Рекультивация несанкционированных свалок и полигонов ТБО

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 16:47, реферат

Краткое описание

Нарушенные земли в результате промышленной деятельности человека должны восстанавливаться своевременно и с надлежащим качеством. Восстанавливают нарушенные земли, проводя рекультивацию в несколько этапов. При этом выделяют мероприятия по восстановлению плодородия или улучшению качества верхнего слоя почвы, устранению вредного воздействия токсичных пород и отходов на окружающую среду, обеспечению требуемых режима и состава поверхностных и подземных вод, а также по обеспечению инженерной защиты объектов рекультивации от эрозии, подтопления, затопления, засоления и т д.

Оглавление

Введение 3
1. Рекультивация несанкционированных свалок и полигонов ТБО 5
1.1. Выбор технологии рекультивации городских земель, занятых несанкционированными свалками. 5
1.2. Метод рекультивации полигона 11
1.3. Ориентировочные данные по рекультивации полигонов ТБО 12
2. Нормативно-правовое регулирование в области рекультивации несанкционированных свалок и полигонов ТБО 15
2.1. Нормативно-правовые документы и правовые документы, регламентирующие обращение с твердыми бытовыми отходами 15
2.2. Нормативно-правовая база в части обустройства и содержания полигонов ТБО 19
2.3. Проблемы природоохранного законодательства в области обращения с отходами 20
2.4. Нормативно-технические документы регулирующие вопросы, связанные со сбором и использованием свалочного газа на территории Российской Федерации 21
2.5. Принцип системного подхода управления отходами 26
2.6. Нормативно-технические документы регулирующие вопросы, связанные со сбором и использованием свалочного газа на территории Московской области 29
2.7. Международное сотрудничество 31
Заключение 34
Используемая литература 35

Файлы: 1 файл

НИР.docx

— 97.24 Кб (Скачать)

Метод получения препарата  «Амберпит» имеет интеллектуальную защиту и не требует дальнейшей разработки. Однако технологическая привязка его использования для нейтрализации промвыбросов и рекультивации полигонов ТБО требует районирования.

  1. Нормативно-правовое регулирование в области рекультивации несанкционированных свалок и полигонов ТБО
    1. Нормативно-правовые документы и правовые документы, регламентирующие обращение с твердыми бытовыми отходами

Система регулирования в  области обращения с отходами производства и потребления в  Российской Федерации выглядит на сегодняшний  день следующим образом:

Нормативно-правовые документы  и правовые документы, регламентирующие обращение с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации подразделяются на:

  • кодексы;
  • федеральные законы;
  • постановления Правительства Российской Федерации;
  • технические регламенты;
  • санитарные нормы и правила;
  • строительные нормы и правила;
  • стандарты и технические условия;
  • ведомственные нормы и правила;
  • законодательные и нормативные акты субъектов Российской Федерации;
  • муниципальные нормативные и правовые акты.

Экологические требования в  области обращения с отходами сформулированы в следующих кодексах Российской Федерации:

Земельный Кодекс Российской Федерации в статье 13 устанавливает обязанность  землепользователей защищать земли от захламления отходами производства и потребления, загрязнения.

Градостроительный кодекс Российской Федерации в статье 2 устанавливает в качестве одного из основных принципов законодательства осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также в статье 35 определяет зоны специального назначения для объектов размещения отходов потребления.

Кодекс «Об  административных правонарушениях» №195-ФЗ от 30 декабря 2001 года определяет ответственность за административные правонарушения при управлении твердыми бытовыми отходами. В  главе 8 определяется ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Устанавливается ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических правил при обращении с отходами (ст.8.2). Статья 8.8 устанавливает административную ответственность за использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв. Так, например, ряд полигонов эксплуатируются в нарушение принципа соблюдения целевого назначения земельного участка и располагаются на землях сельскохозяйственного назначения. Не проводится рекультивация полигонов и свалок, не проводятся мероприятия по охране почв прилежащих земельных участков. Статья 8.21 определяет ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха (это касается, в частности, выбросов свалочного газа на полигоне). Статья 9.4 устанавливает ответственность за нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства (это касается и строительства полигонов ТБО).

Отношения в области обращения  с отходами производства и потребления  на федеральном уровне регулируются в настоящее время рядом федеральных законов, основными из которых являются федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Федеральный закон №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» определяет цели и  основные принципы государственной  политики в области обращения  с отходами, устанавливает нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами, правовые основы экологического контроля. Статья 12 определяет требования  к объектам размещения отходов: на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Статьями 5, 6, 8 определены полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Статья 13 определяет следующие требования к обращению с отходами на территориях городских и других поселений: территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации,  порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Также данный закон  вводит определение «объект размещения отходов — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое)»: детализация положений по объектам размещения отходов в Законе отсутствует.

Федеральный закон  от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»в статье 7 определяет полномочия органов местного самоуправления. Так к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Статья 14 определяет методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к которым, в том числе, относится разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде. В статье 36 определены требования в области охраны окружающей среды при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов: “при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов”. Статья 51 устанавливает требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления: “отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации”.

Федеральный Закон  №96-ФЗ от 4 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха», устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Статья 16 устанавливает требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности. Пунктом 7 данной статьи запрещается размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а пунктом 8 запрещается проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей природной среды. Статья 18 настоящего закона напрямую регулирует выбросы вредных (загрязняющих) веществ при хранении, захоронении, обезвреживании и сжигании отходов производства и потребления.  Данная статья устанавливает требования к предотвращению вредного воздействия на атмосферный воздух отходов производства и потребления при их хранении, захоронении и обезвреживании и напрямую касается объектов, связанных с переработкой, обезвреживанием или захоронением твердых бытовых отходов, как то: мусоросжигательных заводов и полигонов, являющихся крупными источниками вредных выбросов. Согласно статье 20 “в целях уменьшения трансграничного загрязнения атмосферного воздуха источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенными на территории Российской Федерации, Российская Федерация обеспечивает проведение мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также осуществляет иные меры в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха”.

Федеральный закон  № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предполагает государственную регистрацию потенциально опасных для человека отходов производства и потребления.  Статья 20 определяет санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях: “атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека”. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. Данная статья напрямую имеет отношение к полигонам и свалкам, располагающихся на территории городских и сельских поселениях. Статья 22 устанавливает  санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления: “отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации”.

 

    1.  Нормативно-правовая база в части обустройства и содержания полигонов ТБО

Российская нормативно-правовая база в части обустройства и содержания полигонов ТБО содержит следующие  документы:

СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных отходов. Основные положения по проектированию».

СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов  для твердых бытовых отходов» введены в действие Постановлением Минздрава РФ от 30 мая 2001 года №16, зарегистрированы в Минюсте РФ 26 июля 2001 г. № 2826.

«Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов  для твердых бытовых отходов», утвержденная Министерством строительства  Российской Федерации 2 ноября 1996 г., определяет c технической точки зрения весь цикл работы полигона ТБО.

В некоторых регионах разработаны  свои строительные нормы:

-  ТСН 30-310-2003 Самарской области «Мусороудаление и устройство полигонов по утилизации твердых бытовых отходов сельских населенных пунктов»;

-  ТСН 30-308-2002 Московской области «Проектирование, строительство и рекультивация полигонов твердых бытовых отходов в Московской области».

Несмотря на довольно обширную законодательную и нормативную  базу проблемы с отходами не решены в полной мере. Анализ ситуации в  области обращения с отходами производства и потребления в  Российской Федерации показал, что  вследствие несовершенства нормативно-правового  обеспечения этой деятельности, существует недостаточная эффективность государственного управления, контроля и надзора в  этой сфере.

Одной из ключевых мер по совершенствованию правового регулирования  в области обращения с отходами должно стать формирование системы  государственного регулирования хозяйственной  деятельности, обеспечивающей снижение негативного техногенного воздействия  на окружающую среду на основе технологических  нормативов и декларирования соблюдения экологических требований государственными стандартами и техническими регламентами.

 

2.3. Проблемы  природоохранного законодательства  в области обращения с отходами

В настоящее время в  Российской Федерации действует  большое количество федеральных  нормативных правовых актов в  области обращения с отходами, изданных в период до 2002 года.

Во многих субъектах Российской Федерации в развитие федерального законодательства приняты и действуют  региональные нормативные правовые акты в области обращения с  отходами, отражающие специфические  особенности территории. При этом многие из них были изданы упразднёнными  федеральными и региональными органами исполнительной власти, некоторые из этих актов не приведены в соответствие с действующим законодательством.

В настоящее время одним  из пробелов в российском законодательстве в области обращения с отходами является отсутствие детализации положений в области полигонного захоронения отходов, включая использование полигонов как источников метана.

    1. Нормативно-технические документы регулирующие вопросы, связанные со сбором и использованием свалочного газа на территории Российской Федерации

Для расчета количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от полигонов  твердых бытовых и промышленных отходов на территории Российской Федерации  действует  «Методика расчета количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от полигонов твердых бытовых и промышленных отходов» 2004 года.  

Данная методика предназначена в том числе для  оценки выбросов от полигонов твердых бытовых и промышленных отходов (ТБО и ПО) в предпроектной и проектной документации на размещение новых и расширение существующих объектов. Методика распространяется на основные виды газообразных загрязняющих веществ, образующихся в результате биотермического анаэробного процесса распада органических составляющих твердых бытовых и промышленных отходов и выделяющихся с поверхностей полигонов отходов в атмосферу в любом регионе Российской Федерации.

Данную методику необходимо применять при оценке потенциала свалочного газа на полигонах ТБО. В  методике приведены способы определения  количественного и качественного  состава выделяемого полигонами свалочного газа, методы расчета удельных и валовых выбросов образующегося свалочного газа в целом и по компонентам.

Расчет выбросов газообразных загрязняющих веществ в атмосферный  воздух в данной методике приводится для нормального режима эксплуатации полигона ТБО и ПО.

Также в данной методике приведены примеры расчетов максимальных разовых и валовых выбросов загрязняющих веществ полигоном твердых бытовых  и промышленных отходов.

Рассмотрим нормативно-технические  документы регулирующие вопросы, связанные  со сбором и использованием свалочного газа на территории Российской Федерации.

1. «Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов».

2. «Технологический регламент  получения свалочного газа с  полигонов твердых бытовых отходов».

На территории России действует  «Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для  твердых бытовых отходов» утвержденная Министерством строительства Российской Федерации 2 ноября 1996 года. Данная инструкция содержит   материалы   по проектированию,  эксплуатации и рекультивации  полигонов  для  твердых бытовых  отходов  с учетом необходимых материалов по охране окружающей среды, а также основные положения, которые следует строго соблюдать  при  проектировании,  эксплуатации  и  рекультивации полигонов   для  обеспечения  санитарных  и  экологических  требований эффективного использования земельных участков.

Информация о работе Рекультивация несанкционированных свалок и полигонов ТБО