Виды юридической ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Впервые официальное определение понятия экологического правонарушения содержалось в ныне утратившем силу Законе РФ от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей среды», где согласно ст. 81 экологическое правонарушение представляет собой виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.[1] В ныне действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. такое понятие отсутствует.

Файлы: 1 файл

II2.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с КоАП РФ к административной ответственности за экологические правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.[7] (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.[8]

Административная ответственность за совершение экологических правонарушений, помимо гл. 8 Кодекса об административных правонарушениях РФ, предусмотрена: Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 75); Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 55); Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. (ст. 74); Лесным кодексом РФ; Водным кодексом РФ; Законом РФ «О недрах» (ст. 49); Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 31); Федеральным законом «О животном мире» (ст. 55) и др.

В указанных статьях федеральных законов перечислены либо виды юридической ответственности, в том числе и административная, за нарушение экологического законодательства, либо указаны составы экологических правонарушений, которые содержат отсылочные и бланкетные нормы права.

Кодекс РФ об административных правонарушениях группирует экологические правонарушения в гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования». Здесь предусматривается ответственность за несоблюдение общих экологических требований (ст. ст. 8.1—8.5), порчу земель и иные земельные нарушения (ст. ст. 8.6—8.8). Ст. ст. 8.9—8.11 посвящены нарушениям требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов. Нарушения правил охраны водных ресурсов, водопользования предусматриваются в ст. ст. 8.12—8.15 КоАП РФ.

Ст. ст. 8.16—8.20 предусматривают административную ответственность за нарушение экологического законодательства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской федерации.

Ряд норм направлен на охрану атмосферного воздуха — выброс вредных веществ в атмосферу, выпуск в эксплуатацию и эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. ст. 8.21—8.23).

Значительная часть административных правонарушений затрагивает такой объект окружающей среды, как лес: нарушение правил лесопользования, незаконная порубка деревьев, уничтожение мест обитания животных, нарушение требований к охране лесов (ст. ст. 8.24—8.32).

Ст. ст. 8.33—8.38 КоАП РФ посвящены охране животного мира и растений.

Охрана и использование природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях урегулирована административной ответственностью за нарушение соответствующего режима или иных правил охраны, предусмотренных ст. 8.39 КоАП РФ.

Ст. 8.40 предусматривает административную ответственность за нарушение экологических требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей среды и др.

Ст. 8.41 устанавливает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Административная ответственность за нарушение экологического законодательства в соответствии со ст. 72 (п. «к») Конституции РФ и со ст. 2.1 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации. К примеру, в Республике Татарстан действует Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях, предусматривающий административную ответственность за экологические правонарушения.

Значительное место среди мер административного принуждения за нарушение экологического законодательства занимают административные наказания, посредством которых обеспечивается борьба с наиболее распространенными правонарушениями в области охраны окружающей среды.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст. 3.2 КоАП РФ):

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (напр., права эксплуатации транспортного средства, права охоты и т.д.);

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

Наиболее распространенной мерой административного пресечения является привлечение виновных к административной ответственности, как правило, путем взыскания административного штрафа с правонарушителей. Целью взыскания административного штрафа с нарушителей правил охраны окружающей среды является: прекращение их противоправного поведения.

В целях охраны атмосферного воздуха и борьбы с шумом применяется такая мера административного пресечения, как запрещение эксплуатации транспорта с повышенным задымлением или с повышенными шумами.

КоАП РФ определены органы, уполномоченные рассматривать дела об экологических правонарушениях. Так, протоколы об экологических правонарушениях, предусмотренных в КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях одним из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводится, как правило, в УК РФ. Это - повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

 

§2. Гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения предусматривается Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами. Данная ответственность заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований. В экологическом праве имущественный вред, причиненный нарушением норм экологического права, именуется экологическим вредом. Это материальный вред, причиняемый государству, юридическим и физическим лицам в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых экологических и иных связанных с ними требований.

Такой имущественный вред выражается в утрате жизни или повреждении здоровья человека, утрате или повреждении природных объектов, деградации окружающей среды, утрате или повреждении имущества.

Вред, причиненный окружающей среде, возмещается по правилам гражданского законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «об охране окружающей среды» и иными нормативно-правовыми актами по охране окружающей среды. В науке гражданского права существует понятие "генеральный деликт", обозначающий совокупность общих условий для привлечения и гражданско-правовой ответственности, и такие условия содержатся в ст. 1064 ГК РФ.[9] Во-первых, закрепляется принцип возмещения вреда в полном объеме лицом, причинившим вред. Исключением из данного правила являются положения о субсидиарной ответственности собственника имущества по обязательствам государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, особенности гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный при эксплуатации объектов атомной энергетик, а также выплаты страховщика при возмещение вреда в случае страхования гражданско-правовой ответственности.[10] Во-вторых, условием привлечения к гражданско-правовой ответственности является вина причинителя вреда, при этом оговаривается, что законом может быть предусмотрено его возмещение и при отсутствии вины лица, причинившего вред.[11] В-третьих, правомерные действия освобождают субъектов от гражданско-правовой ответственности, за исключением случаев, установленных законом.

В п. 3 ст. 77 ФЗ «об охране окружающей среды» говорится о возмещении вреда, причиненного субъектом хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, либо исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Гражданское законодательство содержит положения о возможности возмещения вреда в натуре (реальное возмещение вреда) или в денежном выражении в порядке возмещения причиненных убытков. Данное положение закреплено в Приказе Госкомэкологии РФ "Об утверждении Методических указаний по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения" от 6 сентября 1999 г.

Указанный ведомственный правовой акт предусматривает две возможные формы возмещения вреда, причиненного окружающей среде: в натуральной форме путем проведения мероприятий по восстановлению природной среды и в стоимостной (денежной) форме.[12] На практике существует три способа возмещения вреда в денежной форме, причиненного природным объектам. Он может быть компенсирован по установленным таксам, определен на основе методик исчисления размера экологического вреда, либо возмещен по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды. В каждом конкретном случае решение вопроса о выборе формы возмещения вреда принимает суд.

Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, также подлежит возмещению. При определении его величины учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, на уход за больным, иные расходы и затраты, связанные с вынужденным изменением профессии, места жительства, а также моральный вред.

Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, то есть совокупно.

 

§3. Уголовно-правовая ответственность.

В тех случаях, когда уничтожение или порча природных богатств носят систематический, злостный характер, виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Экологическое преступление – это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям состояния окружающей среды, уничтожению, повреждению ее объектов.[13]

Уголовная ответственность определяется Уголовным кодексом Российской Федерации. Он включает гл. 26 «Экологические преступления», в которой содержится 17 статей преступлений (ст. ст. 246—262).

Все эти составы можно классифицировать в зависимости от объекта посягательства на следующие виды.

      Экологические преступления общего характера (без указания конкретного объекта окружающей среды): ст. ст. 246—249 УК РФ.

      Экологические преступления с указанием природного объекта, которые в свою очередь подразделяются на:

- основные природные объекты — загрязнение вод, атмосферы, морской среды, нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, порча земли и нарушение правил охраны и использования недр (ст. ст. 250—255 УК РФ);

- животный мир (фауна) и растительный мир (флора) (ст. ст. 256—262 УК РФ).

Помимо перечисленных статей главы «Экологические преступления», существуют статьи и в других главах Уголовного кодекса РФ, связанные с элементами окружающей природной среды. В главе «Преступления против мира и безопасности человечества» введен совершенно новый состав преступления — экоцид (ст. 358). Диспозиция данной статьи предусматривает «массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение действий, способных вызвать экологическую катастрофу». В главу «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» также включены смежные с экологическим правом составы преступлений:

Информация о работе Виды юридической ответственности