Банковская система и проблемы ее реструктуризации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Также целью данной работы является необходимость рассмотрения проблемы реструктуризации банков в России, направленной на оздоровление всей банковской системы, на обеспечение ее надежности, на восстановление к ней доверия, создание условий защиты интересов всех сторон, а также повышение ответственности исполнительной и законодательной власти за последствия преобразований. Эта проблема актуальна, так как связана с сегодняшней экономической ситуацией в стране, когда банковская система переживает сложное для себя время.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ стр. 3

1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА. стр. 4
1.1 становление и развитие банковской системы.

1.2 классификация кредитных учреждений
стр. 6
1.3 ОТЛИЧИЕ центрального БАНКа россии ОТ коммерческих банков
стр. 8
1.5 БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ
стр. 8
1.6 создание денег коммерческими банками. депозитный мультипликатор
стр.10
2. ПРОБЛЕМЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ.
2.1 БАНКОВСКИЙ КРИЗИС И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
стр.12
2.2 ЦЕЛИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
стр.15
2.3 БАНКОВСКАЯ САНАЦИЯ
стр.16
2.4 ПРОБЛЕМА ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ
стр.20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 23

Файлы: 1 файл

Курсовая по банковской системе.DOC

— 151.50 Кб (Скачать)

Во-вторых, девальвация  рубля привела к большим потерям  банков по открытым в 1996 — 1998 гг. форвардным контрактам на поставку иностранной валюты.

В-третьих, ухудшение  экономической ситуации в стране подорвало финансовое положение  не только банков, но, что очень важно, и заемщиков. Это еще больше ухудшило качество кредитного портфеля банков и привело к росту просроченных и безнадежных долгов.

На этом фоне произошло  очень быстрое и массовое изъятие  населением своих вкладов, что привело к утере банками ликвидности. Практически перестала действовать платежная система страны, и из-за потери доверия полностью остановился рынок МБК.

Острый характер кризиса, утрата банками ликвидности привели  к тому, что фактически на несколько  дней в стране прекратилось функционирование всей финансовой системы. [ 8 ].

Банковский кризис затронул подавляющее большинство  российских кредитных организаций и поэтому носил ярко выраженный системный характер. Значительно снизился уровень капитализации банков из-за убытков, которые они понесли в виде курсовых разниц и обесценения ценных бумаг, а также, что, может быть, стало главной причиной, из-за необходимости восполнения резервов на возможные потери по ссудам. Капитальная база банков (без Сбербанка России) по сравнению с 1 августа 1998 г. фактически уменьшилась на 60%, а доля активов проблемных банков в совокупных активах банковской системы возросла с 12 до 42%, т. е. более чем в 3,5 раза. Ухудшилось качество активов банков, и увеличился объем просроченной и безнадежной задолженности.

В наиболее сложном  положении, в основном по собственной  неосмотрительности, оказались крупные и многофилиальные банки, связанные с финансово-промышленными группами, и в этом, можно считать, состоит основное отличие российского банковского кризиса от кризисов в других странах. Как правило, клиенты, кредиторы и вкладчики доверяют крупным банкам, считая, что управление в них, в частности, управление рисками, более надежно, чем в мелких. В России, к сожалению, напротив, крупные банки оказались более уязвимыми.

В то же время банки, функционирующие в регионах, например, в Санкт-Петербурге, т. с. там, где  рынки, особенно такие опасные, как  форвардные и валютные, были развиты  более слабо, подвергались разрушительному воздействию кризиса в относительно меньшей степени.

Стабилизирующее значение имело и то, что региональные банки  более консервативны и правильнее подходили к измерению рисков. Возможно, сказалось влияние и главных управлений Банка России, которые осуществляют в регионах более тщательный надзор, в том числе пруденциальный, за деятельностью коммерческих банков. Но главное, что помогло многим региональным банкам выжить и удержаться в работоспособном состоянии, — это опора на реальный сектор, особенно в период кризиса, тесная связь региональных банков с производительным капиталом. [ 6 ].

Кризис еще раз  подтвердил классическое правило, — чрезмерные риски не могут быть оправданы никакими обстоятельствами, поскольку потери общества от банкротства банков всегда масштабны и имеют сложные, многомерные и трудно прогнозируемые не только экономические, но и социальные последствия. Одним из, может быть, самых долговременных последствий экономического, в том числе банковского, кризиса является потеря на долгие годы темпов экономического роста, стагнация и отставание. [7]. 
 

2.2.  Цели реструктуризации. 

 В целях смягчения  этих наиболее тяжелых ударов, нанесенных  августовским кризисом, Центральный банк с сентября 1998 г. начал принимать меры по первичному восстановлению банковской системы, направленные в главном на решение трех основных задач: быстрое восстановление платежной системы, предотвращение банкротства банковской системы в целом, состояния. Принят Закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", который повышает роль и ответственность Банка России за проведение реструктуризации банковской системы. В настоящее время Банком России разработано 17 нормативных актов, обеспечивающих исполнение этого закона.

     В чем  заключается главная цель реструктуризации? В первую очередь в обеспечении  надежности банковской системы, восстановления доверия к ней, создание условий защиты интересов всех сторон, повышение ответственности исполнительной и законодательной власти за последствия преобразований.

      Реструктуризация  видится не как простое восстановление  работоспособности банков путем вливания денежных средств. Это кропотливая работа по оздоровлению всей банковской системы в целом и одновременно своеобразная селекция, направленная на ликвидацию ненадежных банков. Она не может осуществляться в отрыве от реального сектора экономики. Для этого требуется  отчетливо сформулированная государственная, промышленная, структурная, финансовая политика. Лишь на этой основе, возможно четко определить долгосрочные задачи, формы и методы реструктуризации банковской системы.

В данный момент главным управлением Банка России заключены кредитные договора с рядом коммерческих банков. Корме того, события августовского кризиса принципиально изменили подходы к организации работы с группой банков, размер собственных средств которых составляет сумму, эквивалентную менее 1 млн. евро. После принятия решения Банк России продлил  их существование, и из них могут состояться крупные банки.

       Вместе с тем следует отметить, что одним из направлений реструктуризации банковской системы в 1998 г. был отзыв лицензий на осуществление банковских операций у кредитных организаций, не исполняющих требований государственного законодательства  и нормативных актов Банка России, не способных удовлетворить требования кредиторов и вкладчиков.

      Банки сегодня – это чуткий барометр экономического состояния Российской Федерации. И мы пришли к четкому пониманию того, что без реформирования реального сектора экономики нельзя реформировать кредитные организации. Реструктуризация банковского бизнеса находится в полной зависимости от тех реальных шагов, которые смогли бы осуществить органы законодательной и исполнительной власти в области финансовой политики. [ 6 ].

      Это  важно осознать с учетом того, что понятие реструктуризации возникло не вдруг, а было обусловлено моментом создания в нашей стране института коммерческих банков, когда государство сознательно отдало финансовую самостоятельность целому сектору банковской системы. 

2. 3.   Банковская санация. 
 

Главное управление Банка  России, проанализировав сложившуюся ситуацию, пришло к обоснованному выводу о необходимости и своевременности создания еще в 1996 г. управление по организации банковского санирования.3 Работа с проблемными банками в рамках санации способна сыграть решающую роль в реструктуризации банковской системы.

           Одной из актуальных проблем  по банковскому санированию является  своевременность, быстрота и решительность  действий в отношении тех кредитных  организаций, которые испытывают  серьезные трудности, и в которых сложилась угроза интересам кредиторов и вкладчиков. Среди первостепенных шагов следует отметить выявление фундаментальных проблем на раннем этапе их возникновения. Своевременное начало санации, отзыв, когда необходимо, лицензии, контроль за ликвидационными процедурами и деятельностью арбитражных управляющих.

       Работа по реструктуризации банковской  системы должна производиться взвешенно, с учетом интересов всех сторон, иначе в результате можно потерять больше, чем приобрести. Для различных групп коммерческих банков складывается неоднозначная ситуация, что требует и разных подходов к решению их проблем. Так, выделяется группа крупнейших коммерческих банков, которые не в состоянии преодолеть последствия кризиса.[ 9 ].

       В связи с этим, в рамках  программы неотложных дел по реструктуризации банковской системы главное управление Банка России провело классификацию кредитных организаций.

Деление банков на категории  малых и средних в современных  условиях носит весьма условный характер. Это наиболее мобильный и живой сектор экономики, который пока не имеет еще федеральных устремлений. Средние и малые банки со временем могут представлять собой основной объем услуг корпоративным клиентам, а также, по мере восстановления рынка розничных услуг населению.

   Группа малых  банков достаточно оперативно перестроилась на работу во вновь возникших нишах на финансовых рынках. В отношении таких банков вряд ли требуется проведение специальной политики.

    Из числа  средних банков часть находится  на грани банкротства, и поэтому  к ним требуется индивидуальный подход. Другая же часть активно реструктуризуется на собственной основе: в ряде банков наблюдается рост активов, капитала   и  некоторых  других  показателей.  Это  говорит  о  том,  что  акционеры  и  клиенты  ищут  выход  из  сложившийся   ситуации, проводя  фактическую  реструктуризацию  банковской  системы .

 И  в  этом  деле  им  требуется  оказывать   всестороннюю  поддержку. [ 9 ].

      Целью программы реструктуризации, как и всех мер, осуществляемых Банком России, является создание надежной и отлаженной банковской системы, способствующей развитию в России рыночной экономики, позволяющей предотвращать банковские кризисы. Для этого банковская система должна быть ориентирована на выполнение двух главных задач. Первая - быть аккумулятором и хранилищем вкладов населения и корпоративных клиентов, оправдывать доверие клиентов. Вторая — наладить кредитование реального сектора экономики.

           Банку России принадлежит важная  регулирующая роль в реализации  этих задач. Им должна быть  создана соответствующая нормативная и законодательная база, ориентированная на общемировые принципы ведения банковского дела.

       Ликвидация проблемных банков  – жесткий способ санации банковской  системы. Но особенно в данной  ситуации необходимо принять  меры, осуществление которых позволит выйти из кризиса с наименьшими бюджетными затратами.

Это наиболее дешевый, но крайне сложный в социальном отношении путь реструктуризации. При ликвидации банков основные убытки терпят не только акционеры, но и вкладчики, в том числе мелкие. Именно поэтому выбор этого способа реструктуризации требует взвешенного подхода к проблемам частных вкладчиков ликвидируемых банков. Необдуманная ликвидация неплатежеспособных банков сама по себе может способствовать усилению кризиса и перерастанию его в системный. Подтверждение тому пример Индонезии, где в 1997 — 1998 гг. ликвидация нескольких крупных банков породила волну паники, приведшую к системному банковскому кризису.

          Наилучшим методом считается  слияние проблемной организации со здоровым банком. Однако в этом случае трудность состоит, как правило, в том, что эта форма реструктуризации применима только тогда, когда долги банков-банкротов невелики, иначе возможные плюсы от слияния, в том числе и получаемая готовая инфраструктура поглощаемого банка, сводятся на нет огромными убытками. Известно, что ряд крупных банков в странах с развитой рыночной экономикой никогда не сливаются с банками, активы которых превышают одну треть их собственных активов. В результате программа санации проблемных банков путем их слияния в России практически не применяется.

      Следующий принцип — это справедливое распределение бремени реструктуризации при ее  проведении. Требуется, чтобы большая часть издержек по выздоровлению банков ложилась на тех, кто сознательно принимал на себя риск, связанный с деятельностью кредитных учреждений.

Важно четко знать, кто несет ответственность за убытки, и кто выигрывает в результате  реструктуризации. Прежде всего, ответственность ложится на акционеров, высший управляющий состав банка. Часть убытков несут и вкладчики, которые доверили свои деньги неустойчивым банкам, надеясь на получение повышенных доходов.

    Другим  важным принципом реструктуризации является предотвращение возникновения этих проблем. Цель программы реструктуризации заключается не только в проведении санации банковской системы, восстановлении платежеспособности банков, повышении надежности и устойчивости банковской системы, но и в предотвращении повторения системных рисков.

        Банковский сектор с социальной, общественной точки зрения — это сектор повышенного риска. У руководства банков не должно быть чувства безнаказанности или иждивенчества по отношению к банковскому сообществу, Центральному банку или государству.

Необходимым условием успешной реструктуризации является обязательное списание убытков за счет акционерного капитала и увольнение прежнего руководства неплатежеспособных банков, возможно, без права занимать в дальнейшем руководящие посты в кредитных организациях. [ 6 ].

     Отличительная  особенность реструктуризации российской  банковской системы состоит в том, что ее приходится проводить в условиях очень жесткого дефицита средств, выделяемых на эти цели. Известно, что в большинстве стран преодоление банковского кризиса потребовало затрат в размере: от 3 до 5% ВВП в США, около 15% - в Испании и Венгрии, более 30% - в Чили и в ряде других стран.

Информация о работе Банковская система и проблемы ее реструктуризации в России