Рекультивация несанкционированных свалок и полигонов ТБО

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 16:47, реферат

Краткое описание

Нарушенные земли в результате промышленной деятельности человека должны восстанавливаться своевременно и с надлежащим качеством. Восстанавливают нарушенные земли, проводя рекультивацию в несколько этапов. При этом выделяют мероприятия по восстановлению плодородия или улучшению качества верхнего слоя почвы, устранению вредного воздействия токсичных пород и отходов на окружающую среду, обеспечению требуемых режима и состава поверхностных и подземных вод, а также по обеспечению инженерной защиты объектов рекультивации от эрозии, подтопления, затопления, засоления и т д.

Оглавление

Введение 3
1. Рекультивация несанкционированных свалок и полигонов ТБО 5
1.1. Выбор технологии рекультивации городских земель, занятых несанкционированными свалками. 5
1.2. Метод рекультивации полигона 11
1.3. Ориентировочные данные по рекультивации полигонов ТБО 12
2. Нормативно-правовое регулирование в области рекультивации несанкционированных свалок и полигонов ТБО 15
2.1. Нормативно-правовые документы и правовые документы, регламентирующие обращение с твердыми бытовыми отходами 15
2.2. Нормативно-правовая база в части обустройства и содержания полигонов ТБО 19
2.3. Проблемы природоохранного законодательства в области обращения с отходами 20
2.4. Нормативно-технические документы регулирующие вопросы, связанные со сбором и использованием свалочного газа на территории Российской Федерации 21
2.5. Принцип системного подхода управления отходами 26
2.6. Нормативно-технические документы регулирующие вопросы, связанные со сбором и использованием свалочного газа на территории Московской области 29
2.7. Международное сотрудничество 31
Заключение 34
Используемая литература 35

Файлы: 1 файл

НИР.docx

— 97.24 Кб (Скачать)

Комбинация технологий и  мероприятий, включая сокращение отходов, вторичную переработку и компостирование, захоронение на полигонах и мусоросжигание должна использоваться для покомпонентной утилизации ТБО. Все технологии и  мероприятия должны разрабатываться  в комплексе, дополняя друг друга.

Муниципальная система утилизации ТБО должна разрабатываться с  учетом конкретных местных проблем  и базироваться на местных ресурсах. Местный опыт утилизации ТБО должен приобретаться постепенно посредством  разработки и реализации небольших  программ.

Комплексный подход к переработке  отходов базируется на стратегическом, долговременном планировании, обеспечивает гибкость, необходимую для адаптации  к возможным изменениям состава  и количества ТБО и доступности  технологий утилизации. Мониторинг и  оценка результатов должны быть неотъемлемой частью реализации программ.

Участие городских властей  и групп населения («производителей  мусора») — необходимое звено  в решении проблемы ТБО.

Полное решение проблемы отходов может быть получено в  том случае, если будут найдены  новые методы и технологии, позволяющие  использовать образующиеся и накопленные  отходы в качестве вторичных ресурсов или новых источников энергии (отходы являются невостребованными, отложенными  ресурсы), что позволит использовать и рассматривать полигон ТБО  как природно-промышленную систему.

Однако независимо от технологий переработки отходов в процессе технологических циклов или в  результате их завершения возникают  побочные продукты, следовательно, необходимо определить состав возможных эмиссий  в окружающую среду, их физическое состояние, токсичность и разработать необходимые  организационные, технологические  и геотехнические мероприятия по защите всех геосфер от их негативных воздействий.

Таким образом, необходимо принять  научную гипотезу, что полигоны захоронения  ТБО — это сложноорганизованные природно-промышленные системы (ППС), представляющие целостный комплекс техногенных  и природных, взаимосвязанных элементов, образующие единство с окружающей природной  средой.

Поэтому для обеспечения  экологической безопасности ППС  «Полигон ТБО» необходима разработка адекватной уровню ответственности  объекта средств инженерной защиты, которая должна обеспечить:

  • безопасность и благополучие людей, попадающих в зону влияния полигонов ТБО; 
  • устойчивость природно-техногенных ландшафтов к антропогенной нагрузке, обусловленной организацией полигонов захоронения отходов; 
  • защиту атмосферы от химического и физического загрязнения; 
  • защиту грунтовых и поверхностных вод от химического и биологического загрязнения; 
  • защиту грунтов и почв от физического, химического и биологического загрязнения; 
  • статическую устойчивость и устойчивость откосов свалочного грунта; 
  • надежность функционирования всех инженерных систем.

Решение этих задач может  быть получено при реализации геоэкологического проектирования этих объектов как природно-промышленных систем. Анализ жизненного цикла (АЖЦ) данной системы позволит определить и разработать эффективные средства и меры инженерной защиты.

Результаты исследований позволят разработать адекватные, создаваемым  угрозам окружающей среде, средства инженерной защиты и стратегию управления ППС «Полигон ТБО» как при новом  строительстве полигонов ТБО, так  и при их рекультивации.

Очевидно, что разработка научно-методологических основ геоэкологического проектирования полигонов ТБО с позиций безопасного функционирования возникающей ППС «Полигон ТБО», актуальна и нацелена на решение важной научной, социальной, экологической и хозяйственной задачи.  

 

    1.  Нормативно-технические документы регулирующие вопросы, связанные со сбором и использованием свалочного газа на территории  Московской области

До недавнего времен в  России, несмотря на имеющиеся нормативные  документы, регламентирующие вопросы  проектирования, строительства полигонов  отходов и условий их эксплуатации, к проблеме строительства таких  сооружений подходили достаточно упрощенно, понимая, как правило, под полигонами складирования отходов места  под свалки мусора, что привело  к плачевным результатам в  области охраны окружающей среды.

Однако в настоящий  момент в связи с возросшими экологическими требованиями и реорганизаций государственных  органов, осуществляющих надзор и контроль за состоянием окружающей среды, требования к строительству и эксплуатации полигонов резко возросли. На данный момент большинство федеральных нормативных документов устарели, или касаются в основном состава и конструктивных решений сооружений полигонов, их эксплуатации и содержат лишь самые общие положения об организации работ по выбору площадок под полигоны и проведению проектно-изыскательских работ.

Территориально-строительные нормы могут являться ответом  на многие вопросы, возникающие в  сфере строительства, эксплуатации и рекультивации полигонов и  помогут конкретизировать общие  требования нормативных документов с учетом физико-географических и  климатических условий конкретной территории.

Территориально-строительные нормы содержат основные положения, которые следует соблюдать при  проектировании, эксплуатации и рекультивации  полигонов для обеспечения санитарных и экологических требований эффективного использования земельных участков.

Территориально-строительные нормы должны способствовать:

1) экологически безопасному  обращению с отходами;

2) снижение эмиссий в  окружающую природную среду до  экологически безопасного уровня  и обеспечение минимальных интегральных  эмиссий;

3) исключение перемещения  (экспорта) отходов в пространстве  и во времени.

На территории Московской области приняты территориальные  строительные нормы  ТСН 30-308-2002  «Проектирование, строительство и рекультивация полигонов твердых бытовых отходов в Московской области», которые являются основным действующим документом при проектировании, строительстве и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов. Данные нормы должны соблюдаться на территории Московской области при проектировании, строительстве, рекультивации полигонов ТБО российскими и иностранными юридическими и физическими лицами независимо от формы собственности.

Рекультивация полигонов  содержит комплекс природоохранных  и инженерно-технических мероприятий, направленных на восстановление территорий, занятых под полигон с целью  дальнейшего их использования. Работы по рекультивации полигонов составляют систему мероприятий, осуществляемых в период строительства, эксплуатации и закрытия полигона). Рукультивацию территории полигона обязана проводить организация, эксплуатирующая полигон, на основании предварительного разрешения на проведение работ органов санитарно-эпидемиологического надзора и государственного комитета по охране окружающей среды Московской области с участием предприятия, выполняющего дальнейшее использование земель. 

Рекультивация полигонов  выполняется в два этапа: технического и биологического.

Одним из основных условий  технического этапа является разработка технологических и строительных мероприятий, решений и конструкций  по устройству защитных экранов основания  и поверхности полигона, сбору  и утилизации свалочного газа, сбору  и обработке фильтрата и поверхностных  сточных вод.

В соответствии с данными  строительными нормами обязательным условием является оснащения  полигон ТБО защитными экранами. Защитные экраны основания и поверхности карт складирования отходов — это основные конструктивные элементы, обеспечивающие природоохранную функцию — защиту грунта, грунтовых и поверхностных вод от проникновения фильтрата, а также атмосферы от выделяющего газа, пыли, запахов, распространения болезнетворных микробов.

Охрана грунта, грунтовых  и поверхностных вод во время  эксплуатации полигона ТБО достигается  благодаря сочетанию геологического барьера и основной системы гидроизоляции  полигона. В период пассивной фазы, после закрытия полигона и вывода его из эксплуатации охрана грунта, грунтовых и поверхностных вод, воздушного пространства обеспечивается сочетанием системы верхней гидроизоляции (защитный экран поверхности полигона) с защитным экраном основания  полигона.

Защитный экран основания  полигона устраивается на проектной  отметке основания карты размещения отходов и по откосам бортов котлована (выемки). Конструкция экрана определяется в зависимости от класса полигона на основе технико-экономического сравнения  альтернативных вариантов.

Защитные экраны поверхности  полигона устраиваются для минимизации  количества фильтрата, сбора и откола поверхностной (чистой) воды, сбора  и утилизации свалочного газа. Технологический  экран поверхности полигона устраивается из минеральных и других материалов на отдельных этапах эксплуатации полигона. Защитный (постоянный) экран поверхности  полигона устраивается после вывода полигона из эксплуатации на этапе  рекультивации. Конструкция защитного  экрана поверхности полигона также  определяется в зависимости от класса полигона и регламентируется данными  строительными нормами.

Отдельные элементы защитного  экрана поверхности полигона должны отвечать определенным требованием. В  частности: для минеральной гидроизоляции  в качестве основания укладывается уплотненный выравнивающий слой из однородного, несвязанного материала. Толщина выравнивающего слоя должна быть не меньше 0,5 метра. При образовании  большого количества свалочного газа, который необходимо собрать и  отвести, по выравнивающему слою должен быть предусмотрен слой, выполняющий  специальную функцию дренажа  для образующегося свалочного газа. Минимальная толщина этого дренажного слоя из природных минеральных материалов составляет не менее 30 см, материал газового дренажа должен содержать не более 10 % по массе карбоната кальция. Синтетическая  изоляция должна быть изготовлена из полимерных материалов, устойчивых к  агрессивным воздействиям свалочного газа и фильтрата, обладать достаточной  прочностью. Срок службы синтетической  гидроизоляции определен не менее  в 50 лет. 

 

    1.  Международное сотрудничество

Системы сбора и утилизации свалочного газа на полигонах обладают значительным потенциалом коммерческого  использования в России, особенно с учетом функционирования Киотского  протокола. Одной из необходимых  составляющих широкого внедрения таких  систем является гармонизация российских норм проектирования и эксплуатации полигонов с нормами международного права.

Свалочный газ относится  к числу газов, создающих «парниковый  эффект», вызывающий изменение климата  Земли в целом. «Конвенция о предотвращении глобального изменения климата» (ратифицирована Россией в 1992 г.) и  Киотский протокол (ратифицирован Россией  в 2005 г.) обязывает страны-участницы  минимизировать выбросы в атмосферу  «парниковых газов», таких как  диоксид углерода и метан. Уменьшение выбросов в атмосферу свалочного газа обеспечивает не только улучшение  экологической ситуации вокруг полигонов  ТБО, но и способствует выполнению Россией своих международных обязательств. Одновременно с этим у России появляется возможность выполнять свои обязательства на территориях других стран с помощью так называемых проектов совместного осуществления.

Во многих развитых странах  производство электроэнергии на основе свалочного газа стимулируется государственной  политикой с помощью специальных  законов. Так, например,  во многих странах ЕС и США существуют нормативные акты, обязывающие потребителей покупать альтернативную энергию, стоимость которой, как правило, в 2-2,5 раза выше стоимости энергии, полученной из традиционных энергоносителей.

Для гармонизации российского  природоохранного законодательства с  нормами международного права:

1) необходима новая редакция  Федерального закона «Об отходах  производства и потребления»  с учетом международных реалий  в развитии законотворческой  деятельности, в том числе, в  связи с реализацией «Инициативы  3R» по обращению с отходами (Reduce — сокращение, Reuse — повторное использование, Recycle — использование в качестве вторичных ресурсов), а также в связи с  выработкой европейской Стратегии предупреждения образования отходов и их использования в качестве вторичного сырья.

В 2006 году в Комитете Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии был  разработан проект новой редакции модельного закона «Об отходах производства и потребления» для государств-участников СНГ (может быть взят за основу при  разработке новой редакции Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

2) в целях обеспечения экологической безопасности объектов захоронения отходов необходимо установление экологических требований, регламентирующих все аспекты проектирования, строительства, эксплуатации и рекультивации полигонов.

3) Необходимо разработать специальные технические регламенты, находящиеся в соответствии со следующими документами:

1. Директива 2006/12 75/442/ЕЭС  от 5 апреля 2006 г. «Об отходах»;

2. Директива 91/689/EEC от 12 декабря  1991 г. «Об опасных отходах»;

3. Директива 1999/31/EC от 26 апреля 1999 г. «По полигонам захоронения  отходов»;

4. Директива 2001/80/ЕС от 23 октября 2001 г. «Об ограничении  выбросов некоторых загрязняющих  веществ в атмосферу из крупных  сжигательных установок»;

5. Директива 1999/13/EC от 11 марта  1999 г. «Об ограничении выбросов  летучих органических соединений, образующихся в результате использования  органических растворителей в определенных видах производственной деятельности и на определенных объектах»;

6. Директива 85/337/ЕЭС от 27 июня 1985 года «Об оценке степени  влияния некоторых государственных  и частных проектов на окружающую  среду»;

Информация о работе Рекультивация несанкционированных свалок и полигонов ТБО