Безработица в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 5
1.1 Понятие и сущность безработицы. 5
1.2 Виды безработицы. 9
1.3 Показатели и социально-экономические последствия безработицы 13
ГЛАВА II. АНАЛИЗ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ 19
2.1.Анализ развития рынка труда в России 19
2.2 Факторы влияющие на безработицу в Российской Федерации 23
ГЛАВА III. РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ 26
3.1 Пути, формы и методы сокращения безработицы в России 26
3.2. Государственная служба занятости населения и ее функции. 34
Заключение 39
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 94.96 Кб (Скачать)

Функции службы занятости многообразны:

  1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
  2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
  3. Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.
  4. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
  5. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
  6. Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
  7. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
  8. В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориального деления, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.
  9. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.
  10. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.
  11. В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.
  12. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
  13. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
  14. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
  15. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

     Таким образом, функции Государственной  службы занятости значительно расширились  по сравнению с функциями ранее  действовавшей системы трудоустройства  населения. 

 

    

Заключение

Исходя  из вышеизложенного, можно утверждать, что проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив ее, невозможно наладить эффективную экономическую  деятельность.

 Безработица  – явление, присущее всем странам  мира, Россия не является исключением.  В настоящее время уровень  безработицы в нашей стране 7%, но официальные данные, к сожалению,  не отражают истинного положения  в сфере занятости в России. В то же время масштабы безработицы  в стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование  значительной «теневой» занятости,  не учитываемой официальной статистикой  (люди, занятые мелкорозничной торговлей;  сотрудники незарегистрированных  охранных структур; лица, вовлеченные  в нелегальный бизнес (проституция,  наркотики и т.д.); криминальные  структуры). Также существует немало  видов деятельности (репетиторство,  ремонт жилья и автомобилей,  строительство дач и др.), которая  нередко осуществляется без регистрации.  Остро ощущается отсутствие информации  по вопросам использования рабочей  силы в негосударственных (коммерческих) предприятиях и организациях, развития  на них процессов подготовки  и переподготовки кадров, совершенствования  условий и оплаты труда.

 Если  до недавнего времени правительство  России не обращало должного  внимания на проблему безработицы  и занятости населения, то в  настоящее время этот вопрос  стал одним из самых обсуждаемых.  Государством разрабатываются различные  программы социальных реформ, в  которых делается упор на совершенствование  рыночных механизмов регулирования  занятости:

- программы  по стимулированию роста занятости  и увеличению числа рабочих  мест;

- программы,  направленные на подготовку и  переподготовку рабочей силы;

- программы  содействия найму рабочей силы;

- программы  по социальному страхованию безработицы  [13].

 Забота  государства о достижении в  стране наиболее полной и эффективной  занятости является важнейшим  аспектом государственного регулирования  рынка труда, механизм формирования  которого будет постоянно совершенствоваться  применительно к новым условиям  развития экономики, структурной  перестройки производства, эффективной  социальной политики.

 

Список  литературы

  1. Бондаренко  Л. Состояние социально-трудовой сферы. // Вопросы экономики, 2007.- № 6.- С.67-75.
  2. Брайер К.Х. Безработица и неполная занятость // Социологические исследования. - 2007. - №10
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 2008 г.
  4. Булатов А.С. Экономика - Москва, 2008.
  5. Васильев А.В. Безработица // Человек и труд. 2006. № 5. С.18-17
  6. Волгин Н.А. , Одегов Ю.Г.  «Экономика труда, социально-трудовые отношения» - 2006 г.
  7. Генкин Б.М. «Экономика и социология труда» М.:2009
  8. Добрынин А.И, Журавлева П.Г. «Экономическая теория», М.:ИНФРА- М, 2009.-485с.
  9. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю “Экономикс”, М.:ИНФРА-М, 2008г.
  10. Кибанов А.Я. «Экономика и социология труда». – М.: ИНФРА-М, 2009. – 584с.
  11. Липсиц И.В. «Экономика: учебник для вузов». – М.: Омега-Л, 2006. – 656с.
  12. Маркс К. «Капитал: Том II, III». – М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. – 530с., 932с.
  13. Носова С.С. Экономическая теория. – Москва, 2010 г.
  14. Николаева И.П. «Экономика в вопросах и ответах: учеб. пособие». – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 336с.
  15. Октябрьский П.Я. «Статистика: Учебник». – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-328с.
  16. Остапенко Ю.М. «Экономика труда: Учеб. пособие». – М.: ИНФРА-М, 2006– 268с.
  17. Попов А.Д. «Государственная служба занятости как помощник в трудоустройстве: 2000-2007 годы», // «Вопросы статистики», №2-2009г.
  18. Российский статистический ежегодник. М., 2006.
  19. Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. Экономическая теория: Учебник. – М.: Инфра – М, 2007. – 671 с.
  20. Официальный сайт Министерство экономического развития.
  21. Официальный сайт Министерство социального развития.
  22. www.gks.ru— Федеральная служба государственной статистики.

Информация о работе Безработица в современной России