Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа
Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 5
1.1 Понятие и сущность безработицы. 5
1.2 Виды безработицы. 9
1.3 Показатели и социально-экономические последствия безработицы 13
ГЛАВА II. АНАЛИЗ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ 19
2.1.Анализ развития рынка труда в России 19
2.2 Факторы влияющие на безработицу в Российской Федерации 23
ГЛАВА III. РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ 26
3.1 Пути, формы и методы сокращения безработицы в России 26
3.2. Государственная служба занятости населения и ее функции. 34
Заключение 39
Список литературы 41
Установлено,
что безработица является фактором,
понижающим заработную плату. Таким
образом, отрицательные последствия
безработицы не ограничиваются теми,
кто стал ее жертвой. Она может
ударить по целым трудовым коллективам,
в том числе профсоюзам, помешав
их попыткам улучшить качество рабочих
мест, условий труда, ввести дополнительные
блага и обеспечить другие права
человека на рабочем месте.
Диаграмма 2. Данные соцопроса на тему: "Наиболее предпочитаемые способы поиска работы "2
Отрицательные последствия безработицы
для жителей городских и сельских районов
еще не поняты до конца. Хотя во время спада
увеличивается потребность в психиатрических
больницах, тюрьмах и программах социальной
помощи, реальный объем потребностей в
услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно
с ростом потребностей в социальной помощи,
медицинском обслуживании, лечебных и
благотворительных учреждениях поступление
от налогов для покрытия этих потребностей
снижаются. Местные власти могут ввести
налоговые льготы для компаний, чтобы
не допустить оттока деловой активности
из своего региона и стимулировать привлечение
новых компаний. А это сокращает экономические
возможности финансирования социальных
программ.
Рынки труда в России весьма существенно различаются в разных регионах.
Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре, т.е. происходит перенакопление рабочей силы на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников, при этом повышение спроса на рабочую силу приводит к трудодефициту.
Заметим,
что сейчас безработица в большинстве
регионов России не представляет собой
серьезной проблемы. Появиться она
может лишь в маловероятной ситуации
резкого замедления роста экономики,
сопровождающегося ростом производительности
труда.
Если не произойдет радикального прорыва
в области производительности труда, первыми
с этим явлением столкнутся наиболее развитые
регионы страны. Впрочем, в Москве это
уже давно наблюдается: об этом говорят
практически нулевой уровень безработицы
и постоянно растущее количество приезжих.
Опыт столицы подсказывает, что последствия
дефицита будут иметь целый ряд неприятных
последствий – как с экономической, так
и социальной точки зрения. Рост зарплат
подрывает конкурентоспособность, более
ранний выход на рынок труда – качество
образования, миграция из других регионов
– культурную среду. Впрочем, похоже, что
все это неизбежно: политика в области
миграции и занятости может лишь несколько
отсрочить обострение проблемы.
В 2006 году на российском рынке труда продолжилась тенденция значительного роста спроса на персонал. Такой «бум», по мнению экспертов, продолжится еще четыре-пять лет. Особенно хорошо обстоят дела в Москве и Санкт-Петербурге. Эксперты в один голос утверждают, что пока экономика растет, рынок труда также будет «раздуваться». Более того, по прогнозам кадровиков, через пять-шесть лет на рынке может возникнуть острый дефицит молодых специалистов.
По данным рекрутинговой компании АНКОР, в первом полугодии этого года рост запросов на персонал по сравнению с аналогичным периодом предыдущего составил 44%. Наибольший рост был отмечен в секторе профессиональных услуг (74%), промышленного производства (62%), продажи товаров повышенного спроса (47%) и фармацевтической отрасли (31%). Зато снизилась потребность в ИТ-специалистах на 14% по сравнению с прошлым годом, а наибольший спад наблюдался на рынке страхования — падение на 29%. По мнению представителей столичного департамента занятости, через пять-шесть лет будут в цене специалисты сферы услуг, социальные психологи и кадровики. Представители Центра исследования населения Института экономики РАН отмечают тенденцию увеличения спроса на «технарей», причем высокой квалификации.
Что касается прогнозов на ближайшее будущее, то практически все эксперты сходятся в одном: пока экономика страны на подъеме, недостатка в рабочих местах не будет. Однако, несмотря на столь радужную картину, в среднесрочной перспективе российский рынок труда столкнется с серьезными сложностями. Уже сейчас менеджеры по персоналу отмечают тот факт, что работодатели начинают обращать меньшее внимание на наличие у соискателя опыта работы (исключая «топовые» должности) и все больше ориентируются на студентов-старшекурсников и выпускников вузов.
По данным обследования населения по проблемам занятости по состоянию на последнюю неделю ноября 2006г., численность занятого населения по сравнению с ноябрем 2005 г. увеличилась на 0,7%, численность безработных сократилась на 8,8%. Уровень безработицы в ноябре 2006 г. составил 6,7 %.
В общей численности безработных 31,8% не имели опыта трудовой деятельности. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 31,9% составляют лица, уволившиеся по собственному желанию, 28,1% - лица, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала.
Среднее время поиска работы безработными в ноябре 2006г. составило 8,9 месяца и по сравнению с ноябрем 2005г. увеличилось на 0,3 месяца. Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 40,2% безработных. Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше - составляет 48,0%, и уменьшилась за последний год на 0,2 процентных пункта. Среди безработных городских жителей доля застойной безработицы 34,6%.
Средний возраст безработных составил 34,1 года, занятого населения - 39,7 года. Молодежь до 25 лет составляет 31,1% среди безработных и 11,2% - среди занятого населения, лица в возрасте 55 лет и старше, соответственно, 5,1% и 10,5 %.
Около 11% безработных имели высшее образование и 17% - среднее профессиональное. Среди занятых эти данные составили по 25,6%.
Среди субъектов Российской Федерации самый низкий уровень безработицы по методологии МОТ наблюдается в Агинском Бурятском автономном округе и составляет 0,9%. Не превышает 5% уровень безработицы в Москве (1,6), Санкт-Петербурге (2,4%), в Республике Карелия, в Тульской, Московской, Ярославской, Липецкой, Костромской областях, Эвенкийском и Чукотском автономных округах (2,7% - 5,0%).
Самый высокий уровень безработицы по методологии МОТ отмечается в Чеченской Республике и Республике Ингушетия, где уровень безработицы составляет, соответственно, 66,9% и 58,5%.3
Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.
В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов[23]:
Здесь
перечислены далеко не все реально
существующие пути пополнения армии
потенциальных безработных. Под
неучтенными источниками
Проведение активной политики способствует ускорению структурных реформ в народном хозяйстве, росту общественной производительности труда, снижению социальной напряженности в обществе, сохранению «человеческого капитала». Переход от политики сдерживания растущей безработицы в России к политике профилактики и минимизации безработицы является наиболее важной задачей органов занятости на местах, а также других ведомств и социальных партнеров, которые призваны решать эти задачи [1, с.16].
Активизация
занятости возможна путем стимулирования
предпринимательства и
Рассмотрим последовательно потенциалы в Российской Федерации каждого из направлений активизации занятости [19, с.232].
Развитие малого предпринимательства – одно из наиболее перспективных направлений борьбы с безработицей. Малое предпринимательство позволяет создавать новые рабочие места, способствует демонополизации российской экономики, нацелено на формирование нового слоя цивилизованных предпринимателей.
В
малом бизнесе создание одного рабочего
места в 7 раз дешевле, чем в
крупной промышленности, поскольку
малое предпринимательство
Бюджеты многих городов сегодня в значительной мере держатся на малом предпринимательстве. Например, в Москве 51% средств городского бюджета поступает с малых предприятий, в Ингушетии – 80%. В 2006 г. на малых предприятиях России было занято 6483.5 тыс. человек, получающих здесь свои основные или дополнительные доходы [22].
Учитывая эффективность в переходный период малого бизнеса в стране, целесообразно позаботиться о его государственной поддержке, улучшении его правового регулирования и защищенности, налоговом стимулировании. Опыт других стран, в частности Германии и Японии, свидетельствует, что развитие малого предпринимательства внесло существенный вклад в возрождение экономики этих стран в переломный период их истории.
Наиболее
перспективными областями для становления
малого и среднего бизнеса в России
являются фермерские хозяйства и
переработка
безработица рынок труд
Важным факторов стимулирования предпринимательской деятельности среди безработных является не только обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, но и помощь в открытии собственного дела: выделение льготных кредитов и субсидий, в частности, как альтернативы выплате пособий по безработице; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды; помощь с техническим оснащением на основе лизинга и в составлении бизнес-планов.
В
современной России необходимо более
активное становление системы подготовки
и переподготовки кадров на рынке
труда с использованием потенциала
учебных заведений