Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы заключается в изучении инфляционного процесса и анализе возможных вариантов антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Задачами работы являются:
изучение процесса инфляции, факторов на него влияющих, причин, механизма развития инфляции, ее особенностей в России;

рассмотрение различных вариантов антиинфляционной политики с учетом мирового опыта;
анализ применения различных вариантов антиинфляционной политики в России с учетом ее особенностей.

Оглавление

Введение.

Глава 1. Сущность, причины и механизмы инфляции.
1. Понятие инфляции
2. Причины инфляции
3. Виды инфляции
4. Инфляционная спираль
5. Сущность инфляции в разных экономических школах.

Глава 2.Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования.
1. Монетарные инструменты антиинфляционной политики.
2. Немонетарные инструменты антиинфляционной политики.
3. Борьба с инфляцией как многофакторным явлением.
4. Способы предотвращения инфляции

Глава 3. Особенности борьбы с инфляцией в России. Антиинфляционная политика государства в 2011 году



Заключение.

Файлы: 1 файл

эк. теория курсовая.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Такая ситуация возникла в ФРГ в 70-80х гг., когда предельная ставка налога

составляла 80-90%, то есть практически весь прирост заработной платы «съедался» налогами.

В целом возможности использования налогов в качестве антиинфляционного фактора ограничены. Увеличение налогов может привести к падению производительности производства из-за снижения стимулов к предпринимательской деятельности. В некоторых случаях производители компенсируют повышение налоговых ставок повышением цен. Если это возможно в данной экономической ситуации, то повышение налогов становится инфляционным фактором. Изменение налоговых ставок позволяет увеличить или уменьшить стимулы к предпринимательской деятельности. Снижение налогового бремени побуждает предпринимателей увеличивать объемы производства, так как уменьшаются издержки производства. Однако возможности использования этого инструмента значительно ограничены: значительное уменьшение ставок налогов приведет к тому, что доходная часть бюджета может уменьшиться до такой степени, что в бюджете страны возникнет дефицит. Значительное же увеличение налоговых ставок может либо уменьшить эффективность производства, так как стимулы к предпринимательской деятельности уменьшатся, либо вызвать рост цен, так как производители будут вынуждены покрывать издержки производства.

Увеличение налогов – это одна из мер, уменьшающая денежную массу в обращении, поскольку эти средства изымаются в пользу государства. Соответственно уменьшение налоговых ставок способствует увеличению денежной массы. Использование немонетарных инструментов – это эффективный метод борьбы с инфляцией, так как таким образом правительство активно влияет непосредственно на состояние экономики. Однако использование этих инструментов вне связи с монетарными едва ли будет эффективным. Например, даже при значительном улучшении состояния экономики будет наблюдаться инфляция, если при этом не контролировать эмиссию (как наличных, так и безналичных денег).

 

 

 

3. Борьба с инфляцией как многофакторным явлением.          

Инфляция вызвана острым нарушением пропорций воспроизводства, связана с действием экономических, финансовых, политических, денежно-кредитных, внешних и психологических факторов. Немалую роль в усилении инфляции может оказать и государство, особенно если оно стремится увеличивать различного рода тарифы, надбавки, т. е. конечную цену товаров при неизменности их рыночной стоимости. Исторический ход инфляции показывает, что: ее подавление невозможно на базе устранения какой-то одной группы факторов, оказывающих негативное влияние на переполнение каналов денежного оборота; поскольку общеизвестно, что инфляция - многофакторный процесс, решать вопрос о ее снижении с экономической точки зрения необходимо с позиции санации воспроизводства в целом, в комплексе, с позиции законодательства. Это означает, что принятие законов государства в области цен, финансов, налогообложения, банков, развития экспорта и импорта должно осуществляться не в интересах одной из отраслей или секторов экономики, а в интересах экономики в целом.

Попытка решать отдельно текущие проблемы в области социального обеспечения, бюджета, капитальных вложений или банковского сектора неизбежно может вызвать новые диспропорции, на какой-то момент создать видимость улучшения положения, но, в конечном счете, усугубит экономическую и социальную ситуацию в обществе; поскольку ход инфляции в России и других странах показывает, что инфляционная спираль начинает раскручиваться в результате спада производства, следует признать, что главными исходными мерами выхода из экономического кризиса являются меры, затрагивающие производственную сферу. Не случайно при спаде производства только увеличение или сжатие денежной массы не являются решающим фактором. Более того, инфляция может снижаться при росте М2 и возрастать при сжатии денежной массы.

При всей безусловной важности монетарных факторов центр тяжести в антиинфляционной политике, вероятно, в большей степени необходимо увязывать с повышением эффективности производственной сферы. В законодательном отношении это означает, что акты государства в области хозяйственного права, нормативная база, финансовые и денежно-кредитные отношения должны соизмеряться, прежде всего, с позиции их стимулирования производства. Роль центрального банка здесь может проявиться двояким образом:

во-первых, посредством мер, обеспечивающих снижение уровня инфляции и повышение представительной стоимости денег;

во-вторых, путем кредитной поддержки коммерческих банков, регулирования процентной ставки и пр. Первый и второй пути оказываются при этом взаимосвязанными. Поддерживать производство можно в условиях достаточно стабильного денежного оборота. Расчеты показывают, что сильная инфляция девальвирует капиталы, снижает инвестиционный эффект, оказывает положительное воздействие на производство только при темпах роста не более 3 - 4% в год. Поддерживать экономичность денежного оборота за счет денежно-кредитных инструментов действительно возможно и целесообразно, но с оглядкой на их негативное инфляционное воздействие.

Таким образом, для борьбы с инфляцией важно помнить, что инфляция – это

многофакторное явление, требующее особого подхода. Для борьбы с инфляцией требуется составить стратегию, построенную на поэтапном проведении мер, направленных на регулирование инфляции. К ним можно отнести:

-         общеэкономические меры;

-         сдерживание финансовых и денежных факторов инфляции;

-         оздоровление банковской системы;

-         регулирование уровня цен и заработной платы;

-         контроль за состоянием фондового рынка;

-         разработка эффективного законодательства;

-         борьба с «теневой экономикой»;

-         устранение внешних факторов инфляции.

 

 

 

4.  Способы предотвращения инфляции

Последствия инфляции были бы не такими тяжелыми и даже устранимыми, если бы люди могли предвидеть инфляцию и иметь возможность скорректировать свои номинальные доходы с учетом предстоящих изменений в уровне цен. Если предвидеть наступление инфляции, то можно также внести изменения в распределение доходов между кредитором и дебитором. Непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам за счет кредиторов.

Предположим, что кредитор и получатель ссуды договариваются о том, что 5% являются умеренной процентной ставкой по займу сроком на один год в том случае, если уровень цен останется неизменным. Но вследствие инфляционных процессов, как кредитор, так и получатель ссуды полагают, что есть основания ожидать 6% повышения цен в течение будущего года. Если банк дает заемщику ссуду в 100 долларов при 5%-ой ставке, то в конце года он получит 105 долларов. Но если инфляция действительно достигнет 6% в течение этого года, то покупательная способность этих 105 долларов упадет до 99 долларов.

Фактически получается, что кредитор заплатит получателю ссуду 1 доллар за то, что последний в течение года пользовался его деньгами. Кредитор может избежать выплаты такой странной субсидии, если повысит процентную ставку в соответствии с предполагаемым уровнем инфляции. Например, назначив ставку в 11% кредитор в конце года получит 111 долларов, которые с учетом 6%-ной инфляции имеют реальную стоимость или покупательную способность примерно 105 долларов. В этом случае за пользование 100 долларами в течение одного года происходит приемлемая для обеих сторон передача процента от дебитора кредитору. Сберегательные и ссудные учреждения ввели закладные с изменяющейся процентной ставкой, чтобы защитить себя от негативного воздействия инфляции. Эти примеры показывают, что высокие номинальные процентные ставки являются скорее следствием инфляции, а не ее причиной.

Согласно распространенному определению, инфляция есть уменьшение покупательной способности денег в результате роста цен. Она показывает процентное изменение общего уровня цен за определенный период. 

Величина

 

р =(Р-Р-1)/Р-1 (1)

 

 

 

называется темпом инфляции.

Противоположный процесс -- дефляция, когда цены падают, а покупательная сила денег растет.

Инфляцию нельзя отождествлять с ростом предложения денег. Она возникает, когда спрос на деньги растет быстрее, чем выпуск. Напротив, если темп роста номинальных затрат на товары и услуги равен темпу роста реального выпуска, то инфляция отсутствует.

Рост денежной массы может стимулировать выпуск. Однако отделить стимулирующий рост денежной массы от инфляционного часто бывает затруднительно.

В открытой экономике эмиссия денег происходит по трем различным каналам:

- кредитование предприятий, 

- ссуды государству,

- покупка иностранной валюты и золота банками,  и каждый из них может стать источником инфляции.

Когда банк, например, выдает кредит, то для него это расходование привлеченных средств, но для экономики в целом это создание нового платежного средства. Достаточно перейти некоторые пределы, и кредитование уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную способность, следствием чего является рост цен. Этим, кстати, вовсе не ставится под угрозу погашение задолженности самим банкам, поскольку инфляция облегчает выплату долгов.

Инфляция снижает реальную ценность финансовых активов с фиксированной номинальной ценностью (денег, облигаций, сберегательных счетов, страховых контрактов и пенсий). При росте цен все обладатели денежного имущества уплачивают обществу «процент» с него, равный темпу инфляции (инфляционный налог). Посредством этого налога можно финансировать значительную часть бюджетного дефицита. При падении цен, напротив, владельцы денег увеличивают ценность своего имущества.

Для общества в целом инфляция ведет к потере капитала (сокращению валютных резервов, обесценению капитала предприятий), а также к перераспределению дохода, так как в результате инфляции население делится на две группы: 

- в одной доходы немедленно повышаются вслед за повышением цен,

- во второй доходы повышаются вслед за ценами со значительным опозданием.

Но дело не только в этом. Хотя инфляцию обычно измеряют изменением среднего (общего) индекса цен, само изменение среднего индекса цен не может объяснить инфляцию. Если бы все цены и доходы (и номинальная денежная масса) внезапно выросли бы в одно и то же число раз, то никакой инфляции не было бы, просто изменился бы масштаб цен. Реальное количество денег в экономике останется в этом случае неизменным:

M/Р = const, и никакого реального влияния на экономику не произойдет.

На самом деле инфляция реально воздействует на экономику. Это означает, что: деньги и цены изменяются, вообще говоря, в разной пропорции;  цены на одни товары и услуги растут быстрее, чем на другие.

В результате одни производства растут, а другие сокращаются. Одни от инфляции становятся богаче, а другие беднее. Иначе говоря, в силу присущей инфляции неравномерности она вызывает структурные изменения в производстве и в распределении дохода.

В результате инфляции вся структура относительных цен искажается, ориентируя производство в неверных направлениях. Это уменьшает эффективность свободного рынка. Искаженная структура цен порождает неэффективное использование ресурсов, отвлекая рабочую силу и другие факторы (особенно капитал) в сферы, остающиеся прибыльными только в условиях ускоряющейся инфляции. Именно этот эффект создает главные волны безработицы.

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности борьбы с инфляцией в России. Антиинфляционная политика государства в 2011 году

 

Прогноз Bank of America - Merrill Lynch на 2011г. составляет 8%-9%. Прогноз Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на 2011 год составляет 9,4%.

Прогноз Минфина РФ: 6.5-7.5%.

Ежемесячные темпы инфляции:

январь: 2,4%;

февраль: 0,8%;

март: 0,6% (или 9,4% годовых или 3.8% с начала года);

апрель: 0,4% (или 4.2% с начала года);

май: 0,5%* (или 4.7% с начала года);

Причины инфляции в 2011 году

рост тарифов на услуги ЖКХ (в 2011 году ожидается повышение цен на теплоэнергию в среднем по стране на 12%-14%, на водоснабжение и канализацию - на 18%-20%, на электроэнергию - на 10%, на газоснабжение - на 17%. При этом общий платеж не должен увеличиться более чем на 15%);

рост цен на сахар (на мировом рынке);

рост цен на говядину и свинину;

рост цен на продукты (гречка, картофель);

рост ставок страховых взносов во внебюджетные фонды (с 26% до 34%);

увеличение бюджетных расходов;

рост цен на бензин (апрель, май 2011 года);

низкий уровень конкуренции в основных отраслях экономики (высокий уровень монополизации экономики, большое число картельных соглашений среди крупных предприятий отрасли);

высокие таможенные барьеры для продовольственных товаров (пошлины на импорт)


Подорожание продовольствия угрожает всем странам. Из-за роста оптовых цен крупнейшие сети питания и производители повышают отпускные цены в рознице, что ведет к увеличению темпов инфляции.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства