные места, могут заключать с высвобожденными
работниками соглашения и направлять
на профессиональную подготовку по избранной
ими профессии.
- Оказание
услуг в профессиональной ориентации
и трудоустройстве высвобождаемым работникам
и другим категориям населения. В связи
с этим необходима разработка новой концепции
развития системы профориентации. Профориентационные
услуги должны предоставляться не только
учащейся молодежи, но и рабочим гражданам,
желающим сменить профессию.
- Регистрация
безработных и оказание им в пределах
своей компетенции помощи.
- В законе
определен статус безработного, которым
является вынуждено незанятый человек,
по отношению к которому государство не
смогло выполнить своих обязательств,
то есть не предоставило работы. Однако
не всякий незанятый человек, желающий
работать, получает статус безработного
и может рассчитывать на социальную помощь
или поддержку государства. Для этого
требуется соблюдать два условия. Во-первых,
гражданин должен быть трудоспособного
возраста и обладать способностью к систематической
работе по какой-либо профессии. Если профессии
нет, то он обязан принять предложение
службы занятости о предварительной профессиональной
подготовке. Во-вторых, необходима его
готовность трудиться, то есть желание
и обязанность принять предложение о подходящей
работе.
- Оплата стоимости
профессиональной подготовки, переподготовки
граждан, трудоустройство которых требует
получение новой профессии, установление
им на весь период обучения стипендии;
- Выдача в
установленном законе порядке гражданам
пособия по безработице и приостановление
выплаты этих пособий;
- Подготовка
предложений и заключений об использовании
труда иностранных рабочих, привлекаемых
в РФ на основе межправительственных соглашений
и лицензий;
- Разработка
республиканских и региональных программ
занятости, включая финансовое обеспечение
и мероприятия по социальной защищенности
различных групп населения.
Таким
образом, функции Государственной
службы занятости значительно расширились
по сравнению с функциями ранее
действовавшей системы трудоустройства
населения.
Заключение
Исходя
из вышеизложенного, можно утверждать,
что проблема безработицы является
одним из ключевых вопросов в рыночной
экономике, и, не решив ее, невозможно
наладить эффективную экономическую
деятельность.
Безработица
– явление, присущее всем странам
мира, Россия не является исключением.
В настоящее время уровень
безработицы в нашей стране 7%,
но официальные данные, к сожалению,
не отражают истинного положения
в сфере занятости в России.
В то же время масштабы безработицы
в стране не следует преувеличивать.
Необходимо иметь в виду существование
значительной «теневой» занятости,
не учитываемой официальной статистикой
(люди, занятые мелкорозничной торговлей;
сотрудники незарегистрированных
охранных структур; лица, вовлеченные
в нелегальный бизнес (проституция,
наркотики и т.д.); криминальные
структуры). Также существует немало
видов деятельности (репетиторство,
ремонт жилья и автомобилей,
строительство дач и др.), которая
нередко осуществляется без регистрации.
Остро ощущается отсутствие информации
по вопросам использования рабочей
силы в негосударственных (коммерческих)
предприятиях и организациях, развития
на них процессов подготовки
и переподготовки кадров, совершенствования
условий и оплаты труда.
Если
до недавнего времени правительство
России не обращало должного
внимания на проблему безработицы
и занятости населения, то в
настоящее время этот вопрос
стал одним из самых обсуждаемых.
Государством разрабатываются различные
программы социальных реформ, в
которых делается упор на совершенствование
рыночных механизмов регулирования
занятости:
- программы
по стимулированию роста занятости
и увеличению числа рабочих
мест;
- программы,
направленные на подготовку и
переподготовку рабочей силы;
- программы
содействия найму рабочей силы;
- программы
по социальному страхованию безработицы
[13].
Забота
государства о достижении в
стране наиболее полной и эффективной
занятости является важнейшим
аспектом государственного регулирования
рынка труда, механизм формирования
которого будет постоянно совершенствоваться
применительно к новым условиям
развития экономики, структурной
перестройки производства, эффективной
социальной политики.
Список
литературы
- Бондаренко
Л. Состояние социально-трудовой сферы.
// Вопросы экономики, 2007.- № 6.- С.67-75.
- Брайер К.Х.
Безработица и неполная занятость // Социологические
исследования. - 2007. - №10
- Борисов Е.Ф.
Экономическая теория. – М., 2008 г.
- Булатов А.С.
Экономика - Москва, 2008.
- Васильев
А.В. Безработица // Человек и труд. 2006. №
5. С.18-17
- Волгин Н.А. ,
Одегов Ю.Г. «Экономика труда, социально-трудовые
отношения» - 2006 г.
- Генкин Б.М.
«Экономика и социология труда» М.:2009
- Добрынин
А.И, Журавлева П.Г. «Экономическая теория»,
М.:ИНФРА- М, 2009.-485с.
- Кэмпбелл
Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю “Экономикс”,
М.:ИНФРА-М, 2008г.
- Кибанов
А.Я. «Экономика и социология труда». –
М.: ИНФРА-М, 2009. – 584с.
- Липсиц И.В.
«Экономика: учебник для вузов». – М.: Омега-Л,
2006. – 656с.
- Маркс К.
«Капитал: Том II, III». – М.: Государственное
издательство политической литературы,
1954. – 530с., 932с.
- Носова С.С.
Экономическая теория. – Москва, 2010 г.
- Николаева
И.П. «Экономика в вопросах и ответах: учеб.
пособие». – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,
2006. – 336с.
- Октябрьский
П.Я. «Статистика: Учебник». – М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2008.-328с.
- Остапенко
Ю.М. «Экономика труда: Учеб. пособие».
– М.: ИНФРА-М, 2006– 268с.
- Попов А.Д.
«Государственная служба занятости как
помощник в трудоустройстве: 2000-2007 годы»,
// «Вопросы статистики», №2-2009г.
- Российский
статистический ежегодник. М., 2006.
- Российская
экономическая академия им. Г.В. Плеханова.
Экономическая теория: Учебник. – М.: Инфра
– М, 2007. – 671 с.
- Официальный
сайт Министерство экономического развития.
- Официальный
сайт Министерство социального развития.
- www.gks.ru— Федеральная
служба государственной статистики.