Антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 20:07, реферат

Краткое описание

Цель реферата – проанализировать антимонопольное регулирование экономики.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть монополию.
Изучить методы антимонопольного регулирования.
Рассмотреть отечественную и зарубежную антимонопольную законодательную базу.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…...…………….2
Глава 1. Теоретические аспекты антимонопольного регулирования……………...…………3
1.1. Понятие монополии…………………………………………………………………...…3
1.2. Общие методы антимонопольного регулирования……………………………………6
Глава 2. Сравнительный анализ Российской и зарубежной антимонопольной политики………………………………………………………………………………………...10
2.1. Анализ законодательной части антимонопольной политики……………………….….10
2.2 . Примеры антимонопольного регулирования…………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………………..…….22
Список использованной литературы………………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Реферат.Экономическая теория.Антимонопольное регулирование экономики..doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Недопущение действий Microsoft против любой фирмы, которая занимается разработкой, продажей или использованием программного обеспечения, конкурирующего с ее Windows или Internet Explorer, и может выпускать персональный компьютер, в котором установлены и Windows, и операционная система, разработанная не Microsoft;

Потребовала от Microsoft установить единые ставки роялти и применять единые лицензионные параметры для всех производителей компьютеров, которые хотят использовать в своих моделях Windows;

Потребовала, чтобы производителям было разрешено удалять иконки Microsoft и заменять их любыми другими иконками на рабочем столе Windows;

Обязал Microsoft предоставлять техническую информацию другим компаниям, чтобы они смогли разрабатывать свои программы так, чтобы те были способны работать как с Windows, так и с другой продукцией Microsoft.[17]

 


Заключение

 

 

В целях совершенствования антимонопольного регулирования в России необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование опыта стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Российской Федерации в эффективный регулятор рыночных отношений.

Выбор правильного регулирующего антимонопольного воздействия способствует получению позитивных социально-экономических результатов не только в краткосрочном, но и долгосрочном временном разрезе. Поэтому требуется непрерывное совершенствование антимонопольного законодательства. К актуальным перспективным мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования относятся:

• продолжение структурных преобразований в экономике России, особенно в отраслях естественных монополий;

• совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;

• регулирование и контроль инвестиционных программ;

• создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее дерегулирование этих видов деятельности;

• повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ – естественных монополий;

• приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;

• целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;

Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочение взаимоотношений антимонопольных органов с другими органами исполнительной власти. Существует достаточно много вопросов, которые одновременно относятся к компетенции различных органов исполнительной власти (так называемые пограничные вопросы). В таких случаях следует избегать дублирования действий, гармонизировать регламенты совместной деятельности различных административных структур, согласовывать их нормативную документацию и т.д.

В перспективе решение указанной проблемы должно, по видимому, достигаться одновременно по трем параллельным направлениям:

• решение принципиальных вопросов взаимодействия органов исполнительной власти (прежде всего - вопросы, затрагивающие права различных лиц и имеющие правовые последствия) должно основываться только на развитии законодательной базы;

• вопросы структурно-функционального характера должны разрешаться на уровне правительства (например, принятием соответствующих постановлений);

• вопросы оперативного взаимодействия органов управления могут регулироваться ими самими путем достижения вышеупомянутых соглашений.

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. Несмотря на разность подходов к антимонопольному регулированию в различных странах запада, особенно развитым в этом отношении принято считать антимонопольную практику США, поскольку её юридический (законодательный) аспект, как и другие области права в США основывается на прецедентной системе.

Обобщая состояние антимонопольного законодательства в России, можно отметить, по крайней мере, три существенных момента: федеральное антимонопольное законодательство в своей основе на сегодняшний день сформировано преимущественно в части, регулирующей развитие товарных рынков; антимонопольное регулирование рынков банковских, страховых услуг, рынков ценных бумаг и иных сфер, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, по-прежнему осуществляется весьма ограниченно, на фрагментарной правовой базе; сформировано федеральное законодательство о естественных монополиях, и начала формироваться правовая база регулирования естественных монополий, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации.

 


Список использованной литературы

 

1.                   Конституция Российской Федерации от 12.12.1993//РГ.-1993-№237

2.                   Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. №63-ФЗ//СЗ РФ -1996-№14

3.                   Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30.11.1994 №51-ФЗ в редакции от 30.12.2004 №217-ФЗ//СЗ РФ-1996-№5

4.                   Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 от 26.01.1996 №14-ФЗ в редакции от 30.12.2004 №219-ФЗ//СЗ РФ-1996-№5

5.                   Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991г. №948-1 в редакции от 02.01.2000 №3-ФЗ//Ведомости ВС и СНД РСФСР-1991-№16

6.                   ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» №117//СЗ РФ-1999-№26, ст. 3174

7.                   Постановление Правительства РФ от 30.06.2004г №331 «Об утверждении положения о федеральной антимонопольной службе»//Собрание законодательства РФ-2004-№31 ст.3259

8.                   Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в РФ» от 28.02.1995 №220//Российские вести-1995-№8

9.                   Постановление Правительства РФ от 15.02.1996 №154 «О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%»//СЗ РФ-1996-№9-ст.806

10.               Договор стран СНГ «О проведении согласованной антимонопольной политики» от 23.12.1993//Содружество. Информационный вестник Совета Глав правительств СНГ. №1(34). С.103-114.

11.               Федеральный закон «О естественных монополиях» №147 от 17.08.1995//СЗ РФ-1995-№34 ст. 3426

12.               Авдашева С., Шаститко А. Модернизация антимонопольной политики в России (экономический анализ предлагаемых изменений конкурентного законодательства)// Вопросы экономики.-2005-№5-с.100-117.

13.               Авдашева С.Б. Экономические основы антимонопольной политики: российская критика в контексте мирового опыта//Экономический журнал Высшей школы экономики-2007-Т.11, №2-с.234-270

14.               Балацкий Е. Недостатки антимонопольного регулирования//Экономист. - 2003-№5-с.47-53

15.               Белоусова О. Механизмы реализации инвестиционной стратегии// Проблемы теории и практики управления-2006-№12-с.70-81.

16.               Вильсон Дж, Цапелик В.. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 1995 год № 11.

17.               Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Прмежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов//Пер. с англ. Под ред Н.Л. Фроловой-М: ЮНИТИ, 1997-767с., с.465-488

18.               Гальперин В.М. и др. //Микроэкономика-СПБ: экономическая школа, 1994, т.1-2

19.               Гречишкина И. Антимонопольное регулирование как инструмент развития рынка газа// Вопросы экономики-2005-№12-с.122-133

20.               Грязнова А.П., Юданов А.Ю.// Микроэкономика: теория и российская практика (2-е издание) М.ИТД «КноРус», 2000, с.342-372.

21.               Джуха В.М., Панфилова Е.А.// Микроэкономика: учебное пособие для студентов Вузов-М. ИНЦ «Март», Ростов н/Д: Изд. Центр №Март», 2004-с. 94-108.

22.               Завадников В. О промышленной политике Российской Федерации// Общество и экономика. 2007-№2/3, с.5-39.

23.               Качалин В. Международные аспекты антимонопольного регулирования// Мировая экономика и международные отношения-2006-№2- с. 49-57

24.               Колесов А.И., Исаенко Е.В., Исаенко А.В. Рынок и антимонопольное регулирование. Белгород, 1999 г. 139 – 140 стр.

25.               Корниенко О.В. Микроэкономика: учебное пособие.-Ростов н/Д: «Феникс», 2005-с.219-242.

26.               Макконел К.Р., Брю С.Л., // Экономикс М: ИНФРА-М., 2007 с. 306-326.

27.               Мэнкью И.Г.// Принципы микроэкономики, М.:Питер, 2007, с.358-388.

28.               Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. – 2000, с. 244-257

29.               Нуриев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник-М: НОРМА-ИНФРА-М, 1999, Гл.8., с. 289-296

30.               Пиндайк Р., Рубинфельд Д., Микроэкономика-М.: Экономика. Дело, 1992, 510с., гл.10-11., с475-489

31.               Скрыпник В.И. Энергетика России: естественная монополия на свободе // Общество и экономика. 1999, с. 32-36

32.               Слезов Р.Г., Лукин М.Ю.//Микроэкономика, М.: Изд. «Дело и сервис», 1999, 2-е изд., с. 253-257.

33.               Тарануха Ю.В., Земляков Д.М., Микроэкономика. Учебное пособие.- Ростов н/Д: «Феникс», 2005-с.219-242.

34.               Чувилин Е, Дмитриева В. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах, //Финансы и статистика, - Москва, 2001, -N 5., с. 45-49

35.               Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.// Экономика. М:Дело, 1999, с.252-269.

 

 



[1] Джуха В.М., Панфилова Е.А.// Микроэкономика: учебное пособие для студентов Вузов-М. ИНЦ «Март», Ростов н/Д: Изд. Центр №Март», 2004-с. 97

[2] Грязнова А.П., Юданов А.Ю.// Микроэкономика: теория и российская практика (2-е издание) М.ИТД «КноРус», 2000, с.324.

[3] Корниенко О.В. Микроэкономика: учебное пособие.-Ростов н/Д: «Феникс», 2005. с.232.

[4] Пиндайк Р., Рубинфельд Д., Микроэкономика-М.: Экономика. Дело, 1992, 510с., стр. 68

[5] Макконел К.Р., Брю С.Л., // Экономикс М: ИНФРА-М., 2007 с. 317

[6] Авдашева С.Б. Экономические основы антимонопольной политики: российская критика в контексте мирового опыта//Экономический журнал Высшей школы экономики-2007-Т.11, №2-с.246

[7] Вильсон Дж, Цапелик В.. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 1995 год № 11. с 38

[8] Корниенко О.В. Микроэкономика: учебное пособие.-Ростов н/Д: «Феникс», 2005-с.229

[9] Авдашева С.Б. Экономические основы антимонопольной политики: российская критика в контексте мирового опыта//Экономический журнал Высшей школы экономики-2007-Т.11, №2-с.252

[10] Качалин В. Международные аспекты антимонопольного регулирования// Мировая экономика и международные отношения-2006-№2- с. 51

 

[11] Так, доход государства (в виде таможенных пошлин) от экспорта газа в 2004 г. составил около 6% доходной части бюджета, а доля ОАО «Газпром» в ВВП равна примерно 8%.

[12] В 2004 г. было возбуждено 63 дела по фактам злоупотреблений доминирующим положением на рынках газа (9,6% от общего количества дел, рассмотренных антимонопольным органом по статье 5 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках») и выдано 32 предписания о прекращении нарушений.

[13] Например, производители и поставщики природного газа не смогут конкурировать в сфере поставок при отсутствии доступа к газотранспортным и газораспределительным сетям. Аналогичные проблемы имеют место в электроэнергетике, телекоммуникациях, на железнодорожном транспорте и т.д.

[14] ОАО «Газпром» наделено исключительным правом согласования объемов поставок газа для котельных и на другие топливные нужды с годовым расходом до 10 тыс. т условного топлива. Процедура согласования регламентирована «Порядком установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющих установок», принятым постановлением Правительства РФ №832 от 29.10.92 и «Порядком оформления решений об установлении видов топлива для предприятий и топливопотребляющих установок и перечня газоиспользующих установок и оборудования, для которых не требуется получать специальных разрешений на использование природного газа», утвержденным

[15] Статья 18 Федерального закона №69-ФЗ от 31.03.99 «О газоснабжении в Российской Федерации» и пункт 6 «Правил поставки газа в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №162 от 05.02.98.

[16] Положительным фактором здесь могут служить предполагаемые изменения законодательства, направленные на повышение абсолютной величины штрафных санкций за нарушение антимонопольного законодательства и переход от их измерения в минимальных размерах оплаты труда к проценту от оборота компании-нарушителя.

[17] Источник: United States v. Microsoft (District Court Conclusions of Law), April 2000; United States v. Microsoft (Court of Appeals), June 2001; US v. Microsoft (Final Judgment), November 2002; Reuters and Associated Press News Services.


Информация о работе Антимонопольное регулирование