Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:39, курсовая работа
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Термин инфляция (от лат.infatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861 - 1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно – денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ в. после первой мировой войны, а в советской литературе – с середины 20-ых гг.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Инфляция как многофакторный процесс……………………………..5
1.1. Причины инфляции…………………………………………………………..5
1.2. Виды инфляции……………………………………………….……………..9
Глава 2. Антиинфляционная политика ……….……………………………….19
2.1. Кривая Филипса……………………………………………………………..19
2.2. Измерение и показатели инфляции. Индексы Ласпейреса, Пааше и Фишера……………………………………………………………...……………….......21
2.3. Последствия инфляции……………………………………………………...24
2.4. Регулирование инфляции. Антиинфляционная политика………………...27
Заключение……………………………………………………………….……….35
Список используемой литературы………....……
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:
снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);
обесценивание сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);
потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);
усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;
ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).
2.4. Регулирование инфляции. Антиинфляционная политика
Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.
Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (не значительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом инфляции различаются в зависимости от ее характера и уровня, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста (после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких пределах.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование[5].
политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13–14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года – в 1982 г.
Активная борьба с инфляцией, называемая дефляционной политикой, обычно приводит к падению темпов роста ВВП и даже его сокращению (дефляции).
Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». Поставить «диагноз» – значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».
Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер; ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на цены, на ценообразующие товары (топливо, транспорт, сельскохозяйственное сырье).
Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер; они постоянно уточняются и корректируются.
Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформируемой экономики предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в нашей стране следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.
Следует признать, что ни в России, ни в большинстве других стран, вставших на путь системных экономических реформ, расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой – от централизованно Управляемой к основанной на действии рыночных сил – натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы-воздействия В условиях затяжного инфляционного «заболевания» складывала ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывеет экономику из состояния инфляционного шока.
Применительно к России можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации:
наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями;
ценовые перекосы и диспропорции, усилившиеся в ходе либерализации цен. Свободные цены пока еще не стали ценами равновесия и не работают на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не всегда согласуются с изменениями в структуре потребительского спроса.
На наш взгляд, определяющее влияние на рост цен оказывает сегодня инфляция издержек. Об этом, в частности, говорит тот факт, что оптовые цены росли быстрее, чем розничные, потребительские.
Наличие кризиса неплатежей свидетельствует о том, что в основе инфляционного роста цен лежит не чрезмерное увеличение денежной массы, а, напротив, нехватка, отсутствие денег, потребных для обслуживания кругооборота товаров. Проводилась политика сдерживания, а не стимулирования совокупного спроса. Доходы населения не росли, а падали.
сохраняется давление внешнего долга, резко сужающего маневр валютными ресурсами.
Результативность макроэкономической политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для России становится сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов.
Отмеченные здесь и некоторые другие особенности напоминают об ограниченности пространства для маневрирования, о неправомерности применения некоторых стандартных рецептов сдерживания инфляции. Это во-первых. Во-вторых, сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, в том числе по регулированию курса национальной валюты, по сдерживанию темпов инфляции.
Окончательно преодолеть инфляцию можно, только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.
Но не так давно Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) представило программу снижения темпов роста цен, обозначив свою принципиальную позицию: экономический рост важнее борьбы с инфляцией.
Большинство предложенных МЭРТ антиинфляционных мер ожидаемы и очевидны. Они нацелены на купирование давно уже существующих системных проблем и перекосов в экономике, к которым относятся прежде всего опережающий рост спроса (в том числе из-за повышений зарплат бюджетникам), значительное увеличение цен на топливо, на услуги ЖКХ и естественных монополий. Реализацию некоторых положений программы предполагалось начать уже 2005 году, но дать хоть какой-нибудь эффект они смогут только в следующем.
Среди предложений МЭРТ кроется потенциальный подарок нефтяникам: в рамках приостановки удорожания нефтепродуктов рассматриваются варианты изменения формулы и шкалы исчисления налога на добычу полезных ископаемых. Если это предложение получит поддержку президента, нефтяные компании смогут рассчитывать на значительные налоговые послабления. Впрочем, у президента и без всяких послаблений получается порой держать стоимость бензина в рамках приличий, например, путем личной беседы с руководителями отрасли. Не исключено, что к своему дару убеждения Владимир Путин прибегнет и в следующем году.
Кроме того, МЭРТ предлагает новый порядок закупки госструктурами нефтепродуктов – через биржу. Точно так же будут закупаться и сельскохозяйственные продукты. Вряд ли это можно назвать эффективной антиинфляционной мерой. Скорее антикоррупционной, что тоже неплохо. Более действенный антиинфляционный эффект будет иметь другая мера, связанная с сельским хозяйством: значительное расширение квот на ввоз продовольственного импорта. Хотя она кажется несколько странной, учитывая, что развитие агропромышленного комплекса (российского, а не зарубежного) объявлено президентом одним из главных национальных приоритетов.
Значительное влияние на рост цен оказывают тарифы ЖКХ и естественных монополий. По мнению главного экономиста инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» Владимира Пантюшина, на федеральном уровне тарифы естественных монополий в целом удалось удержать в рамках запланированного, хотя «Газпром» остается «ахиллесовой пятой». В 2006 году контроль будет еще жестче, а темпы роста тарифов – ниже. Цены на газ вырастут на 11% (против 23% в этом году), а на электроэнергию и грузовые железнодорожные перевозки – на 7,5%, что ниже предполагаемого уровня инфляции.
В регионах прогнозные показатели остались далеко позади. По данным МЭРТ, рост тарифов ЖКХ в 2005г достиг 34% (при плановых 22%). Значит, здесь приходится констатировать абсолютное бессилие федерального центра. В следующем году, согласно решению правительства, тарифы должны расти со скоростью не выше 15-20%. Для этого были разработаны поправки в закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства», которые предлагают ежегодно еще до принятия Госдумой в первом чтении проекта бюджета устанавливать предельный уровень цен на широкий перечень услуг, которые предоставляет населению коммунальный комплекс, согласовав эти параметры с регионами.
Но как бы ни было велико влияние тарифов, монетарные факторы все же сильнее. По данным МЭРТ, из 11,5% предполагаемого роста цен в этом году на них приходится 7,2%. Основная причина – значительный дисбаланс между темпами роста доходов населения (20% в номинальном выражении) и предложения товаров (6-7,5%). Само министерство признает, что это в значительной степени связано с повышением социальных расходов. В соответствии с Едиными рекомендациями по оплате труда работников бюджетной сферы, находящихся в ведении региональных и местных органов власти, зарплаты бюджетников по итогам нынешнего года вырастут на 30%. Бюджет-2006 предполагает их увеличение еще на 28%. Но эта цифра никак не свидетельствует о сокращении роста денежной массы и блокировке основного источника инфляции.
Порождая избыток наличности, министерство намеревается бороться с ним неожиданным и довольно странным оружием. «Целесообразно осуществить выпуск в обращение государственных ценных бумаг для населения, а также рассмотреть вопрос стимулирования создания фондовых магазинов», – считают в МЭРТ. Кроме того, предлагается «повысить сумму страхового возмещения по вкладам граждан со 100 до 200 тыс. рублей» и «осуществить приватизацию пакетов крупных государственных компаний с размещением акций среди широкого круга инвесторов». Таким образом, министерство предлагает стерилизовать разбухшую, в том числе и его стараниями, денежную массу, стимулируя накопления и вложения в фондовые активы.
МЭРТ считает целесообразным увеличить инвестиционные расходы бюджета с тем, чтобы поддержать производство и сократить разрыв между спросом и предложением на потребительском рынке. Возникшая в результате роста инвестиций инфляция, по мнению чиновников МЭРТ, меньшее зло, с которым можно смириться, так как она будет сопровождаться ускорением экономического роста. Но Минфин и Банк России твердо стоят на страже макроэкономических показателей и мириться с инфляцией не намерены — даже с «инвестиционной». Более того, они считают полезным сократить нефтяную цену отсечения для формирования Стабилизационного фонда (сейчас она составляет $27 за баррель) и к тому же направлять в Стабфонд остатки на счетах в Банке России и экспортные пошлины на нефть и газ. При этом Банк России считает правильным увеличить экспортные пошлины на топливо на 10%, что не находит поддержки в Министерстве экономического развития. А программа МЭРТ в свою очередь не находит поддержки ни у Минфина, ни у ЦБ. «Грубо говоря, мы под этим документом не подписываемся», — заявил Алексей Улюкаев. В результате, 1 декабря 2005 директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин заявил, что пакет антиинфляционных мер будет направлен на дополнительную доработку и согласование.
Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в России