Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа
Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 5
1.1 Понятие и сущность безработицы. 5
1.2 Виды безработицы. 9
1.3 Показатели и социально-экономические последствия безработицы 13
ГЛАВА II. АНАЛИЗ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ 19
2.1.Анализ развития рынка труда в России 19
2.2 Факторы влияющие на безработицу в Российской Федерации 23
ГЛАВА III. РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ 26
3.1 Пути, формы и методы сокращения безработицы в России 26
3.2. Государственная служба занятости населения и ее функции. 34
Заключение 39
Список литературы 41
Социальным потенциалом борьбы с безработицей являются программы развития общественных работ.
Для поддержки социально уязвимых групп населения на рынке труда необходимо способствовать их трудоустройству на целевых основах, используя такие программы, как «Новый старт» и «Клуб ищущих работу». Это поможет безработным развивать навыки самостоятельного поиска работы, восстанавливать мотивацию к труду у длительно безработных. Для инвалидов, например, необходимо создавать институты так называемой «защищенной занятости», то есть защищенные от конкуренции мастерские, рабочие центры, работы на дому, общественные объединения инвалидов и учреждаемые ими предприятия с максимальными налоговыми и иными льготами.
Необходимо
не просто квотировать рабочие места
на предприятиях для всех категорий
социально уязвимых на рынке труда
граждан (с санкциями за отказ
предпринимателей в приеме их на работу
в пределах квоты), но и поощрять
работодателей, участвующих в проведении
политики рациональной занятости. А
поскольку она снижает
Активная политика на рынке труда предполагает активизацию каждого ее субъекта: самих безработных граждан, государственных органов занятости, предпринимателей и профсоюзов.
Активизация
работы государственных органов
занятости в центре и на местах
по улучшению учета вакантных
рабочих мест и регистрации безработных
граждан на компьютерной основе, требует
их повсеместного оснащения
Особое место в борьбе с безработицей отводится разработке среднесрочных целевых программ: региональных и отраслевых.
Приоритет
тех или иных мер зависит от
состояния рынка труда и
В идеале в России следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы).
Для
этого придется немало поработать,
прежде всего, над правовой инфраструктурой.
Необходимо ввести срочность контрактов;
ликвидировать пожизненный
Минимальная
оплата труда должна поддерживаться
в пределах 20% средней заработной
платы — это уровень, характерный
для развитых стран с низким уровнем
безработицы, таких как США. У
нас сейчас минимальная зарплата
составляет порядка 10% от среднего уровня.
Но если Дума поддержит идею повысить
ее до прожиточного минимума, то есть примерно
до 50% средней заработной платы по
стране, — это приведет к снижению
занятости для России в целом
и обернется настоящей
Снижение уровня безработицы требует усиления государственного регулирования миграционных процессов, ограничения использования иностранной рабочей силы на российском рынке труда, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы.
Очевидно,
что важнейшими приоритетами в борьбе
с безработицей в России являются
переход к активной политике занятости
в сочетании с
Многие недостатки прежних государственных программ в области занятости и рынка труда были учтены в последней «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг.», одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 06.05.2003 г. за №568-р [12, с.8].
В концепции достаточно объективно, в том числе и в количественном выражении, представлены тенденции, сложившиеся на российском рынке труда с 90-х гг. ушедшего века, учитываются все наиболее острые его проблемы.
Ключевой
задачей на рынке труда определяется
повышение эффективности
Намечается разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по видам экономической деятельности и регионам, и, соответственно – определение объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а также необходимых для этого бюджетных средств.
Примечательно, что в Концепции Правительство РФ в качестве специального направления своей деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и сохранения рабочих мест, а также совершенствование социального партнерства на отраслевых рынках труда.
Для
решения задач в этом направлении
предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный
спектр мер, таких как: экспертная оценка
последствий вступления страны в
ВТО; налоговое стимулирование новых
рабочих мест в «перспективных отраслях
экономики»; разработка и реализация
специальных программ повышения
производительности труда; анализ возможностей
повышения занятости в «
Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда.
Здесь предусмотрены территориальные программы содействия занятости. Так, выделена необходимость осуществления ряда мер по повышению занятости на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о развитии местных инициатив по поддержанию занятости.
Проблема регулирования трудовой миграции также выделена в отдельное направление деятельности правительства РФ. Среди мероприятий этого направления следовало бы подчеркнуть довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.
В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое место выдвинута задача точного учета безработных по отдельным группам и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также разработка специальных программ трудоустройства наименее защищенных групп граждан.
В
области оптимизации служб
В целом данная Концепция представляет собой шаг вперед по сравнению с аналогичными предыдущими документами Правительства Российской Федерации.
Биржа
труда — учреждение, осуществляющее
посредничество между рабочими и
предпринимателями при
Первые биржи труда были открыты в первой половине XIX в. В России биржи труда возникли в начале XX в. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 г. получили широкое распространение платные частные посреднические конторы.
Оказаться без работы еще не означает стать безработным, нужно зарегистрироваться на бирже труда и получить статус безработного. Безработным может стать человек, достигший трудоспособного возраста; не имеющий работы и заработка; готовый приступить к работе, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы.
В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.
Для
реализации государственной политики
в области занятости населения
и обеспечения гражданам
В
связи с этим, нового определения
потребовало понятие занятости.
С одной стороны, признается законной
добровольная незанятость граждан.
Она не может, как раньше, осуждаться
обществом или служить
Законодательство
предусматривает обязанность
Государственная
служба занятости является структурой
специальных государственных