Инфляция и антиинфляционная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Термин инфляция (от лат.infatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861 - 1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно – денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ в. после первой мировой войны, а в советской литературе – с середины 20-ых гг.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Инфляция как многофакторный процесс……………………………..5
1.1. Причины инфляции…………………………………………………………..5
1.2. Виды инфляции……………………………………………….……………..9
Глава 2. Антиинфляционная политика ……….……………………………….19
2.1. Кривая Филипса……………………………………………………………..19
2.2. Измерение и показатели инфляции. Индексы Ласпейреса, Пааше и Фишера……………………………………………………………...……………….......21
2.3. Последствия инфляции……………………………………………………...24
2.4. Регулирование инфляции. Антиинфляционная политика………………...27
Заключение……………………………………………………………….……….35
Список используемой литературы………....……

Файлы: 1 файл

ГАЛЕЕВА КУРСОВАЯ.doc

— 181.50 Кб (Скачать)


36

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Инфляция как многофакторный процесс……………………………..5

1.1. Причины инфляции…………………………………………………………..5

1.2. Виды  инфляции……………………………………………….……………..9

Глава 2. Антиинфляционная политика ……….……………………………….19

2.1. Кривая Филипса……………………………………………………………..19

2.2. Измерение и показатели инфляции. Индексы Ласпейреса, Пааше и Фишера……………………………………………………………...……………….......21

2.3. Последствия инфляции……………………………………………………...24

2.4. Регулирование инфляции. Антиинфляционная политика………………...27

Заключение……………………………………………………………….……….35

Список используемой литературы………....…………………………………....37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.

Термин инфляция (от лат.infatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861 - 1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно – денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ в. после первой мировой войны, а в советской литературе – с середины 20-ых гг.

Наиболее общее, традиционное определение инфляции – переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем экономики во многих странах мира.

Советское правительство неоднократно при­бегало к помощи печатного станка для решения финансовых проблем. В частности, в 1939 г. – в связи с резким увеличением расходов на содержание армии, после Великой Отечественной войны – на восстановление народного хозяйства, в 60-70-е го­ды – для покрытия растущего бюджетного дефицита. Однако в условиях жесткой административной системы управления эко­номикой и централизованного контроля над ценами рост денеж­ной массы не приводил к открытой инфляции.

Проблема инфляции по-прежнему актуальна, так как сегодня наблюдается практически во всех странах мира, кроме Китая, где в последние годы из-за искусственного сдерживания предложения денежной массы вот уже на протяжении нескольких лет фиксируется дефляция в размере 4-6% в год при одновременном впечатляющем росте внутреннего валового продукта. В России инфляция с начала 2006[1]г. составила 4,14%.

Целью написания данной работы является изучение всех аспектов инфляционного процесса и современной антиинфляционной политики.

Задачами работы является:

            рассмотрение причин инфляции;

            изучение видов инфляции;

            рассмотрение индексов Ласперейса,  Пааше и Фишера;

            рассмотрение последствий инфляции;

            изучение антиинфляционной политики.

 


Глава 1. Инфляция как многофакторный процесс

1.1. Причины инфляции

Деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по-прежнему рассматривается как всеобщий эквивалент.

Прежде всего, нужно отметить, что рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товара. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком-то отдельном товарном рынке – это еще не инфляция. Например, переход на выпуск новых модификаций автомоби­лей с экономичным двигателем, соответствующим международным стандартам, очевидно, приведет к повышению отпускной цены: более совершенная и качественная продукция требует больших затрат и ценится выше. В то же время систематический рост цен на серийно производимые автомобили одной и той же модели без каких-либо улучшений, а нередко и с ухудшением отделки и  понижением надежности в эксплуатации носит ярко выражен инфляционный характер.

Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, который возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом[2] и совокупным предложением[3]. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства, например, энергетический кризис 70-х годов, который проявил себя не только в росте цен на нефть, но и на другие товары и услуги: в 1973 г. общий уровень цен в США поднялся на 7%, а в 1979 г. – на 9%.

Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации  и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен действительно можно выделить инфляционные.

Существует и несколько иной взгляд на природу  инфляции, что вполне естественно, ибо она представляет собой чрезвычайно противоречивый, недостаточно изученный процесс. Некоторые авторы под инфляцией понимают повышение общего уровня цен в экономике. Однако в реальной практике изменяются только цены на товары, но и измерители их ценности – деньги, причем не только под влиянием ценовых сдвигов, но и, например, под воздействием конъюнктурных колебаний. Иногда говорят о том, что деньги «дешевые» или, напротив, «дорогие», что зависит от спроса на заемные средства, уровня процентных ставок вне прямой связи с динамикой цен на товары.

Бесспорно одно: падение покупательной способности денег и повышение цен на товары теснейшим образом взаимосвязаны. Инфляция – это снижение покупательной способности денег, ко­торое проявляется чаще всего в повсеместном повышении цен.

Наиболее распространенная причина инфляции – денег мно­го, товаров мало; покупательский спрос превышает товарное предложение. Деньги «охотятся» за товарами. Причина роста цен обычно не одна, их бывает несколько. В основе инфляционного повышения цен могут лежать различные, как правило, взаимосвя­занные факторы. При этом меняются масштабы, характер, темпы инфляции.

В январе - июле 1998 г. цены на потребительском рынке Рос­сии практически стабилизировались, их среднемесячный рост не превышал 0,5%. С августа 1998 г. прирост потребительских цен стал быстро нарастать, и к декабрю их уровень (по отношению к декабрю 1997 г.) поднялся на 84,4%. Во втором и третьем кварта­лах 1999 г. инфляционный рост цен несколько стабилизировался.

В странах Запада, в том числе в странах с относительно ста­бильной экономикой, наблюдается значительный разброс средне­годовой динамики цен. Так, в период с 1975 по 1998 г. он составил в США от 1,6 до 13,5; в Японии – от 1,2 до 11,8; в Великобрита­нии – от 3,4 до 24,2; в Португалии – от 8,9 до 28,8;                  в Греции – от 13,7до24,7%.

При относительно стабильных объеме и структуре производства и постоянной скорости обращения денег основным фактором ценовых сдвигов становится изменение объема денежной массы.

Если предложение денег равно спросу на них, то уровень цен остается неизменным. Увеличение количества денег в обращении при­водит к повышению цен.

Сторонники монетаризма утверждают, что причина инфляци­онного разрыва между деньгами и товарами лежит «на поверхнос­ти», она сводится к чрезмерному росту денежной массы. К инфля­ционному росту цен ведет избыток денежной массы; вслед за этим, с некоторым разрывом во времени, повышаются цены.

Но связь между денежной массой и движением цен не только прямая, но и обратная: растут цены – увеличивается денежная масса, увеличивается количество денег в обращении – растут цены.

Рост цен и покупательная сила денег

Значение имеет не только количество денег в обращении, но и их покупательная способность, структура денежной массы.

Денежная масса может расти. Если при этом покупательная способность денег падает, то нарушения происходят из-за того, что владельцы денег стремятся как можно быстрее избавиться от «падающих» денежных единиц. Увеличивается скорость денежно­го обращения. Выбрасываемые на рынок в избыточном количест­ве деньги подстегивают инфляционный рост цен.

Так, в России слабость рубля проявляется не только в том, что растут цены, но и в том, что падает доверие к национальной валю­те, а отдельные виды продукции российских производителей за­частую не выдерживает конкуренции со стороны иностранных то­варов.

Покупательная сила рубля обеспечивается, прежде всего, про­дукцией нефтяной и газовой промышленности; в этой сфере рубль выступает на равных с западной валютой. В то же время падение в целом за 90-е гг. спроса на товары и услуги широкого потребле­ния, производимые на российских предприятиях, подрывает по­купательную силу национальной валюты, усиливает негативные процессы в денежно-кредитной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды инфляции

Инфляция спроса и инфляция издержек

Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят раз­личие между двумя ее видами: инфляцией спроса (инфляцией поку­пателей) и инфляцией издержек (инфляцией продавцов). В сущности, это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнознач­ные причины инфляции: одна – со стороны спроса (избыток денежных средств у покупателей), другая – со стороны предложе­ния (рост производственных издержек).

Что такое инфляция спроса? Это вид инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным при­чинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Избыток денег образуется при дефиците товаров. По­добная ситуация на внутреннем рынке нашей страны наблюдалась в 70-80-х гг.

Чтобы финансировать дополнительные расходы, государство выпускает бумажные деньги, не обеспеченные товарной массой. Подобная практика выпуска «нематериальных» денег представля­ет собой своего рода инфляционный налог. Печатание дополни­тельных денег практически ничего не стоит государству, но позво­ляет наращивать расходы. Налог падает на общество, прежде всего на тех, кто имеет сбережения, хранит наличные деньги.

Ценность старых денег, находящихся у населения, стремитель­но падает. Если, к примеру, в течение года цены выросли на 130%, значит, покупательная сила рубля упала в 2,3 раза, т.е. в декабре она составила 43 коп.

Инфляция спроса может иметь смысл при специфических ус­ловиях: при низком темпе экономического роста, наличии недозагруженных мощностей. В этом случае подстегивание спроса по­служит своеобразным стимулом активизации производства.

Как отмечалось, развитие инфляции может иметь место и без дополнительного подстегивания спроса. Инфляционный рост цен происходит в условиях, когда спрос не растет, а падает. Причину следует искать со стороны предложения. Это другой вид инфля­ции – инфляция издержек. Механизм инфляции начинает рас­кручиваться в силу того, что растут издержки.

Возможны два исходных момента:

            издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требо­вания рабочих) и в силу удорожания сырья и топлива (рост цен на импорт, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.);

            производители повышают цены, используя свое монополистическое положение или создавая его путем сговора.

В отличие от инфляции спроса инфляция издержек, по мне­нию ряда экономистов, обладает некоторыми предпосылками к самопогашению. Повышение цен в результате роста издержек ведет к сокращению производства, а это неизбежно сопровожда­ется обострением конкуренции, поиском средств, направляемых на рационализацию производства, снижение производственных и трансакционных издержек.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в России