Безработица в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 5
1.1 Понятие и сущность безработицы. 5
1.2 Виды безработицы. 9
1.3 Показатели и социально-экономические последствия безработицы 13
ГЛАВА II. АНАЛИЗ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ 19
2.1.Анализ развития рынка труда в России 19
2.2 Факторы влияющие на безработицу в Российской Федерации 23
ГЛАВА III. РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ 26
3.1 Пути, формы и методы сокращения безработицы в России 26
3.2. Государственная служба занятости населения и ее функции. 34
Заключение 39
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 94.96 Кб (Скачать)

     Социальным  потенциалом борьбы с безработицей являются программы развития общественных работ.

     Для поддержки социально уязвимых групп населения на рынке труда необходимо способствовать их трудоустройству на целевых основах, используя такие программы, как «Новый старт» и «Клуб ищущих работу». Это поможет безработным развивать навыки самостоятельного поиска работы, восстанавливать мотивацию к труду у длительно безработных. Для инвалидов, например, необходимо создавать институты так называемой «защищенной занятости», то есть защищенные от конкуренции мастерские, рабочие центры, работы на дому, общественные объединения инвалидов и учреждаемые ими предприятия с максимальными налоговыми и иными льготами.

     Необходимо  не просто квотировать рабочие места  на предприятиях для всех категорий  социально уязвимых на рынке труда  граждан (с санкциями за отказ  предпринимателей в приеме их на работу в пределах квоты), но и поощрять работодателей, участвующих в проведении политики рациональной занятости. А  поскольку она снижает эффективность  производства, эти потери работодателей  должны быть компенсированы государством, особенно в кризисный период. Для  этого могли бы быть использованы прямые или налоговые субсидии.

     Активная  политика на рынке труда предполагает активизацию каждого ее субъекта: самих безработных граждан, государственных  органов занятости, предпринимателей и профсоюзов.

     Активизация работы государственных органов  занятости в центре и на местах по улучшению учета вакантных  рабочих мест и регистрации безработных  граждан на компьютерной основе, требует  их повсеместного оснащения современной  электронно-вычислительной техникой, развития информационных сетей связи  по всей стране, создания банков рабочих  мест в регионах, расширения специализированных бирж труда. Все эти меры позволят ускорить процесс поиска подходящих рабочих мест для безработных  граждан, заполнения вакансий на предприятиях, явятся стимулом для развития системы  переподготовки и повышения квалификации кадров на рынке труда, будет способствовать усилению их территориальной мобильности, сокращению средней длительности безработицы  в стране. Более активную роль в  информировании и консультировании, профориентации незанятого населения  призваны играть средства массовой информации.

     Особое  место в борьбе с безработицей отводится разработке среднесрочных  целевых программ: региональных и  отраслевых.

     Приоритет тех или иных мер зависит от состояния рынка труда и специфики  безработицы в конкретных регионах и отраслях. Например, в тех отраслях (промышленность, строительство, наука) и регионах (Мордовия, Чувашия, Владимирская, Ивановская и Кировская области), где накоплен высокий потенциал  скрытой безработицы, более целесообразно  развитие малого и среднего предпринимательства  и опережающего обучения высвобождаемых работников по новым профессиям и  специальностям.

     В идеале в России следует создать  максимально гибкий, но по возможности  легализованный рынок труда, гарантирующий  низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим  ростом заработной платы).

     Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный найм, формально доминирующий сегодня  в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению  трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы [9, с.21].

     Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы — это уровень, характерный  для развитых стран с низким уровнем  безработицы, таких как США. У  нас сейчас минимальная зарплата составляет порядка 10% от среднего уровня. Но если Дума поддержит идею повысить ее до прожиточного минимума, то есть примерно до 50% средней заработной платы по стране, — это приведет к снижению занятости для России в целом  и обернется настоящей катастрофой  для многих бедных регионов. Скажем, в Дагестане минимальная оплата труда тогда будет на 50% выше средней  заработной платы. Легальная экономика  в регионе вообще перестанет существовать — просто по элементарным законам  экономической реальности [3, с.176].

     Снижение  уровня безработицы требует усиления государственного регулирования миграционных процессов, ограничения использования  иностранной рабочей силы на российском рынке труда, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы.

     Очевидно, что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей в России являются переход к активной политике занятости  в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда.

     Многие  недостатки прежних государственных  программ в области занятости  и рынка труда были учтены в  последней «Концепции действий на рынке  труда на 2003-2005 гг.», одобренной распоряжением  Правительства Российской федерации  от 06.05.2003 г. за №568-р [12, с.8].

     В концепции достаточно объективно, в  том числе и в количественном выражении, представлены тенденции, сложившиеся  на российском рынке труда с 90-х  гг. ушедшего века, учитываются все  наиболее острые его проблемы.

     Ключевой  задачей на рынке труда определяется повышение эффективности занятости, и для ее решения обозначен  ряд приоритетных направлений. К  ним можно отнести: обеспечение  социальных гарантий безработным и  слабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в области  политики занятости и рынка труда  между уровнями власти; свободное  перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка малого предпринимательства и регулирование  привлечения и использования  иностранной рабочей силы.

     Намечается  разработка прогноза потребности в  рабочих и специалистах по видам  экономической деятельности и регионам, и, соответственно – определение  объемов подготовки этих рабочих  и специалистов, а также необходимых  для этого бюджетных средств.

     Примечательно, что в Концепции Правительство  РФ в качестве специального направления  своей деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и  сохранения рабочих мест, а также  совершенствование социального  партнерства на отраслевых рынках труда.

     Для решения задач в этом направлении  предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий вступления страны в  ВТО; налоговое стимулирование новых  рабочих мест в «перспективных отраслях экономики»; разработка и реализация специальных программ повышения  производительности труда; анализ возможностей повышения занятости в «проблемных  отраслях» (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержка малого предпринимательства  как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и  для развития инфраструктуры военных  городков, закрытых административно-территориальных  образований, территорий градообразующих  организаций; разработка механизмов взаимодействия субъектов социального партнерства; развитие социально планирования в  организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено  высвобождение работников и др.

     Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда.

     Здесь предусмотрены территориальные  программы содействия занятости. Так, выделена необходимость осуществления  ряда мер по повышению занятости  на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных  учебных заведений силами отдельных  хозяйственных организаций; говорится  о необходимости разработки специальных  программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о развитии местных инициатив  по поддержанию занятости.

     Проблема  регулирования трудовой миграции также  выделена в отдельное направление  деятельности правительства РФ. Среди  мероприятий этого направления  следовало бы подчеркнуть довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.

     В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое место выдвинута  задача точного учета безработных  по отдельным группам и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается  также разработка специальных программ трудоустройства наименее защищенных групп граждан.

     В области оптимизации служб занятости  поставлена задача развития системы  информационного обеспечения органов  службы занятости, обеспечения доступной  информации для клиентов этих служб.

     В целом данная Концепция представляет собой шаг вперед по сравнению  с аналогичными предыдущими документами  Правительства Российской Федерации.

 

     

3.2.  Государственная  служба занятости  населения и ее  функции.

     Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и  предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных.

     Первые  биржи труда были открыты в  первой половине XIX в. В России биржи  труда возникли в начале XX в. Они  создавались городскими управами в  крупных промышленных центрах, таких  как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 г. получили широкое распространение  платные частные посреднические конторы.

     Оказаться без работы еще не означает стать  безработным, нужно зарегистрироваться на бирже труда и получить статус безработного. Безработным может  стать человек, достигший трудоспособного  возраста; не имеющий работы и заработка; готовый приступить к работе, зарегистрированный в службе занятости в целях  поиска подходящей работы.

     В настоящее время функции биржи  труда выполняют в основном государственные  биржи труда, так называемые государственные  службы занятости населения, подчиненные  министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.

     Для реализации государственной политики в области занятости населения  и обеспечения гражданам соответствующих  гарантий в Российской Федерации  на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения  создана Государственная служба занятости.

     В связи с этим, нового определения  потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта  категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного  обеспечить каждому гражданину его  конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации  учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

     Законодательство  предусматривает обязанность вынуждено  незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и  государства на рынке труда: не государство  выявляет неработающих, а незанятый  гражданин сам обращается за помощью  к государству, а именно в Государственную  службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого  момента у государства наступает  обязанность в течение 10 календарных  дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода  предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное  пособие.

     Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение  вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую  силу, содействовать неработающим гражданам  в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой  занятости бесплатно.

Информация о работе Безработица в современной России