Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:39, курсовая работа
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Термин инфляция (от лат.infatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861 - 1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно – денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ в. после первой мировой войны, а в советской литературе – с середины 20-ых гг.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Инфляция как многофакторный процесс……………………………..5
1.1. Причины инфляции…………………………………………………………..5
1.2. Виды инфляции……………………………………………….……………..9
Глава 2. Антиинфляционная политика ……….……………………………….19
2.1. Кривая Филипса……………………………………………………………..19
2.2. Измерение и показатели инфляции. Индексы Ласпейреса, Пааше и Фишера……………………………………………………………...……………….......21
2.3. Последствия инфляции……………………………………………………...24
2.4. Регулирование инфляции. Антиинфляционная политика………………...27
Заключение……………………………………………………………….……….35
Список используемой литературы………....……
36
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Инфляция как многофакторный процесс……………………………..5
1.1. Причины инфляции…………………………………………………………
1.2. Виды инфляции……………………………………………….………
Глава 2. Антиинфляционная политика ……….……………………………….19
2.1. Кривая Филипса……………………………………………………………
2.2. Измерение и показатели инфляции. Индексы Ласпейреса, Пааше и Фишера…………………………………………………………….
2.3. Последствия инфляции……………………………………………………..
2.4. Регулирование инфляции. Антиинфляционная политика………………...27
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………....…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Термин инфляция (от лат.infatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861 - 1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно – денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ в. после первой мировой войны, а в советской литературе – с середины 20-ых гг.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции – переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем экономики во многих странах мира.
Советское правительство неоднократно прибегало к помощи печатного станка для решения финансовых проблем. В частности, в 1939 г. – в связи с резким увеличением расходов на содержание армии, после Великой Отечественной войны – на восстановление народного хозяйства, в 60-70-е годы – для покрытия растущего бюджетного дефицита. Однако в условиях жесткой административной системы управления экономикой и централизованного контроля над ценами рост денежной массы не приводил к открытой инфляции.
Проблема инфляции по-прежнему актуальна, так как сегодня наблюдается практически во всех странах мира, кроме Китая, где в последние годы из-за искусственного сдерживания предложения денежной массы вот уже на протяжении нескольких лет фиксируется дефляция в размере 4-6% в год при одновременном впечатляющем росте внутреннего валового продукта. В России инфляция с начала 2006[1]г. составила 4,14%.
Целью написания данной работы является изучение всех аспектов инфляционного процесса и современной антиинфляционной политики.
Задачами работы является:
рассмотрение причин инфляции;
изучение видов инфляции;
рассмотрение индексов Ласперейса, Пааше и Фишера;
рассмотрение последствий инфляции;
изучение антиинфляционной политики.
Глава 1. Инфляция как многофакторный процесс
1.1. Причины инфляции
Деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по-прежнему рассматривается как всеобщий эквивалент.
Прежде всего, нужно отметить, что рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товара. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком-то отдельном товарном рынке – это еще не инфляция. Например, переход на выпуск новых модификаций автомобилей с экономичным двигателем, соответствующим международным стандартам, очевидно, приведет к повышению отпускной цены: более совершенная и качественная продукция требует больших затрат и ценится выше. В то же время систематический рост цен на серийно производимые автомобили одной и той же модели без каких-либо улучшений, а нередко и с ухудшением отделки и понижением надежности в эксплуатации носит ярко выражен инфляционный характер.
Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, который возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом[2] и совокупным предложением[3]. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства, например, энергетический кризис 70-х годов, который проявил себя не только в росте цен на нефть, но и на другие товары и услуги: в 1973 г. общий уровень цен в США поднялся на 7%, а в 1979 г. – на 9%.
Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен действительно можно выделить инфляционные.
Существует и несколько иной взгляд на природу инфляции, что вполне естественно, ибо она представляет собой чрезвычайно противоречивый, недостаточно изученный процесс. Некоторые авторы под инфляцией понимают повышение общего уровня цен в экономике. Однако в реальной практике изменяются только цены на товары, но и измерители их ценности – деньги, причем не только под влиянием ценовых сдвигов, но и, например, под воздействием конъюнктурных колебаний. Иногда говорят о том, что деньги «дешевые» или, напротив, «дорогие», что зависит от спроса на заемные средства, уровня процентных ставок вне прямой связи с динамикой цен на товары.
Бесспорно одно: падение покупательной способности денег и повышение цен на товары теснейшим образом взаимосвязаны. Инфляция – это снижение покупательной способности денег, которое проявляется чаще всего в повсеместном повышении цен.
Наиболее распространенная причина инфляции – денег много, товаров мало; покупательский спрос превышает товарное предложение. Деньги «охотятся» за товарами. Причина роста цен обычно не одна, их бывает несколько. В основе инфляционного повышения цен могут лежать различные, как правило, взаимосвязанные факторы. При этом меняются масштабы, характер, темпы инфляции.
В январе - июле 1998 г. цены на потребительском рынке России практически стабилизировались, их среднемесячный рост не превышал 0,5%. С августа 1998 г. прирост потребительских цен стал быстро нарастать, и к декабрю их уровень (по отношению к декабрю 1997 г.) поднялся на 84,4%. Во втором и третьем кварталах 1999 г. инфляционный рост цен несколько стабилизировался.
В странах Запада, в том числе в странах с относительно стабильной экономикой, наблюдается значительный разброс среднегодовой динамики цен. Так, в период с 1975 по 1998 г. он составил в США от 1,6 до 13,5; в Японии – от 1,2 до 11,8; в Великобритании – от 3,4 до 24,2; в Португалии – от 8,9 до 28,8; в Греции – от 13,7до24,7%.
При относительно стабильных объеме и структуре производства и постоянной скорости обращения денег основным фактором ценовых сдвигов становится изменение объема денежной массы.
Если предложение денег равно спросу на них, то уровень цен остается неизменным. Увеличение количества денег в обращении приводит к повышению цен.
Сторонники монетаризма утверждают, что причина инфляционного разрыва между деньгами и товарами лежит «на поверхности», она сводится к чрезмерному росту денежной массы. К инфляционному росту цен ведет избыток денежной массы; вслед за этим, с некоторым разрывом во времени, повышаются цены.
Но связь между денежной массой и движением цен не только прямая, но и обратная: растут цены – увеличивается денежная масса, увеличивается количество денег в обращении – растут цены.
Рост цен и покупательная сила денег
Значение имеет не только количество денег в обращении, но и их покупательная способность, структура денежной массы.
Денежная масса может расти. Если при этом покупательная способность денег падает, то нарушения происходят из-за того, что владельцы денег стремятся как можно быстрее избавиться от «падающих» денежных единиц. Увеличивается скорость денежного обращения. Выбрасываемые на рынок в избыточном количестве деньги подстегивают инфляционный рост цен.
Так, в России слабость рубля проявляется не только в том, что растут цены, но и в том, что падает доверие к национальной валюте, а отдельные виды продукции российских производителей зачастую не выдерживает конкуренции со стороны иностранных товаров.
Покупательная сила рубля обеспечивается, прежде всего, продукцией нефтяной и газовой промышленности; в этой сфере рубль выступает на равных с западной валютой. В то же время падение в целом за 90-е гг. спроса на товары и услуги широкого потребления, производимые на российских предприятиях, подрывает покупательную силу национальной валюты, усиливает негативные процессы в денежно-кредитной сфере.
1.2. Виды инфляции
Инфляция спроса и инфляция издержек
Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами: инфляцией спроса (инфляцией покупателей) и инфляцией издержек (инфляцией продавцов). В сущности, это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна – со стороны спроса (избыток денежных средств у покупателей), другая – со стороны предложения (рост производственных издержек).
Что такое инфляция спроса? Это вид инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Избыток денег образуется при дефиците товаров. Подобная ситуация на внутреннем рынке нашей страны наблюдалась в 70-80-х гг.
Чтобы финансировать дополнительные расходы, государство выпускает бумажные деньги, не обеспеченные товарной массой. Подобная практика выпуска «нематериальных» денег представляет собой своего рода инфляционный налог. Печатание дополнительных денег практически ничего не стоит государству, но позволяет наращивать расходы. Налог падает на общество, прежде всего на тех, кто имеет сбережения, хранит наличные деньги.
Ценность старых денег, находящихся у населения, стремительно падает. Если, к примеру, в течение года цены выросли на 130%, значит, покупательная сила рубля упала в 2,3 раза, т.е. в декабре она составила 43 коп.
Инфляция спроса может иметь смысл при специфических условиях: при низком темпе экономического роста, наличии недозагруженных мощностей. В этом случае подстегивание спроса послужит своеобразным стимулом активизации производства.
Как отмечалось, развитие инфляции может иметь место и без дополнительного подстегивания спроса. Инфляционный рост цен происходит в условиях, когда спрос не растет, а падает. Причину следует искать со стороны предложения. Это другой вид инфляции – инфляция издержек. Механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки.
Возможны два исходных момента:
издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) и в силу удорожания сырья и топлива (рост цен на импорт, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.);
производители повышают цены, используя свое монополистическое положение или создавая его путем сговора.
В отличие от инфляции спроса инфляция издержек, по мнению ряда экономистов, обладает некоторыми предпосылками к самопогашению. Повышение цен в результате роста издержек ведет к сокращению производства, а это неизбежно сопровождается обострением конкуренции, поиском средств, направляемых на рационализацию производства, снижение производственных и трансакционных издержек.
Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в России