Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 11:11, курсовая работа
Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50 % занятых в народном хозяйстве.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………2
1.БЕЗРАБОТИЦА. РЫНОК ТРУДА, ВИДЫ И МОДЕЛИ………………………………3
1.1 Безработица……………………………………………………………………………..3
1.2 Сущность рынка труда………………………………………………………………………………………….6
1.3 Виды и основные модели рынка труда………………………………………………..7
2. ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ. Заработная плата на конкретном рынке труда. ………………………………………………………………………………………...10
2.1 Определение заработной платы………………………………………………………...10
2.2 Общий уровень заработной платы.. …………………………………………………....10
2.3 Заработная плата на конкурентном рынке труда (модель конкуренции). …………..11
3. ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕСЕЧКИЙ КАПИТАЛ .…………………………………...13
4.РЫНОК ТРУДА В РОССИИ. …………………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. ……………………………………………………………………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
Можно проанализировать
решение об инвестициях,
Экономическую
отдачу от инвестиций в образование
в колледже можно поэтому рассматривать
как дополнительный доход в течение
жизни, который будет получать выпускник
колледжа по сравнению с выпускником средней
школы. Эту разницу в доходах, получаемых
в течение всей жизни, можно определить
и сравнить с затратами на образование
и вычислить размер дохода от инвестиций
на образование в колледже. Все это необходимо
знать каждому человеку для экономического
обоснования инвестиций на получение
дополнительного образования. Это важно
также для общества, чтобы определять
соответствующий баланс между инвестициями
в людей и инвестициями в оборудование.
Сторонники теории
человеческого капитала полагают, что
кроме обоснования
К разработке программ
деятельности учреждений рынка труда
на национальном, региональном и местном
уровне привлекаются обьединения предпринимателей
и профсоюзы. Из представителей населения,
руководителей учебных заведений, профсоюзов,
предприятий и местных органов власти
создаются комиссии (комитеты), которые
оказывают всестороннюю помощь местным
учреждениям рынка труда в их повседневной
работе, и, вместе с тем, осуществляют над
ними контроль.
Важно, что местные
предприятия обычно охотно оказывают
учреждениям рынка труда
Особенно эффективно
снижает безработицу и
Показателен опыт
Швеции, включающий активные меры по государственному
финансированию программ рынка труда:
- поощрение мелкого
и семейного предпринимательства на максимально
благоприятных условиях государственными
субсидиями и кредитами, благодаря которым
стартовый капитал может быть обеспечен
владельцам лишь на 10%, до 70% - государственными
субсидиями и на 20% кредитами, а если предприятие
не приносит прибыли, то на 4 года освобождается
от налога;
- обеспечение
географической мобильности населения
и рабочей силы путем представления субсидий
и кредитов на переезд с семьей из районов
с избытком рабочей силы в районы, где
есть вакантные места, с гарантией улучшения
жилищных и, как правило, материальных
условий жизни;
- предоставление
каждому ищущему работу полной информации
о вакантных местах по профессиям, отраслям
и регионам страны и создание для этой
цели повсеместно общедоступных банков
данных; оплата всех видов услуг по связи
с отделами кадров предприятий, где есть
рабочие места;
- организация
общественных работ, в основном для молодежи,
на строительстве жилья, дорог, в сфере
обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным
заработком в пределах 50- 100% средней зарплаты
по данной профессии;
- финансирование
работы в частных фирмах молодежи путем
предоставления в течение полугода владельцам
предприятий субсидий в виде оплаты 50%
издержек на вновь созданные рабочие места;
- специальное
техническое оборудование на обычных
предприятиях рабочих мест для инвалидов
и выплата субсидий владельцам предприятий
за прием инвалидов на работу и частично
на их заработную плату;
- стимулирование
расширения предпринимательской деятельности
и сверхурочных работ, а тем самым и более
полной занятости путем снижения налогообложения
с прибыли и личных доходов.
В системе рынка
труда осуществляются мероприятия по
повышению общеобразовательного уровня
безработных и обучению профессиям, имеющим
устойчивый спрос на рынке труда:
- не имеющие
законченного школьного образования получают
его, причем организуются специальные
усиленные курсы по математике, химии,
физики, английскому языку (в основном
для иммигрантов);
- детально выявляются
интересы поступающих на курсы: проводятся
предварительные беседы, ознакомление
с предметами обучения и предстоящей работой,
при необходимости сроком до месяца;
- применяются
методы индивидуального обучения (принцип
так называемого личного модуля), в основе
которых лежат подбор предметов, наиболее
полно удовлетворяющих интересы обучающихся
и предлагающих оптимальные темпы и последовательность
их освоения;
- учебные курсы
составляются силами ведущих специалистов
университетов и промышленных фирм; оплата
преподавательского состава проводится
на уровне, который существует для специалистов
их класса в частных фирмах;
- в максимально
возможном числе профессиональных школ
на консультативных началах используется
опыт наиболее талантливых педагогов
и воспитателей для постановки методики
обучения;
- поддерживается
оптимальное, исходя из международного
опыта на разных уровнях обучения, соотношение
учеников и педагогов (7-8 к 1), которое позволяет
осуществлять индивидуальное обучение
и следить за качеством подготовки каждого
ученика;
- используется
метод опекунства старшекурсников над
вновь поступившими, что создает общую
благоприятную психологическую атмосферу
и обеспечивает всеобщую заинтересованность
в успешном обучении.
Чем крупнее
затраты на активные меры по поддержанию
занятости, при общих более значительных
масштабах финансирования политики
рынка труда, тем ниже, как правило,
безработица в стране и выше общий
уровень трудовой активности населения.
Показательно, в
данном отношении, сопоставление ситуации
на рынке труда Швеции и США.
При том, что в Швеции в 3 с лишним
раза выше, чем в США, относительные
затраты на программы политики рынка
труда - 2, 7 против 0,8 ВНП, доля средств,
идущих на меры активной защиты населения
от безработицы, в два раза значительнее-
70% против 35%.
Нет сомнения в
том, что именно эти различия в
масштабах и качестве внимания к
социальной защите населения на рынке
труда является одним из главнейших
факторов, определявших сложившийся уровень
занятости населения обеих стран.
Единственная
возрастная группа, по которой
занятость в США выше, чем в
Швеции, население 16-19 лет. Объясняется
это тем, что в США намного
значительнее, чем в других западных странах,
в т. ч. и в Швеции, распространена частичная
занятость среди учащихся старших классов
школ и студентов.
Трудовое воспитание
оплачиваемым трудом, кстати сказать,
проходит в большинстве западных
стран, часто по месту учебы, примерно
половина учащейся молодежи, что в целом
связано с потребностью семей в дополнительных
средствах на удовлетворение элементарных
жизненных нужд.
Высокий уровень
эффективности рынка труда в
Швеции во многом определяется тем, что
в стране хорошо поставлена профориентация,
которая предшествует профессиональному
обучению.
4.РЫНОК
ТРУДА В РОССИИ.
При переходе
к рыночной модели
С целью моделирования
собственного рынка труда необходимо
рассмотреть модель общего рыночного
хозяйства с выделением блоков, непосредственно
относящихся к рынку труда. Исследования
его функционирования в отрыве от
других рынков не позволяет выявить
все возможные рычаги его регулирования,
так как необходимо вести учет взаимодействия
всех его взаимосвязанных элементов.
Макроэкономическая
модель предполагает разделение отраслей
народного хозяйства по признакам
(функциональному, степени взаимозаменяемости
труда и капитала) и качественным характеристикам
используемых трудовых ресурсов (производственная
сфера, включающая отрасли материального
производства без торговли, сфера услуг,
бюджетная сфера - наука, культура, образование).
В настоящее
время прочно утвердилось представление
о том, что рынок труда - это безработица,
предложение труда ассоциируется с незанятым
населением, а спрос на труд - с вакантными
рабочими местами. Подобное смещение понятий
приводит к серьезным искажениям в оценке
сложившейся ситуации в области занятости
и переспектив становления рынка труда
в России.
В соответствии
с современной экономической
теорией существование и
- большое количество
независимых субъектов, представляющих
сторону спроса и сторону предложения
на рынке труда;
- рыночные мотивации
поведения экономических субъектов на
рынке труда;
- экономическая
свобода, или свобода выбора для субъектов
на рынке труда;
- высокая степень
потенциальной мобильности субъектов
на рынке труда
- общая рыночная
(конкурентная) среда в экономике.
Становление рынка
труда в России происходит не только
в результате усилий реформаторов,
но и благодаря развитию общества,
вставшего на путь перехода к рыночной
экономике.
Из - за низкой материальной
обеспеченности россиян и, в особенности,
безработных, а также вследствие
высокой социальной напряженности
в обществе, уровень безработицы,
вызывающей социальные потрясения, в России
значительно ниже, чем на Западе.
Анализ ситуации
в сфере занятости в России
показывает, что с точки зрения
коллективной характеристики безработицы
есть основание говорить о трех ее
уровнях - естественном, приемлемом и
массовом.
В каждой стране
складывается свой естественный уровень
безработицы, обусловленный ее географическими
размерами, системой коммуникаций, темпами
развития экономики и т.п.
Международный
опыт позволяет убеждать, что безработица
в пределах 5 - 7% от экономически активного
населения не только неизбежна, но и вполне
приемлема, поскольку совместима с поддержанием
нормальной социально-экономической жизни
в стране. Другое дело - массовая безработица,
которая может привести к дестабилизации
социально-экономической жизни в стране.
Речь не идет о каком-то едином уровне
безработицы, который постоянно может
рассматриваться как общественно опасный.
Изменения, происходящие в жизни общества,
могут повышать или понижать критический
порог. Задача состоит в том, чтобы правильно
оценивать и учитывать его при реализации
программы конкретных действий.
В обсуждаемых
сейчас программах выхода экономики
России из кризиса безработица трактуется
как результат и следствие
экономической политики, а потому
борьбе с безработицей не отводится
стратегической роли в системе мер государственного
регулирования. И виной тому не только
гипертрофированное внимание к финансовой
стороне российского кризиса и не только
невнимание к социальной цене идущих в
экономике перемен. В этих программах
не учитывается, что безработица выходит
- точнее говоря, вышла на уровень, в весьма
заметной степени предопределяющий ее
грядущую динамику.
Уровень безработицы
достигнутый в 1993-1994 годах, заведомо
гарантирует, что кризис занятости
будет продолжаться в течении
по меньшей мере нескольких последующих
лет. Возникнут разнообразные социально
- экономические диспропорции, в том числе
- резкие региональные различия в динамике
занятости, сегментация рынка труда, его
маргинализация. И безработица, точнее
ее резкий рост, запустит в действие механизм
дополнительного, кумулятивного снижения
деловой активности. Одной из глубинных
“самовоспроизводящихся” причин роста
безработицы станет, например, резко нарастающая
в последнее время социально - экономическая
дифферентация общества, которая, естественно,
по мере роста безработицы будет усугубляться
и которая перераспределит национальный
доход в пользу элитных слоев населения.
Последние не могут сформировать мощного
спроса на предметы массового потребления,
а уж тем более отечественного производства,
поэтому существенная дифферентация населения
по доходам будет способствовать дальнейшей
стагнации производства - и следовательно,
безработице.