Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа
Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
     Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и  их трудоустройство. Очевидно, что при  неполном использовании имеющихся  ресурсов рабочей силы экономическая  система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики  в стране не может быть и речи.
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 5
1.1 Понятие и сущность безработицы. 5
1.2 Виды безработицы. 9
1.3 Показатели и социально-экономические последствия безработицы 13
ГЛАВА II. АНАЛИЗ  УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ 19
2.1.Анализ  развития рынка  труда в России 19
2.2 Факторы влияющие  на  безработицу  в Российской Федерации 23
ГЛАВА III. РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ 26
3.1 Пути, формы и методы  сокращения безработицы  в России 26
3.2.  Государственная  служба занятости  населения и ее  функции. 34
Заключение 39
Список  литературы 41
Социальным потенциалом борьбы с безработицей являются программы развития общественных работ.
Для поддержки социально уязвимых групп населения на рынке труда необходимо способствовать их трудоустройству на целевых основах, используя такие программы, как «Новый старт» и «Клуб ищущих работу». Это поможет безработным развивать навыки самостоятельного поиска работы, восстанавливать мотивацию к труду у длительно безработных. Для инвалидов, например, необходимо создавать институты так называемой «защищенной занятости», то есть защищенные от конкуренции мастерские, рабочие центры, работы на дому, общественные объединения инвалидов и учреждаемые ими предприятия с максимальными налоговыми и иными льготами.
     Необходимо 
не просто квотировать рабочие места 
на предприятиях для всех категорий 
социально уязвимых на рынке труда 
граждан (с санкциями за отказ 
предпринимателей в приеме их на работу 
в пределах квоты), но и поощрять 
работодателей, участвующих в проведении 
политики рациональной занятости. А 
поскольку она снижает 
Активная политика на рынке труда предполагает активизацию каждого ее субъекта: самих безработных граждан, государственных органов занятости, предпринимателей и профсоюзов.
     Активизация 
работы государственных органов 
занятости в центре и на местах 
по улучшению учета вакантных 
рабочих мест и регистрации безработных 
граждан на компьютерной основе, требует 
их повсеместного оснащения 
Особое место в борьбе с безработицей отводится разработке среднесрочных целевых программ: региональных и отраслевых.
     Приоритет 
тех или иных мер зависит от 
состояния рынка труда и 
В идеале в России следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы).
     Для 
этого придется немало поработать, 
прежде всего, над правовой инфраструктурой. 
Необходимо ввести срочность контрактов; 
ликвидировать пожизненный 
     Минимальная 
оплата труда должна поддерживаться 
в пределах 20% средней заработной 
платы — это уровень, характерный 
для развитых стран с низким уровнем 
безработицы, таких как США. У 
нас сейчас минимальная зарплата 
составляет порядка 10% от среднего уровня. 
Но если Дума поддержит идею повысить 
ее до прожиточного минимума, то есть примерно 
до 50% средней заработной платы по 
стране, — это приведет к снижению 
занятости для России в целом 
и обернется настоящей 
Снижение уровня безработицы требует усиления государственного регулирования миграционных процессов, ограничения использования иностранной рабочей силы на российском рынке труда, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы.
     Очевидно, 
что важнейшими приоритетами в борьбе 
с безработицей в России являются 
переход к активной политике занятости 
в сочетании с 
Многие недостатки прежних государственных программ в области занятости и рынка труда были учтены в последней «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг.», одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 06.05.2003 г. за №568-р [12, с.8].
В концепции достаточно объективно, в том числе и в количественном выражении, представлены тенденции, сложившиеся на российском рынке труда с 90-х гг. ушедшего века, учитываются все наиболее острые его проблемы.
     Ключевой 
задачей на рынке труда определяется 
повышение эффективности 
Намечается разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по видам экономической деятельности и регионам, и, соответственно – определение объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а также необходимых для этого бюджетных средств.
Примечательно, что в Концепции Правительство РФ в качестве специального направления своей деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и сохранения рабочих мест, а также совершенствование социального партнерства на отраслевых рынках труда.
     Для 
решения задач в этом направлении 
предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный 
спектр мер, таких как: экспертная оценка 
последствий вступления страны в 
ВТО; налоговое стимулирование новых 
рабочих мест в «перспективных отраслях 
экономики»; разработка и реализация 
специальных программ повышения 
производительности труда; анализ возможностей 
повышения занятости в «
Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда.
Здесь предусмотрены территориальные программы содействия занятости. Так, выделена необходимость осуществления ряда мер по повышению занятости на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о развитии местных инициатив по поддержанию занятости.
Проблема регулирования трудовой миграции также выделена в отдельное направление деятельности правительства РФ. Среди мероприятий этого направления следовало бы подчеркнуть довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.
В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое место выдвинута задача точного учета безработных по отдельным группам и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также разработка специальных программ трудоустройства наименее защищенных групп граждан.
     В 
области оптимизации служб 
В целом данная Концепция представляет собой шаг вперед по сравнению с аналогичными предыдущими документами Правительства Российской Федерации.
 
     Биржа 
труда — учреждение, осуществляющее 
посредничество между рабочими и 
предпринимателями при 
Первые биржи труда были открыты в первой половине XIX в. В России биржи труда возникли в начале XX в. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 г. получили широкое распространение платные частные посреднические конторы.
Оказаться без работы еще не означает стать безработным, нужно зарегистрироваться на бирже труда и получить статус безработного. Безработным может стать человек, достигший трудоспособного возраста; не имеющий работы и заработка; готовый приступить к работе, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы.
В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.
     Для 
реализации государственной политики 
в области занятости населения 
и обеспечения гражданам 
     В 
связи с этим, нового определения 
потребовало понятие занятости. 
С одной стороны, признается законной 
добровольная незанятость граждан. 
Она не может, как раньше, осуждаться 
обществом или служить 
     Законодательство 
предусматривает обязанность 
     Государственная 
служба занятости является структурой 
специальных государственных