Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:47, курсовая работа
Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты борьбы с инфляцией.
Введение………………………………………………………………..3
1.Антиинфляционная политика……………………………………….5
1.1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики…………..5
1.2 Виды антиинфляционной политики……………………………….6
2. Особенности инфляции в России………………………………….16
2. 1 Сущность, причины, формы проявления и виды инфляции......16
2. 3 Особенности инфляционных процессов в России……………...23
3. Современная антиинфляционная политика……………………….35
3.1 Антиинфляционная тактика………………………………………35
3.2 Цели и инструменты антиинфляционной политики на 2007-2009
год………………………………………………………………………38
Заключение……………………………………………………………..41
Литература……………………………………………………………...43
САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ
АВТОНОМНОЙ НЕКОМЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
Факультет МЭО
Кафедра
отечественной истории, экономической
теории и кооперации
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
курсу «Экономическая теория»
на
тему «Антиинфляционная политика, ее
виды и особенности осуществления
в современной России»
Автор
курсовой работы Тростин Дмитрий
Васильевич
Специальность
экономика и управление на предприятии
Руководитель
работы Калабкина Ирина Михайловна
Оценка__________________
Саранск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………
1.Антиинфляционная политика……………………………………….5
1.1
Понятие, цели и задачи
1.2 Виды антиинфляционной политики……………………………….6
2.
Особенности инфляции в России…
2.
1 Сущность, причины, формы проявления
и виды инфляции......16
2.
3 Особенности инфляционных процессов
в России……………...23
3. Современная антиинфляционная политика……………………….35
3.1 Антиинфляционная тактика………………………………………35
3.2 Цели и инструменты антиинфляционной политики на 2007-2009
год………………………………………………………………………
Заключение……………………………………
Литература……………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Понятие
«инфляция» неотделимо от понятия «деньги».
В современном рыночном хозяйстве
жизнь отдельных людей и
Современный термин инфляция (от латинского слова infatio – вздутие, разбухание, разводнение) был позаимствован из медицины. Применительно к денежному обращению это слово стали употреблять лишь в XIX веке в период гражданской войны в США 1861-1864 гг. К концу войны казначейские обязательства США обесценились сразу на 60%.
Инфляция
является сложным социально-
В большинстве стран мира уровень инфляции один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.
Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.
Сущность
и происхождение инфляции по-разному
трактуются представителями различных
экономических школ. Поверхностное
представление о причинах инфляции
ведет к неправильным методам
борьбы с этим явлением. Целью данной
работы является анализ антинфляционной
политики государства, обозначив при этом
основные цели и инструменты борьбы
с инфляцией.
В
соответствии с целью были поставлены
следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть стратегию и тактику инфляционного регулирования.
3.Обозначить
особенности борьбы с
Информационной базой для написания работы послужили: учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, законодательные акты; статистические справочники проблемные статьи в федеральных средствах массовой информации, электронные ресурсы удаленного доступа.
1.АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
1.1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.
В антиинфляционной политике можно выделить два подхода.
В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Таким образом, расширяется спрос на потребительские товары и услуги.
Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Современная
рыночная экономика инфляционна
по своему характеру, поскольку в
ней невозможно устранить все
факторы инфляции (бюджетный дефицит,
монополии, диспропорции в народном хозяйстве,
инфляционные ожидания населения и предпринимателей,
переброс инфляции по внешнеэкономическим
каналам и др.). В связи с этим очевидно,
что задача полностью ликвидировать инфляцию
нереальна. Видимо, поэтому многие государства
ставят перед собой цель сделать ее умеренной,
контролируемой, не допустить разрушительных
ее масштабов.
1.2. ВИДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Выделяют следующие виды антиинфляционной политики:
1. Фискальная политика
2. Кредитно-денежная политика.
3. Монетаризм
4. Гипотеза естественного уровня
5. Фискальная политика, ориентированная на предложение.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Фискальная политика – это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы рекомендуют ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.
Методы фискальной политики:
1) Изменения реального объема производства. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу.
2) Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.
3) Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.
4) Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении, то есть к увеличению прямых поступлений, сокращению выплат и трансфертов, либо к обоим этим процессам одновременно. При наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня цен. Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций. [5 с. 115].
В кредитно–денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:
Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.
Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.