Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

Часть первая Федерального закона Российской Федерации комментируемой "Об охране окружающей среды" статьи запрещает производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам без соблюдения обязательных разрешительных процедур. Для наиболее точного уяснения смысла положений комментируемой статьи обратимся к нормам международного права.

Оглавление

1. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия 3
2. Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов 13
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задача 1 21
Задача 2 24
Задача 3 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

Экол.ПЕЧАТЬ.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     Согласно  ст. 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

     Лечебно-оздоровительные местности — это территории (акватории), пригодные для организации и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи и др.). Курортами являются освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (п. 5 ст. 31 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

     Деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных лечебных ресурсов указанных особо охраняемых территорий, запрещается, а в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения населения, на данных территориях устанавливаются округа санитарной охраны, горно-санитарной охраны — для местностей, где лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, грязи и др.).

     Порядок организации лечебно-оздоровительных  местностей и курортов, особенности  их правового режима регулируются специальным законодательством, в частности, Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г.

     В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

     Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне — пользователями, во второй и третьей зонах — пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

     Санитарно-оздоровительные  мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

     Режим правовой охраны округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных  местностей и курортов федерального значения определен соответствующим  Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425.

     Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо  охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными  в установленном порядке таксами  и методиками исчисления размера  ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление согласно нормам гражданского законодательства.

     Для правильного определения причиненного ущерба в случае выявленного правонарушения необходимо привлекать специалистов контролирующих органов, в обязанность которых  входит составление акта о нарушении природоохранного законодательства и оценка причиненного ущерба.

     По  данным Государственного доклада «О состоянии окружающей природной  среды в Российской Федерации» на 31 декабря 2007 г. в Российской Федерации насчитывается:

  • 101 государственный природный заповедник общей площадью 33,8 млн га, из них площадь суши (с внутренними водоемами) — 27,2 млн га, что составляет 1,6% территории России, морская акватория — 6,1 млн га; 40 национальных парков общей площадью 7,732 млн га (0,45% территории России);
  • 69 государственных природных заказников федерального значения (общая площадь 12,7 млн га, площадь суши — 9,6 млн га, морская акватория — 2,9 млн га);
  • 27 памятников природы федерального значения площадью 34,3 тыс. га;
  • 56 природных парков общей площадью 17590,4 тыс. га (0,9% территории России) и около 100 ботанических садов и дендрологических парков различной ведомственной принадлежности (Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Министерству образования и науки Российской Федерации и др.) общей площадью более 7,5 тыс. га.

     Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов представляет собой совершение деяний, которые запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, регламентирующими статус этих территорий, в частности:

  • строительство зданий, сооружений, дорог, трубопроводов и т.п.;
  • ведение хозяйственной деятельности на территории заповедника или национального парка;
  • разведка и разработка полезных ископаемых;
  • строительство на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;
  • движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка и т.п.;
  • выпас скота, сенокошение, сбор цветов, сжигание травостоя в ботанических садах и т.д.

 

     

      Задача 1. В комитет природных ресурсов поступили сведения о том, что дорожно-ремонтно-строительное управление (ДРСУ) без согласования с органами санитарно-эпидемиологического надзора вблизи реки Сива, т.е. в зоне водозабора, оборудовало склад противогололедной смеси (речной песок, хлористый калий), которая с водостоками проникала в реку. Председатель комитета внес предписание, в котором поставил вопрос о незамедлительных ликвидации названного склада и вывозе противогололедной смеси. Однако это предписание исполнено не было.

      Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять  председателю комитета для выполнения предписания? 

     Решение

     В данном случае рассматривается ситуация,  в результате которой загрязняются земли и причиняется вред окружающей природной среде, т.е. совершено экологическое правонарушение. 
В соответствии со ст. 81 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" за экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде, юридические лица несут административную и гражданско - правовую ответственность в соответствии с упомянутым Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. 
 Председателю комитета охраны природных ресурсов нужно вынести предписание, согласно нормам Гражданского Кодекса Р.Ф.

     Статья 167. Умышленные уничтожение или повреждение  имущества

     1. Умышленные уничтожение или повреждение  чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, -

     наказываются  штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного  за период до одного месяца, либо обязательными  работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

     Статья 215.2. Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения

     1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние объектов энергетики, электросвязи, жилищного и коммунального хозяйства или других объектов жизнеобеспечения, если эти деяния совершены из корыстных или хулиганских побуждений, -

     наказываются  штрафом в размере от семисот  до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере  заработной платы или иногда дохода осужденного за период от семи месяцев  до одного года, либо исправительными  работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от одного года до трех лет.

     2. Те же деяния, совершенные: 

     а) группой лиц по предварительному сговору;

     б) неоднократно;

     в) лицом с использованием своего служебного положения, -

     наказываются  лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

     Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

     1. Производство запрещенных видов  опасных отходов, транспортировка,  хранение, захоронение, использование  или иное обращение радиоактивных,  бактериологических, химических веществ  и отходов с нарушением установленных  правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде,

     наказываются  штрафом в размере от двухсот  до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

     Статья 250. Загрязнение вод

      1. Загрязнение, засорение, истощение  поверхностных или подземных  вод, источников питьевого водоснабжения  либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, -

     наказываются  штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

     Статья 254. Порча земли

      1. Отравление, загрязнение или иная  порча земли вредными продуктами  хозяйственной или иной деятельности  вследствие нарушения правил  обращения с удобрениями, стимуляторами  роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, -

     наказываются  штрафом в размере от двухсот  до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

 

       Задача 2. Решением краевой думы закрыт государственный рудник по добыче руды, не являющейся собственностью края. Принятое решение дума мотивировала тем, что рудник хотя и не причиняет ущерба окружающей среде, но в краевой бюджет перечисляет весьма незначительные денежные средства. В результате этого решения коллектив рудника, оказавшись без работы, обратился с письмом в краевую газету.

      Оцените постановление думы с точки зрения соответствия закону. Если оно незаконно, то какой орган вправе его отменить? 

Решение:

    Данное  Постановление незаконно, так как  рудник не является собственностью края, а согласно ст.35 КРФ и ст. 209 ГК РФ  только собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться, имеющимся  у него имуществом. Собственником данного рудника может быть, как физическое,  так и юридическое лицо, в том числе государственное и муниципальное.

Информация о работе Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия