Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:18, курсовая работа
Также целью данной работы является необходимость рассмотрения проблемы реструктуризации банков в России, направленной на оздоровление всей банковской системы, на обеспечение ее надежности, на восстановление к ней доверия, создание условий защиты интересов всех сторон, а также повышение ответственности исполнительной и законодательной власти за последствия преобразований. Эта проблема актуальна, так как связана с сегодняшней экономической ситуацией в стране, когда банковская система переживает сложное для себя время.
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА. стр. 4
1.1 становление и развитие банковской системы.
1.2 классификация кредитных учреждений
стр. 6
1.3 ОТЛИЧИЕ центрального БАНКа россии ОТ коммерческих банков
стр. 8
1.5 БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ
стр. 8
1.6 создание денег коммерческими банками. депозитный мультипликатор
стр.10
2. ПРОБЛЕМЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ.
2.1 БАНКОВСКИЙ КРИЗИС И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
стр.12
2.2 ЦЕЛИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
стр.15
2.3 БАНКОВСКАЯ САНАЦИЯ
стр.16
2.4 ПРОБЛЕМА ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ
стр.20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 23
Во-вторых, девальвация
рубля привела к большим
В-третьих, ухудшение экономической ситуации в стране подорвало финансовое положение не только банков, но, что очень важно, и заемщиков. Это еще больше ухудшило качество кредитного портфеля банков и привело к росту просроченных и безнадежных долгов.
На этом фоне произошло очень быстрое и массовое изъятие населением своих вкладов, что привело к утере банками ликвидности. Практически перестала действовать платежная система страны, и из-за потери доверия полностью остановился рынок МБК.
Острый характер кризиса, утрата банками ликвидности привели к тому, что фактически на несколько дней в стране прекратилось функционирование всей финансовой системы. [ 8 ].
Банковский кризис затронул подавляющее большинство российских кредитных организаций и поэтому носил ярко выраженный системный характер. Значительно снизился уровень капитализации банков из-за убытков, которые они понесли в виде курсовых разниц и обесценения ценных бумаг, а также, что, может быть, стало главной причиной, из-за необходимости восполнения резервов на возможные потери по ссудам. Капитальная база банков (без Сбербанка России) по сравнению с 1 августа 1998 г. фактически уменьшилась на 60%, а доля активов проблемных банков в совокупных активах банковской системы возросла с 12 до 42%, т. е. более чем в 3,5 раза. Ухудшилось качество активов банков, и увеличился объем просроченной и безнадежной задолженности.
В наиболее сложном положении, в основном по собственной неосмотрительности, оказались крупные и многофилиальные банки, связанные с финансово-промышленными группами, и в этом, можно считать, состоит основное отличие российского банковского кризиса от кризисов в других странах. Как правило, клиенты, кредиторы и вкладчики доверяют крупным банкам, считая, что управление в них, в частности, управление рисками, более надежно, чем в мелких. В России, к сожалению, напротив, крупные банки оказались более уязвимыми.
В то же время банки, функционирующие в регионах, например, в Санкт-Петербурге, т. с. там, где рынки, особенно такие опасные, как форвардные и валютные, были развиты более слабо, подвергались разрушительному воздействию кризиса в относительно меньшей степени.
Стабилизирующее значение
имело и то, что региональные банки
более консервативны и
Кризис еще раз
подтвердил классическое правило, — чрезмерные
риски не могут быть оправданы никакими
обстоятельствами, поскольку потери общества
от банкротства банков всегда масштабны
и имеют сложные, многомерные и трудно
прогнозируемые не только экономические,
но и социальные последствия. Одним из,
может быть, самых долговременных последствий
экономического, в том числе банковского,
кризиса является потеря на долгие годы
темпов экономического роста, стагнация
и отставание. [7].
2.2.
Цели реструктуризации.
В целях смягчения этих наиболее тяжелых ударов, нанесенных августовским кризисом, Центральный банк с сентября 1998 г. начал принимать меры по первичному восстановлению банковской системы, направленные в главном на решение трех основных задач: быстрое восстановление платежной системы, предотвращение банкротства банковской системы в целом, состояния. Принят Закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", который повышает роль и ответственность Банка России за проведение реструктуризации банковской системы. В настоящее время Банком России разработано 17 нормативных актов, обеспечивающих исполнение этого закона.
В чем
заключается главная цель
Реструктуризация
видится не как простое
В данный момент главным управлением Банка России заключены кредитные договора с рядом коммерческих банков. Корме того, события августовского кризиса принципиально изменили подходы к организации работы с группой банков, размер собственных средств которых составляет сумму, эквивалентную менее 1 млн. евро. После принятия решения Банк России продлил их существование, и из них могут состояться крупные банки.
Вместе с тем следует отметить,
что одним из направлений
Банки сегодня – это чуткий барометр экономического состояния Российской Федерации. И мы пришли к четкому пониманию того, что без реформирования реального сектора экономики нельзя реформировать кредитные организации. Реструктуризация банковского бизнеса находится в полной зависимости от тех реальных шагов, которые смогли бы осуществить органы законодательной и исполнительной власти в области финансовой политики. [ 6 ].
Это
важно осознать с учетом того,
что понятие реструктуризации возникло
не вдруг, а было обусловлено моментом
создания в нашей стране института коммерческих
банков, когда государство сознательно
отдало финансовую самостоятельность
целому сектору банковской системы.
2. 3.
Банковская санация.
Главное управление Банка России, проанализировав сложившуюся ситуацию, пришло к обоснованному выводу о необходимости и своевременности создания еще в 1996 г. управление по организации банковского санирования.3 Работа с проблемными банками в рамках санации способна сыграть решающую роль в реструктуризации банковской системы.
Одной из актуальных проблем
по банковскому санированию
Работа по реструктуризации
В связи с этим, в рамках программы неотложных дел по реструктуризации банковской системы главное управление Банка России провело классификацию кредитных организаций.
Деление банков на категории малых и средних в современных условиях носит весьма условный характер. Это наиболее мобильный и живой сектор экономики, который пока не имеет еще федеральных устремлений. Средние и малые банки со временем могут представлять собой основной объем услуг корпоративным клиентам, а также, по мере восстановления рынка розничных услуг населению.
Группа малых банков достаточно оперативно перестроилась на работу во вновь возникших нишах на финансовых рынках. В отношении таких банков вряд ли требуется проведение специальной политики.
Из числа
средних банков часть
И в этом деле им требуется оказывать всестороннюю поддержку. [ 9 ].
Целью программы
Банку России принадлежит
Ликвидация проблемных банков
– жесткий способ санации
Это наиболее дешевый, но крайне сложный в социальном отношении путь реструктуризации. При ликвидации банков основные убытки терпят не только акционеры, но и вкладчики, в том числе мелкие. Именно поэтому выбор этого способа реструктуризации требует взвешенного подхода к проблемам частных вкладчиков ликвидируемых банков. Необдуманная ликвидация неплатежеспособных банков сама по себе может способствовать усилению кризиса и перерастанию его в системный. Подтверждение тому пример Индонезии, где в 1997 — 1998 гг. ликвидация нескольких крупных банков породила волну паники, приведшую к системному банковскому кризису.
Наилучшим методом считается слияние проблемной организации со здоровым банком. Однако в этом случае трудность состоит, как правило, в том, что эта форма реструктуризации применима только тогда, когда долги банков-банкротов невелики, иначе возможные плюсы от слияния, в том числе и получаемая готовая инфраструктура поглощаемого банка, сводятся на нет огромными убытками. Известно, что ряд крупных банков в странах с развитой рыночной экономикой никогда не сливаются с банками, активы которых превышают одну треть их собственных активов. В результате программа санации проблемных банков путем их слияния в России практически не применяется.
Следующий принцип — это справедливое распределение бремени реструктуризации при ее проведении. Требуется, чтобы большая часть издержек по выздоровлению банков ложилась на тех, кто сознательно принимал на себя риск, связанный с деятельностью кредитных учреждений.
Важно четко знать, кто несет ответственность за убытки, и кто выигрывает в результате реструктуризации. Прежде всего, ответственность ложится на акционеров, высший управляющий состав банка. Часть убытков несут и вкладчики, которые доверили свои деньги неустойчивым банкам, надеясь на получение повышенных доходов.
Другим важным принципом реструктуризации является предотвращение возникновения этих проблем. Цель программы реструктуризации заключается не только в проведении санации банковской системы, восстановлении платежеспособности банков, повышении надежности и устойчивости банковской системы, но и в предотвращении повторения системных рисков.
Банковский сектор с
Необходимым условием успешной реструктуризации является обязательное списание убытков за счет акционерного капитала и увольнение прежнего руководства неплатежеспособных банков, возможно, без права занимать в дальнейшем руководящие посты в кредитных организациях. [ 6 ].
Отличительная
особенность реструктуризации
Информация о работе Банковская система и проблемы ее реструктуризации в России