Инфляция и антиинфляционная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Термин инфляция (от лат.infatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861 - 1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно – денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ в. после первой мировой войны, а в советской литературе – с середины 20-ых гг.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Инфляция как многофакторный процесс……………………………..5
1.1. Причины инфляции…………………………………………………………..5
1.2. Виды инфляции……………………………………………….……………..9
Глава 2. Антиинфляционная политика ……….……………………………….19
2.1. Кривая Филипса……………………………………………………………..19
2.2. Измерение и показатели инфляции. Индексы Ласпейреса, Пааше и Фишера……………………………………………………………...……………….......21
2.3. Последствия инфляции……………………………………………………...24
2.4. Регулирование инфляции. Антиинфляционная политика………………...27
Заключение……………………………………………………………….……….35
Список используемой литературы………....……

Файлы: 1 файл

ГАЛЕЕВА КУРСОВАЯ.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

К негативным последствиям инфляционных процессов отно­сятся:

            снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);

            обесценивание сбережений населения (повышение процен­тов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

            потеря у производителей заинтересованности в создании ка­чественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого каче­ства, сокращается производство относительно дешевых товаров);

            усиление диспропорций между производством промышлен­ной и сельскохозяйственной продукции;

            ухудшение условий жизни преимущественно у представите­лей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служа­щих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

 

 

 

 

 

2.4. Регулирование инфляции. Антиинфляционная политика

Одним из сложнейших вопросов экономической политики яв­ляется управление инфляцией. Способы управления  ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (не значительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом инфляции различаются в зависимости от ее характера и уровня, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хо­зяйственного механизма. В целом в развитых странах (в частнос­ти, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфля­ционного роста (после периода послевоенной стабилизации) уда­ется удерживать в довольно узких пределах.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

            политика, направленная на сокращение бюджетного дефици­та, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяет­ся таргетирование[5].

            политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного мини­мума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явле­ний могут устанавливаться пределы повышения или заморажива­ние заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения послед­ствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во вто­рой половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13–14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя при­мерно три года – в 1982 г.

Активная борьба с инфляцией, называемая дефляционной поли­тикой, обычно приводит к падению темпов роста ВВП и даже его сокращению (дефляции).

Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». Поставить «диагноз» – значит определить характер инфляции, выделить ос­новные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручи­вание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответству­ют характеру и глубине «заболевания».

Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер; ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Ин­фляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправдан­ным снятием ограничений на цены, на ценообразующие товары (топливо, транспорт, сельскохозяйственное сырье).

Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монопо­лизм поставщиков и производителей. Практически действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят ком­плексный характер; они постоянно уточняются и корректируются.

Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях рефор­мируемой экономики предполагает использование как апробиро­ванных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфля­ции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в нашей стра­не следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.

Следует признать, что ни в России, ни в большинстве других стран, вставших на путь системных экономических реформ, рас­четы на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтере­сованности у производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не про­сто. Переход от одной системы к другой – от централизованно Управляемой к основанной на действии рыночных сил – натолк­нулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процес­сом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы-воздействия В условиях затяжного инфляционного «заболевания» складывала ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывеет экономику из состояния инфляционного шока.

Применительно к России можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации:

            наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями;

            ценовые перекосы и диспропорции, усилившиеся в ходе ли­берализации цен. Свободные цены пока еще не стали ценами рав­новесия и не работают на улучшение производственной структу­ры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны непосредствен­но обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая про­мышленность, машиностроение. Новые цены не всегда согласу­ются с изменениями в структуре потребительского спроса.

На наш взгляд, определяющее влияние на рост цен оказыва­ет сегодня инфляция издержек. Об этом, в частности, говорит тот факт, что оптовые цены росли быстрее, чем розничные, потреби­тельские.

Наличие кризиса неплатежей свидетельствует о том, что в ос­нове инфляционного роста цен лежит не чрезмерное увеличение денежной массы, а, напротив, нехватка, отсутствие денег, потреб­ных для обслуживания кругооборота товаров. Проводилась поли­тика сдерживания, а не стимулирования совокупного спроса. До­ходы населения не росли, а падали.

            сохраняется давление внешнего долга, резко сужающего ма­невр валютными ресурсами.

Результативность макроэкономической политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих фак­торов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается бесполезным и даже вредным при рынке не­сбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для России становится сокращение расход­ных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опас­ность резкой дифференциации доходов.

Отмеченные здесь и некоторые другие особенности напомина­ют об ограниченности пространства для маневрирования, о не­правомерности применения некоторых стандартных рецептов сдерживания инфляции. Это во-первых. Во-вторых, сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, в том числе по регулированию курса нацио­нальной валюты, по сдерживанию темпов инфляции.

Окончательно преодолеть инфляцию можно, только перестро­ив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Ре­шение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и под­держки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.

Но не так давно Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) представило программу снижения темпов роста цен, обозначив свою принципиальную позицию: экономический рост важнее борьбы с инфляцией.

Большинство предложенных МЭРТ антиинфляционных мер ожидаемы и очевидны. Они нацелены на купирование давно уже существующих системных проблем и перекосов в экономике, к которым относятся прежде всего опережающий рост спроса (в том числе из-за повышений зарплат бюджетникам), значительное увеличение цен на топливо, на услуги ЖКХ и естественных монополий. Реализацию некоторых положений программы предполагалось начать уже 2005 году, но дать хоть какой-нибудь эффект они смогут только в следующем.

Среди предложений МЭРТ кроется потенциальный подарок нефтяникам: в рамках приостановки удорожания нефтепродуктов рассматриваются варианты изменения формулы и шкалы исчисления налога на добычу полезных ископаемых. Если это предложение получит поддержку президента, нефтяные компании смогут рассчитывать на значительные налоговые послабления. Впрочем, у президента и без всяких послаблений получается порой держать стоимость бензина в рамках приличий, например, путем личной беседы с руководителями отрасли. Не исключено, что к своему дару убеждения Владимир Путин прибегнет и в следующем году.

Кроме того, МЭРТ предлагает новый порядок закупки госструктурами нефтепродуктов – через биржу. Точно так же будут закупаться и сельскохозяйственные продукты. Вряд ли это можно назвать эффективной антиинфляционной мерой. Скорее антикоррупционной, что тоже неплохо. Более действенный антиинфляционный эффект будет иметь другая мера, связанная с сельским хозяйством: значительное расширение квот на ввоз продовольственного импорта. Хотя она кажется несколько странной, учитывая, что развитие агропромышленного комплекса (российского, а не зарубежного) объявлено президентом одним из главных национальных приоритетов.

Значительное влияние на рост цен оказывают тарифы ЖКХ и естественных монополий. По мнению главного экономиста инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» Владимира Пантюшина, на федеральном уровне тарифы естественных монополий в целом удалось удержать в рамках запланированного, хотя «Газпром» остается «ахиллесовой пятой». В 2006 году контроль будет еще жестче, а темпы роста тарифов – ниже. Цены на газ вырастут на 11% (против 23% в этом году), а на электроэнергию и грузовые железнодорожные перевозки – на 7,5%, что ниже предполагаемого уровня инфляции.

В регионах прогнозные показатели остались далеко позади. По данным МЭРТ, рост тарифов ЖКХ в 2005г достиг 34% (при плановых 22%). Значит, здесь приходится констатировать абсолютное бессилие федерального центра. В следующем году, согласно решению правительства, тарифы должны расти со скоростью не выше 15-20%. Для этого были разработаны поправки в закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства», которые предлагают ежегодно еще до принятия Госдумой в первом чтении проекта бюджета устанавливать предельный уровень цен на широкий перечень услуг, которые предоставляет населению коммунальный комплекс, согласовав эти параметры с регионами.

Но как бы ни было велико влияние тарифов, монетарные факторы все же сильнее. По данным МЭРТ, из 11,5% предполагаемого роста цен в этом году на них приходится 7,2%. Основная причина – значительный дисбаланс между темпами роста доходов населения (20% в номинальном выражении) и предложения товаров (6-7,5%). Само министерство признает, что это в значительной степени связано с повышением социальных расходов. В соответствии с Едиными рекомендациями по оплате труда работников бюджетной сферы, находящихся в ведении региональных и местных органов власти, зарплаты бюджетников по итогам нынешнего года вырастут на 30%. Бюджет-2006 предполагает их увеличение еще на 28%. Но эта цифра никак не свидетельствует о сокращении роста денежной массы и блокировке основного источника инфляции.

Порождая избыток наличности, министерство намеревается бороться с ним неожиданным и довольно странным оружием. «Целесообразно осуществить выпуск в обращение государственных ценных бумаг для населения, а также рассмотреть вопрос стимулирования создания фондовых магазинов», – считают в МЭРТ. Кроме того, предлагается «повысить сумму страхового возмещения по вкладам граждан со 100 до 200 тыс. рублей» и «осуществить приватизацию пакетов крупных государственных компаний с размещением акций среди широкого круга инвесторов». Таким образом, министерство предлагает стерилизовать разбухшую, в том числе и его стараниями, денежную массу, стимулируя накопления и вложения в фондовые активы.

МЭРТ считает целесообразным увеличить инвестиционные расходы бюджета с тем, чтобы поддержать производство и сократить разрыв между спросом и предложением на потребительском рынке. Возникшая в результате роста инвестиций инфляция, по мнению чиновников МЭРТ, меньшее зло, с которым можно смириться, так как она будет сопровождаться ускорением экономического роста. Но Минфин и Банк России твердо стоят на страже макроэкономических показателей и мириться с инфляцией не намерены — даже с «инвестиционной». Более того, они считают полезным сократить нефтяную цену отсечения для формирования Стабилизационного фонда (сейчас она составляет $27 за баррель) и к тому же направлять в Стабфонд остатки на счетах в Банке России и экспортные пошлины на нефть и газ. При этом Банк России считает правильным увеличить экспортные пошлины на топливо на 10%, что не находит поддержки в Министерстве экономического развития. А программа МЭРТ в свою очередь не находит поддержки ни у Минфина, ни у ЦБ. «Грубо говоря, мы под этим документом не подписываемся», — заявил Алексей Улюкаев. В результате, 1 декабря 2005 директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин заявил, что пакет антиинфляционных мер будет направлен на дополнительную доработку и согласование.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в России