Безработица и антиобщественные проявления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования население России. Предмет исследования формирование и развитие рынка труда в России.
Задачи работы:

1) Рассмотреть специфику проблемы занятости в России;

2) Проанализировать процесс проведения государственной политик занятости в России.

3) Проанализировать антиобщественные проблемы в регионах страны.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Специфика проблемы занятости в России…………………………………...5
1.1. Занятость и безработица……………………………………………………..
1.2. Проблемы занятости населения в РФ……………………………………..11
1.3. Современное состояние на рынке труда в России……………………….14
2. Государственная политика занятости в РФ………………………………...18
2.1.Регулирование рынка труда …………………………………………………
2.2. Реализация социальной поддержки безработных граждан……………...21

2.3. Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест………25

3. Антиобщественные проблемы в регионах страны…………………………32
Заключение …………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 192.00 Кб (Скачать)

     С точки зрения влияния на занятость, эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным воздействием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, и тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики к без инфляционной «генерации занятости» в целом составляет задачу экономической политики.

                    
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1                                                                                                                                                                                                                                 

«Направления  государственной  политики, влияющей на стабильность рынка  труда и занятости».

Направления политики Направления действий  
Экономические возможности для занятости - антиинфляционная  политика;

- налоговая политика;

- поддержка инвестиционной  активности;

- промышленная  политика;

- региональная  политика развития рабочих мест;

- внешнеэкономическая  политика

Защита  труда - наем и увольнение;

- рабочее время;

- заработная  плата;

- управление  персоналом;

- безопасность  труда;

- нейтрализация  дискриминации;

- коллективные  соглашения и договоры

Социальное  страхование и  социальная помощь - социальная  помощь;

- льготы для  семей;

- помощь инвалидам;

- помощь малообеспеченным;

- социальное  страхование: от несчастных случаев;  пенсионное; на случай болезни

 
Образование и профессиональное обучение - общее образование

- профессиональное  первичное стационарное образование;  профессиональное дополнительное  образование; обучение на производстве

 
 
 

2.2. Реализация социальной  поддержки безработных  граждан 

     Меры  социально-правовой защиты безработных  граждан.

     В соответствии с Законом о занятости  населения государство гарантирует  безработным:

     - выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

     - выплату стипендии в период  профессиональной подготовки, повышения  квалификации, переподготовки по  направлению органов службы занятости;

     - возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

     - возможность участия в оплачиваемых  общественных работах.

     Согласно  Положению об организации общественных работ Справочная правовая система КонсультантПлюс, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. (с изм. и доп.), под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

     К общественным работам не относится  деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий  аварий, стихийных бедствий, катастроф  и других чрезвычайных ситуаций и  требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

     Общественные  работы организуются органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по предложению и  при участии территориальных  органов по вопросам занятости населения. Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям: строительство и ремонт дорог, прокладка водопроводных и других коммуникаций, проведение работ в сельском хозяйстве, заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции, озеленение и благоустройство территорий, уход за престарелыми и больными, перепись населения и др.

     С лицами, желающими участвовать в  общественных работах, заключается  срочный трудовой договор. Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу. Участие граждан на общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии в общественных работах может быть расторгнут досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. Оплата труда производится в соответствии с законодательством РФ.

     Общественная  работа считается подходящей для  следующих категорий граждан: впервые  ищущих работу, не имеющих профессии; состоящих на учете в органах  службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работающих; уволенных за нарушение дисциплины; ранее занимающихся предпринимательской деятельностью; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва.

     В период участия безработных граждан  в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, кроме граждан.

     На  граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании.

     Важной  гарантией социальной поддержки  безработных граждан является положение о том, что период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства засчитываются в страховой стаж. Это положение закреплено ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Справочная правовая система КонсультантПлюс. В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона о занятости населения время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, не прерывает трудового стажа.

     По  предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа уволенных в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников (мужчин, не достигших 60 лет, и женщин, не достигших 55 лет, имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно) с их согласия может назначаться пенсия до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Названные условия досрочного выхода на пенсию установлены ст. 32 Закона о занятости населения.

     Трудовое  законодательство гарантирует правовую защиту от необоснованного увольнения, а также предоставляет гарантии и компенсации работникам, уволенным  в связи с ликвидацией организации  или сокращением штата работников. Так, в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор (ст. 394 ТК РФ). В соответствии со ст. 178 ТК РФ работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением штата, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Статья 180 ТК РФ закрепляет норму, в соответствии с которой о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников работодатель обязан предупредить работников под расписку персонально не менее чем за два месяца до увольнения. С письменного согласия работника работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца, но в этом случае обязан выплатить дополнительную компенсацию в размере двухмесячного среднего заработка.

     Безработным гражданам, утратившим право на пособие  в связи с истечением периода  его выплаты, органами службы занятости  и органами исполнительной власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления может оказываться материальная помощь (ст. 36 Закона о занятости населения). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Политика государства  по созданию и  сохранению рабочих  мест

     Правительственная программа содействия занятости  населения должна опираться на государственную  политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

     Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

     Прежде  чем оценивать эффективность  федеральной программы, рассмотрим мероприятия по содействию занятости  населения. Группа мероприятий "Государственное регулирование, обеспечивающее сохранение и развитие рабочих мест" опирается на целевые программы типа "Электроэнергетика Дальнего Востока на 2005-2008 гг.", "Наукоемкие технологии на период до 2009 г.", "Топливо и энергия до 2010 г.", "Жилище на 2006-2012 гг. и на период до 2020 года" и др. Подобные целевые программы трудно связывать с созданием новых рабочих мест, к тому же в этих программах практически отсутствуют данные об их количественных и качественных изменениях. Такой учет в стране не ведется, и Госкомстат РФ должен (причем не только в этой связи, а и в целях отслеживания движения рабочих мест на всех стадиях процесса воспроизводства) организовать учет новых и дополнительных рабочих мест, которые статистикой не разграничиваются.

     Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения  даже не упоминаются федеральные  и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей  движения рабочих мест. Очевидно, было бы целесообразнее разрабатывать федеральные и региональные программы содействия занятости на трехлетний период (по аналогии с программами Правительства РФ "Развитие реформ и стабилизация российской экономики" в 2003-2005 гг. и "Реформы и развитие российской экономики в 2005-2007 годах") и с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ, обеспечивая при этом увязку показателей движения рабочих мест и рабочей силы.

     В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсов обеспеченностью и т.д.

     Обусловленные переходом к рыночным отношениям кризисные явления в экономике России не сопровождаются массовым высвобождением работников и устойчивой хронической безработицей (в 2007 г. всего 8% выбывших работников были уволены по сокращению штатов, а 64% - по собственному желанию). Вместе с тем получила развитие скрытая (внутрифирменная) безработица, при которой трудовой потенциал по разным причинам недоиспользуется, что сказывается на эффективности производства и уровне производительности труда.

     Стабилизация  и последующий рост производства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям: финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости. При нынешней ставке (2% фонда оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит примерно 3% (заметим, что на 1 октября 2007г. уровень зарегистрированной безработицы достиг 3,4%); социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), не превышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

     Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

     На  современном этапе необходимое  равновесие на рынке труда как  элемент эффективной занятости  должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному.

Информация о работе Безработица и антиобщественные проявления