Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:48, реферат
Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Мнения участвующих в дискуссии сторон порой противоположны, но все сходятся в одном: действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностям регулирования земельных отношений, так как Россия перешла на качественно новые отношения, а, следовательно, изменилось и отношение к земле. Появились различные нововведения. Одно из них - свободная купля-продажа земли.
Введение…………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. Рынок земли
1.1 Понятие, особенности и структура рынка земли…………………3
1.2 Механизм рынка земли………………………………………………5
1.3 Современные тенденции рынка земли……………………………13
ГЛАВА 2. Рынок земли в России
2.1 История развития рынка земли в России …………………………14
2.2 Формирование рынка земли в Российской Федерации………………17
2.3 Проблемы современного рынка земли в России…………………19
2.4 Влияние мирового финансового кризиса на рынок земли в РФ...22
2.5 Плата за землю……………………………………………………...25
2.6 Регулирование и перспективы рынка земли в России…………….26
Заключение………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………………………34
С началом аграрной реформы разработка
концепций земельных
Таким образом, в 1990 г. началось формирование
частной собственности, которая и стала
основой аграрной политики России в течение
последующих лет. На самом старте реформы
был предпринят сильный натиск на сложившуюся
колхозно-совхозную систему земельных
отношений. Сопротивляясь такому натиску,
система начала приспосабливаться, меняя
внешнюю оболочку, но сохраняя внутреннее
устройство. Особенно это было характерно
для периода 1992-1994 гг. В последующие годы
аграрная, и ее составляющая земельная
реформа, оказались заложниками общеэкономическог
Можно выделить пять целевых приоритетов
переходного периода в
Социально-ориентированное первичное
распределение земли в ходе приватизации
государственных земель путем установления
норм бесплатной передачи земли работникам
хозяйств, пенсионерам и работникам сельской
социальной сферы.
Развитие рыночного и
Для реализации этих задач необходимо
было создать правовой, организационный
и экономический механизмы и определить
переходный период проведения реформы
в России в целом и в ее регионах. Однако
было предпринято неоднозначное ускоренное реш
Появление в ходе реформы значительного
числа частных собственников - граждан
РФ должно быть признано весьма важным
результатом земельной реформы
в переходных условиях. В общей
сложности около 40 млн. семей имеют
сейчас земельные участки на различных
правовых основаниях. Доля государственных
предприятий в общей площади сельскохозяйственных
угодий сократилась в 4 раза, в то время,
как удельный вес коллективных негосударственных
организаций возрос в 1,7 раза, индивидуальных
частных хозяйств всех типов - в 3,8 раза,
несельскохозяйственных организаций
- в 1,5 раза.
Таким образом, несмотря на все преграды и затруднения, аграрная реформа в России реализовалась и основной формой собственности земли стала частная собственность, о чём говорит приведённая выше статистика. И это послужило основой для дальнейшего развития рынка земли в России.
Положительным моментом
в настоящее время является то, что законодательно
произошло разделение рынков земли сельскохозяйственного
и несельскохозяйственного назначения.
В последнее время в экономической литературе
дано более полное определение рынка земли.
Земельный рынок - это часть системы земельных
отношений, регуляторами которой является
право собственности (владение, пользование,
распоряжение), возможность передачи этого
права (аренда, продажа, залог и так далее),
конкуренция (свободный выбор участника),
денежная оценка и свободно складывающиеся
цены на землю.
На некоторые особенности рынка земли
следует обратить внимание. Земля - специфический
предмет рыночных отношений, во-первых,
потому что через систему рыночных отношений
в каждый данный период времени проходит
небольшая часть земельного фонда; во-вторых,
потому что земля закладывается, сдается
в аренду и продается на определенных
условиях; в-третьих, потому что большинство
земельных участков редко меняет своего
собственника.
Условиями существования земельного рынка
являются следующие:
Земельный рынок играет двоякую
роль: с одной стороны, он создает
и поддерживает отношение к земле
как к особой ценности, побуждает максимально
продуктивно ее использовать, создает
механизмы перехода земли в руки того,
кто способен более эффективно ею распоряжаться;
с другой стороны, он не создает заслон
бесхозяйственному отношению к земле,
так как в погоне за выгодностью земельных
сделок не учитываются интересы сохранения
единого земельного потенциала общества,
земельные ресурсы чаще, чем другие средства
производства, оказываются объектом спекуляции,
а цена на земельные участки подчас формируется
без всякой связи с их полезностью и так
далее.
Принципиальное значение для формирования
рынка земли имеют два момента:
Поэтому развитие земельного рынка
в регионах должно начинаться с инвентаризации
земель и с индивидуального закрепления
права собственности на все без исключения
земли, чтобы, вступая в рыночные земельные
отношения, каждый знал, каков его статус
по отношению к земле, которой он пользуется,
распоряжается, владеет.
После принятия Земельного кодекса и Федерального
закона " Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения" главная проблема для Российской
Федерации состоит в том, чтобы земельный
рынок стал действительно земельным и
действительно рынком.
Реальное функционирование рынка земли
осуществляется на уровне региона. Поэтому
складывающийся в России земельный рынок
- мощное средство реализации региональной
политики, согласования интересов хозяйственного
и территориального развития, решения
многих внутрирегиональных проблем.
В литературе правомерно делается акцент
на противоречивости интересов участников
рыночных земельных отношений, которые
в российских условиях, надо полагать,
будут резко обозначены.
Отметим прежде всего государственный
интерес. Государство заинтересовано
в формировании и развитии рынка земли,
надеясь в результате получить эффективного
земельного собственника, а также определенные,
хотя и небольшие бюджетные поступления.
В большей мере экономически заинтересованными
в функционировании земельного рынка
оказываются местные органы власти, которые
надеются иметь значительные бюджетные
средства от налогов с владельцев земли,
сборы от сделок с землей, аренды муниципальных
земель и так далее. Они также освободятся
от забот по поддержанию земельного фонда.
Рынок земли активизирует деловую активность
на территории.
Выгодным представляется существование
рынка земли собственникам земли - фермерам,
которые получат возможность без помех
вкладывать капитал в землю, улучшать
ее использование, увеличивать доходы,
присваивая в том числе и рентный доход.
Фермер также сможет капитализировать
свои доходы: заложить, продать, сдать
в аренду земельный участок, то есть распорядиться
землей как товаром. Это - положительная
сторона рынка для фермера. Однако для
расширения предпринимательской деятельности
фермеру требуются новые участки земли,
которые либо надо купить (а это - отвлечение
капитала), либо взять в аренду (а это -
полная зависимость от конъюнктуры рынка
на сельскохозяйственные продукты).
Рынок земли сулит значительные выгоды
слою профессиональных банкиров, посредников
и других аналогичных субъектов.
Наконец, рынок земли вызывает интерес
у слоя "денежных людей", которые
смогут купить землю с целью перепродажи,
осуществлять спекулятивные сделки с
землей.
Итак, те немногочисленные сделки с землей
на первичном рынке, сделки по купле-продаже
на вторичном рынке, которые ведут физические
и юридические лица, можно считать началом
процесса формирования земельного рынка
в РФ.
Земельный рынок в современной рыночной
экономике введен в регулятивные законом
рамки, причем значительная часть этих
регулируемых функций передана на региональный
уровень.
В России переходного периода, когда цивилизованного
земельного рынка еще нет, механизм регулирования
должен быть создан в первую очередь
2.3 Проблемы современного рынка
земли в России
Также актуален вопрос о проблеме развития земельного
рынка в России. Разумеется, что Россия — крупнейший в мире обладатель
земельных ресурсов. Земельный фонд РФ
составляет 1 709,8 млн га, на ее территории
расположены практически все природно-минеральные
вещества планеты, в зоне влияния находится
около 45 % пресной и около 20 % морской воды,
около 70 % территории располагается в сейс-моустойчивых
районах. Однако эффективность использования
богатейших земельных ресурсов в России
остается на низком уровне. В течение ХХ
в. курс государственной земельной политики
кардинально менялся дважды: в 1917 г. земля
была национализирована и полностью исключена
из рыночного оборота, в 1993 г. Конституция
РФ определила различные виды собственности
на землю, включая и частную. Рыночная трансформация экономики России
обусловила направленность земельной
реформы на развитие земельного рынка,
участие земельных участков — в свободном
гражданском обороте. Только в 2001 г. после
продолжительных споров Государственной
Думой был принят новый вариант Земельного
кодекса, соответствующего новым конституционным
положениям. В то же время споры вокруг
Земельного кодекса не прекращаются до
сих пор.
Тем не менее, процесс формирования института
частной собственности на землю в России
активно развивается. Показатели государственной
отчетности свидетельствуют о том, что
земля включена в рыночный оборот, т. е.
с земельными участками совершаются сделки,
предусмотренные гражданским законодательством.
В то же время земля как пространственная
основа существования государства и его
граждан, как звено экосистемы требует
пристального внимания со стороны государства
для обеспечения политической, экономической,
экологической безопасности, социальной
защиты населения, защиты исторических
и культурных основ существования страны
и ее граждан.
Одним из основных направлений социально-экономического
развития России является повышение эффективности
использования объектов земельно-имущественного
комплекса и управления национальным
богатством посредством развития многообразных
форм собственности. Высокий эффект может
быть получен в первую очередь от использования
городских земель, так как, во-первых, в
городской среде рыночные отношения развиваются
со значительным опережением по отношению
к сельской местности. Во-вторых, позиция
науки и общества по включению городской
земли в рыночный оборот носит достаточно
определенный характер, чего нельзя сказать
относительно земель сельскохозяйственного
назначения. В-третьих, несмотря на то,
что доля городских земель незначительна,
именно на них сосредоточены жизненно
важные производства, они сосредотачивают
в своих границах до 75 % социально-демографического
и производственно-экономического потенциала
России. Поэтому социально-экономическое
значение городских земель за последние
годы существенно возросло, возникла острая
потребность в формировании цивилизованного
рынка городских земель.
Важное направление государственного
регулирования отношений собственности
(и в особенности для стран переходной
экономики) — процесс формирования и воспроизводства
эффективного собственника. В рыночной
экономике городская земля рассматривается
не только как пространство для хозяйствования
и жизнедеятельности населения, но и как
важнейший источник получения прибыли
для предпринимателей, регулярного поступления
средств в региональные и муниципальные
бюджеты.
В России с начала 90-х гг. ХХ в. проводится
земельная реформа, однако ни правовая
база, ни общая концепция этой реформы
до сих пор полностью не созданы. Стратегия
развития земельно-имущественных отношений
не согласована с задачами структурной
перестройки экономики в целом. Решение
многих проблем в этой области отдано
в руки местным властям, что породило к
концу 90-х гг. ХХ в. множество региональных
моделей развития земельно-имущественных
отношений. Формирование развитых рыночных отношений
предполагает переход земельно-имущественного
комплекса на качественно новый этап развития,
а именно превращение земли в реальный
высокодоходный производственный ресурс
путем обоснованного применения различных
механизмов государственного управления.
Степень информированности населения
и его «правовой грамотности» в вопросах
владения, распоряжения и пользования
землей, по мнению большинства экспертов,
является низкой, что, несомненно, отрицательно
сказывается на развитии земельного рынка.
По мнению экспертов, развитие земельного
рынка может привести к ряду последствий
негативного и позитивного характера.
Большинство экспертов обеспокоено процессами
деградации земель и усилением социальной
интенсивности в результате перераспределения
собственности на землю. К тому же велика
вероятность того, что в результате развития
рыночных отношений увеличатся объем
земельных платежей и число собственников
земельных участков. Не вызывает опасений
выкуп больших площадей российских земель
иностранными гражданами. В отношении
того, сможет ли рынок распределить земельные
участки в руках наиболее эффективных
собственников, эксперты высказались
далеко не однозначно.
Для создания благоприятных условий более
эффективного использования земельных
ресурсов необходимо продолжить приватизацию
земель поселений, упростив процедуру
предоставления земельных участков и
существенно увеличить долю частной собственности
(50—70 %) на эту категорию земель. Причем
оборот земель поселений должен в большей
степени регулироваться рыночными механизмами.
В отношении приватизации земель сельскохозяйственного
назначения эксперты высказывались более
сдержанно, считая, что доля частной собственности
на землю сельскохозяйственного назначения
не должна быть более 25 %. При этом государство
должно четко контролировать оборот земель
сельскохозяйственного назначения. Деятельность федеральных и региональных
органов власти, по мнению большинства
экспертов, оказывала позитивное влияние
на развитие земельного рынка. В то же
время в меньшей степени позитивной в
отношении реформирования земельных отношений
экспертами была оценена деятельность
органов муниципальной власти.
Информационное и кадровое обеспечение
органов государственной и муниципальной
власти, участвующих в управлении земельными
ресурсами, в целом удовлетворительное.
Наиболее востребуемыми для руководителей
органов власти являются знания и навыки
в сфере земельного законодательства,
государственного и муниципального управления,
экономики.
Полноценному вовлечению земли в хозяйственный
оборот препятствует ряд факторов, одним
из важнейших является наличие административных
барьеров на пути предпринимателей к покупке
земельных участков для осуществления
хозяйственной деятельности. Ценовая ситуация на частном рынке земельных
участков характеризуется сильным завышением
стоимости участков, при этом рынок частных
компаний, предоставляющих посреднические
услуги в области земельных отношений
ограничен в, что подразумевает существование
барьеров для создания новых компаний.
Существование подобных барьеров неизбежно
ведет к его монополизации, что создает
предпосылки для подрыва конкурентной
среды и постепенного снижения стимулов
к повышению конкурентоспособности предприятий.
К числу причин, обусловливающих существование
ограничений свободы рынка, в первую очередь
следует отнести деятельность бюрократического
аппарата, которая характеризуется невысоким
уровнем компетенции, а в ряде случаев
— умышленным, удобным для себя поведением
служащих, направленным на извлечение
ренты из административного ресурса. Подытожив анализ проблем рынка земли
России можно сделать вывод о том, что
земельный рынок ещё очень слаб, но стремительно
развивается.